Член-корреспондент АН СССР Ю. А . Поляков
К предстоящему в 1985 г. международному конгрессу историков Бюро МК. ИН выдвинуло для рассмотрения в качестве одной из методологических проблем непривычную и для многих неожиданную: "Кинофильмы и история". Автор надеется, что его суждения по фактически не поднимавшейся историками проблеме будут способствовать более основательной и разносторонней подготовке советских историков к ее рассмотрению на конгрессе.
* * *
Человек начал интересоваться прошлым с того момента, как стал человеком. Он начал задумываться о своем прошлом с тех пор, как научился думать. Когда первобытный человек приобрел способность отражать окружающий его мир в рисунках и скульптурах, появилась возможность фиксировать его наглядно, сохранять эти впечатления и передавать их последующим поколениям. Неизвестно, изображал ли древний художник на стене своей пещеры настоящее - сегодняшнюю охоту, только что увиденного мамонта или наиболее памятное из увиденного вчера, позавчера или, опираясь на свое знание, воссоздавал образ самого смелого охотника, самого могучего медведя из уже сложившихся легенд и преданий. Но поскольку настоящее уже завтра превращается в прошлое, наскальная живопись, переходя к потомкам, становилась запечатленной историей.
Быть может, реализованная возможность запечатлеть кусочек жизни на скале, надгробном камне или амулете была великим достижением в духовном развитии человечества. Во всяком случае, для историка эти первые (условно назовем их современным термином - документально-художественные) следы отражения жизни древнего человека имеют ни с чем не сравнимую ценность. Извлеченные из толщи культурного слоя каменные орудия, остатки жилищ и другие археологические раритеты дают представление о людях бесконечно далеких эпох. Но это представление опосредованное - через орудие труда или охоты, через древнейшее украшение, через сваи первых хижин и стертые контуры землянок. А прошлое, запечатленное неведомыми художниками и скульпторами, обладает другими качествами. Наскальный рисунок и выбитая из каменной глыбы фигура человека сочетают реальность, правдивость, непосредственность подлинного документа с наглядностью, выразительностью, воплощенными в примитивных формах. Первобытные гении - художники и скульпторы - положили начало документально- художественному воплощению истории. Древнейшие скульптуры и наскальные рисунки - корни, из которых выросли, пройдя сквозь тысячелетия, бесчисленные вечнозеленые побеги изобразительного искусства. Одна из этих ветвей через непостижимое множество ступеней развития привела к появлению кино.
стр. 35
Древние цивилизации Египта и Вавилона, Китая и Индии, Греции и Рима, сотворяя мифы, имевшие, как правило, историческую окраску, создавали вслед за этим в скульптуре, в фресках зримые образы богов и героев, воплощали таким образом в изобразительном ряду свои представления об истории. Человек, передавая из поколения в поколение исторические сказания, создает в своем воображении художественные образы прошлого и картины исторических событий. Они первоначально передаются словесно - в легенде, былине, сказке, песне. А затем словесные картины и образы воплощаются в видимые, наглядные, изобразительные художественные образы и картины. Эти новые возможности, новый уровень и новые потребности духовной жизни породили своих мастеров и гениев. Большей частью они навсегда останутся безвестными, а те, чьи имена дошли до нас, составляют славу и гордость человечества.
Тем временем у исторических поэм и сказаний появляется родной брат - театр. Из неподвижных скульптур и фресок исторические герои выходят на театральную сцену, обретают движение. Это принципиально новый этап воссоздания прошлого. От неподвижных скульптурных и рисованных образов, от слова, передающего движение, но передающего "на слух", а не "на глаз", к воссозданию исторических героев - и говорящих и действующих. Так был сделан еще один шаг ко все более многообразной, яркой передаче истории - пусть причудливо, фантастически расцвеченной и орнаментированной художественным вымыслом.
В средние века и в новое время не произошло качественного скачка в художественном отражении прошлого, хотя количественные изменения и накапливались. Развивалась, множилась, разнообразилась в формах историческая художественная литература, пользуясь неизменным успехом в верхах и низах феодальной, а затем и буржуазной иерархии. Народ складывал легенды, менестрели воспевали подвиги героев, создавались поэмы, зарождалось историческое повествование. Развивалась, множилась, разнообразилась в формах историческая драматургия, также пользуясь неизменным успехом в разных странах и различных слоях общества. От бродячих поэтов-музыкантов, от уличных балаганов она двигалась к трагедиям Шекспира. Развивалось, множилось, разнообразилось в формах историческое изобразительное искусство. Как и прежде, оно отражало исторические события, и обращаясь к былому (немало увлекаясь, в частности, сюжетами религиозной истории), и создавая сцены того настоящего, которое затем становилось далеким прошлым.
Человек увидел на картинах прославленных мастеров, на гравюрах, на иллюстрациях к историческим сочинениям, романам, пьесам и поэмам подлинных и вымышленных героев прошлого - королей и полководцев, мыслителей и поэтов. Историческая художественная литература, если иметь в виду общую тенденцию, все более опиралась на подлинные документы, факты, на историческую науку, которая также повсеместно развивалась и крепла. Соответственно становилась более достоверной и историческая драматургия.
Однако театр обладал скромными изобразительными средствами. Он не мог (как не может и сейчас) отобразить большую часть исторических событий и явлений. Поэтому театр с незапамятных времен прибегал к условностям. И на театральных подмостках главным средством выражения действий, характера, сюжета, главным орудием актера оставалось слово. Правда, не читаемое в книге, а произносимое со сцены. Но все же слово, а не что-нибудь другое. Непритязательные декорации, лишь отдаленно напоминающие историческую действительность, жестяные мечи и кинжалы, группки статистов, представляющих народные массы, дюжина солдат, изображающих могучие армии, бутафорские деревья, картонные или дощатые стены неприступных крепостей - все
стр. 36
это давало (и дает) в значительной степени формальный, приблизительный, условный исторический антураж, все это лишь приложение к слову, произносимому актером.
Я говорю об условности сцены вовсе не для того, чтобы принизить театральное искусство. Отнюдь нет. Драматический театр при всей своей условности потрясал, потрясает и будет потрясать сердца и души людей, так же как волнует, заставляет плакать и смеяться, доставляет радость и наслаждение еще более условный художественный ряд - исторические опера и балет. Я говорю об условности театра лишь для того, чтобы напомнить об ограниченности сценических возможностей в отображении исторических реалий. Появление кино положило начало принципиально новому этапу в воссоздании исторической действительности.
Но прежде несколько слов о художественной реконструкции прошлого, незаслуженно забываемой в науке столь же часто, как и в искусстве. Подлинная художественная реконструкция прошлого является наукой, поскольку использует ее методы, и в то же время остается искусством. В рисунках и макетах, в муляжах и скульптурах люди научились на основе сохранившихся жилищ и других сооружений, останков живых существ реконструировать, воспроизводить их внешний вид. Мы получили представление о вымерших животных и далеких предках человека от питекантропа до кроманьонца, в нашем воображении ожили древние славяне и германцы, монархи и герои. Были воссозданы свайные хижины и языческие храмы, исчезнувшие навсегда дворцы и крепостные башни. Успехи художественной реконструкции прошлого, кстати говоря, сыграли немалую роль при создании художественного исторического кинематографа, ибо существование научных принципов реконструкции ограничивает фантазию режиссеров, декораторов, иллюстраторов, фантазию, которая могла бы стать безудержной.
Реконструкция особенно важна для воссоздания тех эпох, от которых не сохранилось ни художественных изображений, ни более или менее выразительных руин, а лишь скелеты динозавров и птеродактилей да могильные останки людей. Кинематографу с его поистине безграничными изобразительными возможностями теоретически и практически под силу показать любую эпоху, любой исторический период, любое время года и суток, любую страну, любое событие, любого героя. Кино в этом отношении не знает преград.
Все, что изображено в литературе, в словесной форме, можно запечатлеть на экране: неандертальцев в первобытном лесу, гибнущих мамонтов, строительство пирамид, походы Александра Македонского, каравеллы Колумба, штурм Бастилии, взятие Зимнего. Кино может показать все это с реальностью и достоверностью, стоящими на уровне современных научных знаний.
С появлением кино значение слова, являющегося главным в исторической драматургии, несколько снизилось, но не исчезло. Слово сохранялось и в немом кино, сжавшись в титрах и субтитрах, чтобы вновь во всю силу заговорить с экрана кино звукового. И сейчас, в зависимости от жанра, слово может оставаться в кино главным, преобладающим. Но все же в кино действие, зрительный ряд, показ исторических реалий выходят на первый план. Недаром кино утверждало себя и осуществляло победное шествие по планете молча.
Кино сразу же после своего рождения разделилось на кино документальное и кино, которое принято называть художественным, имея, вероятно, в виду не только наличие художественных достоинств, но и наличие художественного вымысла. Это - фильмы игровые, т. е. роли в них исполняются артистами, а действующие лица большей частью представляют собой не реальных людей, а их собирательный образ. Точно так же и окружающая обстановка является вымышленной, т. е.
стр. 37
созданной по мысли, воображению авторов, отражающей их представление о том, как это могло выглядеть в действительности и как это должно быть изображено.
К фильмам, условно называемым художественными, относятся и художественно-исторические, т. е. показывающие с большей или меньшей степенью достоверности исторические события. В таких фильмах могут появляться или только подлинные исторические лица, или, напротив, только вымышленные герои, действующие, однако, в определенной исторической обстановке, являющиеся свидетелями либо участниками событий, на деле имевших место. Могут, наконец, действовать одновременно, и подлинные исторические персонажи и вымышленные.
Художественно-историческая кинематография, таким образом, являет собой безбрежный океан. Она неисчерпаема, как неисчерпаема история. Она вечна, в том смысле и в той степени, как вечно искусство. Историческое кино имеется во всех странах, обладающих необходимыми материально- техническими возможностями для создания историко- художественных кинолент. Оно существует в обществах с различным социальным и общественно-политическим строем. Можно с уверенностью сказать, что независимо от изменения форм, обусловленного развитием техники и сознания людей, исторические фильмы сохранятся в обозримом будущем человечества.
Диапазон "исторического наполнения", т. е. степени вовлечения в фильм исторической фактуры, событий и явлений, огромен. Есть киноленты, в которых история служит фоном, более или менее широким, для показа человеческих страстей: любви, ненависти, честолюбия. Есть фильмы, где исторические события как таковые являются основой, сутью, сердцевиной сюжета. Великим, неподражаемым примером таких фильмов может служить "Броненосец "Потемкин".
Появление художественно-исторического кино дало второе дыхание исторической литературе и драматургии, а кино, в свою очередь, обрело в них обширнейшую базу. Были экранизированы такие вершины исторической художественной литературы, как романы В. Скотта, В. Гюго, Л. Толстого, Л. Фейхтвангера; исторической Драматургии - пьесы В. Шекспира и А. Пушкина, и многие тысячи других исторических произведений разного масштаба, уровня, разной степени достоверности и разного художественного достоинства. Поскольку историческая художественная литература и историческая драматургия бесконечно богаты и многообразны, кино, естественно, всегда будет обращаться к этому источнику, не исключая все новых и новых экранизаций "Ричарда III", "Войны и мира", "Трех мушкетеров", "Отверженных".
Развитие сначала фотографии, а затем документального кино позволило сделать еще один принципиальной важности шаг - постановить мгновенье", запечатлеть исторические явления в их реальном виде, не приукрашенном, лишенном тени выдумки, защищенном от фантазии автора (при сохранении, однако, субъективности авторского подхода в выборе, акцентировке, монтаже кадров). В момент своего создания документальные фото- и кинокадры не являются историческими. Но с течением времени они становятся таковыми и с каждым годом приобретают все большую ценность как свидетельства минувших лет (разумеется, речь идет о тех лентах, где отражены не мнимые, а действительные приметы времени).
Масштабы документального кино огромны. Последние десятилетия дали нам неисчислимое количество километров документальной пленки. На ней зафиксированы практически все крупнейшие, основные события истории подавляющего большинства стран и народов (хотя очевидно, что множество событий и явлений весьма важных, в том числе и тех, значение которых вырастает с годами, по многим - и разным - причинам ускользает от кинообъектива).
стр. 38
Несомненно, принципиальное, качественное значение имело и великое изобретение Эдиссона, позволившее сохранить для потомков звук. И, быть может, не принципиальным, но весьма важным, приближающим к максимально точному отражению реальности стало появление цвета в кинокадрах. Дальнейшее развитие и техническое усовершенствование кино - объемность, стереофоничность - еще больше поднимают уровень реального отражения жизни и истории этим видом искусства.
С невиданной быстротой кино сразу после своего рождения стало массовым, войдя в жизнь десятков, а затем и сотен миллионов людей. Широкое распространение в большинстве стран телевизионного вещания невероятно увеличило силу и массовость воздействия кино. Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия. В этом отношении с кино не может сравниться ни одна книга. Благодаря кино история становится по-настоящему зримой.
Кино стало не просто одним из важнейших, но, несомненно, важнейшим и, уж во всяком случае, самым массовым каналом распространения исторических знаний среди широких масс. Благодаря кино "историческое далеко" становится ближе и понятней сотням миллионов людей. В этом, нам думается, - главное значение кино для истории. Это общее положение можно детализировать, увидеть в нем еще ряд подчиненных линий, направлений, по которым кино смыкается с историей.
Вот, например, киноленты, рассказывающие об исторических памятниках. Интерес широких масс к истории находит свое выражение в возрастающей тяге к бесчисленным памятникам истории, рассеянным по лицу нашей планеты, к историческим местам, обозначения которых густо покрывают ее карту. Лишь незначительная часть людей может полностью удовлетворить свой интерес к этим местам, побывав там. Альбомы, книги, разумеется, не дают достаточно наглядного и живого представления. Любая самая великолепная иллюстрация - неподвижная, мертвая - не выдерживает никакого сравнения с кинокадрами. Кино вводит десятки миллионов в удивительный, сказочный мир древних храмов, дворцов и таинственных руин, духовно обогащает знакомством с крейсером "Аврора", Смольным, Кремлем, позволяет вступить на священную землю Куликова поля, Бородина, Сталинграда.
В 70 - 80-е годы получили распространение полнометражные (даже многосерийные) фильмы о музеях. В музеях, не только исторических, но и художественных, а также технических, сосредоточены несметные сокровища, рассказывающие о жизни в минувшие годы, о людях прошлого, о развитии культуры и техники. Несмотря на "музейный бум", на резкое возрастание числа посетителей музеев, всегда останутся многие миллионы людей, которые не приходили и не смогут прийти, например, в Государственный исторический музей в Москве. При помощи кино и телевидения музей приходит к ним. Приходит со всем богатством своих экспонатов. Колоссальный контингент людей получает еще одну возможность приобщиться к волшебному и реальному миру истории. Вот почему широкую популярность приобрели длившиеся по нескольку месяцев кинотелепередачи об Эрмитаже, Русском музее и др.
Ясно, что историк должен все больше использовать документальные киноматериалы не только для иллюстрации (это тоже важно), но и как своеобразный исторический источник. Тема "Документальные кино- и фотокадры как исторический источник" заслуживает специального рассмотрения, ибо в них содержится информационный заряд, подчас отсутствующий в письменных документах, существенно расширяющий и дополняющий наши знания и представления. Во всяком случае, изучение истории XX в. невозможно без широкого и разнообразного использования кинодокументов. Думается, что их значение будет возрастать, проблемы их исследования и использования составят специальную дисци-
стр. 39
плину, которая, быть может, станет одной, из ведущих в системе исторических наук.
Огромная, интересная и своеобразная тема - "Учебные фильмы", в том числе и исторические. Школа давно поняла воспитательное значение кино, точнее, его роль в процессе преподавания, обучения, и потому стали создаваться фильмы, специально для этого предназначенные. И исторические киноленты занимают большое место среди учебных фильмов.
Уже говорилось, применительно к документальным фильмам, что, не являясь в момент своего создания историческими, они становятся таковыми с течением времени, становятся памятником эпохи, историческим документом. Эта мысль относится и к художественным фильмам, в момент своего создания посвященным не времени прошедшему, а времени нынешнему. Они с годами тоже становятся историческими. Наш современник воспринимает в лентах Ч. Чаплина жизнь, давно ушедшую, ставшую историей, жизнь 20-х и 30-х годов. За комедийными перипетиями "Закройщика из Торжка" сегодняшний зритель увидит картину быта российского захолустья в 20-е годы. Бесчисленное множество примеров может быть приведено в подтверждение этой мысли. Да, примеров реалистического отражения подлинной жизни в художественных кинолентах бесчисленное множество. Если эти киноленты действительно художественные.
Итак, кинематограф един во многих лицах. Он является великим актером, великим агитатором и пропагандистом, великим спортивным болельщиком. С полным правом кинематограф может быть назван и великим историком.
Историкам, безусловно, приятно, говоря о кино и констатируя бесспорную истину, что появление наскальной живописи, первых скульптур, фресок, театра, наконец, создание и развитие кинематографа являлись великими завоеваниями цивилизации, подчеркивать, что эти завоевания были связаны с историей, отражали стремление человека запечатлеть свое прошлое. Это обстоятельство с новой силой показывает, какую гигантскую роль играли с незапамятных времен и играют по сей день исторические представления, исторические знания в духовной жизни человека. Мысль о прошлом помогает делать шаги в будущее.
Историческое кино - не бесстрастный фиксатор минувшего, как никогда не была и не может быть бесстрастной историческая наука. С первых дней своего появления историческое кино проявляло свои симпатии и антипатии, прославляя и возвышая одни исторические персонажи, осуждая и порицая другие.
Понимая значение исторического кино, его давно поставили на службу своим классовым интересам лидеры капиталистического мира. В созданной в развитых капиталистических странах гигантской киноиндустрии историческому кино всегда отводилось большое место, уделялось большое внимание. Это привело к появлению тысяч исторических фильмов, к подавляющему большинству из которых, однако, понятие "исторический" подходит только со словом "псевдо". В большинстве этих фильмов прославляются гениальные полководцы, блистательные властелины, мудрые министры, удачливые купцы, энергичные промышленники, множество крупных, средних и малых, подлинных и вымышленных исторических деятелей. В этом калейдоскопе персонажей, которые по современным меркам наделяются качествами суперменов, не находится или почти не находится места для показа подлинного творца истории- народных масс. Народ остается в тени, служит фоном, порой менее заметным, чем дорогостоящие, великолепные, пышные декорации. В значительной части этих фильмов в открытой или завуалированной форме проводятся концепции адвокатов капитализма - о незыблемости частной собственности, о прогрессивности буржуазии, об извечности
стр. 40
неравноправия людей, их деления на богатых и бедных, о неизбежности возвышения элиты над "серым" большинством.
Немало потрудились буржуазные продюсеры и над откровенно антикоммунистическими и антисоветскими кинолентами, ничего общего не имеющими с реальной действительностью и лишь дискредитирующими исторический кинематограф.
В созданных в капиталистических странах исторических кинолентах отдана немалая дань пропаганде шовинизма. Во скольких фильмах "на историческом материале" прославляются те или иные народы в ущерб другим, пропагандируются национальная ограниченность, национальная и религиозная нетерпимость, пренебрежительное и враждебное отношение к "инородцам" и "иноверцам", оправдывается принцип "племя племени враг"! Сколько их прошло по экранам - самоуверенных представителей "высшей расы", с легкостью одерживающих победы над желтокожими, краснокожими, чернокожими, приводящих их в повиновение, благодетельствуя и цивилизуя!
Германские фашисты, за недолгий срок своего пребывания у власти успели использовать историческую науку и кинематограф для пропаганды расизма, поставить их на службу своим человеконенавистническим идеям. Фашизм, развязавший вторую мировую войну, давно разгромлен, но последователи фашизма, расизма живут и процветают, а их идеи находят благодатную почву в различных идеологических центрах капиталистического мира, проникая, в частности, и в исторические фильмы.
Буржуазная идеология находит свое выражение в пропаганде антигуманизма, в поощрении низменных инстинктов, в попрании и высмеивании лучших качеств человека. Это свойственно значительной части исторических кинолент, выходивших и выходящих на Западе. Усиленно проповедуется культ сверхчеловека, презирающего общепринятые законы морали. Супермены лихо скачут на лошадях из одного века в другой, лишь в XX в. пересаживаясь на автомобили и реактивные самолеты. Смакуются жестокость и эротика. Скрупулезно изображаются сцены пыток, казней, убийств. Все это пышным цветом расцветает в кинолентах, посвященных истории, идет ли речь о первобытном племени, стремящемся добыть огонь, или о пресыщенной аристократии Древнего Рима, жестоких феодалах средневековья, алчных деятелях эпохи т. н. первоначального накопления, беспощадных конкистадорах, лихих пиратах, развращенных буржуа XIX и XX столетий.
Этому мутному потоку противостоят сравнительно немногочисленные ленты прогрессивного исторического кинематографа капиталистических стран, поддерживающие демократические традиции, пропагандирующие лучшие нравственные качества, выработанные народами за тысячелетия своей истории, высокую мораль трудового человека, стремящиеся, по образному выражению Ж. Жореса, "взять из истории огонь, а не пепел".
Вслед за рождением Советского государства родилось и советское кино, а вместе с ним появились и советские исторические фильмы. И сразу же определилось их коренное, принципиальное, идеологическое отличие от фильмов буржуазных. Советские исторические фильмы пронизаны ленинской партийностью, стремлением объективно воссоздать исторические факты. В них нет места равнодушию, объективизму. Они призваны четко отражать отношение к давним событиям с точки зрения рабочего класса - передового класса современности, носителя научного, марксистско- ленинского мировоззрения. Не отрицая роли исторических деятелей, уделяя немало внимания историко-биографическим сюжетам, советские фильмы ставят своей задачей показать народ, его жизнь, его деяния, его решающую роль в осуществлении прогресса, в восходящем движении человечества. Воспроизводя события социали-
стр. 41
стической революции и социалистического строительства, советское историческое кино стремится показать, как решалась задача, сформулированная В. И. Лениным, - "Поднять наинизшие низы к историческому творчеству" 1 .
История всех стран, к сожалению, насыщена фактами насилия и жестокости. Обращаясь к далекому прошлому, советские кинематографисты не скрывают этих негативных явлений, но стремятся воспитывать зрителей, и в первую очередь молодежь, на примерах великодушия, гуманизма, благородства, взаимопомощи, доброты, уважительного отношения к человеку и к труду. История дает также множество примеров, помогающих молодежи воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, все то, что характеризует советский образ жизни. Советское историческое кино ставит своей целью сближать народы, помогать им лучше узнавать и понимать друг друга, преодолевать остатки национальной ограниченности, содействовать укреплению взаимной дружбы. Оно высоко несет знамя борьбы за мир, за контакты и сотрудничество народов всех стран.
Советские кинематографисты, руководствуясь указанием Ленина о том, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино" 2 , создали тысячи исторических лент. Огромен их тематический диапазон - от освещения явлений глубокой древности до отображения событий, максимально приближенных ко времени появления того или иного фильма. Широкое и яркое воплощение получили революционное движение в России и других странах, героическая история борьбы за победу Октября, защита завоеваний революции, строительство социализма, подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. С появлением и бурным развитием советского национального кино обрела свое полноправное звучание тема истории народов СССР.
Не всегда в исторических фильмах удавалось полностью решить задачи, стоящие перед советским киноискусством, встречались нарушения принципа историзма, факты идеализации прошлого, преувеличения роли отдельных исторических деятелей. Однако, несмотря на некоторые недостатки, советские исторические фильмы в своей совокупности - выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру. Они дали и дают бесконечно много для коммунистического воспитания трудящихся, прежде всего молодежи. Без них немыслимо представить себе общественную и духовную жизнь развитого социализма. Опыт советского кино показывает, что запечатленная в кинофильмах история может стать мощным фактором, содействующим воспитанию человека будущего, помогающим делу мира и прогресса всего человечества.
1 Ленин В. И. ПСС. Т. 35, с. 189.
2 Самое важное из всех искусств. М. 1963, с. 124.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |