Академик С. Л. ТИХВИНСКИЙ
Политика реформ и открытости для внешнего мира, начавшаяся в Китайской Народной Республике с конца 1979 г., вызвала повышенный интерес китайских обществоведов и гуманитариев к первому всекитайскому движению за обновление (вэйсинь) и реформы (гайгэ), развернувшемуся в Китае в период 1895 - 1898 гг. и известному в литературе как "сто дней реформ" 1898 г. - года усюй по лунному календарю. За последние два десятилетия XX в. в КНР появилось большое количество книг, статей, публикаций архивных материалов, посвященных различным аспектам этого движения, его лидерам и участникам, а также представителям консервативного лагеря, деятельность которых обусловила поражение реформаторов.
По случаю столетия драматических событий 1898 г. в августе 1998 г. в Пекине состоялась международная научная конференция, организатором созыва которой выступил Пекинский университет, основанный 100 лет тому назад в период наивысшего подъема движения за обновление страны и проведение реформ 1895 - 1898 гг. В работе конференции приняли участие свыше 160 ученых различных специальностей - историки, философы, экономисты, литературоведы, социологи - представлявшие научно-исследовательские и университетские центры КНР, Тайваня, Гонконга, Австралии, Германии, Южной Кореи, США, Франции и Японии. Участниками конференции было представлено свыше 140 докладов и сообщений, из которых профессор исторического факультета Пекинского университета Ван Сяоцю отобрал 66 наиболее содержательных и включил их в отредактированный им сборник "Обновление года усюй и современные китайские реформы"1 .
Статьи сборника предваряет текст краткого приветствия, с которым обратился к участникам международной конференции вице-ректор Пекинского университета проф. Хэ Фанчуань, подчеркнувший, что первым из серии императорских указов периода "ста дней реформ" был указ императора Гуансюя об учреждении в столице высшего учебного заведения нового типа. Это был непосредственный предшественник Пекинского университета, торжественно отметившего в 1998 г. свое столетие.
Сборник открывает вступительный доклад, сделанный на упомянутой международной конференции проф. Дай И, председателем Национального комитета китайских историков, крупнейшим китайским специалистом по истории цинского Китая. Кратко обрисовав критическое положение, в котором оказался Китай в результате поражения в войне с Японией 1894 - 1895 гг. и вследствие агрессивной политики других иностранных держав, приступивших вслед за Японией к разделу Китая на сферы влияния, Дай И остановился на истории зарождения и развития движения за обновление системы управле-
Тихвинский Сергей Леонидович - действительный член РАН, ведущий специалист по истории стран Дальнего Востока. Автор многих научных трудов по истории Китая, Японии и международных отношений.
1 Усюй вэйсинь юй цзиньдай Чжунгоде гайгэ. Усюй вэйсинь ибай чжоунянь гоцзи сюэшу таолуньхуэй луньвэньцзи. Бэйцзин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанынэ, 2000, 868 е.
стр. 65
ния государством и проведение разносторонних реформ. Предложенные участниками движения реформы были направлены на создание современной промышленности, средств транспорта, модернизацию системы образования и подготовки кадров чиновников, широкое ознакомление страны с передовой наукой, техникой и культурой стран Запада, создание современных вооруженных сил, способных отстоять независимость Китая от иностранных агрессоров. В 1898 г. на протяжении 103 дней (с 11-го дня 6-го месяца года усюй по 21-й день 9-го месяца того же года по лунному календарю, принятому в Китае) молодыми китайскими реформаторами во главе с известными обладателями высоких ученых степеней педагогами Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и др., которым удалось привлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя, были подготовлены, опубликованы и распространены многочисленные императорские указы о проведении в стране различных реформ, начиная с указа о реформе средневековой системы образования и подготовки управленческих кадров, а также о создании в столице высшего учебного заведения университетского типа по западному образцу.
Движение за обновление положило начало модернизации Китая, повлияло на политическую обстановку в стране, на экономику, образование и культуру. Участники движения предлагали ограничить самодержавие Цинского двора и установить конституционно-монархический строй. В области экономики они выдвигали требования поддержки государством частного предпринимательства, развития китайского национального капитализма, строительства заводов, фабрик, шахт, железных дорог. В отличие от сторонников политики заимствования иностранных методов (ян у) 60-х годов, молодые китайские реформаторы настаивали на обеспечении независимости китайского национального капитала от бюрократического контроля со стороны столичных и провинциальных чиновников. К концу XIX в. страна переживала экономический рост. За короткий период, с 1897 по 1899 г. в Китае возникло 54 современных предприятия с общим объемом капитала в 6210 тыс. юаней, 70% которого принадлежало частным лицам.
В области образования и культуры реформаторы призывали к отмене архаичной системы государственных экзаменов, которая требовала от соискателей ученых степеней, открывавших путь к успешной чиновничьей карьере, бездумной зубрежки древних и средневековых конфуцианских канонов и большого количества комментариев к ним, написания на их основе экзаменационных сочинений по строго формальной схоластической "восьмичленной структуре". Они призывали к преподаванию в школе естественных наук, к ознакомлению населения страны с западной культурой, наукой и техникой, ратовали за повсеместное открытие школ, издание газет и журналов, создание различного рода клубов, общественных ассоциаций для широкого распространения знаний об окружающем Китай мире.
Участниками движения за обновление были представители зарождавшейся в недрах феодального общества буржуазной интеллигенции, передовые представители китайского чиновничества и деловых кругов, остро переживавшие сложившуюся в стране обстановку и настаивавшие на срочном проведении реформ, считая это единственным средством спасения Китая от раздела империалистическими державами.
Реформаторское рвение императора Гуансюя, попавшего под влияние китайских просветителей, встретило резкое неприятие и сопротивление со стороны маньчжуро-китайских придворных сановников и консервативной правительственной бюрократии во главе со вдовствующей императрицей, теткой Гуансюя, маньчжуркой Цыси. Они через 103 дня пребывания реформаторов у власти совершили дворцовый переворот, отстранили Гуансюя и обрушили суровые репрессии на реформаторов и их сторонников.
Несмотря на поражение, движение за обновление страны и реформы сыграло существенную роль в истории Китая. Уже через 14 лет после его разгрома, в 1911 г., началась победоносная Синьхайская революция, свергшая 287-летнее правление маньчжурской пинской династии и упразднившая более чем 2000-летний монархический строй, заменив его республиканской формой правления. В 1949 г., через полвека после событий 1898 г., в Китае была свергнута власть феодалов и империалистов и провозглашена Китайская Народная Республика.
стр. 66
Сегодня, спустя 100 лет после поражения движения за обновление страны, отметил в заключение своего доклада Дай И, Китай успешно строит социалистическое общество с китайской спецификой, проводит политику реформ и открытости внешнему миру, укрепляет свое могущество и авторитет.
Статьи рецензируемого сборника сгруппированы по восьми тематическим разделам.
МЕСТО ДВИЖЕНИЯ ЗА ОБНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМЫ В ИСТОРИИ КИТАЯ
Юй Хэпин (Институт новой истории Китая Академии общественных наук Китая) в статье "Место движения за обновление года усюй на раннем этапе модернизации Китая" связывает возникновение этого движения с появлением в стране первых сведений о современных западных науках и демократических идеях, с которыми общество познакомили побывавшие за границей китайцы. В эти годы в Китае возникают первые современные общественные организации и появляются ростки капиталистической экономики. Чжэн Юньфу (Чжэнчжоуский университет) считает, что движение за обновление года усюй отражало как стремление представителей молодой китайской буржуазии к обновлению страны, так и усилия помещиков к самосохранению перед лицом опасности со стороны крестьянских восстаний и иностранного вторжения.
Ли Шуанби (Институт истории Академии общественных наук Китая провинции Гуйчжоу), анализируя причины поражения движения за обновление года усюй, полагает, что реформаторы поставили перед страной слишком большие, недостижимые в тех условиях задачи, недооценили мощь консервативных сил и действовали слишком поспешно (за 103 дня пребывания реформаторов у власти император Гуансюй издал в общей сложности 184 указа о реформах). Кун Синцзи (Центр Фэрбенка Гарвардского университета, США) отмечает, что захват Германией Цзяочжоу на Шаньдунском полуострове ускорил приход сторонников реформ к власти, хотя для этого еще не созрели должные предпосылки. События в Цзяочжоу в 1897 г. сыграли роль водораздела между старым и новым Китаем, вслед за движением реформаторов вспыхнуло восстание ихэтуаней, начались конституционные маневры пинского двора и гибель цинской монархии в ходе Синьхайской революции.
Ли Жэнькай (исторический факультет Хэбэйского университета) рассматривает отличие реформаторов от участников движения за заимствование иностранных методов 60-х годов XIX в. Поражение Китая в войне с Японией 1894 - 1895 гг. знаменовало полный провал политики "самоусиления", проводившейся сторонниками политики заимствования иностранных методов и способствовало росту в обществе симпатий к реформаторам. Син Мия (исторический факультет Цицикарского университета) считает, что движение за реформы 1898 г. было начальным этапом конституционного движения первого десятилетия XX в. и прослеживает различие и сходство между ними, делая упор на анализ конституционных воззрений участников обоих движений. Ша Пэйдэ (китайская транскрипция английской фамилии, Австралийский университет в Нью-Уэллсе) оценивает место, которое участники движения за реформы отводили в будущем реформированном Китае пинскому императору Гуансюю.
КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПЕРИОДА РЕФОРМ
Ши Гэсинь (исторический факультет Пекинского университета) полагает, что движение за обновление года усюй дало начало культуре Китая нового времени. По мнению Ван Линьмоу (исторический факультет Чжэцзянского университета) распространение в Китае западных наук повлекло за собой структурные изменения в различных областях культуры Китая и нанесло сокрушительный удар по доктрине консерваторов, считавших, что "китайские учения носят фундаментальный, а западные науки - чисто прикладной характер". Реформы 1898 г. повлияли на возникновение в стране через 10 с лишним лет "движения за новую культуру". Лю Сюэчжао (исторический факультет Хуадунского университета) выделил место поэзии периода движения за реформы в ис-
стр. 67
тории китайской поэзии. Статья снабжена 82 сносками библиографического характера на различные сборники стихов и исследовательские труды китайских авторов. Чжан Юэ (кафедра историографии Пекинского педагогического института) подчеркнул, что в ходе движения за реформы Китай получил возможность ознакомиться с трудами западных и японских историков, что способствовало подъему исторической науки в Китае. У Янъань (Гуйчжоуский педагогический институт) указал на развитие реформаторами гуманистических идей (синь сюэ) философа Лу Цзюцзя, жившего во времена Южной Сун, и Ван Янмина (Минская династия). Лян Цзиньхэ (исторический факультет Педагогического института Шоуду) осветил отношение участников движения за реформы к институту брака. Ли Чжанли (Институт новой истории Китая Академии общественных наук Китая) отметил изменение взглядов представителей ученого сословия Китая на свое положение в обществе на протяжении 30 лет, предшествовавших движению за реформы. Чжу Ин (кафедра истории Педагогического института Хуачжун) остановился на благотворительной деятельности участников движения за реформы (создание школ, библиотек, читальных залов, женских приютов и т.д.). Ян Няньцюнь (кафедра истории Цин-ской династии Народного университета Китая) сосредоточился на этических взглядах и практической деятельности реформаторов, их борьбе с бинтованием ног девочкам и с другими вредными обычаями. Среди прочих источников автор ссылается на книгу российского автора А. Гуревича о средневековой культуре Европы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРИОДА РЕФОРМ
Ли Хуасин (Институт истории Шанхайской академии общественных наук) рассмотрел модернизацию китайской системы образования в ходе движения за реформы на примерах педагогической деятельности Кан Ювэя, Лян Цичао, Чжэн Гуаньин, Янь Фу и др. Ван Сяоцю (исторический факультет Пекинского университета) излагает историю создания в Китае первого высшего учебного заведения европейского типа, как реформы 1898 г. повлияли на столичный университет (Цзиныпи дасюэтан). Ба Сыди (китайская транскрипция французской фамилии Bastid, Академия наук Франции) рассказала о научном образовании в столичном университете. Статья хорошо аргументирована ссылками на китайских авторов и прессу периода реформ. Вэнь Сяопо (факультет политологии Нанкинского университета) рассмотрел деятельность Ассоциации усиления государства и одноименного книжного издательства по автобиографическим свидетельствам и публикациям о Кан Ювэе, Лян Цичао, Тань Сытуне. Чжан Юйфа (Тайбэйский институт новой истории) проанализировал работу научных ассоциаций периода движения за реформы (1895 - 1898). Наряду с научными публикациями КНР в статье широко использованы журнальные публикации тайваньских историков. И Юань Цзэ Чжоу (китайская транскрипция японской фамилии, Азиатский университет, Япония) оценил роль ассоциаций сельскохозяйственных наук в истории реформаторского движения. Автор приводит сведения о широком распространении реформаторами агрономических знаний и об интересе в Японии к китайским публикациям на эту тему. Жун Инмо (Институт Азии, Япония) сконцентрировался на японской политике в отношении китайских учащихся в Японии. За последние десять лет существования пинской монархии в Японии обучалось около 20 тыс. молодых китайцев. Исследователь рассматривает разработку соответствующего японского законодательства в отношении китайских учащихся.
РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И ЮГЕ
Лю Куйшэн и Цюй Шэнъян (исторический факультет Университета Цинхуа и кафедра Пекинского университета по истории городов и окружающей среды) прослеживают историю жителей пекинского района Сюаннань, одного из районов китайской столицы, где при Цинской династии проживали представители китайского ученого сословия, среди которых было много придворных чиновников, симпатизировавших делу реформ и помогавших доносить реформаторские идеи до императора Гуансюя. Бай Эньци (уни-
стр. 68
верситет Санте, США, китайская транскрипция фамилии автора и названия университета), специалист по истории городов, отмечает возросшее за последние годы внимание иностранных, особенно американских, исследователей к истории провинциальных земляческих ассоциаций ("клубов") в различных китайских городах. По разным данным в конце Цинской династии в более чем 300 городах, преимущественно в Южном, Восточном и Центральном Китае, а также в столице - Пекине - их было свыше 1800. Темой статьи Чэнь Чжэнцзян (исторический факультет Нанкинского университета) стало движение за реформы в Тяньцзине и местные культурно-просветительские организации. Тан Чжицзюнь (Институт истории Шанхайской академии общественных наук) - видный специалист по истории движения за реформы - детально анализирует общественно-политическую и издательско-публицистическую деятельность китайских реформаторов на территории португальской колонии Макао, где они были вне досягаемости цинских властей.
ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ И ВНЕШНИЙ МИР
Го Шуанлинь (исторический факультет Китайского народного университета) охарактеризовал отношение проживавших в позднецинский период за границей дипломатов, послов и консулов к движению за реформы. Начиная с 1875 г. цинское правительство за рубежом имело свыше 60 посольских и консульских представителей, большинство из которых симпатизировало китайским реформаторам. В статье Ли Тинцзян (Азиатский университет, Япония), основанной на японских и китайских документах, исследуются китайско-японские отношения до и после реформ 1898 г., повествуется о японских военных советниках и японских реформах конца правления Цинской династии. Используя японские материалы Тао Дэминь (Университет Кансо, Япония) описывает поездку офицера генерального штаба вооруженных сил Японии Нисимура Тенши в бассейн р. Янцзы в 1897 - 1898 гг. и его контакты с генерал-губернатором Хугуана Чжан Чжидуном. Фэй Ло (китайская транскрипция немецкой фамилии, Университет Гумбольдта в Берлине) анализирует отклики в Германии на реформы 1898 г. Автор привлек данные немецких и китайских архивов, китайскую и иностранную прессу. Го Шаотан (исторический факультет Гонконгского университета Чжунвэнь) сравнивает реформы в Пруссии и реформы 1898 г. в Китае. В статье, к сожалению, нет ни одной библиографической сноски. Син Шэн Ся (китайская транскрипция корейской фамилии, Университет Гаоли, Корея) пишет о реакции Лян Цичао на патриотическое и просветительское движение в Корее. При этом широко использованы публицистические труды Лян Цичао, корейская и китайская пресса конца XIX - первого десятилетия XX в.
Об откликах в Сингапуре на реформы 1898 г. по материалам "Тяньнань синьбао" и представителя реформаторского течения среди китайской общины в Сингапуре Цю Шуюаня рассказал Дуань Юньчжан (исторический факультет Чжуншаньского университета). История движения за обучение студентов за границей, организованном "Союзом защиты императора", созданным Кан Ювэем в эмиграции после поражения реформаторов, прослежена Тань Цинчи (Китайская ассоциация Северо-Запада, США). Канадское отделение "Союза защиты императора", основанное в 1899 г. в Виктории, организовало приезд в Канаду представителей китайской молодежи, разделявших взгляды реформаторов. В 1900 г. отделение "Союза защиты императора" в Кобэ (Япония) командировало в США своего представителя Тан Ляня, на материалах архива которого основывается автор статьи.
ВИДНЫЕ РЕФОРМАТОРЫ
Первые пять статей данного раздела освещают разные стороны практической деятельности и теоретических воззрений Кан Ювэя. Фан Дэмин (исторический факультет Пекинского университета) опровергает мнение о том, что императорские указы периода "ста дней реформ" не содержали ничего, что бы не предлагали в свое время сторонники заимствования иностранных методов. Такой взгляд был изложен чиновником Лян
стр. 69
Тинфэном, приближенным генерал-губернатора Хугуана Чжан Чжидуна, в письме, адресованном главам дипломатического корпуса в Пекине фазу после поражения реформаторов осенью 1898 г. Линь Цзяю (исторический факультет Чжуншаньского университета) критикует взгляды Кан Ювэя на необходимость распространения реформ сверху вниз. Автор видит неудачу реформаторов в их отдаленности от народа. Цунь Тянь Сюн Эр Лан (китайская транскрипция японской фамилии, Токийский университет, Япония) анализирует работы Кан Ювэя, направленные на почитание Конфуция и реформирование традиционного конфуцианства. У Исюн (исторический факультет Чжуншаньского университета) характеризует взгляды Кан Ювэя на философскую школу "Лисюэ" до и после 1898 г. Ма Чжунвэнь (книгоиздательство Чжунхуа шуцзюй) высказывает сомнение, что "Вэн Тунхэ рекомендовал Кан Ювэя императору Гуансюю".
В следующих трех статьях данного раздела говорится о взглядах и деятельности Лян Цичао: Цю Юаньсян (факультет политологии Пекинского педагогического института) анализирует взгляды Лян Цичао на право и политику; Цзя Цзянь Чжи Шу (китайская транскрипция японской фамилии, Гуманитарный институт Киотского университета, Япония) показывает, как Лян Цичао идеализировал взгляды представителей философской школы "Вансюэ"; Цю Юньчжи (Институт новой истории Китая Академии общественных наук Китая) рассказал о разработке Лян Цичао планов спасения императора Гуансюя; Цзя Вэй (Институт новой истории Китая Академии общественных наук Китая) рассмотрел взаимоотношения и взаимовлияние Тань Сытуна и Шэн Сюаньхуайя.
В последних пяти статьях данного раздела рассматриваются различные аспекты деятельности Янь Фу: Цай Шаоян (исторический факультет Нанкинского университета) исследует роль Янь Фу в реформах 1898 г.; Ху Шэньу (кафедра истории Цинской династии Народного университета Китая) высказывается о демографических воззрениях Янь Фу; Юй Чжэн (исторический факультет Сучжоуского университета) повествует об общественной реакции на перевод Янь Фу книги Адама Смита "Источник богатства"; в хорошо документированной статье Цай Дунсу (исторический факультет Университета Цинхуа) прослеживается влияние на протяжении 1898 - 1916 гг. на Янь Фу и других реформаторов "Общественного договора" Руссо; Дай Сюэся и Сюй Жу (Институт истории Академии общественных наук провинции Фуцзянь) дают портреты Жун Хуна и Янь Фу - как участников реформаторского движения 1898 г., обучавшихся на Западе.
СОВРЕМЕННИКИ ДВИЖЕНИЯ ЗА РЕФОРМЫ
Лай Цзяньго (Университет Васеда, Япония) раскрывает мировоззрение Цай Юаньпэя до и после реформ 1898 г. В статье Чжан Жэньфэн (Шанхайский городской вечерний университет района Хуанпу) анализируется влияние реформы 1898 г. на Чжан Юаньцзи. Тема работы Юань Шуи (исторический факультет Хэбэйского университета): Чжан Цзюнь и "движение за обновление". Се Сомэй (исторический факультет Хуадунского педагогического института) пишет о реформаторских взглядах Вэн Тунхэ. Фэн Тяньюй (Уханьский университет) рассказывает о Чжан Чжидуне и реформах 1898 г. Ли Цзигуй (исторический факультет Чжуншаньского университета) представил статью "Чжан Иньхуань и реформы 1898 г." О деятельности Дуань Фана в 1898 г. рассказывает Шан Сяомин (исторический факультет Пекинского университета). Ло Чжитянь (исторический факультет Сычуаньского университета) рассматривает отношение к реформам двух видных хунаньских сановников, принадлежавших к числу сторонников заимствования иностранных методов Ван Сянцзяня и Е Дэхуэйя. Отношения между сторонниками Кан Ювэя - Лян Цичао и властной группировкой пинского двора в период подготовки конституции (1905 - 1911 гг.) - предмет исследования Ли Юншэна и Го Вэйдуна (исторический факультет Пекинского университета). Го Шию (исторический факультет Чжэцзянского университета) прослеживает сношения между Лян Цичао и Сунь Ятсеном в период подготовки в 1900 г. "движения за служение императору" (цзинь ван юньдун). Янь Тяныпи (Институт новой истории Китая Академии общественных наук Китая) рассуждает о подлинности "Записок о 1898 г." Юань Шикая. Автор сравнивает сведения о посе-
стр. 70
щении Юань Шикая одним из лидеров реформаторов Тань Сытуном накануне дворцового переворота Цыси, описанном Юань Шикаем в его "Записках", с сообщением об этом же визите, содержащимся в "Записках о политическом перевороте" Лян Цичао.
ИСТОРИОГРАФИЯ, БИБЛИОГРАФИЯ И АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Статья Ма Хунлинь (исторический факультет Шанхайского педагогического института) состоит из трех частей. В первой рассматриваются основные вехи в изучении движения за реформы 1898 г. Сразу после поражения реформаторов появились лишь "Хроника жизни Кан Ювэя", написанная им самим, "Записки о политическом перевороте 1898 г." Лян Цичао, "Записки о событиях 1898 г." Су Сицзу, Ху Сыцзиня и др. Самые важные свидетельства об истории, участниках и судьбах движения за реформы хранились в архивах цинского двора.
Книги, появившиеся в Китайской Республике в 1912 - 1949 гг., не носили объективного характера, не показывали того места, которое движение за реформы занимало в новой истории Китая.
В 1924 г. в Шанхае в виде книги были опубликованы университетские лекции Ли Цинфэня "100 лет новой истории Китая", где вся история правления четырех последних цинских императоров, включая правление Гуансюя, рассматривается кратко, без должного анализа. В 1925 г. в Тяньцзине вышла книга Мэн Шицзэ об истории Китая последнего времени, в которой новая история Китая делится на три периода: крайней слабости, реформ и республики. Причем последние два периода, по мнению автора, знаменуют начало возрождения Китая.
В 1938 г. в Ухани была опубликована "Новая история Китая" Цзян Тинфу, который рассматривает движение за заимствование иностранных методов, реформы 1898 г., восстание ихэтуаней и Синьхайскую революцию как четыре взаимосвязанных исторических этапа.
В 1947 г. в Шанхае вышла в свет книга Хоу Вайлу об истории общественной мысли и идеологии Китая в новое время - первое исследование, в котором движение за реформы рассматривается в контексте общемировой тенденции к проведению прогрессивных преобразований. Автор сравнивает это движение с реформами Петра I в России и императора Мэйдзи в Японии. В том же году в издательстве Хэбэйского университета выпущена книга Фан Вэнланя "История Китая нового времени" - первая марксистская работа, рассматривающая движение за реформы в общем русле антифеодальной и антиимпериалистической борьбы китайского народа.
В 1953 г. коллективом ученых под руководством проф. Цзянь Боцзаня были собраны 296 документов той эпохи, из которых 173 были отобраны для публикации в четырехтомнике "Реформы 1898 г.", вышедшем в свет в издательстве "Шэнчжоу гогуаншэ". В 1958 г. издательство "Чжунхуа шуцзюй" опубликовало сборник "Архивные материалы о реформах 1898 г.", составленный Государственным управлением архивов Минской и Цинской династий, включавший 303 документа.
В 1958 г. в связи с 60-летием реформ 1898 г. в Пекине прошла научная конференция, получившая широкий отклик в прессе и научных изданиях. Материалы конференции были изданы отдельным юбилейным сборником. Участники конференции отмечали прогрессивный, патриотический характер движения за реформы, его антифеодальную и антиимпериалистическую направленность. В период "культурной революции" (1966 - 1976 гг.) реформаторское движение было объявлено консервативным, реакционным, проимпериалистическим. Начало очернению реформаторского движения конца XIX в. было положено в статье Ци Бэнбюя "Патриотизм или предательство Родины", опубликованной в "Жэньминь жибао" 1 апреля 1967 г.
Лишь после перехода к реформам и открытости внешнему миру, сопровождавшегося раскрепощением идеологии, в начале 80-х годов XX в. появились книги и статьи Чэнь Сици, Ли Бинцина, Сяо Ли, Е Линыпэна, Ян Лицяна и других китайских историков, объективно писавших о вкладе реформаторов в политику, экономику и культуру Китая.
стр. 71
Во второй части статьи Ма Хунлинь детально рассматривает книги и статьи, посвященные движению за реформы, опубликованные в Китае в 80 - 90-х годах XX в.: публикации документов и материалов о реформах 1898 г., история различных научных ассоциаций и клубов реформаторов, обобщающие труды по движению за реформы, принадлежащие перу Ван Ши, Хуан Чжанцзяня, Тан Чжицзюня, Кун Сици, Ван Шикуая, У Тинцзя, Ван Сяоцю и др.
Третья часть статьи посвящена историографии ключевых тем, по которым велось и продолжает идти изучение истории реформ 1898 г.: характер движения за реформы, его теоретические основы, политическая программа, утопическая теория "Датун", место Кан Ювэя в истории и т.д.
Чэнь Чжэн (книгоиздательство Чжунхуа) посвятил свою статью наиболее крупным публикациям книг, документов и материалов о движении за реформы в Китае и его лидерах за последние 20 лет.
Цин Гоцзин (первый государственный архив) приводит сведения о публикации в Китае архивных документов и материалов, связанных с реформаторским движением.
* * *
Рецензируемый сборник отражает состояние исследований истории движения за обновление и реформы 1895 - 1898 гг., ведущихся в Китайской Народной Республике. Авторами докладов и статей вводится в научный оборот большое количество документов, в том числе архивных, много новых книг. Обращает на себя внимание широкий географический диапазон ведущихся в Китае исследований по данной тематике. Среди авторов статей сборника ученые различных университетских и академических центров КНР, как столичных, так и провинциальных, а также некоторые иностранные исследователи. На наш взгляд, при публикации статей иностранных авторов следовало бы придерживаться общепринятой в мировой исторической науке методики, т.е. давать фамилии авторов и названия иностранных работ в оригинальной авторской транскрипции, а не только в китайском фонетическом или смысловом переложении. Кстати, настало время издать историографический труд, посвященный работам иностранных историков о движении за реформы в Китае. Меня как историка, с 1945 г. занимающегося изучением реформаторского движения в Китае последней четверти XIX в. и опубликовавшего по этой тематике ряд научных статей и в 1959 г. монографию "Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ювэй", переведенную на китайский язык в КНР и опубликованную в 1962 г. в Пекине издательством "Саньлянь шудянь"2 , при тщательном знакомстве с материалами рецензируемого сборника удивило полное отсутствие какого-либо упоминания об этой моей работе в статьях участников пекинской конференции3 .
Трудно судить о причинах "фигуры умолчания". Остается лишь строить догадки о том, что в годы обострения китайско-советских отношений, и особенно в период "культурной революции", был наложен запрет на книги советских авторов, участвовавших в советско-китайской идеологической полемике 60 - 70-х годов прошлого столетия. Если эта догадка верна, пора бы снять этот запрет и реабилитировать китайское издание книги, ибо "культурная революция" и порожденное ей "десятилетие хаоса" еще в конце 1970-х годов были решительно осуждены в КНР.
2 Цихэвеньсыцзи чжу. Чжунго бяньфа вэйсинь юньдун хэ Кан Ювэй. Перевод Чжан Шижу и др. Шэнхо, Душу, Синьчжи саньлянь шудянь. Бэйцзин, 1962, 384 е. Текст китайского перевода несколько отличается от оригинала по композиции. В переводе опущены 13 страниц историографического введения, где разбирается китайская литература по данной теме, а весь остальной текст историографического введения вынесен в конец книги в части "Приложения". Опущен также последний абзац книги, где автор выразил благодарность проф. Хоу Вайлу за ценные советы, высказанные им автору после ознакомления с отдельными местами его книги.
3 В 1980 г. издательство "Наука" выпустило второе, дополненное издание этой книги под названием "Движение за реформы в Китае в конце XIX века".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |