Статья посвящена наскальным изображениям повозок в Минусинской котловине и их аналогам на археологических памятниках западных регионов Евразии второй половины III- начала II тыс. до н. э. Представлены двух- и четырехколесные повозки с закрытым и открытым кузовом, цельными и составными дисковыми колесами. Для контроля над тягловым животным (вол и корова) использовались петля в носу, носовое кольцо, ошейник, ярмо особого типа и крюки. В результате сравнительно-исторического анализа конструкции и приемов пространственного построения сделан вывод о происхождении древнейшего колесного транспорта Минусинской котловины из западных районов Евразии. Рассмотрены аргументы других авторов о генезисе конструкции составного А-образного дышла из двух жердей на основе трансформации древнейших вариантов запряжки с оглоблями по материалам Гонур-тепе и других памятников.
Ключевые слова: А-образная двуколка, носовое кольцо, крюк, окуневская культура, ямно-афанасьевская изобразительная традиция, Центральная Азия.
Введение
Появление колесного транспорта в древнейших социумах Южной Сибири стало значительной вехой их технологического и культурного развития. Исследование этого вопроса позволяет прояснить некоторые спорные аспекты их культурогенеза и ранней истории. На основании детального анализа изобразительных памятников региона [Есин, 2009, 2011, 2012] выявлены наиболее ранние типы колесных повозок, проведена ревизия известных источников, опубликованы уточненные их прорисовки и графические реконструкции, рассмотрены вопросы управления тягловыми животными (исключительно волами или коровами), выделены три способа изображения повозок: вид сбоку, сверху и их сочетание. Отмечено, что наиболее ранние повозки изображались в проекции сбоку. Обоснована связь изображений повозок, тягловых животных и возничих с ритуально-мифологической сферой культуры.
В результате сравнительно-исторического анализа конструкции и выявленных иконографических особенностей Ю. Н. Есиным сделано заключение о происхождении древнейшего колесного транспорта Минусинской котловины из южных районов Центральной Азии. Предложена новая гипотеза генезиса конструкции составного А-образного дышла на основе трансформации древнейших вариантов запряжки с оглоблями. Изложенные Ю. Н. Есиным выводы представляются весьма интересными и заслуживают детального рассмотрения.
Изобразительные памятники
К числу наиболее ярких памятников Южной Сибири относятся многочисленные антропоморфные стелы, на которых, как правило, сочетаются скульптурные изображения лица на торцевой части и различные петроглифы на боковых сторонах. Иногда это просто каменные плиты с рисунками, но почти всегда выбиты личины с отходящими от головы лучами, "антеннами", непонятными отростками [Вадецкая, Леонтьев, Максименков,1980, с. 123 - 147].
стр. 90
В настоящее время в регионе известны десять хорошо сохранившихся изображений древнейших повозок, девять из которых обнаружены на стелах и плитах из могильников и одно - в составе петроглифического комплекса на горе Тепсей (Усть-Туба-2). Повторное обследование Тунчухской писаницы показало, что там нет двух опубликованных ранее изображений повозок [Севастьянова, 1980; ср.: Есин, 2012].
Плита из д. Знаменки (рис. 1, 7). Случайно обнаружена в 1899 г. крестьянином, который, выкапывая подполье, наткнулся на могилу, обложенную с трех сторон и сверху каменными плитами. Погребенный был ориентирован головой на запад. В могиле найдено ок. 70 бронзовых бусин, горшок, бронзовые браслет и нож. Они не сохранились. Плита перекрытия этой могилы с выбитыми изображениями стала объектом нескольких публикаций [Грязнов, Шнейдер, 1926; Грязнов, 1960; Леонтьев, 1970; и др.].
В настоящее время стела хранится в Красноярском краеведческом музее и представляет собой расколотую на две части плиту с изображением женского (?) лица на узкой грани и различными фигурами, выбитыми точечной техникой на правой плоскости (левая разрушена). Изображение лица и петроглифы выполнены в разное время. Первоначально это было типичное для хакасских степей каменное изваяние с тремя глазами, звериными ушами, непонятными отростками, солярными знаками и трудноразличимыми деталями. Петроглифы представлены антропоморфным изображением, фигурами неопределенных животных, горного козла (?) и двух быков. Последние выбиты сплошным силуэтом, одна из них перекрывает солярный знак и изображение неопределенного животного. В нижней части плоскости изображены крытая повозка и два быка, выполненные контурными линиями. Микалентная копия, сделанная Е. А. Микла-
Рис. 1. Изображения возничих и повозок на стелах и петроглифах (по: [Есин, 2012; Байпаков, Марьяшев, 2004]). 1 - Знаменская стела; 2 - плита с могильника Черновая VIII; 3 - петроглифы Кулжабасы.
стр. 91
Рис. 2. Сосуды - модели повозок из Венгрии (б, 7) и изображения повозки и сосудов-курильниц на стелах из Минусинской котловины (1 - 5) (по: [Есин, 2012; Кызласов, 1986, рис. 113]). 1 - Ширинский р-н, Хакасия; 2 - Итколь-2; 3 - Кызлас; 4 - Уйбат-5; 5 - Усть-Бюрь; 6 - Будекалаш; 7 - Сегетсентмартон.
шевич, позволила выявить фигуру сидящего в повозке человека, детали боковин кузова (две перегородки) и специфические выемки на колесах, аналогичные показанным на аскизской двуколке. Отметим, что сама по себе эта находка свидетельствует о той значительной роли, которую фургон с бычьей упряжкой играл в жизни древнейшего населения как Южной Сибири, так и всей степной Евразии. Показанные боковины, перекрытие кибитки и сидящий в ней возничий соотносятся с особой конструктивной деталью древнейших сохранившихся повозок - специальным помостом-сиденьем. Похожая повозка с двумя сидящими возничими изображена на петроглифах Кулжабасы (рис. 1, 3) в Южном Казахстане [Байпаков, Марьяшев, 2004]. В последнее время добавились новые находки этой серии (см. далее) - условные изображения "сидящего возничего на колесе".
Плита из кургана у ст. Усть-Бюрь (рис. 2, 5). На крупной плите перекрытия мог. 1 окуневского времени выбиты антропоморфная личина и четырехколесная повозка, кузов которой напоминает ладью. Хранится в Минусинском музее. Исследователи памятника отмечают одновременность изображений, "связанных сюжетно" [Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л., 1973; Леонтьев, 1980, с. 68].
Плита из кургана в окрестностях с. Аскиз (рис. 3). Фрагмент плиты с изображением двуколки использован в качестве углового камня ограды тагарского кургана. Обнаружен Г. А. Максименковым в 1973 г., хранится в Минусинском музее. Двуколка показана "в профиль", дисковое колесо изображено с выемками и может быть определено как облегченное [Леонтьев, 1980, с 68]. Кузов украшен резными линиями, что соответствует особенностям декора на глиняных моделях повозок из Тель-Хуейры и Тепе-Гавра. Изображение двуколки расположено вдоль левого края плиты, частично перекрывает детали личины и нанесено позднее фигур быков. Детальное обследование плиты позволило Ю. Н. Есину выявить второе изображение повозки, меньшее по размеру и расположенное наклонно в правой нижней части плоскости [2012, с. 17].
Плита с могильника Разлив X. На обратной стороне плиты с антропоморфной личиной среди изображений крупного рогатого скота, в средней части композиции, выбита одноосная распряженная повозка (рис. 4, 9). Плита служила перекрытием мог. 9, хранится теперь в Эрмитаже. Могильник датирован окуневским временем [Леонтьев, 1980, с. 68].
Рис 3. Фрагмент Аскизской плиты (по: [Есин, 2012, с. 18, рис. 5]).
стр. 92
Стела со средневекового могильника близ улуса Красный Камень. Опубликовано изображение двух быков под ярмом, с дышлом, раздвоенным на конце (рис. 4, 6). Условия нахождения стелы неясны. Изображение известно только по рисунку 1887 г. и в настоящее время, вероятно, утрачено [Appelgren-Kivalo, 1931, abb. 131; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980, с. 135, табл. 44; Есин, 2012, с. 18].
Плита из мог. 2 кург. 5 могильника Черновая VIII. На плите, служившей стенкой могилы и хранящейся теперь в Эрмитаже, помимо известных личин и фигур быков, обнаружены изображения двух А-образных двуколок (рис. 5, 7). Одна из них запряжена парой быков. Второй рисунок частично разрушен: сохранились изображения одного "облегченного" колеса и половины треугольного дышла. Композиция на плите многослойная: "поджарые" упряжные быки перекрывают "тучных" быков, один из которых, в свою очередь, перекрывает более раннее изображение быка, выполненное в совсем другой стилистике; упряжных быков перекрывает (или наоборот - быки перекрывают) "рот" личины, занимающей всю поверхность плиты [Соколова, 2001, рис. 1]. Другая прорисовка этой композиции (рис. 5, 2) опубликована Ю. Н. Есиным [2009, 2012]. Автор предполагает наличие на плите только одной А-образной двуколки.
Плита с могильника Черновая VIII. В межкурганном пространстве обнаружена небольшая песчаниковая плитка (хранится в Эрмитаже), на широкой плоскости которой нанесены тонкими резными линиями две миниатюрные фигуры "сидящих возничих на двух повозках" (см. рис. 1, 2) [Devlet M.A., Devlet E.G., 2004, abb. l; Есин, 2012, c. 17, рис. 4].
Все упомянутые выше изображения повозок обнаружены на стелах и могильных плитах, вероятно вторично использованных в погребальных сооружениях более позднего времени, и находятся в составе явно разновременных композиций, о чем свидетельствуют многочисленные перекрывания изображений и их стилистические различия, а также техника исполнения: выбивка со шлифовкой в двух случаях и гравировка тонкими резны-
Рис. 4. Древнейшие изображения упряжек, повозок и возничих на памятниках Минусинской котловины (по: [Есин, 2012, с. 19 - 20, рис. 6 - 9]). 1 - Знаменская стела; 2, 3, 5 - Черновая VIII; 4 - Усть-Бюрь; 6 - Красный Камень; 7 - Тепсей (Усть-Туба-2); 8 - Аскизская плита; 9 - Разлив X; 10 - реконструкция А-образной двуколки.
Рис. 5. Плита из мог. 2 кург. 5 могильника Черновая VIII. 1 - визуальная реконструкция первоначального вида (по: [Соколова, 2001, рис. 1; Новоженов, 2012]); 2 - прорисовка (по: [Есин, 2012, с. 17, рис. 3]).
стр. 93
ми линиями - во всех остальных. Особняком в этой серии стоит одиночное изображение четырехколесной повозки и возничего (?) в составе петроглифического комплекса Усть-Туба-2 на скалах южного склона горы Тепсей (см. рис. 4, 7).
Обсуждение
Во всей рассматриваемой серии изображений совершенно определенно выделяются четырех- и двухколесные повозки. Если первые представлены телегами "платформенного", открытого типа и крытым фургоном, то вторые - только А-образными двуколками. Последние существуют в четырех достаточно детальных изображениях, позволяющих подробно изучить особенности их конструкции. Они имеют раму в виде очень вытянутого треугольника, широкая часть которого является кузовом с колесами, а узкая - дышлом с прикрепленной поперечной перекладиной - ярмом. Показаны невысокие боковины кузова, сделанные, очевидно, из жердей. Эти особенности изображений, математический анализ, а также указания известных письменных источников позволили Ю. Н. Есину выполнить достаточно достоверную графическую реконструкцию такой повозки (см. рис. 4, 10) [Есин, 2012, рис. 9].
При всей относительно широкой географической распространенности изображений таких двуколок А-образного типа в изобразительных памятниках Евразии абсолютно аналогичная реальная повозка обнаружена в катакомбном погр. 32 (рис. 6) Большого Ипатовского кургана в Ставрополье [Большой Ипатовский курган..., 2007; Belinskij, Kalmykov, 2004]. Очевидно, что такое поразительное сходство недвусмысленно свидетельствует об источнике и месте происхождения этого типа двуколок. В более позднем Лчашенском могильнике в Закавказье также зафиксированы подобные А-образные двуколки и 75-сантиметровая их модель, однако несколько иной конструкции: без боковин кузова и на трехчастных дисковых колесах [Новоженов, 2012].
Что касается четырехколесных минусинских повозок - телег и фургона, то их реальные прототипы так же хорошо документированы в памятниках майкопско-новосвободненской общности Предкавказья и степной полосы Евразии [Избицер, 1993, 2010; Гей, 2000]. Знаменское изображение фургона, запряженного парой быков, с детальной прорисовкой
Рис. 6. План погр. 32 Большого Ипатовского кургана (по: [Большой Ипатовский курган..., 2007]), а - граница подстилки (бурый тлен); б - граница подстилки (камыш?) и меловой подсыпки; в - циновка; г - охра; д - угли; д - зола; ж - прокал; з - дерево. 1 - крюк бронзовый; 2 - шило бронзовое; 3 - нож бронзовый; 4 - предмет деревянный с бронзовой инкрустацией; 5 - сосуд N 2 глиняный; 6 - поднос деревянный; 7 - нож бронзовый; 8 - бусина бронзовая; 9 - наковальня каменная; 10 - пест каменный; 11 - сосуд N 3 глиняный; 12 - сосуд N 4 глиняный; 13 - терочник каменный; 14 - А-образная двуколка (повозка) деревянная; 15 - наконечник стрелы бронзовый. В насыпи этого кургана найдены также костяная пряжка и глиняный сосуд N 1 (на плане не показаны).
стр. 94
бортов и перекрытия повторяет многие конструктивные особенности телег из новотиторовских погребений; усть-бюрьская "ладья" имеет сходство с венгерскими сосудами - моделями повозок (см. рис. 2, 5 - 7).
Колеса повозок - один из важных элементов их конструкции. В рассматриваемой минусинской серии они представлены в разных вариантах: сплошное колесо; составное, состоящее из нескольких частей; облегченное с месяцеобразными симметричными выемками, скрепленное широким ободом (аскизская двуколка). Справедливо мнение Ю. Н. Есина об отсутствии в этой серии колес со спицами, о которых упоминали некоторые исследователи, опираясь на некачественные прорисовки. Такое разнообразие вариантов указывает на различные способы изготовления дискового колеса: из цельного спила со ствола дерева; из двух-трех составных планок и/или двух сегментов с выемками, соединенных в единое целое специальным ободом-шиной. Большинство представленных колес изображены с круглой в сечении осью. Это, очевидно, свидетельствует о неподвижной оси, на которой вращается пара колес. У аскизской двуколки она показана прямоугольной в сечении. В этом случае ось была подвижной и вращалась в специальных пазах в нижней части повозки вместе с колесами. Такой способ имеет широкие ближневосточные, пред-кавказские аналоги и описан в Ригведе.
Наблюдаемое различие представленных в данной серии колес и способов их крепления на ось может свидетельствовать о технической эволюции в их изготовлении, отмеченной исследователями для синхронных памятников в других регионах, - от простейшего одночастного дискового колеса к трехчастному, а затем и к облегченному за счет выемок, предшествующему самому совершенному в этом эволюционном ряду колесу со спицами и ободом-шиной. Основной мотив такой эволюции состоит в стремлении уменьшить общий вес как самого колеса, так и повозки в целом, увеличив ее грузоподъемность и скорость, сохранив при этом прочность колеса и надежность в его эксплуатации. В таком случае способ изображения колеса может стать индикатором относительной хронологической позиции рисунка.
Ракурс изображения повозки и упряжных животных. Здесь также наблюдается несколько вариантов, при том, что из всей серии только два рисунка содержат изображения упряжных быков и собственно повозок. На Знаменской стеле повозка и сидящий возничий показаны "в профиль", а быки - в положении "один над другим", что соответствует виду сбоку. На плите с могильника Черновая VIII упряжные быки изображены так же, а двуколка - в "плановой" проекции (вид сверху). Третья бычья упряжка (Красный Камень) из этой серии дошла до нас только во фрагментарном виде: сохранились фигуры упряжных быков в традиционной для более позднего времени позиции спинами друг к другу (вид сверху), а от повозки - только центральное дышло Y-образного типа, перекладина(ы) ярма и фрагменты поводьев. Остальные повозки изображены без упряжных животных (если не считать схематичное изображение головы животного на миниатюре с "сидящими возничими" из Черновой VIII) и преимущественно "в профиль".
Анализ всего массива центрально-азиатских петроглифов с колесничным сюжетом свидетельствует о большей древности изображений "в профиль" относительно стандартных в "плановой" проекции. Это касается изображений и повозок, и упряжных животных, и возничего. (Здесь мы не рассматриваем явно средневековые изображения повозок в ущелье Яманы-Ус, на Табангутском обо, горе Сулек и некоторые другие.) Наличие ситуации, когда упряжные животные показаны "в профиль", а повозка - в "плановой" проекции, далеко не редкий случай для петроглифов Минусинской котловины. Наиболее древние изображения повозок исключительно "профильные", со временем происходила трансформация ракурса, что могло приводить к одновременному использованию как "вида сверху", так и "вида сбоку" только с одной целью - показать наиболее значимые детали повозок. Эти эксперименты завершились разработкой стандартного канона для более поздних колесниц - изображения упряжных животных спинами или ногами друг к другу, а повозки - в "плановой" проекции.
Относительная хронология всей рассматриваемой серии выглядит следующим образом: к числу наиболее ранних отнесены "профильные" изображения телег на плитах из кургана Усть-Бюрь и из д. Знаменки, наиболее поздних - на стелах из окрестностей с. Аскиз, с могильников Разлив X и Красный Камень (последнее самое позднее), рисунки из Черновой VIII занимают промежуточное положение между этими группами [Есин, 2012, с. 29].
Упряжные животные и способы управления повозкой. Как уже отмечалось, в качестве упряжных животных исключительно изображены пары быков. Они показаны худыми и поджарыми, в отличие от обычных окуневских быков, тучных и массивных. Ю. Н. Есин объясняет такую разницу тем, что в упряжках использовались волы (кастрированные быки) и, возможно, коровы, как более покладистые. Разное хозяйственное предназначение крупного рогатого скота у окуневцев формировало, вероятно, существенные различия экстерьера этих животных, что и нашло отражение в изобразительных памятниках [Там же, 2012, с. 25].
В специальной литературе высказывалось мнение об использовании окуневцами одомашненной лошади [Миклашевич, 2006], в т.ч. и для запряжки в легкие повозки. Оно основано на наличии изобра-
стр. 95
жений лошади с ошейником (могильник Лебяжье), лошадиной (?) головы (Черновая VIII), лошадей с петлями в носу и подобием узды или недоуздка на морде. Однако не все они однозначно могут быть отождествлены с лошадью - в некоторых случаях это, возможно, поврежденные сколами фигуры волов, коров или комолых быков, а полосы на мордах объясняются особенностями окуневского искусства, предполагающего "боевую раскраску" животных (у лосей, например) и личин. Не исключено применение примитивного веревочного капцуга или недоуздка в качестве поводка для домашней лошади, но нет пока никаких данных об использовании лошадей для запряжки в двуколки. В окуневских комплексах не обнаружено никаких материальных свидетельств дистанционного управления лошадью - псалиев, например, как в раннеандроновских погребениях, и напротив, имеется ряд указаний на использование носовых колец (или носовых петель из аркана), предназначенных для управления волами (рис. 7).
Значительная серия носовых колец (рис. 8) происходит с памятников майкопско-новосвободненской общности [Кореневский, 2011]. Эти носовые кольца найдены, как правило, парами, некоторые со следами кожаных ремней (Бамут), в специальных деревянных коробочках (Венцы), а два зафиксированы непосредственно на черепах быков (группа Марьинское-5, кур г. 1, погр. 26), причем одно кольцо сохранило положение, в котором оно было вставлено в носовой хрящ животного [Канторович, Маслов, Петренко, 2009]. Установка данного элемента упряжи производилась следующим образом: в носовом хряще молодого животного делали надрез и вставляли в него бронзовую проволоку, затем ее сгибали в кольцо так, чтобы концы заходили друг за друга, последние фиксировались кожаными ремешками. Такое кольцо с прикрепленными к нему веревками-вожжами - стандартный способ управления упряжками с быками в древности. Данная серия носовых колец в
Рис. 7. Окуневские изображения упряжных волов (по: [Есин, 2012, с. 22, рис. 12]).
Рис. 8. Носовые кольца и крюк с памятников майкопско-новосвободненской общности (по: [Кореневский, 2011, с. 291 - 293, рис. 83 - 85]). 1 - 4 - могильник Клады, жертвенник кургана 11G; 5 - могильник Клады, курган 11G, погр. 26; 6, 15, 20 - кург 3 у с. Венцы, погр. 4; 7 - Чегем II, кург. 27, погр. 1; 8, 9 - Бамут, кург. 15; 10, 11 - Кубина; 12 - Чишхо, разрушенное погребение; 13, 14 - Ульский аул; 16, 17 - Клады, кург. 4, погр. 1; 18, 19 - Аладжа Хуюк, гробница К; 21, 22 - Майкоп, разрушенный курган.
стр. 96
настоящее время является наиболее древней из всех известных по археологическим материалам на Переднем Востоке [Кореневский, 2011, с. 86].
Вместе с тем минусинские изобразительные памятники демонстрируют дополнительные элементы: ярма-рогатки для более удобной фиксации ярма-перекладины на шеях упряжных животных и ошейники-хомуты, снабженные декоративными элементами. Ярма-рогатки показаны на всех распряженных минусинских двуколках и имеют аналогии в синхронных материалах. В гроте Акбаур (Восточный Казахстан) изображена двухколесная повозка, у которой этот составной элемент упряжи изготавливался из деревянных деталей в виде П-образной рогатины, вставлялся в специальные отверстия в ярме-перекладине. Ошейники широко известны на памятниках Старого Света, применялись в ближневосточных упряжках. Они делались из кожи или ткани, украшались свисающими фестонами либо кистями из шерсти. Ошейник служил для фиксации крепления ярма-рогатки к шее животного, мог использоваться и в качестве поводка, а также для защиты упряжных животных на ближневосточных боевых телегах.
Важным средством дистанционного управления упряжными животными стали специальные предметы - кнут (хлыст) и стрекало. Г-образные стрекала изображены на серебряном сосуде из Бактрии (рис. 9), на многочисленных цилиндрических печатях, "гарпуны" сходного типа известны в материалах Гонур-тепе в Маргиане. Более поздние колесничные комплексы урало-казахстанских степей демонстрируют великолепные образцы стрекал и втульчатых бронзовых крюков, прототипы которых найдены в уже упоминавшемся погр. 32 Большого Ипатовского кургана вместе с А-образной двуколкой.
Бронзовые крюки, вилки или трезубцы на длинных деревянных ручках, серийно представленные в материалах майкопско-новосвободненской общности (МНО) в Предкавказье и южно-русских степях, тоже функционально связаны с управлением бычьими упряжками [Там же, с. 85 - 86, рис. 81, 82]. В материалах МНО в количестве 15 экз. представлены втульчатые вилки, втульчатые и черенковые крюки, а также скобы (рис. 10). Примечательно, что в одном комплексе с самой крупной вилкой (длина вместе с втулкой 8 см, размах "рогов" 12 см) из этой серии (погр. 5 кург. 31 в урочище Клады) обнаружено бронзовое колесо диаметром 32,5 см, представляющее собой литую втулку с четырьмя отростками, которые стянуты ободом круглого сечения диаметром 4 мм (рис. 10, 1).
Окончания "рогов" у всех предметов данной серии острые, они могут быть загнуты в разной степени. Втульчатые вилки украшены паркетным орнаментом, поперечными или продольными валиками, скульптурными изображениями голов баранов [Там же, с. 85 - 86]. Это указывает на связь данных предметов с ритуально-мифологической сферой культуры. В древнем Вавилоне трехзубый жезл был атрибутом богини войны Иннаны-Иштар-Анахит [McMahon, Tunga, Bagdo, 2001, p. 212, fig. 9]. Трезубец, как известно, важный
Рис. 9. Серебряный кубок из Бактрии. Хранится в Лувре (АО 28518). Высота 0,132 м, диаметр 0,143 м.
стр. 97
Рис. 10. Колесо, вилки, крюки и трезубцы с памятников майкопско-ново-свободненской общности (по: [Кореневский, 2011, с. 288 - 290, рис. 81, 82]). 1, 2, 7, 18, 19 - Клады, кург. 31, погр. 5; 3 - Новосвободная, кург. 2; 4 - ст. Тимошевская; 5 - Новосвободная, кург. 1; 6 - Чегем II, кург. 21, погр. 4; 8 - оттиск цилиндрической печати, древневавилонский период, Чагар-Базар; 9 - Андрюковская, кург. 4; 10 - г. Дербент, Дагестанские огни; 11 - Клады, кург. 4, погр. 7; 12 - Чегем II, кург. 21, погр. 5; 13 - Махошевская; 14, 20, 25 - Кубань; 15 - Клады, кург. ПН, погр. 36; 16 - Погуляево, кург. 1, погр. 3; 17 - Клады, кург. 28, погр. 1; 21 - Псебайская; 22 - Иноземцево; 23, 24 - Новосвободная, кург. 1, погр. 1; 26 - Бамут, кург. 6, погр. 9.
атрибут греческого бога Посейдона, генеалогия которого восходит к более древнему божеству Гиппиосу - повелителю коней [Langdon, 1989]. Примечательно, что в рассматриваемой серии два втульчатых крюка-трезубца (Новосвободная, кург. 1 и Клады, кург. 31. погр. 5) имеют парные антропоморфные фигурки возничих (?), стоящих друг напротив друга с вытянутыми вперед руками, как будто управляющих повозками. Такой сюжет известен в казахстанских петроглифах эпохи бронзы (изображение на стенке каменного ящика на андроновеком могильнике в урочище Тамгалы; в петроглифах Кулжабасы, Каратау) и хорошо иллюстрируется преданиями о культе "носатых" братьев-близнецов Ашвинов.
Кроме явной культовой функции, утилитарное предназначение данных предметов остается неясным. Высказывалось предположение об их использовании для вынимания мяса из котлов [Куфтин, 1949, с. 280]. Однако, учитывая несомненную полифункциональность предметов, разницу форм и явный транспортный контекст этих находок, логично предполагать их использование применительно к древнейшим бычьим запряжкам, либо как необходимый инструмент или вид оружия возничего, либо как средство дистанционного управления упряжными животными. Такие предметы на длинной деревянной ручке могли применяться с движущейся повозки для разрушения вражеских построений неприятеля, захвата противника или, что более актуально для животновода, - молодых, только что отелившихся, особей из стада. По аналогии с действием стрекала, функциональное предназначение этих предметов может быть связано с дистанционным управлением упряжными животными во время движения и поворотов повозки.
Выводы
Возвращаясь к изобразительной серии минусинских повозок, отметим, что представленные здесь древнейшие (середины и второй половины III тыс. до н.э.) виды телеги-фургона и А-образных двуколок, запряженных парой быков, демонстрируют ряд прогрессивных инноваций в конструкциях, а также достижений в селекции крупного рогатого скота, не известных ранее в Северной Евразии. Они коренным образом отличаются по устройству от конных упряжек на колесах со спицами - истинных колесниц, повсеместно распространившихся в Центральной Азии в более поздний период. Эти повозки, конструкция которых изначально разрабатывалась для использования только волов и коров, совершенно не приспособлены для запряжки в них эквидов.
Происхождение А-образного типа двуколок, в силу их конструктивных особенностей, может прояснить многие вопросы этнокультурной истории и генезиса ряда археологических культур севера Центральной
стр. 98
Азии и собственно окуневской культуры Южной Сибири. В этой связи рассмотрим подробнее гипотезу о происхождении минусинских двуколок от древнейших вариантов упряжки, с оглоблями, из западных и юго-западных районов Центральной Азии в части ее аргументации [Есин, 2012, с. 34 - 42].
Действительно, новые находки из Туркмении, особенно из Алтын-тепе и Анау, свидетельствуют об очень раннем знакомстве местного населения с колесными повозками с центральным дышлом - уже во второй половине IV тыс. до н.э. Глиняные модели повозок второй половины III тыс. до н.э., периодов Намазга IV и V, уже, видимо, снабжены оглоблями для запряжки одного животного [Кирчо, 2009, с. 28 - 30]. Об использовании оглобель косвенно свидетельствуют и глиняные модели с протомами одного животного, обычно верблюда. В передней части повозки из погребения "царского некрополя" Гонур-тепе выявлены остатки двух жердей, предположительно оставшихся от составного дышла [Сарианиди, Дубова, 2010]. Представляется, что сам по себе факт знакомства с оглобельным способом запряжки совсем не означает его широкого практического использования. В противном случае, мы имели бы значительно большее количество таких источников. Недостатки технологии производства древнейших повозок делали их слишком тяжелыми для одного упряжного животного. Только верблюд мог быть достаточно эффективным в таких конструкциях, однако ареал его обитания ограничен южными регионами. Трансформация двух оглобель в треугольное дышло теоретически могла произойти именно из-за необходимости использования пары быков, способных тянуть тяжелую повозку, однако пока это предположение никак не документировано.
Петроглифические памятники Казахстана (Каратау, Сауыскандык), Узбекистана (Нуратау) и вдоль Каракорумского шоссе в Пакистане, по мнению некоторых исследователей, связаны с окуневской изобразительной традицией (как, впрочем, и с сейминско-турбинской) [Швец, 2011, с. 134 - 138; Jettmar, 1982; Есин, 2012, с. 37], что дает основание для гипотез о контактах окуневцев с Хараппской цивилизацией и их миграциях [Соколова, 2010]. Однако двуколки А-образного типа появляются на территории Индии слишком поздно - только после арийского завоевания (Инамгаон). В указанных регионах не известны окуневские могильники, которые могли бы "картографировать" такую миграцию, и напротив, открыты и изучены памятники ямно-афанасьевского круга (Карагаш, Григорьевка-2 и др. в Центральном Казахстане, в Синьцзяне, заманбабинская группа в Зеравшане). В то же время выявленные исследователями контакты, несомненно, свидетельствуют о развитой системе коммуникаций между северной и южной частями Центральной Азии через казахстанские степи.
Запечатленные на центрально-азиатских петроглифах преимущественно четырехколесные повозки древнейших типов демонстрируют разнообразные способы запряжки пары быков, верблюдов, в т.ч. и в многодышловых конструкциях. Так, в ущелье Арпаузен (хребет Каратау) изображена четырехколесная повозка, в которую посредством оглобель или комбинированного дышла запряжен один верблюд, треугольные дышла показаны у многих телег. Однако все эти важные свидетельства экспериментов и разработок новых конструкций дышла никак не могут служить доказательством изобретения на данных территориях А-образных двуколок, поскольку ни одного их изображения и уж тем более реальной повозки здесь пока не найдено, как и двухколесных упряжек с парой быков в петроглифах. И напротив, известны изображения двуколок иной конструкции - с центральным дышлом, распряженной (грот Акбаур) и запряженной парой верблюдов (Байконур).
В целом предложенная гипотеза требует дополнительной аргументации и дальнейшей проработки. С учетом приведенных выше аналогов минусинских А-образных повозок и фургона следует принять предположение о происхождении окуневской культуры из ямно-катакомбной среды и искать ее истоки в памятниках западной части континента [Новоженов, 1994, 2012; Лазаретов, 1997; Подольский, 2007].
Список литературы
Байпаков К. М., Марьяшев А. Н. Петроглифы в горах Кулжабасы. - Алматы: Изд-во Ин-та археологии МОН РК, 2004. - 26 с., 86 ил.
Большой Ипатовский курган на Ставрополье / С. Н. Кореневский, А. Б. Белинский, А. А. Калмыков. - М.: Наука, 2007. - 229 с.
Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. - 148 с.
Гей А. Н. Новотиторовская культура. - М.: Старый сад, 2000. - 224 с.
Грязнов М. П. Писаница эпохи бронзы из д. Знаменки в Хакасии // КСИИМК. - 1960. -Вып. 80. - С. 85 - 89.
Грязное М. П., Шнейдер Е. Р. Каменные изваяния Минусинских степей // Природа. - 1926. - N 11/12. - С. 27 - 36.
Есин Ю. Н. Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины: пространственные построения и конструкция // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2009. - Т. I. - С. 68 - 72.
Есин Ю. Н. Тягловые животные и возничие древнейших изображений повозок Минусинской котловины // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги и перспективы: мат-лы Между нар. науч. конф., посвящ. 20-летию независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А. Х. Маргулана КН МОН РК. - Алматы, 2011. - Т. 1. - С. 267 - 273.
стр. 99
Есин Ю. Н. Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины // Научное обозрение Саяно-Алтая. -2012. - N 1 (3). - С. 14 - 47.
Избицер Е. В. Погребения с повозками степной полосы Восточной Европы и Северного Кавказа Ш-П тыс. до н.э.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1993. - 37 с.
Избицер Е. В. Колесница с тормозом, или реконструкции без тормозов // Stratum plus. - 2010. - N 2. - С. 187 - 194.
Канторович А. Р., Маслов В. Е., Петренко В. Г. Находка бронзовых элементов управления быками (носовых колец) в 2009 году и проблема передневосточных связей майкопской культуры Северного Кавказа // Древность: историческое значение и специфика источника. - М.: Наука, 2009. - С. 44 - 46.
Кирчо Л. Б. Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2009. - N 1. - С. 25 - 33.
Кореневский С. Н. Древнейший металл Предкавказья: Типология. Историко-культурный аспект. - М.: Таус, 2011. - 336 с.
Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. - Тбилиси: Техника да шрома, 1949. - Т. 1. - 360 с.: ил.
Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. - 295 с.
Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Исследования на территории Хакасии // АО 1972 года. - М.: Наука, 1973. - С. 223.
Лазаретов И. П. Окуневские могильники в долине р. Уй-бат // Окуневский сборник: Культура. Искусство. Антропология. - СПб.: Петро-РИФ, 1997. - С. 137 - 146.
Леонтьев Н. В. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Древняя Сибирь. - Новосибирск: Наука, 1970. - Вып. 3. - С. 265 - 270.
Леонтьев Н. В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. - Абакан: Кн. изд-во, 1980. - С. 65 - 84.
Миклашевич Е. А. Окуневские лошади: к проблеме появления одомашненной лошади в Южной Сибири // Окуневский сборник: Культура и ее окружение. - СПб.: Элексис Принт, 2006. - Вып. 2. - С. 191 - 211.
Новоженов В. А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии (к проблеме миграции населения степной Евразии в эпоху энеолита и бронзы). - Алматы: Аргументы и Факты - Казахстан, 1994. - 297 с.
Новоженов В. А. Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии / под ред. Е. Е. Кузьминой. - М.: Таус, 2012. - 500 с.
Подольский М. Л. Феномен и парадоксы Минусинской степи (смена культурных доминант) // Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез. - СПб.: ИИМК РАН; СПб. гос. ун-т, 2007. -С. 113 - 128.
Сарианиди В. П., Дубова П. А. Новые гробницы на территории царского некрополя Гонура (предварительное сообщение) // На пути открытия цивилизации: Тр. Маргиан. археол. экспедиции. - СПб.: Наука, 2010. - С. 210 - 256.
Севастьянова Э. А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. - Абакан: Кн. изд-во, 1980. - С. 103 - 107.
Соколова Л. А. Стела из Черновой VIII со знаменитыми быками и неизвестными повозками // Евразия сквозь века. - СПб.: СПб. гос. ун-т, 2001. - С. 129 - 132.
Соколова Л. А. Окунево и Хараппа - свидетельства контакта // Древние культуры Евразии: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама. - СПб., 2010. - С. 87 - 94.
Швец И. Н. Сюжеты окуневского изобразительного типа в наскальном искусстве Казахстана // Наскальное искусство в современном обществе: мат-лы Междунар. науч. конф. - Кемерово: Изд-во Кем. гос. ун-та, 2011. - С. 134 - 140.
Appelgren-Kivalo J. Altaltaische Kunstdenkmahler. -Helsinki: Finnische Altertumsgesellsihaft, 1931. - 327 s.
Belinskij A., Kalmykov A. Neue Wagenfunde aus Graben der Katakombengrabkultur im Steppengebiet des zentralen Vorkaukasus // Rad und Wagen: Der Ursprung einer Innovation Wagen im Vorderen Orient und Europa. - Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2004. - S. 201 - 220.
Devlet M.A., Devlet E.G. Felsbilder mit Wagendarstellungen in Sibirien und Zentralasien // Rad und Wagen: Der Unsprung einer Innovation Wagen im Vorderen Orient und Europa. -Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 2004. - S. 237 - 246.
Jettmar K. Petroglyphs and Early History of the Upper Indus Valley: The 1981 expedition - a preliminary report // Zentralasiatische Studien. - 1982. - N 16. - P. 293 - 308.
Langdon S. The Return of the Horse-Leader // Archaeology. - 1989. - N 93. - P. 185 - 201.
McMahon A., Tunga O., Bagdo M. New Excavations at Chagar Bazar 1999 - 2000 // Iraq. - 2001. - Vol. LXIII. - P. 201 - 222.
Материал поступил в редколлегию 27.12.12 г., в окончательном варианте - 01.04.13 г.
стр. 100
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |