Libmonster ID: KZ-2759

В статье предлагаются новые подходы к проблеме сложения андроновской культурно-исторической общности в контексте миграционных процессов. Археологические материалы, полученные на огромных пространствах урало-енисейских степей, позволяют рассматривать миграции как один из инструментов формирования населения. В эпоху средней бронзы прослеживаются две миграционные волны с территории Казахстанского Прииртышья. В результате первой произойти сближение разнокультурных этнических групп и сложение андроновской общности; вторая не только способствовала расширению территории, занятой носителями андроновских традиций, но и послужила основой для развития позднебронзовых валиковых комплексов и андроноидных культур.

Введение

Миграция как универсальная форма существования людских сообществ представляет собой многоаспектное социально-историческое явление. Она выполняет функции перераспределения населения между регионами, трансляции культур, что детерминирует формирование новых культурных образований, которые, в свою очередь, способствуют сближению разноэтничных групп и сложению новых народов. Кроме того, миграции - важный фактор трансформации социально-экономических процессов; они оказывали заметное влияние на демографические показатели: рождаемость, смертность, брачную и половозрастную структуры населения.

Становление новых культурных стереотипов на осваиваемых территориях тесно связано с культурно-хозяйственной деятельностью мигрантов. Поскольку эта деятельность реализуется в культуре, отражающей адаптацию населения к окружающей среде, то следы ее сохраняются в виде археологизированных материальных остатков. Складывавшиеся традиции наиболее полно проявляются в керамике, что дает возможность реконструировать миграционные процессы.

Археологические материалы, полученные в последние десятилетия, позволяют обратиться к изучению роли миграций в формировании и развитии андроновской культурно-исторической общности, занимавшей обширные территории степной и лесостепной зон от Урала до Енисея.

Вопросы миграций древнего населения не утрачивают своей актуальности. Чем значительнее корпус археологических источников, тем заметнее влияние миграционной теории в объяснениях трансформации культурного развития древних коллективов, общественных форм жизни. Изучение миграционных процессов в древних обществах обычно ведется в двух направлениях: с одной стороны, предпринимается попытка выявить причины миграции той или иной группы населения, с другой - определяются ее последствия для мигрантов и обитателей территории, где происходило взаимодействие этих групп [Черносвитов, 1999, с. 5].

У специалистов нет единого взгляда на причины миграций, но в основном преобладают два объяснения: давление избыточного населения при определенном уровне развития производительных сил и влияние природных процессов, прежде всего климата, в

стр. 88
условиях конкретной природно-климатической зоны. Воссоздать природную среду в евразийских степях в эпоху бронзы сложно, поскольку для большинства территорий отсутствуют палинологические данные. Как правило, археологи рассматривают палеогеографические материалы своего региона, исходя из общеклиматических эпохальных тенденций, экстраполируя их на локальные изменения ландшафта и климата в той или иной зоне (см., напр.: [Косарев, 1974]).

На миграционные процессы в отдельные периоды бронзового века могли оказывать влияние как давление избыточного населения, так и изменения климата. Миграции прослеживаются и в меридиональном, и в широтном направлениях встречными и пересекающимися потоками. Расселение мигрантов в одних и тех же районах, в инокультурном окружении, создавало определенную культурную пестроту. Контакты разнокультурных групп приводили к появлению симбиотических образований, что способствовало прогрессу населения, обитавшему в евразийских степях.

Влияние климата на миграционные процессы

Для воссоздания климата центральной части Евразии особое значение имеет изучение данных, отражающих особенности колебания уровня Аральского моря. Являясь внутренним водоемом, Арал чутко реагировал на изменение общей увлажненности и иссушение климата региона. Единой точки зрения на причины колебаний уровня Аральского моря в прошлом нет. А. В. Шнитников считал, что уровень зависел от степени общей влажности климата, который, в свою очередь, подчинен 1850-летним циклам изменения солнечной активности. Временные рамки трех последних циклов он определял на основе исторических данных и материалов археологических памятников, изученных на территории Приаралья [Шнитников, 1969, с. 116, 136, 157, табл. 15]. Иную картину, опираясь на результаты палинологических исследований, реконструируют И. Г. Вейнбергс и В. Я. Стелле. По их мнению, в позднем плейстоцене - раннем голоцене Арал переживал регрессивную стадию своего развития. В это время для окружающей местности были характерны тундростепной ландшафт, сухой и холодный климат. Затем Арал вступил в трансгрессивную стадию развития, совпадающую с климатическим оптимумом. Следующая регрессивная стадия, относящаяся к эпохе бронзы, связана с некоторым усилением засушливости климата [Вейнбергс, Стелле, 1980, с. 177 - 180]. Несмотря на различие концепций, в основе построений А. В. Шнитникова, И. Г. Вейнбергса и В. Я. Стелле лежит признание изменчивости влажности климата, что и вызывало колебания уровня Аральского моря.

Другую точку зрения о причинах рассматриваемого явления высказали сотрудники Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. По их мнению, трансгрессии Арала наступали тогда, когда Амударья сбрасывала в него свои воды; когда же река меняла русло, происходила регрессия. До II тыс. до н.э. Аральское море находилось в регрессивном состоянии, т.к. Амударья все воды отдавала Сарыкамышскому озеру, и только в конце III - начале II тыс. до н.э. произошел первый ее прорыв через Акчадарью в Арал. Время этого события установлено по наличию в северной дельте Акчадарьи позднекельтеминарских и камышлинских стоянок. На протяжении II тыс. до н.э. формировалась приаральская дельта Амударьи, и уже с начала I тыс. до н.э. река отдавала свои воды Аралу, в результате произошла его последняя трансгрессия [Низовья Амударьи..., 1960, с. 14, 23, 80 - 81, 83 - 89; Кесь, Андрианов, Итина, 1980, с. 188 - 189].

Исследование флоры и фауны Устюрта, междуречья Сырдарьи и Амударьи показало сходство климатических условий на отрезке времени от 10 до 4 тыс. л.н. с современными в степной зоне. В это время в северной части Средней Азии и Устюрта была богатая травянистая и кустарниковая растительность, что делало данные территории благоприятными для жизни людей [Виноградов А. В., 1981, с. 19 - 46; Мамедов, 1980, с. 98, 170 - 171]. Позднее, в связи с иссушением климата, началось опустынивание [Марков и др., 1982, с. 235 - 240].

Реконструируемая климатическая ситуация на территории Средней Азии и Казахстана в голоцене имеет определенное сходство с предложенной Н. А. Хотинским схемой колебания климата в этот период в Западной Сибири [1977, с. 163 - 165,180; Хотинский, Немкова, Сурова, 1982, с. 150 - 151]. Климатический оптимум, по мнению исследователей, начался в бореале и закончился на рубеже атлантика и суббореала. Суббореальная и субатлантическая фазы голоцена рассматриваются как относительно единый этап в развитии природы северной части Евразийского континента. В это время на территории Западной Сибири произошло некоторое похолодание по сравнению с атлантическим периодом, деградировали еловые и широколиственные леса, активизировалось заболачивание подтаежной и таежной зон. Указанные процессы не сопровождались значительным колебанием влажности климата и смещением границы между лесом и степью, установившейся еще в атлантический период.

Топография археологических памятников разных регионов Западной Сибири и Казахстана свидетельствует о существенной изменчивости климата в суббореале. Результатом увлажнения климата явилось смещение ландшафтно-растительных зон на север. Изменились границы не только между степью и лесостепью, но и между лесостепью и лесом [Косарев, 1974, с. 24 - 27; 1979; Молодин, Зах, 1979, с. 52; Потемкина, 1979, с. 59; Хабдулина, Зданович, 1984, с. 150]. Период средней и поздней бронзы (II - начало I тыс. до н.э.),

стр. 89
по мнению большинства специалистов, приходится на суббореал. Он характеризуется ксеротермическим и более континентальным климатом с температурой на 2 - 4 °С выше современной, в отличие от умеренно-влажного и умеренно-теплого климата предшествующего времени и умеренно засушливого и умеренно-теплого в первые века раннего железного века [Евдокимов, 2000, с. 58; Потемкина, 1985, с. 28].

Сопоставление климатических процессов, протекавших на территории Северного Казахстана и Западной Сибири, с одной стороны, и на просторах Средней Азии - с другой, позволяет предполагать, что в промежуточных степных зонах развитие климата было во многом сходным. Это подтверждается наблюдениями на археологических объектах: поселения всех периодов эпохи бронзы приурочены к незатопляемым в половодье речным террассам; ямы-колодцы углублены ниже современного уровня грунтовых вод; культурные слои памятников на низких участках перекрыты аллювиальными отложениями.

Рассмотренные выше факторы позволяют говорить о том, что на общем фоне некоторого уменьшения влажности климата в эпоху бронзы условия для развития растительного и, соответственно, животного мира в суббореальный период были близки к современным. Температура воздуха была несколько выше современной, а продолжительность вегетационного периода - больше. Пространства между Уралом и Алтаем представляли собой разнотравную степь с хорошо развитой в долинах рек древесной растительностью, переходящую на севере в лесостепь с отдельными островными лесами. Таким образом, благоприятные для жизнедеятельности условия способствовали формированию в эпоху бронзы в пределах зауральской степи самобытных культурных образований на основе комплексного хозяйства, в т.ч. благодаря успешной адаптации мигрантов к местной среде.

Сложение андроновских культур в свете миграционного взаимодействия

История изучения бронзового века урало-казахстанских степей связана прежде всего с проблематикой андроновского культурного единства. К середине XX в. были сформулированы основные точки зрения на генезис, хронологию и судьбы андроновской культуры, высказана идея о длительной эволюции андроновских древностей в зауральских степях. Результатом изучения этих комплексов на разных территориях стало выделение своеобразных региональных культурных образований, объединенных в "андроновскую общность" [Формозов, 1951, с. 18]. В последующий период исследуются десятки андроновских памятников на огромных пространствах от Поволжья до Енисея и от кромки южной тайги до Средней Азии, что поставило проблему концептуального подхода к определению места, времени функционирования и хронологической атрибуции артефактов в рамках единой андроновской культурно-исторической общности [Федорова-Давыдова, 1973, с. 152]. Дальнейшее накопление материалов по всему ареалу памятников этой общности привело к появлению разнообразных концепций о происхождении и взаимодействии входящих в нее культур [Матющенко, 1973; Косарев, 1981;Кирюшин, 1985; Потемкина, 1985; Зданович, 1988; Аванесова, 1991; Варфоломеев, 1991; Кузьмина, 1994; Ткачёв А. А., 2002].

Особую роль в развитии взглядов на последовательность и генетическую преемственность андроновских древностей играет концепция С. С. Черникова, разработанная на основе материалов Казахстанского Прииртышья [1960]. Позиция исследователя базируется на том, что в основе андроновских культурных традиций лежит широкий спектр материально-культурных проявлений в степной зоне Казахстана, откуда влияние носителей этих традиций распространялось на Зауралье, Верхнее Приобье, Енисей и Среднюю Азию. Культурное единство предопределяется общностью происхождения и сходством хозяйственно-культурной деятельности. Этнические различия отдельных андроновских групп отражают разносторонние культурные контакты в процессе их расселения. По мнению С. С. Черникова, развитие андроновской культуры показывает общность отдельных культурных или этнических групп, что особенно ярко проявилось на заключительном этапе их существования. Концепция исследователя объясняет не только культурно-хронологическое своеобразие андроновских племен, населявших Восточный Казахстан, но и последовательность исторических процессов в андроновской среде на огромной территории.

Современное андроноведение включает два основных направления в решении базовых проблем: миграционное и эволюционное. По мнению большинства исследователей, происхождение алакульской культуры связано с зауральским энеолитом [Матюшин, 1982, с. 297 - 300; Стоголос, 1983, с. 257; Логвин, 1991, с. 52 - 53; 2002, с. 35 - 37]. Исходной территорией считаются степи в бассейнах Тобола и Интима [Потемкина, 1983, с. 13, рис. 1; 1985, с. 273], а с открытием синташтинских комплексов и выделением раннеалакульских (петровских) памятников - Южное Зауралье и прилегающие степные районы Казахстана [Ткачёв В. В., 1998, с. 46; Виноградов Н. Б., 2007, с. 35 - 36]. Представители миграционного направления расходятся во взглядах на место формирования андроновской (федоровской) культуры. Следует отметить три взаимоисключающие версии: зауральскую [Потемкина, 1985, с. 272 - 273; Косарев, 1991, с. 81]; восточно-казахстанскую [Стоколос, 1972, с. 115; Максименков, 1978, с. 87; Ткачёва, 1997; Ткачёв А. А., 2002, с. 190]; центрально-казахстанскую [Кузьмина,

стр. 90
1994, с. 114 - 122; Стефанов, Корочкова, 2006, с. 135] территории. Представители эволюционного направления рассматривают андроновские древности как результат последовательного, генетически преемственного развития культур андроновской общности [Сальников, 1967; Зданович, 1984; Аванесова, 1991; Матвеев, 1998].

Стратиграфическая ситуация, прослеженная на многослойных памятниках эпохи бронзы в Притоболье, Северном и Центральном Казахстане, показывает, что алакульско-атасуская и федоровско-нуринская посуда содержится в одних культурных горизонтах примерно в равном количестве [Зданович, 1974, с. 65, рис. 4; Потемкина, 1976, с. 101 - 105; 1985, с. 47, 83; Кадырбаев, 1983, с. 134 - 139; Ткачев А. А., 2002, табл. 22, 31]. Над ними в большинстве случаев залегают отложения с валиковыми алексеевско-саргаринскими комплексами. На многослойных западно-сибирских памятниках (Омская стоянка, Ирмень I, Красный Яр, Куделька-2) андроновский горизонт, находящийся в основании культурных напластований, перекрыт ирменским позднебронзовым [Грязнов, 1956, с. 30 - 36; Членова, 1955, с. 38-47; Зах, 1997, с. 66]. Таким образом, стратиграфических данных о соотношении алакульско-атасуских и федоровско-нуринских культурных отложений не выявлено.

Стратиграфия и планиграфия памятников, статистические выкладки о соотношении разнотипной керамики в поселенческих комплексах свидетельствуют, с одной стороны, о самостоятельном бытовании андроновской (канайской) культуры в междуречье от Иртыша до Енисея, с другой - о сосуществовании алакульско-атасуского и андроновско-канайского населения на протяжении средней бронзы в Тоболо-Иртышском междуречье. Данные о генетической преемственности носителей федоровских и алакульских (по К. В. Сальникову) или алакульских и федоровских (по Г. Б. Здановичу, Н. А. Аванесовой, А. В. Матвееву) традиций на сегодняшний день не выявлены. Керамические комплексы однослойных памятников андроновского круга фиксируют родственную подоснову раннеалакульских (синташтинских, петровских, нуртайских) и раннеандроновских (канайских) древностей и в то же время позволяют предполагать их формирование на смежных территориях, близких по основным природно-географическим показателям. Отличия между ними отражают специфику развития конкретных культурных образований.

В сложении андроновских комплексов Верхнего Прииртышья базовым элементом выступают доандроновские усть-буконьские древности, выделенные в особый этап развития в эпоху бронзы на данной территории [Черников, 1960; Ткачёва, 1997]. По мнению М. Ф. Косарева, усть-буконьская керамика имеет ряд оригинальных черт, сближающих ее с самусьской Западной Сибири [1981, с. 105]. Ю. Ф. Кирюшин высказал предположение об однокулыурности доандроновских комплексов Восточного Казахстана, предгорий Алтая и верхней Оби [2002, с. 84]. С этой гипотезой вряд ли можно согласиться, т.к. между восточно-казахстанскими и алтайскими памятниками больше различий, чем сходства. Отмеченная исследователем определенная близость керамических комплексов разных территорий - "явление скорее эпохальное" [Там же, с. 86], чем культурное.

Близкая усть-буконьской керамика обнаружена на энеолитических стоянках Чемар I, Нурбай II и III на границе Верхнего и Павлодарского Прииртышья [Мерц, 2004, рис. 2]. Традиции, нашедшие отражение в материалах памятников типа Чемар I, по нашему мнению, лежат в основе формирования раннебронзовых комплексов усть-буконьского облика. Эти памятники определяют северную границу ареала доандроновских древностей Восточного Казахстана, совпадающую с таковой Казахского мелкосопочника и юго-западными предгорьями Алтая. Севернее, в степной зоне Павлодарского Прииртышья, распространены комплексы, часть из которых имеет определенное сходство с елунинско-кротовскими [Мерц, 2003, с. 133, рис. 1, 1, 18 - 20]. Оставившие их группы были вытеснены или, скорее всего, ассимилированы верхнеиртышским раннеканайским населением на начальной стадии миграции на север по долине Иртыша.

Керамика усть-буконьского типа сопоставима с посудой культур юга Западной Сибири: одиновской, крохалевской, елунинской, вишневской, но наибольшее сходство обнаруживает с сосудами випшевского типа Северного Казахстана, на которых широко распространены наклонные оттиски, округлые и треугольные вдавления, сочетающиеся с волнистыми и горизонтальными линиями [Татаринцева, 1984, с. 104 - 110, рис. 2, 2, 5, 4 - 15]. Большинство исследователей датируют раннебронзовые культурные образования в пределах последней четверти III - первой трети II тыс. до н.э. [Крижевская, 1977, с. 96; Косарев, 1981, с. 62; Татаринцева, 1984, с. 112; Молодин, 1985, с. 34; Кирюшин, 2002, с. 82].

Судьба усть-буконьских комплексов, лежащих в основе андроновской культурной традиции, связана с канайской культурой, сформировавшейся на территории Восточного Казахстана и прошедшей в своем развитии три генетически связанных этапа [Ткачёва, 1997]. На раннем, канайском, этапе (XVIII-XVII вв. до н.э.) она развивалась в пределах горностепного района Верхнего Прииртышья. Керамика этого времени еще имеет сходство с древностями окуневской культуры Минусинской котловины и кротовско-елунинскими комплексами западно-сибирской лесостепи. На следующем, марининском, этапе (XVII-XVI вв. до н.э.) началась экспансия канайского населения в степные районы Павлодарского Прииртышья и на прилегающие территории Алтая. Марининская керамика представлена баночными и горшечно-баночными сосудами, орнаментированными с использованием резной техники и гребенчатого штампа. В орна-

стр. 91
ментике постепенно начал преобладать геометризм, появились слабовыраженные "косые" треугольники.

Особое место среди разнообразного инвентаря марининского времени занимают "лапчатые" подвески с "бородавчатыми" выпуклостями. Они не только маркируют марининские древности канайской культуры, но и позволяют очертить территорию расселения ее носителей в конце второй четверти II тыс. до н.э. - это Казахстанское Прииртышье и прилегающие степные районы Алтая. Аналогичные подвески обнаружены в могильниках Мичурино I, Кенжеколь I, Ново-Александровка. Фирсово XIV, Кытманово, Рублево VIII. Близкое по форме изделие найдено в Барабинской лесостепи в кротовском захоронении могильника Сопка II [Молодин, 1985, рис. 34, 21]. За пределами Обь-Иртышского региона единственная находка подобного типа происходит из могильника Мурзашоку в Центральном Казахстане [Маргулан, 1979, с. 311, рис. 226, 58].

Сходство керамических комплексов названных выше археологических объектов, расположенных компактно в одной природно-климатической зоне, определяет территорию формирования общеандроновских стандартов, откуда в процессе миграции населения андроновско-канайские культурные традиции распространялись по степной полосе Евразии. На марининском этапе в условиях прогрессирующего ксеротерма отдельные группы мигрантов продвинулись по степному коридору на восток до Енисея [Елькин, 1967; Максименков, 1978], по долине Иртыша - в лесостепь и подтаежную зону, где они взаимодействовали с кротовским населением, перенявшим некоторые элементы узора и виды украшений [Молодин, 1985, с. 37, 115, рис. 34, 1, 16, 21]. Другие канайские коллективы мигрировали в степи Центрального Казахстана, и там возникли поселения со специфическим скотоводческо-металлургическим хозяйством (Атасу, Усть-Кенетай, Икпень I, Икпень III). На этой территории в результате взаимодействия местного и пришлого населения сформировались атасуская и нуринская культуры [Маргулан и др., 1966; Кадырбаев, 1983, с. 139 - 142, рис. 2; Ткачёв А. А., 2002, с. 18 - 29, 95 - 113, 191]. В Приишимье вследствие миграционных процессов и межплеменного противостояния у петровского населения появились укрепленные поселения (сосредоточены на левобережье Ишима) [Зданович, 1988, с. 133]. В лесостепном Притоболье ситуация, вероятно, была более стабильной. Здесь известно пока одно укрепленное поселение - Камышное II [Потемкина, 1985, с. 99]. На территории Кустанайского Притоболья они отсутствуют, что позволяет предполагать довольно позднее проникновение уже сложившихся федоровских групп из лесостепного Зауралья, где на основе культурных традиций канайских мигрантов сформировалась зауральская федоровская культура. В Тоболо-Ишимском междуречье взаимодействие пришлого и местного населения отражают многочисленные синкретичные алакульско-федоровские памятники [Евдокимов, Варфоломеев, 2002, рис. 8, 1, 3, 17 - 19; 10, 1 - 21; Стефанов, Корочкова 2006; Усманова, 2005].

Незначительность по количеству и площади петровских городищ, с одной стороны, и наличие могил с канайской посудой на эпонимном могильнике Петровка - с другой, свидетельствуют о хронологической совместимости прииртышских мигрантов и аборигенного петровского населения. Остается открытым вопрос о синташтинских городищах: с какой целью возводились эти укрепленные поселения? По утверждению исследователей зауральских "протогородов", их создатели имели более высокий социально-культурный уровень, чем окружавшие племена, и господствовали на степных пространствах от Волги до Ишима. Тогда тем более непонятно появление укрепленных поселений типа Аркаима и Синташты в степях Южного Урала. Здесь возможны два предположения: 1) оставившее данные памятники население было чужеродным в культурном пространстве Зауралья, пришло сюда с достаточно отдаленных территорий [Григорьев, 1999]; 2) городища были сооружены местным населением, вынужденным обороняться от носителей абашевских традиций, проникавших в Зауралье с запада [Потемкина, 1984], и от андроновско-канайских мигрантов с востока [Ткачёва, 1997]. Первая гипотеза не может быть принята, т.к. в сопредельных с Зауральем и более отдаленных регионах (Казахстан, Северное Причерноморье, Средняя Азия, Ближний и Средний Восток, Балканы) нет комплексов, которые хотя бы в какой-то мере могли претендовать на роль подосновы синташтинских древностей. Вторая гипотеза более приемлема: в материалах всех исследованных синташтинских поселений и могильников довольно значительна примесь абашевской посуды и несколько меньше андроновско-канайской керамики [Генинг В. Ф., Зданович, Генинг В. В., 1992]. Это свидетельствует, с одной стороны, о сложном процессе культурогенеза синташтинского образования, имеющего в своей основе местные и пришлые культурные традиции, с другой - о сложной военно-политической ситуации в Зауралье, приведшей к появлению оборонительных сооружений, развитие которых связано со сложением милитаризированного общества. В то же время картографирование синташтинских укрепленных центров показывает, что они занимали узкую полосу вдоль восточных склонов Урала. Возможно, городища защищали от западных (абашевских) мигрантов глубинные степные районы Зауралья и Казахстана (Притоболье, Тургайские степи), являвшиеся исконной территорией обитания носителей синташтинско-петровских традиций. Изучение древностей данного типа в этой зоне только начинается, но уже открыты крупные оригинальные погребальные комплексы синташтинско-петровского облика.

Канайские мигранты, оторвавшиеся от своей прародины, на территории лесостепного Зауралья оказались в

стр. 92
инокультурном окружении и попали под влияние местных (синташтинско-петровских) культурных традиций. В процессе взаимных контактов начали формироваться алакульские и федоровские древности. Посуда, обнаруженная в могильниках федоровского круга в Зауралье (Федорово, Урефты I, Смолино), отличается от керамики с восточно-андроновских памятников: при сохранении формы и принципов размещения орнамента прослеживаются алакульские черты. Это выражается в обеднении орнамента и распространении характерного алакульского признака - неорнаментированной полосы между зоной шейки и туловом. Он присутствует как на посуде с классических федоровских памятников (Федорово [Сальников, 1940, табл. I, 1, 2, 5, 6,11], Смолино [Сальников, 1967, рис. 48, 10], Синеглазою [Андроновская культура..., 1966, табл. VI, 8, 9]), так и в смешанных алакульско-федоровских комплексах (Черняки II [Стоколос, 1968, рис. 2, 1, 3 - 5], Субботино [Потемкина, 1973, рис. 3, 6, 7], Урефты I [Стефанов, Корочкова, 2006, рис. 59, 8, 10; 60, 4], Приплодный Лог I [Малютина, 1984, рис. 5, 4]). Наличие неорнаментированной полосы и менее нарядный декор отличают древности типа Федоровского могильника от восточно-андроновских типа Андроновского могильника, сложившихся на разных территориях и в разном культурном окружении.

Первая миграция канайского населения произошла до появления в его культуре серег с раструбом, которые не встречаются на памятниках федоровского круга в Зауралье. В то же время здесь в процессе саморазвития появились четырехугольные блюда, считающиеся характерным признаком федоровской культуры Зауралья. Канайские группы, попав в инокультурную среду, стремились сохранить себя как этнос: у формировавшегося федоровского населения произошла смена погребального обряда. Если в бассейне Иртыша кремация у носителей канайской культуры может рассматриваться как исключение, то с продвижением на запад она начинает преобладать, а в Зауралье господствует. Все это позволяет говорить о возникновении особой группы населения, характеризующейся специфическими чертами. Нам кажется, что федоровскими следует называть только зауральские памятники, как это предложил в свое время К. В. Сальников [1951, с. 109; 1967, с. 288], и не распространять данный термин на весь ареал андроновской культурно-исторической общности.

Федоровская керамика Зауралья и посуда кызылтаского типа заключительного этапа канайской культуры Верхнего Прииртышья, сформировавшиеся на основе марининского комплекса, имеют значительные различия. Кызылтаская керамика является естественным продолжением марининской; федоровская сложилась под сильным воздействием петровско-алакульских традиций.

Небольшие группы канайского населения, проникшие в лесную зону Западной Сибири, сохранили черты сплошной орнаментации посуды, характерные для памятников Казахстанского Прииртышья (поселение Дуванское XVII [Корочкова, Стефанов, 1983, с. 147 - 148, рис. 1, 1, 2, 4, 7], Черемуховый Куст [Зах, 1995, рис. 8, 4; 17, 10; 20, 1, 5], Черноозерье [Викторов, Борзунов, 1974, с. 20 - 23, рис. 2, 6, 7]). В Черноозерье канайский коллектив, попав во враждебное окружение, был вынужден укрепить поселение рвом и валом с деревянным частоколом. Это единственный случай наличия внешней защиты поселка, где встречена посуда андроновско-канайского типа.

Контактная зона между степными районами Казахстана и Алтая исследована слабо, но, судя по всему, один из основных путей на восток начинался на р. Убе (правый приток Иртыша), истоки которой близко подходят к истокам р. Алей (левый приток Оби). В верховьях Алея изучен могильник Карболиха I, погребальные сооружения, обряд и инвентарь которого близки таковым памятников Прииртышья [Могильников, 1980, с. 155]. Между могильниками канайской культуры Казахстанского Прииртышья и андроновскими степного Алтая наблюдается значительное сходство: слабо выраженные надмогильные сооружения, наличие сепаратных кладбищ детей и взрослых, общие черты погребального обряда и инвентаря. Если при движении на запад андроновско-канайские племена испытывали сильное воздействие алакульцев, стоявших с ними на одном уровне социального и культурного развития, то в лесостепном Прииртышье и Верхнем Приобье пришельцы вступили в контакт с елунинско-кротовским населением, находившимся на уровне обществ раннего металла. Продвижение из Приобья на восток, в енисейские степи, было достаточно быстрым. В степном коридоре между Обью и Енисеем, в Кузнецкой и Минусинской котловинах памятников андроновского облика значительно меньше, чем в Прииртышье или степном Алтае. Андроновское население Алтая и Казахстанского Прииртышья поддерживало постоянные связи; данная территория являлась геополитической основой развития андроновских культурных традиций. Отсюда андроновцы расселялись в сопредельные регионы, здесь они достаточно долго сосуществовали с елунинскими и кротовскими коллективами, занимая с ними разные экологические ниши.

На завершающем, кызылтаском, этапе канайской культуры в пределах степной зоны Казахстана и Алтая в развитии керамических комплексов прослеживается тенденция обеднения орнамента, увеличения доли баночных форм, уменьшения количества нарядно декорированных горшков, укрупнения гребенчатого штампа, распространения узоров в виде горизонтальной "елочки" в сочетании с разнообразными вдавлениями. Специфической чертой наиболее поздних кьгзылтаских комплексов являются сосуды с высокой цилиндрической шейкой. В вещевом инвентаре наиболее по-

стр. 93
казательным позднеканайским признаком являются серьги с раструбом. Данный тип изделий считается характерным для восточно-андроновских племен и за пределами ареала андроновской культурной общности не встречается [Аванесова, 1991, с. 50 - 53].

Вторая миграционная волна позднеканайских племен приходится на финальную стадию кызылтаского этапа (XIV - рубеж XIV-XIII вв. до н.э.), когда на территории Казахстана в условиях крайнего ксеротерма распространились сухие и полупустынные степи, а в Западной Сибири степные и лесостепные ландшафты сдвинулись на север [Косарев, 1974, с. 152]. Памятники этой миграционной волны маркируются комплексами, в которых имеются серьги с раструбом, появившиеся в начале второй половины II тыс. до н.э. Они встречены в могильниках Малый Койтас, Кызылтас, Березовский, Барашки, Зевакино, Меновное IX (Верхнее Прииртышье), Рублево VIII (Обь-Иртышское междуречье) [Кирюшин и др., 2006, рис. 1,2 - 4], Кытманово (Причумышье) [Уманский, Кирюшин, Грушин, 2007, с. 27, 30, рис. 63, 17 - 19; 64, 18, 19]. За пределами степной зоны Казахстанского Прииртышья и Алтая серьги с раструбом найдены в незначительном количестве в могильниках на Енисее (Пристань I, Сухое Озеро I [Максименков, 1978, табл. 52, 2, 4]), в Северном (Соколовка [Зданович, 1988, табл. 10в, 20, 21], Боровое [Оразбаев, 1958, табл. IV, 1, 7; V, 14, 20]) и Центральном (Сангуыр II [Кадырбаев, 1961, табл. II, 2, 5]) Казахстане, Приобье (Еловка II [Матющенко, 2004, рис. 45, 6, 7; 235, 3, 4]). Наиболее поздними, на наш взгляд, являются литые серьги с шарообразным утолщением в основании раструба и кованные из гвоздевидных пластин. Появление последних относится к XIV - началу XIII в. до н.э. В керамических комплексах этого времени отмечаются сосуды, бедно орнаментированные однообразной "елочкой", защипами, ногтевидными вдавлениями (Зевакино, Березовский, Барашки). В переходный от средней к поздней бронзе период все виды серег сосуществовали, причем отдельные экземпляры продолжали бытовать и в позднебронзовую эпоху [Ермолаева, 1987, с. 69, рис. 31, 2].

В переходный от средней к поздней бронзе период небольшие группы позднеканайского (кызылтаского) населения вновь проникали в Минусинскую котловину, степи Северного и Центрального Казахстана, но основной миграционный поток был направлен в Среднюю Азию, Семиречье и южные районы Казахстана. Здесь известны многочисленные андроновские памятники, где найдены серьги с раструбом [Аванесова, 1991, рис. 44, 29 - 31; Горбунова, 1995, рис. 3, 9; Марьяшев, Горячев, 1999, рис. 5, 1 - 3; Потемкина, 2001, рис. 3, 11]. Именно в это время в южно-таежной зоне Приобья появились кратковременные поселения андроновского типа, маркирующие северную границу расселения канайских племен второй миграционной волны.

Заключение

Заселение и хозяйственное освоение огромных, малонаселенных просторов степной Евразии шло под воздействием большого числа разнообразных факторов: ландшафтно-климатических, географических, социально-экономических. Рассмотрев миграции как один из инструментов формирования населения, приходим к следующим выводам:

- протоалакульские и протоканайские группы развивались на сопредельных территориях;

- носители разнокультурных традиций принадлежали к одной северной индоиранской ветви и имели общую подоснову [Кузьмина, 1994, с. 221 - 222], хотя между ними наблюдаются и существенные различия в антропологическом облике [Дрёмов, 1997, с. 81; Багашев, 2000, с. 9 - 10], а также в особенностях развития гончарства [Ломан, 1993, с. 29; 1995, с. 97], элементах костюма и украшений [Евдокимов, Усманова, 1990, с. 66 - 71; Хабарова, 1997, с. 93 - 94];

- результатом первой миграционной волны восточно-казахстанского населения (конец XVII - начало XVI в. до н.э.) явилось сближение разнокультурных этнических групп и формирование андроновской культурно-исторической общности;

- второе переселение из степей Казахстанского Прииртышья и Алтая (XIV - начало XIII в. до н.э.) не только расширило ареал этой общности, но и послужило основой складывания в степях Казахстана и Средней Азии позднебронзовых валиковых комплексов, а в лесостепной и южно-таежной зонах Западной Сибири - андроноидных культур.

Список литературы

Аванесова Н. А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы азиатской части СССР. - Ташкент: Фан, 1991. - 200 с.

Андроновская культура: (Памятники западных районов). - М.; Л.: Наука, 1966. - Вып. 1. - 104 с. - (САН; вып. В3-2).

Багашев А. Н. Формирование древнего и современного населения Западной Сибири по данным краниологии: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2000. - 51 с.

Варфоломеев В. В. Сары-Арка в конце бронзовой эпохи: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1991. - 21 с.

Вейнбергс И. Г., Стелле В. Я. Позднечетвертичные стадии развития Аральского моря и их связь с изменениями климатических условий этого времени // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. - М.: Наука, 1980. - С. 175 - 181.

Викторов В. П., Борзунов В. А. Городище эпохи бронзы у села Черноозерье на Иртыше // Из истории Сибири. - Томск, 1974. - Вып. 15. - С. 19 - 23.

Виноградов А. В. Древние охотники и рыболовы Среднеазиатского междуречья. - М.: Наука, 1981. - 174 с. - (Тр. Хорезм. археол.-этногр. экспедиции; вып. 13).

Виноградов Н. Б. Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана в начале II тыс. до н.э.:

стр. 94
(Памятники синташтинского и петровского типов): Авто-реф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2007. - 46 с.

Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1992. - Ч. 1. - 408 с.

Горбунова Н. Г. О культуре степной бронзы Ферганы // АСГЭ. - 1995. - Вып. 32. - С. 13 - 30.

Григорьев С. А Древние индоевропейцы: Опыт исторической реконструкции. - Челябинск: УрОРАН, 1999. - 443 с.

Грязнов М. П. К вопросу о культурах эпохи поздней бронзы в Сибири // КСИИМК. - 1956. - Вып. 64. - С. 27-42.

Дрёмов В. А. Население Верхнего Приобья в эпоху бронзы (антропологический очерк). - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1997. - 264 с.

Евдокимов В. В. Историческая среда эпохи бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. - Алматы: Ин-т археологии НАН РК, 2000. - 140 с.

Евдокимов В. В., Варфоломеев В. В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. - Караганда: Караганд. гос. ун-т, 2002. - 138 с.

Евдокимов В. В., Усманова Э. Р. Знаковый статус украшений в погребальном обряде (по материалам могильников андроновской культурно-исторической общности из Центрального Казахстана) // Археология Волго-Уральских степей. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1990. - С. 66 - 80.

Елькин М. Х. Памятники андроновской культуры на юге Кузбасса // Изв. Лаборатории археологических исследований. - Кемерово, 1967. - Вып. 1. - С. 89 - 95.

Ермолаева А. С. Памятники переходного периода от эпохи бронзы к раннему железу // Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1987. - С. 64 - 94.

Зах В. А. Поселок древних скотоводов на Тоболе. - Новосибирск: Наука, 1995. - 96 с.

Зах В. А. Эпоха бронзы Присалаирья. - Новосибирск: Наука, 1997. - 132 с.

Зданович Г. Б. Поселение эпохи бронзы Новоникольское I (по раскопкам 1970 г.) // Из истории Сибири. - Томск, 1974. - Вып. 15. - С. 61 - 68.

Зданович Г. Б. К вопросу об андроновском культурно-историческом единстве // КСИА. - 1984. - Вып. 177. - С. 29 - 37.

Зданович Г. Б. Бронзовый век урало-казахстанских степей. - Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1988. - 184 с.

Кадырбаев М. К. Могильник Сангуыр II // Тр. ИИАЭ АН КазССР. - 1961. - Т. 12. - С. 48 - 60.

Кадырбаев М. К. Шестилетние работы на Атасу // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Башк. гос. ун-т, 1983. - С. 134 - 142.

Кесь А. С., Андрианов В. В., Итина М. А. Динамика гидрографической сети и изменения уровня Аральского моря // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. - М.: Наука, 1980. - С. 185 - 197.

Кирюшин Ю. Ф. Энеолит, ранняя и развитая бронза Верхнего и Среднего Приобья: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 1985. - 35 с.

Кирюшин Ю. Ф. Энеолит и ранняя бронза Западной Сибири. - Барнаул: Алт гос. ун-т, 2002. - 294 с.

Кирюшин Ю. Ф., Позднякова О. А., Папин Д. В., Шамшин А. Б. Коллекция металлических украшений из погребений андроновского комплекса могильника Рублево VIII // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2006. - С. 33-44.

Корочкова О. П., Стефанов В. П. Поселение федоровской культуры // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Башк. гос. ун-т, 1983. - С. 143 - 151.

Косарев М. Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. - М.: Наука, 1974. - 220 с.

Косарев М. Ф. К проблеме палеоклиматологии и палеогеографии юга Западно-Сибирской равнины в бронзовом и железном веках // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1979. - С. 37-42.

Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири. - М.: Наука, 1981. - 280 с.

Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. - М.: Наука, 1991. - 302 с.

Крижевская Л. Я. Раннебронзовое время в Южном Зауралье. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1977. - 128 с.

Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии?: Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М.: Рос. ин-т культурологии РАН и МКРФ, 1994. - 464 с.

Логвин А. Н. Каменный век Казахстанского Притоболья (мезолит - энеолит). - Алма-Ата: Каз. гос. пед. ун-т, 1991. - 63 с.

Логвин А. Н. Тургайский прогиб в эпоху мезолита - энеолита: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 2002. - 40 с.

Ломан В. Г. Гончарная технология населения Центрального Казахстана второй половины II тысячелетия до н.э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1993. - 31 с.

Ломан В. Г. Андроновское гончарство: общие приемы изготовления сосудов // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1995. - Ч. 5, кн. 1. - С. 96 - 100.

Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. - Л: Наука, 1978. - 190 с.

Малютина Т. С. Могильник Приплодный Лог I // Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Башк. гос. ун-т, 1984. - С. 58 - 79.

Мамедов Э. Д. Изменение климата среднеазиатских пустынь в голоцене // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. - М.: Наука, 1980. - С. 170 - 175.

Маргулан А. Х. Бегазы-дандыбаевская культура. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1979. - 360 с.

Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1966. - 453 с.

Марков К. К., Бурашникова Т. А., Муратова М. В., Суетова П. А. Климатическая модель и географические зоны времени голоценового оптимума на территории СССР // Антропогеновые факторы в истории развития современных экосистем. - М.: Наука, 1982. - С. 230 - 240.

Марьяшев А. Н., Горячев А. А. Памятники кульсайского типа эпохи поздней и финальной бронзы Семиречья // История и археология Семиречья. - Алматы, 1999. - Вып. 1. - С. 44 - 56.

Матвеев А. В. Первые андроновцы в лесах Зауралья. - Новосибирск: Наука, 1998. - 417 с.

стр. 95
Матюшин Г. И Энеолит Южного Урала. - М.: Наука, 1982. - 328 с.

Матющенко В. И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1973. - Ч. 3: Андроновская культура на верхней Оби. - 118 с.

Матющенко В. И. Еловский археологический комплекс. Еловский II могильник. Доирменские комплексы. - Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. - Ч. 2. - 468 с.

Мерц В. К. О новых памятниках эпохи ранней бронзы Казахстана // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2003. - Кн. 1. - С. 132 - 141.

Мерц В. К. Новые материалы по энеолиту и ранней бронзе Северо-Восточного Казахстана // Новые исследования по археологии Казахстана. - Алматы: Ин-т археологии МОН РК, 2004. - С. 165 - 169.

Могильников В. А. Памятники андроновской культуры на Верхнем Алее // Древняя история Алтая. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1980. - С. 155 - 159.

Молодин В. И. Бараба в эпоху бронзы. - Новосибирск: Наука, 1985. - 200 с.

Молодин В. И., Зах В. А. Геоморфологическое расположение памятников эпохи неолита и бронзы в бассейне рек Оби, Или, Оми и их притоков // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1979. - С. 51 - 53.

Низовья Аму-Дарьи, Сарыкамыш, Узбой: История формирования и заселения // Материалы Хорезмийской экспедиции. - 1960. - Вып. 3. - 348 с.

Оразбаев А. М. Северный Казахстан в эпоху бронзы // Тр. ИИАЭ АН КазССР. - 1958. - Т. 5. - С. 216 - 294.

Потемкина Т. М. К вопросу о соотношении федоровских и алакульских комплексов // Из истории Сибири. - Томск, 1973. - Вып. 7. - С. 53 - 64.

Потемкина Т. М. Камышное II - многослойное поселение эпохи бронзы на р. Тобол//КСИА. - 1976. - Вып. 147. - С. 97 - 106.

Потемкина Т. М. Топографическая и гидрографическая приуроченность поселений эпохи бронзы в Среднем Притоболье // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1979. - С. 58 - 60.

Потемкина Т. М. Алакульская культура // СА. - 1983. - N2. - С. 13 - 33.

Потемкина Т. М. Роль абашевцев в процессе развития алакульской культуры // Эпоха бронзы Восточно-Европейской лесостепи. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1984. - С. 77 - 108.

Потемкина Т. М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. - М.: Наука, 1985. - 376 с.

Потемкина Т. М. Украшения из могильника эпохи бронзы Дашти-Козы // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень, 2001. - Вып. 3. - С. 62 - 72.

Сальников К. В. Андроновский курганный могильник у с. Федоровки Челябинской области // МИА. - 1940. - N1. - С. 58 - 68.

Сальников К. В. Бронзовый век Южного Зауралья // МИА. - 1951. - N21. - С. 94 - 151.

Сальников К. В. Очерки древней истории Южного Урала. - М.: Наука, 1967. - 408 с.

Стефанов В. И., Корочкова О. И. Урефты I: зауральский памятник в андроновском контексте. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2006. - 160 с.

Стоколос В. С. Памятник эпохи бронзы - могильник Черняки II//Учен. зап. Перм. гос. ун-та. - 1968. - Вып. 191. - С. 210 - 223.

Стоколос В. С. Культура населения бронзового века Южного Зауралья (хронология и периодизация). - М.: Наука, 1972. - 168 с.

Стоколос В. С. Существовал ли новокумакский горизонт // СА. - 1983. - N 2. - С. 257 - 274.

Татаринцева Н. С. Керамика поселения Вишневка I в лесостепном Приишимье // Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Башк. гос. ун-т, 1984. - С. 104 - 113.

Ткачёв А. А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. - Тюмень: Тюм. гос. нефтегаз. ун-т, 2002. - 532 с.

Ткачёв В. В. К проблеме происхождения петровской культуры // Археологические памятники Оренбуржья. - Оренбург, 1998. - Вып. 2. - С. 38 - 56.

Ткачёва Н. А. Памятники эпохи бронзы Верхнего Прииртышья: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Барнаул, 1997. - 19 с.

Уманский А. П., Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П. Погребальный обряд населения андроновской культуры Причумышья (по материалам могильника Кытманово). - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2007. - 132 с.

Усманова Э. Р. Могильник Лисаковский I: факты и параллели. - Караганда: Караганд. гос. ун-т; Лисаковск: Лисаков. музей истории и культуры Верхнего Притоболья, 2005. - 232 с.

Федорова-Давыдова Э. А. К проблеме андроновской культуры // Проблемы археологии Урала и Сибири. - М.: Наука, 1973. - С. 133 - 152.

Формозов А. А. К вопросу о происхождении андроновской культуры//КСИИМК. - 1951. - Вып. 39. - С. 3 - 18.

Хабарова С. В. Культурно-хронологическое соотношение алакульского и федоровского западного комплексов // Тобольский исторический сборник. - Тобольск: Тобол. гос. пед. ин-т, 1997. - Вып. 2, ч. 1. - С. 92 - 102.

Хабдулина М. К., Зданович Г. Б. Ландшафтно-климатические колебания голоцена и вопросы культурно-исторической ситуации в Северном Казахстане // Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Башк. гос. ун-т, 1984. - С. 136 - 158.

Хотинский Н. А. Голоцен Северной Евразии. - М.: Наука, 1977. - 200 с.

Хотинский Н. А., Немкова В. К., Сурова Т. Е. Главные этапы развития растительности и климата Урала в голоцене // Археологические исследования Севера Евразии. - Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1982. - С. 145 - 153.

Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // МИА. - 1960. - N 88. - 272 с.

Черносвитов П. Ю. Освоение Крайнего Севера: Опыт имитативного моделирования по материалам археологии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М.: Ин-т археологии РАН, 1999. - 19 с.

Членова Н. Л. О культурах бронзовой эпохи лесостепной зоны Западной Сибири // СА. - 1955. - N 23. - С. 38 - 57.

Шнитников А. В. Внутривековая изменчивость компонентов общей увлажненности. - Л.: Наука, 1969. - 244 с.

Материал поступил в редколлегию 10.04.08 г.

стр. 96


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОЛЬ-МИГРАЦИИ-В-РАЗВИТИИ-АНДРОНОВСКОЙ-ОБЩНОСТИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. А. Ткачёва, А. А. Ткачёв, РОЛЬ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ АНДРОНОВСКОЙ ОБЩНОСТИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 07.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОЛЬ-МИГРАЦИИ-В-РАЗВИТИИ-АНДРОНОВСКОЙ-ОБЩНОСТИ (дата обращения: 12.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. А. Ткачёва, А. А. Ткачёв:

Н. А. Ткачёва, А. А. Ткачёв → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
73 просмотров рейтинг
07.12.2024 (5 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
Каталог: Религиоведение 
Вчера · от Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
Вчера · от Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
Каталог: История География 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

РОЛЬ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ АНДРОНОВСКОЙ ОБЩНОСТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android