Первая реакция правительства и общественности Японии на сообщения о беспрецедентной по своим масштабам террористической акции, учиненной в Нью- Йорке и в Вашингтоне исламистскими камикадзе, была быстрой и однозначной. Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми в экстренном десятиминутном разговоре по телефону с президентом США Дж. Бушем выразил соболезнование по поводу гибели тысяч жертв этого чудовищного преступления и заверил президента в "твердой поддержке Японией администрации США и всего американского народа, вставшего на решительную борьбу с терроризмом".
В заявлениях для прессы, сделанных в первые дни после событий, происшедших в США 11 сентября 2001 года, японский премьер неоднократно повторял, что "Япония твердо поддерживает решимость США не склонять головы перед терроризмом". В одной из бесед с журналистами, проведенных в его официальной резиденции, Коидзуми заявил: "Я считаю вполне естественным намерение президента Буша выявить преступников и принять решительные меры по борьбе со столь тяжкими преступлениями". В одном из публичных заявлений он расценил все случившееся в США как "вызов не только Соединенным Штатам, но и всему демократическому сообществу". При этом премьер-министр подчеркнул готовность японского правительства "объединить усилия с мировым сообществом в деле предотвращения подобных преступных террористических актов" и оказать Соединенным Штатам "любую возможную для Японии помощь".
В те же дни влиятельные члены правительства и лидеры трех парламентских партий правительственной коалиции (Либерально-демократической, Комэйто и Новой консервативной) объявили о намерении безотлагательно приступить к разработке и представлению парламенту на утверждение новых законов, предусматривающих введение ряда чрезвычайных мер, призванных обеспечить предотвращение на территории страны террористических актов, подобных тем, что произошли в США. В принципе свое согласие с этим намерением выразили сразу же и партии парламентской оппозиции, включая Демократическую, Либеральную, Социал-демократическую, а также Коммунистическую партии. Последняя предложила еще до дня созыва внеочередной парламентской сессии (27 сентября 2001 года) начать обсуждение данного вопроса в рамках соответствующих постоянных комиссий обеих парламентских палат.
В этой связи ряд лидеров правящей Либерально- демократической партии высказался за пересмотр парламентом "Закона о силах самообороны" с тем, чтобы позволить японским вооруженным силам более эффективно противостоять возможным акциям террористов на территории самой Японии. В ходе развернувшихся дискуссий общественное внимание привлекло к себе, между прочим, следующее тревожное заявление министра экономики, торговли и промышленности Такэо Хиранумы: "Япония нуждается в упрочении безопасности своих атомных реакторов на случай возможных атак террористов... Конструкция японских атомных реакторов предусматривает их абсолютную безопасность в случае горизонтальных толчков при землетрясениях, но они не способны выдерживать удары, обрушиваемые на них по вертикали ракетами и самолетами".
Одновременно в политическом мире Японии вспыхнула с новой силой заглохшая было в последние годы полемика о допустимости экспедиций японских "сил самообороны" за пределы страны. Спустя всего лишь два дня после терактов в США в токийской печати появились сообщения о высказываниях генерального секретаря кабинета министров Ясуо Фукуды с намеками на намерение правительства изменить интерпретацию статьи 9 конституции Японии, налагающей запрет (как считало до сих пор и само правительство) на использование японских "сил самообороны" в военных операциях за пределами страны. Однако в течение некоторого времени премьер-министр Коидзуми предпочитал воздерживаться от подтверждения достоверности таких сообщений, заявляя, что "при нынешней конституции Япония не может присоединяться к совместным военным операциям других развитых стран". Иначе говоря, поначалу "всемерная помощь" не предполагала участие японских вооруженных сил в американских военных экспедициях.
Но уже вскоре под давлением Вашингтона позиция японского правительства стала меняться в пользу привлечения японских вооруженных сил к содействию зарубежным военным операциям США. 17 сентября Коидзуми дал указание срочно приступить к разработке таких поправок в "закон о силах самообороны", которые позволили бы японской армии оказывать вооруженным силам США более активную, чем прежде, "тыловую поддержку" - как в "районах, окружающих Японию", так и за их пределами, включая зону Индийского океана.
Новые установки на привлечение "сил самообороны" к "тыловой поддержке" военных операций США в Аф-
стр. 13
ганистане шли, разумеется, вразрез не только с конституцией, но и с "Соглашением о новых направлениях японо- американского оборонного сотрудничества в окружающих Японию районах". Оно было ратифицировано японским парламентом в мае 1999 года после долгих и упорных споров правительства с депутатами оппозиции - противниками подчинения вооруженных сил страны диктату Пентагона. В другое время столь явный шаг токийского правительства навстречу сторонникам отказа Японии от юридических ограничений на возрождение ее военной мощи - ограничений, формально все еще остающихся в силе со времени окончания второй мировой войны, вызвал бы, наверняка, массовые протесты японской миролюбивой общественности. Однако в атмосфере вполне объяснимой поддержки большинством японцев идеи бескомпромиссной войны против международного терроризма, провозглашенной президентом США Дж. Бушем, сторонники наращивания военной мощи Японии смогли развернуть - и небезуспешно - с небывалой прежде силой пропагандистскую кампанию в пользу бессрочного сохранения на ее территории военных баз США, а заодно и за признание за ней права на ведение войн и посылку японских вооруженных сил не только в соседние, но и весьма отдаленные районы мира. Под влиянием этой кампании военные круги США обрели осенью 2001 года в лице Японии послушного помощника, готового идти еще дальше, чем прежде, по пути военного сотрудничества с Пентагоном. Токио по собственной инициативе вдруг проявил желание переложить на Японию обязанности по охране американских военных баз и объектов, находящихся на ее территории. В ноябре впервые за всю послевоенную историю было принято решение об использовании с согласия Пентагона японских "сил самообороны" для участия наряду с американцами в охране таких военных баз США, как Йокоте (вблизи Токио), Йокосука (вблизи Иокогамы) и другие.
Опубликованная 20 сентября сводная программа мероприятий правительства Японии по активному содействию борьбы США против мирового терроризма вошла в политический обиход под названием "Семь пунктов Коидзуми", которые вкратце сводятся к следующему:
1. Принять законодательные меры, позволяющие "силам самообороны" оказывать "тыловую поддержку" вооруженным силам США, ведущим где-либо боевые действия;
2. Усилить охрану важных объектов на территории Японии, включая военные базы США-3. Направлять "силы самообороны" за рубеж с целью сбора информации;
4. Усилить контроль за иммигрантами;
5. Направлять гуманитарную и экономическую помощь таким странам, как Пакистан и Индия;
6. С помощью "сил самообороны" оказывать содействие беженцам в районах, где ведутся военные операции американских вооруженных сил;
7. Сотрудничать с другими государствами в предотвращении возможных беспорядков в экономических системах Японии и других стран.
Касаясь необходимости создания надлежащих условий для реализации "Семи пунктов", премьер-министр Коидзуми в выступлении по национальному телевидению заявил о намерении правительства подготовить в срочном порядке для утверждения парламентом законопроекты, позволяющие "силам самообороны" оказывать "тыловую поддержку", а также медицинскую и прочую невоенную помощь вооруженным силам США в районах их боевых действий.
На встрече с президентом США Джорджем Бушем, состоявшейся 25 сентября в Вашингтоне, Коидзуми заверил его в "твердой решимости" Японии поддерживать США в борьбе против "мирового терроризма". Но в то же время он осторожно, но внятно дал понять, что эта поддержка не будет включать "применения вооруженной силы". Глава Белого дома заявил, что даже при отсутствии вооруженной помощи роль Японии в условиях войны "нового типа" может быть "столь же важна, как и бомбардировки с воздуха" в случае, если террористы окажутся отрезанными от финансовой поддержки извне.
Публикуя в общем положительные сообщения о вашингтонской встрече Коидзуми с Бушем, японские средства массовой информации не умолчали, тем не менее, и о некоторых разногласиях, проявившихся между обеими сторонами.
Недовольство Вашингтона вызвало намерение Токио ограничить задачи направленной к острову Диего-Гарсия (атолл площадью 25 квадратных километров в центральной части Индийского океана, на котором расположена военно- морская база США - связующее звено американских баз в Западной Европе и на Ближнем Востоке с базами в Азии и Тихом океане. - Ред. ) группы кораблей японских сил самообороны лишь "сбором разведывательной информации и наблюдением". По мнению американской стороны, более ценной была бы помощь в обеспечении безопасности американских морских коммуникаций в Южно-Китайском море, где возможны вылазки исламских террористов, а также в транспортировке боеприпасов из Австралии на Диего-Гарсию.
Сдержанность Японии в содействии военным операциям США в Афганистане вызвана не столько ограничениями, налагаемыми конституцией (ее токийские государственные деятели не раз нарушали в прошлом), сколько противодействием внутренних политических сил. Если в первые дни после трагедии в США японцы практически единодушно поддержали стремление Вашингтона покарать преступников, то довольно скоро многие из них стали задумываться о возможных последствиях пентагоновских акций возмездия.
Так, еще до начала воздушных налетов США на Афганистан редакция газеты "Джапан таймс" в передовой статье от 19 сентября 2001 года писала: "Опасность военных операций, даже в случаях, когда они необходимы, состоит в том, что они могут привести к бессмысленным убийствам и ранениям многих невинных людей. Такой побочный урон произведет обратный эффект, вызвав массовое озлобление в связи с действиями Америки и ее союзников и давая террористам новые поводы и оправдания для продолжения их террористических кампаний.
стр. 14
Именно поэтому военные операции должны планироваться и проводиться с максимальной осмотрительностью".
Поднимая в последующие дни вопрос о нежелательности втягивания Японии в американские военные операции, редакция той же газеты в номере за 25 сентября писала: "Эскалация разговоров о войне - а некоторые говорят даже о "третьей мировой войне" - оставляет удручающее впечатление... По сути дела за войну придется платить дорогой ценой, включая как человеческие жизни, так и материальный ущерб, а чрезмерные военные меры лишь разожгут массовые эмоции в исламском мире. Если Америка и ее союзники будут и далее клеймить другие нации как своих врагов, то война будет расширяться и приведет, возможно, к противостоянию, подобному "войне цивилизаций"... В глобальную битву против терроризма Япония может внести свой вклад главным образом в форме невоенных видов помощи..."
Во второй половине сентября довольно громко зазвучали голоса против безоговорочной поддержки военных действий США в Афганистане и в стенах японского парламента - со скамей депутатов оппозиции. Так, например, лидер Социал- демократической партии Такако Дои заявила о том, что осуждение терроризма - это одно, а поддержка военных ударов по Афганистану - это другое. "Такие удары возмездия, - заявила она, - повлекут за собой ответные удары возмездия, что приведет к еще большему числу невинных жертв... Применение оружия не приведет к должному решению конфликта".
Депутат от Демократической партии Нобухико Суто предложил правительству, ссылаясь на статью 9 конституции, воздержаться от посылки японских "сил самообороны" в районы боевых действий и ограничиться лишь поставками медикаментов и предметов бытового обихода для беженцев. Но единства взглядов в рядах этой партии не оказалось: кое- кто из ее депутатов высказался безоговорочно в пользу пересмотра 9 статьи ради присоединения Японии к военным операциям США.
Японское правительство не упустило случая и внесло на обсуждение парламента поправки в законы, определяющие статус "сил самообороны" с целью устранения некоторых законодательных ограничений, налагаемых на зарубежные экспедиции этих сил.
