Libmonster ID: KZ-2796

В работе дается характеристика традиционного и современного ювелирного искусства Казахстана. Выделяются региональные особенности художественной обработки металла в Западном, Центральном и Южном Казахстане. Автор показывает, как меняются ювелирные каноны в творчестве современных мастеров.

Ключевые слова: традиционное и современное ювелирное искусство Казахстана, зергеры, уста, шебер, казахское декоративно-прикладное искусство.

Ювелирные традиции казахского народа, истоки которых восходят к техникам художественной обработки металла ранних кочевников, получили развитие в эпоху средневековья, испытали влияние многих евразийских культур и свой законченный облик приобрели одновременно со становлением казахского этноса. Исследователь традиционной культуры казахов Э. А. Масанов разделял мастеров металлообработки на кузнецов - уста и ювелиров - зергеров-серебряников. Согласно легендарной традиции казахов, первым кузнецом, ювелиром и покровителем первых 40 мастеров был Дауд Пайгамбар (пророк Давид). С его именем связывали зарождение обработки металла и возникновение всех ремесел. Рассказывают, что руки Дауда никогда не обжигал огонь; он месил металл, как тесто, не пользуясь инструментом. Одержимость духом Великого пророка определяла призвание мастера-зергера.

Ювелирное искусство, природа которого у казахов считалась сакральной, согласно народной традиции, было делом избранническим, иногда сопряженным со страданиями и болезнями [Тохтабаева, 2005, с. 215]. У казахов бытовало представление о чудодейственной силе людей, связанных с раскаленным металлом, почитались места их работы. В мастерской запрещалось говорить о дурном, сквернословить, кричать, перешагивать через наковальню, мехи и другие инструменты. Казахи не только почитали атрибуты металлообработки, но и верили в их целебное и апотропейное свойства. В народе сохранились многочисленные рассказы о том, как излечивались бесплодные женщины и душевнобольные, переночевавшие рядом с мехами или наковальней: вечером перед этим мастер зажигал свечу - чтобы дух уста, покровительствующий ему, мог прийти на огонек и помочь больному.

Избранность мастеров, сложность ювелирной техники, знания и навыки, передававшиеся по наследству, наличие специального инструмента и проч. обусловили ювелирную специализацию, что нашло отражение в особом статусе этого ремесла [Масанов, 1961, с. 156].

Серебро доминировало в предметном мире кочевой культуры. Считалось, что оно обладало очищающей и защитной силой. Казахским зергерам традиционно были известны такие техники, как гравировка, чернь, эмаль, скань и зернь, штамповка, чеканка, насечка, серебрение и золочение, гранение драгоценных и поделочных камней [Там же, с. 159]. Изделия казахских ювелиров отличались разнообразием. На предметах домашнего обихода, конской сбруе, оружии и одежде присутствовали в качестве художественной отделки накладки из серебра, золота, бронзы и т.д. Изготовление ювелирных украшений было основным делом мастеров-зергеров.

Мужской комплекс украшений включал: кумис белбеу - парадный наборный пояс, шытырлы белбеу -пояс с нашивными декоративными элементами, кемер белдик - наборные пояса с мелкими нашивными деталями и крупными застежками, кисе белдик -охотничий пояс, морили жузик - перстни-печатки, а также различные виды холодного оружия, отличавшегося изысканным декоративным оформлением. Героический статус воинов казахского эпоса подчеркивала красота их амуниции; богатырь имел "скакуна под

стр. 135

седлом из злата литого, из наборного золота сбруя его, стремена же ковались из самого звонкого золота в мире" [Казахские богатырские сказания, 2001, с. 20].

Особое место в традиционном репертуаре казахских ювелиров занимали женские украшения, которые маркировали социальный и возрастной стутус их владелиц, а также обеспечивали им магическую защиту. Изысканность украшений рассматривалась как неотъемлемая часть женской красоты. Казахский фольклор подарил миру образцы лирических описаний героинь: "Что ж, ступай на базар Бухары, там увидишь ты пряжу, ту, что шелка нежней и длиннее аркана, и тогда ты представить лишь сможешь, какие косы у дочери хана. А потом отправляйся к зергеру он браслеты витые из чистого золота льет. Пуговицу златую ты спроси у него, и тогда ты представить лишь сможешь, какая у меня голова. ... А потом ступай к кузнецу, проволоку он тянет из серебряных слитков, и тогда ты представить лишь сможешь руки красавицы - дочери хана..." [Там же, с. 37].

Украшения были атрибутом женщин с малых лет. Их отсутствие, согласно казахской традиции, символизировало траур. Женщину без украшений сравнивали с деревом без листьев: ашекейи жок айел жапы-рагы жок агашпен тен -   [Тохтабаева, 2008, с. 97]. В целом традиционный женский комплекс украшений казахов был очень сложным и ориентировался на символику плодородия.

Самым дорогим по стоимости и сложным по исполнению был убор невесты - саукеле. Его форма восходит к глубокой древности. Археологические данные свидетельствуют о непрерывности традиции женских высоких парадных головных уборов на территории Прииртышья с раннего средневековья [Усманова, Логвин, 1998; Захарова, Ходжаева, 1989, с. 216]. Один из путешественников, побывавших в казахской степи в конце XIX в., описывая саукеле так: "Голову невесты украшал своеобразный головной убор - свадебная шапочка. Она была из красного бархата, имела форму сахарной головы, шапочка была богато украшена серебряными пластинками, жемчугом и кораллами, низ был отделан пушниной, из которой на лоб свисали несколькими рядами серебряные пластинки. С обеих сторон шапочки на грудь свисали широкие, также украшенные кораллами, жемчугом и серебряными пластиночками, ленты" [Букеевской орде 200 лет, 2001, с. 289].

Сведущий человек по саукеле мог определить происхождение девушки [Казахская национальная одежда, 1998, с. 13]. Его водружение на голову невесты сопровождалось специальным обрядом; женщина, исполнявшая его, получала специальный подарок от жениха - саукеленин байгазысы (букв. плата за саукеле) [Шаханова, 1998, с. 55].

Головной убор саукеле представлял собой гарнитур, который включал, по описаниям XIX в., тобель-дырык - навершие шапочки, магдай-мончах - украшение для лба, джак-мончах - украшение для висков, сагалдырык-кумис - украшение подбородка, чашбау-балгауза - украшение для затылка [Шорманов, 2007, с. 49]. До середины XIX в. под саукеле надевали зере -маленькую шапочку, которую украшали вышивкой и золотым шитьем. В прошлом зере называли также "кольцо для переносья" (ЦГА РК, ф. 4, оп. 1, д. 2815, л. 6об.). К макушке саукеле крепили желек - накидку из легкой ткани красного цвета [Маковецкий, 1948, с. 343]. Элементами саукеле была также укиаяк - нагрудная подвеска-оберег с реальными или стилизованными когтями филина и тумарша - нагрудная подвеска-амулет треугольной формы.

Над саукеле мастер работал обычно год. Стоимость некоторых образцов этого убора в конце XIX в. была очень значительной. В Букеевской орде, например, по данным X. Аргынбаева, богато декорированное саукеле оценивалось в 1 тыс. руб. серебром; в Семиречье такой убор обошелся родителям невесты в 2 тыс. руб. серебром [Аргынбаев, 1987, с. 68]. По сведениям С. Касиманова, в Младшем жузе один из образцов саукеле оценивался в 500 дойных кобылиц [1995, с. 165]. Согласно степному обычному праву, саукеле было собственностью женщины и возвращалось в ее род, если она умирала бездетной [Маковецкий, 1948, с. 343].

Наряд невесты включал также украшения: шекелик (височное), тамакалка, тамакша (нашейное), алка, ониржиек, тумарша, бойтумар (нагрудное), шолпы (для волос), белбеу (пояс), шашбау, сырга (серьги), билезик (браслеты), сакина (кольца), жузик (перстни).

В комплекс украшений зрелых замужних женщин входили: тана, тасты салпыншак, жарма - нашивные круглые бляхи, туйреуш - броши, шаш керме -затылочная заколка для волос, арка алка - украшения для спинки камзола, акык - подвески-обереги, кемер белбеу - пояса с нашивными бляхами разной формы и величины, капсырма - застежки для камзола, белбеу - пояс, шашбау, шолпы - украшения для волос, сырга - серьги, билезик - браслеты, сакина - кольца, жузик- перстни. Пояса, кольца, браслеты были очень разнообразны по размерам, форме, декоративному исполнению. С возрастом украшения женщины становились все более скромными. Кольца и браслеты она носила до глубокой старости; считалось, что пища, приготовленная женщиной, у которой нет на руках серебра, нечистая.

Традиционное казахское декоративно-прикладное искусство отличалось устойчивостью форм и содержания. Этнические особенности мировосприятия, совокупность духовных ценностей и эстетических критериев способствовали формированию

стр. 136

художественных канонов. В традиционном ювелирном искусстве казахов XVIII-XIX вв. выделяют три комплекса: первый - в Западном, второй - в Северном, Центральном и Восточном, третий - в Южном Казахстане и Жетысу.

Ювелирные изделия Западного Казахстана известный искусствовед Ш. Ж. Тохтабаева относит к разряду художественного феномена; они отличаются по технике (штамповка, накладная филигрань, зернь, низкорельефное тиснение, чернь), форме (крупномасштабные, скульптурные филигранные объемы в виде спиральных конусов, полусфер), монументальности художественного образа. Изделия этого комплекса имеют сходство с украшениями туркмен, каракалпаков и народов Дагестана [Тохтабаева, 2008, с. 98].

Украшения Северного, Центрального и Восточного Казахстана выделяются присутствием вставок из камней и стекла, многочастностью форм, удлиненностью силуэта, обилием подвесок. Некоторые образцы близки к изделиям башкир, казанских татар и кульджинских уйгуров [ Там же, с. 99].

Для Южного Казахстана и Жетысу характерны цельность форм, использование эмали и большая цветовая насыщенность. Некоторые образцы напоминают изделия узбекских, таджикских ювелиров; казахские мастера научились у них приемам работы с голубой эмалью, но превзошли учителей по широте репертуара [Там же, с. 100]. Казахские зергеры воплощали в образе собственное видение, опираясь на многообразие традиций и оригинальные техники исполнения.

В XX в. ювелирное искусство казахов переживало упадок, обусловленный политическими и социально-экономическими особенностями советской эпохи; сокращалось количество заказов, отсутствовал доступ к сырью - драгоценным металлам и камням. Нарушалась преемственность в трансляции ремесленных технологий, прерывались династии мастеров.

Ситуация стала меняться в 1980-х гг., когда училища и вузы Алматы, Семипалатинска, Чимкента и других городов Казахстана начали готовить специалистов в области декоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественной обработки металла. Одним из центров подготовки мастеров-зергеров стал Алматинский государственный театрально-художественный институт (ныне Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова).

К началу XXI в. в республике сформировалась плеяда выдающихся ювелиров, соединивших в своем творчестве традиции и новации. Среди них - Ильяс Сулейменов - лауреат многих престижных наград, разработавший концептуальный стиль "евразийского этномодерна"; Крым Алтынбеков - признанный художник-реставратор, автор реконструкций раритетов скифо-сакской эпохи казахских степей; известные художники-прикладники Амангельды Мукажанов, Серик Рысбеков, Сержан Баширов, Берик Алибай и др.

Современные зергеры активно экспериментируют с формами, материалами, технологиями, работают с платиной, золотом и серебром, используют поделочные и драгоценные камни и эмали. В создании образного строя они обращаются и к архаике, и к модерну. Сегодня ювелирное дело является одним из самых успешных направлений в казахском декоративно-прикладном искусстве. Оно обрело статус профессиональной художественной деятельности. Изделия казахских мастеров с успехом демонстрируются на республиканских и международных выставках.

В Казахстане принято несколько программ, направленных на возрождение традиций. Государственная программа Республики Казахстан "Культурное наследие", изначально рассчитанная на 2004 - 2007 гг. и позже продленная до 2010 г., определяет перспективы развития традиционных и современных ремесел в стране.

В Астане создан Президентский центр культуры Республики Казахстан, отдел реставрации и ювелирную мастерскую в нем возглавляет Берик Алибай. Он потомственный зергер из племени Дулат Старшего жуза, окончил Алматинское художественное училище им. Н. В. Гоголя и Алматинский государственный театрально-художественный институт. Сегодня Б. Алибай - известный в Казахстане и за его пределами художник-ювелир. Он делает украшения, обереги, оружие, пояса, инсталляции из металла, работает с платиной и золотом, но предпочитает серебро. Б. Алибая отличает традиционность в технологии. Будучи профессиональным художником-реставратором, мастер много работает с ювелирными изделиями XVIII - начала XIX в. Иногда он воспроизводит старинные вещи, стремясь сохранить первозданность традиции. Украшения, выполненные Б. Алибаем, имеют характер престижных символов. Часто ему заказывают свадебные комплекты для невест и т.н. кольца свахи (массивные кольца с двумя-тремя шинками), которые принято дарить матери жениха. Эти украшения в наши дни, как и прежде, занимают значимое место в казахской культуре, являются частью ритуальных дарообменов, опосредующих отношения между людьми.

Для творчества Б. Алибая характерны насыщенность декора, объемность конструктивных форм, широкое использование фактурно-пластических эффектов. По стилю его произведения напоминают серебряные украшения Западного Казахстана, которые Ш. Ж. Тохтабаева определяет как украшения с низкорельефным тиснением, образной ролью накладной филиграни и зерни, а также с чернением. Свободно владея ювелирными стилями Центрального, Южного и Западного Казахстана, Б. Алибай стремится

стр. 137

следовать западно-казахстанским традициям, ибо они более всего, по его мнению, отражают своеобразие художественного мышления казахов, связанного с преклонением перед величием степей и историческим прошлым. В подобной избирательности проявляется особенность современного декоративно-прикладного искусства казахских мастеров, ориентирующихся не на клановые предпочтения, а на стилистическую вариативность и формирующийся общенациональный колорит.

Искусство Б. Алибая признано и в Казахстане, и за его пределами. Работы мастера находятся в частных и музейных коллекциях в Турции, Малайзии, Катаре, Франции, Армении, России и в других странах. Б. Алибай - заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, обладатель премии Президента Республики Казахстан, особого сертификата республиканского конкурса "Зергер-99" - "За преданность ювелирному искусству", сертификата Первого казахстанского конкурса ремесленников "Шебер-2009" ("Мастер-2009") в номинации "Толтумалык" ("Самобытность"). Ювелирное искусство мастера-зергера из Астаны сохраняет ярко выраженный этнический характер. Интерес к историческим корням и национальной культуре является основой его творчества, в котором органично сочетаются традиции и новации.

Ориентация на культурное многообразие, отражающее возрождение и приумножение национального наследия, а также динамику модернизационных процессов, определяет современные тенденции в развитии ювелирного и всего декоративно-прикладного искусства Казахстана. Эта поддержанная государством стратегия позволяет сохранить этническую самобытность, а также активно участвовать в мировом художественном процессе и превращать ценности казахского народа в достояние всего человечества.

Список литературы

Аргынбаев Х. Казак халкынын колонері. - Алматы: Онер, 1987. - 128 с.

Букеевской орде 200 лет. - Алматы: Олке, 2001. - Кн. 5. - 304 с.

Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Головные уборы казахов (опыт локальной классификации) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1989. - С. 202 - 226.

Казахские богатырские сказания. - Семей: Международ. клуб Абая, 2001. - 384 с.

Казахская национальная одежда. - Алматы: Didar, 1998. -80 с.

Касиманов С. Казак халкынын колонері. - Алматы: Казакстан, 1995. - 240 с.

Маковецкий П. Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов // Материалы по казахскому обычному праву. - Алматы: Жалын, 1948. - С. 320 - 392.

Масанов Э. А. Ювелирное производство. Кузнечное и ювелирное ремесла в казахском ауле // Новые материалы по археологии и этнографии Казахстана. - Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961. - С. 156 - 170.

Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 474 с.

Тохтабаева Ш. Ж. Шедевры Великой степи. - Алматы: Дайк-Пресс, 2008. - 240 с.

Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). - Алматы: Казакстан, 1998. - 184 с.

Шорманов М. Казахские народные обычаи. - Астана: Товарищество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный фонд "Эко"", 2007. - Т. 4. С. 42 - 59.

Усманова Э. Р., Логвин В. Н. Женские накосные украшения Казахстана: (эпоха бронзы). - Лисаковск: Караганд. гос. ун-т им. Е. А. Букетова; Кустан. гос. ун-т им. А. Байтурсынова; Лисаков. музей истории и культуры народов Верх. Притоболья, 1998. - 64 с.

* * *

Фоторепортаж А. В. Терехова

Андрей Владимирович Терехов родился в 1970 г., фотографией начал заниматься в 1985 г. в детской фотостудии. В 1995 г. окончил Кемеровский государственный университет культуры и искусств. С 1998 г. рабо-

тает фоторепортером в СМИ Казахстана. С 2000 г. -сотрудник республиканской еженедельной газеты "Караван", фотокорреспондент по Астане и Акмолинской обл. Сотрудничает с различными изданиями и агентствами.

стр. 138

1. Художник-ювелир Берик Алибай на фоне своих инсталляции "Кызыл жебе" - "Красная стрела" и ножа с ножнами - пышак кынымен (сталь, серебро, коралл, бирюза, кожа, кость; ложная зернь, скань, оксидировка).

Берик Алибай из рода Ботбай-Конырбай племени Дулат Старшего жуза вырос в с. Кызылсай Меркенского р-на Джамбульской обл. В детстве он часто прибегал в кузницу деда Алимбая, который был известным мастером. Когда Берик стал ювелиром, родственники передали ему старинные инструменты. По традиции, вещи мастера не должны уходить из семьи - в них заключена его душа и сила.

2. Билезик - браслет работы Б. Алибая (серебро; накладная филигрань, ложная зернь, оксидировка; вставки: халцедон, сердолик).

3. Инструменты зергера.

стр. 139

4. Президентский центр культуры Республики Казахстан. Малика Кемпирова в национальном наряде с украшениями работы Б. Алибая: ониржиек - нагрудная подвеска, сырга - серьги, жузик - перстни.

В старину ювелиры начинали работу с молитвы: "Бисмилла иске cam болсын; ие азрети Ер Даут, озиниз колданыз, бисмилла рахман рахым" - "Да пребудет удача, правящий хазретом Ер Даутом, поддержите ". Каждое новое дело Б. Алибай, ожидая озарения и поддержки Всевышнего и духов предков, начинает с прикосновения к инструментам. Так делал его дед Алимбай, так будет делать его преемник. Руки мастера преображают мир и людей по законам красоты, возвращают утраченные ценности прошлого.

5. В ювелирной мастерской Президентского центра культуры. Корректировка дизайна украшений по старинным образцам.

стр. 140

6. Б. Алибай за работой над браслетом (пайка декоративной фигурной накладки).

Казахская традиция наделяет зергеров, имеющих власть над огнем и раскаленным металлом, даром творцов и целителей. Превращая бесформенную пылающую массу в изысканные украшения, они завершают деянье Создателя, привносят в мир гармонию. Такой мастер, по меткому народному выражению, "темирге тил, жан-кага, жан битиретин" - "железо говорить научил, в щепку душу вложил".

7. Женские украшения работы Б. Алибая: билезик - браслеты, укиаяк - нагрудное украшение-оберег с "когтями филина", сырга - серьги, жузик - перстень (скань, накладная ложная зернь, чернение; вставки: бирюза, сердолик, коралл).

стр. 141

8. Кристина Хайбуллина примеряет украшения работы Б. Алибая - комплект "Жар-Жар", названный так же, как свадебная песня.

9. Кудаги жузик - "перстни свахи" работы Б. Алибая (серебро; скань, ложная зернь, оксидировка; вставки из сердолика).

Традиционное ремесло казахских зергерое опиралось на знание фамильных секретов мастерства. Согласно старинным канонам, камни в украшениях должны быть закрыты. Их глубина и сияние превращались в тайну. Во власти зергера находились природа камня, блеск серебра и свет женских глаз. Оправляя в серебро женскую красоту, ювелир открывал ее тайну.

10. Подбор камней для женского нагрудного украшения бойтумар.

стр. 142

11. Реставрация традиционных украшений XIX в. из Западного Казахстана в Президентском центре культуры Республики Казахстан.

У казахов есть пословица: "Бир айел болса да, зергер жумыссыз калмайды" - "Пока есть хоть одна женщина, ювелир не останется без дела". Украшения хорошего зергера, работающего под покровительством духов-предков, несут в себе заряд его силы и являются благопожеланием. Украшения придают законченность облику женщины, подчеркивают ее достоинство, спасают от болезней и бед. Любовь к украшениям, умение их носить и беречь - часть традиционной казахской культуры.

12. Шкатулка с набором традиционных казахских украшений.

стр. 143

13. Художник-ювелир Б. Алибай в национальном халате шапан с саблей кылыш собственной работы.

14. Пышактар кындарымен - ножи с ножнами работы Б. Алибая (сталь, серебро, бирюза, кость, сердолик, кожа; ложная зернь, скань, оксидировка).

В мастерской Б. Алибая культура кочевников предстает не только в многообразии женского серебра, но и в изысканности холодного оружия. Согласно адату казахской степи, лишь оружие давало право голоса на общем собрании. Мастера узнавали по его ножам. Изготовление оружия начиналось с высшего благословления: "Пирим Ер Даут сен колда! Сен колдасан мен мунда" - "Поддержи пир, Ер Даут! Если ты готов -я здесь". Готовность к творчеству на вечные времена остается привилегией и испытанием мастера.

15. Б. Алибай со своими учениками - мастерами отдела реставрации и ювелирной мастерской Президентского центра культуры Республики Казахстан.

стр. 144

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СЕРЕБРО-КАЗАХСКИХ-ЗЕРГЕРОВ-ТРАДИЦИИ-В-СОВРЕМЕННОМ-ЮВЕЛИРНОМ-ИСКУССТВЕ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. К. Сураганов, СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 13.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СЕРЕБРО-КАЗАХСКИХ-ЗЕРГЕРОВ-ТРАДИЦИИ-В-СОВРЕМЕННОМ-ЮВЕЛИРНОМ-ИСКУССТВЕ (дата обращения: 13.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. К. Сураганов:

С. К. Сураганов → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
18 просмотров рейтинг
13.12.2024 (9 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
БРАК У ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ДЮПСИНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АНТРОПОМОРФНАЯ, ЗООМОРФНАЯ И СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА НА СОСУДАХ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ОБЫЧАИ РЯЖЕНИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ НЕМЦЕВ СИБИРИ
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАХОМОВСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ГЛИНЯНЫЕ ШАРЫ С ОСТРОВА СУЧУ - МАТЕРИАЛЬНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
"Тезис о конфликте" и научный натурализм
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
"Precepts" of Socialism: Transformation of a religious holiday in a village in the Central Nechernozem Region in the mid-1940s-early 1960s
Каталог: Религиоведение 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
Вчера · от Urhan Karimov
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android