Ранним утром первого дня моего пребывания в Албании в сентябре 1956 г. на пороге моего гостиничного номера появился высокий красивый брюнет и отрекомендовался: Рок Зойзи. Имя это было мне хорошо известно - "главный этнограф Албании" называла я его за глаза (а потом, сдружившись, и вслух - в шутку). И действительно, до середины XX в. сведения из области албанских этнографических реалий использовали албанские историки, лингвисты, собиратели фольклора. Конкретные же этнографические изыскания принадлежали преимущественно зарубежным авторам. Рок Зойзи стал одним из первопроходцев в области отечественного албановедения.
Он родился 16 ноября 1915 г. в Шкодре - одном из интереснейших городов западного побережья Балканского п-ова. Этот древний город, расположенный под стенами крепости, возникшей еще в иллирийскую эпоху, в системе Османской империи был центром Шкодринского вилайета. В эпоху позднего средневековья он вел обширную торговлю с Венецианской республикой и другими центрами на севере Апеннинского п-ова. Естественно, что влияние католической церкви (Францисканского и Иезуитского орденов) в нем было велико (ныне в городе функционируют несколько католических церквей, образовательный центр, сохраняется специфический облик католического квартала).
Когда в 1923 г. (после тяжелых политических тяжб и военных баталий 1913 - 1923 гг.) представители великих держав окончательно установили границы возникшего албанского государства (албанцы провозгласили свою независимость от Османской империи в 1912 г.), они отрезали от него земли со смешанным албано-славянским населением, где располагались главные культурные центры. Тогда Шкодра стала не
Юлия Владимировна Иванова - кандидат исторических наук, специалист в области балканистики (Москва).
стр. 137
только одним из основных пунктов притяжения торгово-ремесленной деятельности, но и культурной жизни. (Между прочим, в 1934 г. там возникла одна из первых в Албании коммунистических групп, что указывает на оживленные связи с европ ...
Читать далее