В конце октября большинство депутатов трех партий правительственной коалиции утвердило ряд поправок в "Закон о силах самообороны". Эти законодательные акты легализовали и впервые за послевоенные годы "выдали" право Токио направлять в качестве военного союзника США свои вооруженные силы на зарубежные театры военных действий при условии, что японские военнослужащие будут воздерживаться от участия в боевых операциях, ограничиваясь лишь "тыловой поддержкой" вооруженных сил США, включающей медицинскую помощь и поставки невоенного снаряжения. Правда, в решения парламента была включена и другая оговорка, призванная успокоить местных пацифистов: посылке японской армии в другие страны должно предшествовать предварительное согласие на это правительства принимающей стороны. Кроме того, предусмотрено, что приказ начальника Управления обороны о направлении японских вооруженных сил за пределы страны должен быть одобрен японским парламентом сроком не более 20 дней.
Внесенные парламентом поправки и дополнения в "Закон о силах самообороны" допускают также участие японских военнослужащих в поисково-спасательных операциях на зарубежных территориях и поставки участникам военных действий гуманитарных грузов. Применение японскими "силами самообороны" стрелкового или иного оружия в ходе их зарубежных экспедиций разрешается по аналогии с принятыми для миротворческих сил ООН процедурами только в целях "самозащиты", а также защиты беженцев и раненых солдат, находящихся под их охраной.
2 ноября 2001 года состоялось закрытое заседание японо- американского координационного комитета, на котором было принято принципиальное решение о безотлагательном присоединении японских "сил самообороны" к участию в антитеррористической миссии США в Афганистане. С этой целью был разработан так называемый "базовый план" (формально утвержденный на заседании кабинета министров Японии 16 ноября 2001 года. - И.Л. ).Буквально через две педели после вступления в силу новых законодательных актов два эсминца "сил самообороны" "Курама" и "Кирисамэ", а также военный транспорт "Хамана" вышли из порта Сасэбо (остров Кюсю) и без промедления отправились в Индийский океан. Перед передовым отрядом японских кораблей была поставлена задача "сбора информации" и оказания "тыловой поддержки" военных операций США в Афганистане.
Правда, торжественный выход японских эсминцев в дальнее плавание для поддержки американской антитеррористической операции был несколько омрачен демонстрациями протеста представителей местных профсоюзных организаций на портовом причале. Антиамериканские выступления в Сасэбо стали одним из свидетельств того, что военные действия США в Афганистане получили далеко не однозначный отклик среди японской общественности.
Неудачей закончилась и попытка японского премьера склонить к поддержке антитеррористической акции США глав правительств стран АСЕАН на конференции этой организации, состоявшейся в начале ноября 2001 года при участии Японии, КНР и Южной Кореи. Предложенный Коидзуми проект декларации в поддержку военной акции в Афганистане не был поддержан. По этому поводу китайский журналист заявил газете "Иомиури":
"Японское правительство пытается укрепить свое влияние в странах Юго-Восточной Азии, воспользовавшись для этого проектом антитеррористической декларации, отражающим американскую политическую линию. Однако Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии отказываются одобрить курс Японии на поддержку военных операций, проводимых в Афганистане Соединенными Штатами и Великобританией".
Не встречает одобрения в странах Восточной и Юго- Восточной Азии и решение Японии содействовать афганским операциям вооруженных сил США. В этом решении усматривается тайное намерение Токио легализовать под флагом борьбы с терроризмом военные экспедиции японской армии за пределы страны, недобрые воспоминания о которых и по сей день свежи в исторической памяти народов соседних государств. Отсюда проистекает и та настороженность, с которой Китай, два корейских государства и некоторые другие страны Азии восприняли возобновление походов японских военных кораблей в воды Южных морей и Индийского океана. Они опасаются, что это новшество может быть чревато далеко идущими и не всегда позитивными международными последствиями.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |