Libmonster ID: KZ-1454
Author(s) of the publication: Е. Ю. Ванина

XVIII в., трагический для судеб Индии, пересек свой экватор ... Могольская империя, некогда одна из мощнейших держав Востока, распалась, и делийскому падишаху осталось лишь оплакивать в чувствительных стихах былое величие. Независимые государства, наследники Моголов, вели между собой кровопролитные войны, а их армии грабили все, что еще уцелело от нашествий иранского шаха Надира и афганского правителя Ахмад Шаха Дуррани. На северо-западе хозяйничали воинственные сикхи, чьи полевые командиры делили Пенджаб и соседние территории. Противостоя афганцам, они нередко сражались и между собой. На юге претензии на главенство выдвинул Хайдарабад. Его правители-низамы некогда были наместниками Моголов на Деканском п-ове, что, по их мнению, давало им право решать судьбы Южной Индии. Но у низамов не хватало сил, чтобы подтвердить свои претензии действием.

Главным соперником Хайдарабада была политическая конфедерация, возникшая в результате освободительного движения маратхов, которым удалось не только освободиться от власти Моголов в 1670-е годы, но и утвердить маратхские династии в княжествах Барода, Гвалиор, Индор, Нагпур и объединить их во главе с наследственным правителем-пешвой. Соседние владыки страшно боялись маратхских нашествий. Делийский падишах стал даже на несколько лет пленником маратхов. Только после того, как конфедерация потерпела поражение от афганцев в 1761 г. при Панипате, от претензий на главенство в Северной Индии ей пришлось отказаться, хотя на Декане маратхи продолжали оставаться важнейшей силой в течение всего столетия.


Ванина Евгения Юрьевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

стр. 154


Кровопролитные войны приводили к массовому обнищанию народа, разорению городов и сел, упадку ремесел и искусств. Не случайно в литературе того времени утвердился символический образ покинутого, заброшенного, сожженного засухой сада: "Нет цветов, остались одни колючки, засохли зеленые деревья, на цветочных грядках поднимаются столбы пыли, точно воздетые в отчаянье руки",- писал поэт XVIII в. Назир Акбарабади, с горькой усмешкой отмечая, что во всеобщем разорении есть, впрочем, и положительные стороны: "Ни узла с одеждой, ни денег в кошельке, не страшен вор, не страшен грабеж. Жить в развалине можно и с открытой дверью. Хочешь - спи, хочешь - бодрствуй, нечего бояться ни воров, ни разбойников: что им взять у тебя?" 1 .

В условиях беспрерывных войн, смуты и анархии во многих индийских государствах верхушку общества охватила коррупция. Правящие слои превращали свою жизнь в непрерывный "пир во время чумы". Вот зарисовка, принадлежащая перу сатирика того времени Мухаммада Рафи Сауды: "Собрался государственный совет. Посмотрим, как они обсуждают благополучие страны. Главный казначей обдумывает, как бы ему сидеть дома, ничего не делать и получать жалованье. Первый министр не сводит глаз с серебряных украшений императорского балдахина и подсчитывает в уме, почем такие на базаре. Чуждые всяческому стыду, они проводят свое время за картами и являются на службу, лишь когда их позовут. Деятельность их дала единственный результат: те люди, кто раньше жил в хороших домах, теперь живут в хижинах... Если же случится война, то члены совета вылезут из-за крепостных стен лишь для того, чтобы набрать новых солдат: пехотинцев, которые дрожат от страха при виде бритвы цирюльника, и кавалеристов, которые ночью падают с кровати, увидев в страшном сне себя верхом" 2 .

Ряд индийских государей обращался к силе, которая мощно заявила о себе в XVIII в. на политической арене,- к "благородной английской Ост-Индской компании". Она уже мало напоминала в то время былую ассоциацию торговцев. Нанеся в двух войнах сокрушительное поражение французам и вытеснив из Индии других "носящих шляпы" (так там называли европейцев), Англия к 1770-м годам прочно утвердилась на полуострове. К тому времени ей уже принадлежала жемчужина могольской короны Бенгалия и богатейшие районы Бихара, Ориссы и Западной Индии. Многие местные правители охотно шли на подписание субсидиарных договоров (охрана этих правителей взамен привилегий) с англичанами, чьи красномундирные батальоны были хорошей защитой и от соседей, и от собственного народа. Постепенно такие правители стали сохранять лишь формальные атрибуты власти. Реальным вершителем судеб их княжеств был английский резидент. Так было в княжествах Карнатик и Траванкур. Богатейший низам Хайдарабада, несмотря на свои амбиции, тоже двигался в фарватере британской политики.

Но имелись в Индии государства, в которых трагические реалии века и усиливавшаяся власть "носящих шляпы" вызывала не коррупцию и уныние, не стремление угодить новым властителям, а ясное понимание необходимости реформ и сопротивления колониальной экспансии. История преобразований в одном из них, деканском княжестве Майсур, являет собой в этом смысле яркий пример. Это княжество, занимавшее труднодоступное плато между Западными и Восточными Гхатами, долгое время находилось в стороне от политических бурь, не привлекая к себе особого внимания. Правившая им издавна индусская династия Водеяров постепенно слабела и деградировала. Казна была пуста. В армии, небольшой и скверно обученной, начались бунты и массовое дезертирство. Полуголодные солдаты бежали в джунгли и горы, пополняя ряды разбойников.

Но в 1760 г. история Майсура совершила резкий поворот. Власть захватил мусульманский военачальник Хайдар Али, которого поддержала доведенная до отчаяния армия. Выходец из простонародья, начавший военную службу унтер-офицером, Али сделал головокружительную карьеру благодаря личной отваге и мастерству ведения политических интриг. Не желая восстанавливать против себя индуистское по вере население и создавать мучеников, он не расправился с махараджей Водеяром, а сделал его почетным пленником во дворце. Махараджа смирился со своей участью. Но его мать Лакшми Аннамани стала одним из лидеров оппозиции.

Бывший унтер-офицер, до конца своих дней не постигший грамоты и сохранивший на троне грубоватые солдатские манеры, оказался талантливым полководцем и администратором. Он успешно правил Майсуром до 1782 г., присоединил к нему ряд стратегически и экономически важных районов - Кург, Каннару, некоторые территории Малабара с их торговыми портами. Сознавая военно-техническое превосходство Европы, он пригласил к себе оттуда на службу офицеров и мастеров-оружейников и с их помощью перевооружил, реорганизовал и обучил армию по европейскому образцу. Затем навел порядок в налоговой системе, освободил

стр. 155


крестьян от наиболее разорительных податей и резко ограничил власть местных феодалов- палаяккаров, карая их как за сепаратизм, так и за притеснения земледельцев. Для борьбы с чиновничьей коррупцией и укрепления дисциплины в армии он использовал плетку, от которой не могли спасти виновных ни знатность, ни заслуги. Даже его сын, наследный принц Типу Султан не избежал такого наказания за проваленную им военную экспедицию. А на службу Хайдар Али брал умных и энергичных людей любого звания, не обращая внимания ни на касту, ни на религию.

Малозаметное княжество постепенно превращалось в значительную державу Юга Индии. Территория Майсура расширилась в несколько раз. Это вызвало враждебное к нему отношение и маратхов, и Хайдарабада. Они неоднократно нападали на Майсур. Сначала Хайдар Али именно их считал главными врагами. Но постепенно пришло понимание того, что угроза не только Майсуру, а и всей Индии исходит от англичан; что, рано или поздно, Майсуру уготована судьба, постигшая другие индийские княжества, и придется делать выбор: смириться с этим (согласно индийской пословице "Живешь в реке - не враждуй с крокодилом") или стать на путь сопротивления. Майсур избрал последнее.

Первая англо-майсурская война (1767 - 1769 гг.) закончилась победой Али, который подошел со своей армией к Мадрасу - главной опорной базе англичан на Юге и повелел прибить к городским воротам бумагу с карикатурой и неприличными стихами в адрес британского главнокомандующего. Англичане были вынуждены пока что заключить с Майсуром мирный договор. Но когда в 1770 г. на Майсур напали маратхи, колонизаторы нарушили договор и поддержали агрессора. Следующие 10 лет Али провел в непрестанных войнах с маратхами и низамом. В результате к Майсуру отошли богатые земли. А затем ему удалось сколотить вместе с маратхами и низамом коалицию против англичан и снова начать войну с Британской империей. Англичане сначала терпели поражения, но потом они развалили коалицию, вернув низаму часть захваченных у него прежде земель. Преданный союзниками, Хайдар Али стал терпеть неудачи тем более, что ему пришлось подавлять инспирируемые англичанами восстания феодалов в его собственном тылу. Тогда Хайдар Али заключил союз с французами, жаждавшими отомстить за поражение в Семилетней войне. Те обещали помочь Майсуру, не имевшему флота, на море и блокировать британскую эскадру.

В 1782 г. Хайдар Али умер от рака, оставив престол 32-летнему сыну Типу Султану. Отвага, хладнокровие и неукротимо гордый нрав снискали наследнику еще до воцарения популярность в армии и почетное прозвище Лев Майсура. В отличие от отца Типу был хорошо образован. Он всю жизнь собирал книги, оставив после себя великолепную библиотеку. Стиль его жизни и манеры резко отличались от обычаев других индийских владык: энергичный и деятельный, Типу презирал паланкин, считая это средство передвижения годным лишь для женщин и калек, и предпочитал носилкам бешеных арабских коней. Подданные часто видели своего правителя на строительстве укреплений и в оружейных мануфактурах. Обиженная Хайдаром Али знать говорила, впрочем, что у сына проявляется в этом его плебейская натура. Новым правителем всецело владела мысль изгнать англичан из Индии. Эта идея не покидала его ни днем, ни ночью, о чем наглядно свидетельствует уникальный документ - записная книжка Типу, в которую он заносил свои размышления и описывал сны 3 .

Продолжая войну, Типу окружил в крепости Беднур английскую армию и принял затем ее почетную капитуляцию на условии, что город и казна не будут ими разграблены. Привыкшие не церемониться, англичане, однако, разрушили и разграбили город- Типу приказал обезоружить вышедших из крепости врагов, раздеть их догола, обыскать и отправить в цепях в Майсур. Английская пресса долго распространяла потом душераздирающие истории о варварстве "майсурского тирана". Типу тем временем пытался развить успех. Но в 1783 г. французы подписали с англичанами сепаратный мир, предав своего союзника, и вторая англо-майсурская война завершилась как бы вничью. Ост-Индская компания была, впрочем, убеждена, что ей и Типу нет рядом места на Земле. Типу же, пользуясь миром, доказывал маратхам и низаму, что англичане - общий враг и что если падет Майсур, погибнут и они. В поисках союзников он обращался также к государям Ирана, Турции, Афганистана. Последние сочувствовали, однако были далеко. А в самой Индии призывы Типу остались гласом вопиющего в пустыне.

Маратхам и низаму казалось важнее уничтожить сильного соседа, и они не видели нависшую над страной зарубежную угрозу, не мысля категориями единой Индии. Типу раздражал их даже своим плебейским происхождением. "Вы не можете не знать,- писал низам в 1787 г. французскому губернатору Пондишерри,- что я являюсь представителем Великого государя [Могола.- Е. В. ], а этот негодяй - всего лишь мой вассал. Унижу ли я себя

стр. 156


союзом с моим же вассалом?". Все тайные письма Типу с предложением союза низам и маратхи препровождали англичанам 4 .

Тем временем в Майсуре развернулись реформы, затронувшие многие стороны государственной реорганизации и социально-экономической сферы. Если Хайдар Али уделял основное внимание реорганизации армии и налогового аппарата, чтобы обеспечить военные успехи и обогатить казну, то при Типу реформы приняли более глубокий характер. Были отменены феодальные земельные пожалования и права палаяккаров. Феодалы превращались в офицеров и чиновников на жалованье. Крестьяне платили теперь налоги прямо в государственную казну, минуя посредников. Тем, кто выращивал технические культуры, приносившие казне особый доход, предоставляли значительные льготы, равно как ремесленникам и мелким предпринимателям, имевшим наемных работников. Широко распространилась выдача государственной ссуды крестьянам, особенно обрабатывавшим свободные земли и расчищавшим джунгли. Через купцов, паломников и тайных агентов в соседних княжествах, разоренных войнами, распространялись призывы к крестьянам и ремесленникам переселяться в Майсур. Таким беженцам предоставляли землю и работу. Это давало и экономический, и пропагандистский эффект.

Майсурское правительство стремилось поднять уровень сельского хозяйства. Летние резиденции Типу в столице Шрирангапаттинаме (в Европе более известно английское название Серингапатам) и Бангалоре стали центрами, где выводились новые сорта растений для распространения по всей стране. Покровительствуя ремеслам и торговле, власти предоставляли льготы местным и иностранным купцам, гарантируя их безопасность. Правительство учредило торговые фактории в Маскате, Джидде и Пегу и основало торговую компанию, в которую каждый желающий мог на правах акционера вложить сумму от пяти рупий и более, чтобы получать прибыль. Развивалась сеть казенных банков. Была создана система государственных мануфактур, где под руководством местных и европейских мастеров изготовлялись оружие, порох, бумага, ткани для униформы, зеркала, линзы для подзорных труб и часы.

Коренной реорганизации подверглась армия. Наем рекрутов стал делом государства, а не отдельных феодалов, как это было в других государствах Индии. Майсурское войско было одето в форму, имело четкое деление на армии, бригады, полки и роты, строгую иерархию офицерских чинов и не зависевший от происхождения и вероисповедания человека порядок продвижения по службе. Под руководством Типу был составлен военный устав, первый в Индии подобный документ. Обычные в других местных государствах армейские бунты из-за неуплаты жалованья теперь в Майсуре прекратились. Казна не только хорошо платила военнослужащим, но и выплачивала пенсии семьям погибших и раненых, содержала сеть лазаретов и школ для обучения солдат грамоте, оплачивала деятельность разветвленной разведывательной службы.

Британское господство на море поставило Типу перед необходимостью создать флот. На казенных верфях Мангалура, Онора и Хонавара строились многопушечные линейные корабли. Типу намеревался учредить морские школы, где европейцы обучали бы малабарских рыбаков - хороших мореплавателей навигации и кораблестроению. Только разгром Майсура не дал осуществиться этим планам. Была проведена и административная реформа. Впервые в Индии военная, гражданская и судебная власти были разделены. Типу неукоснительно требовал, чтобы фаудждары - военные губернаторы провинций, асафы - гражданские наместники и судебные чины не вмешивались в дела друг друга. Была упорядочена система ведомств: финансово-налоговое, военное, торговое, строительное, управление крепостями, государственная почта (включала в себя и службу политической разведки), адмиралтейство. Каждое имело штат чиновников и представляло собой коллегию, где важнейшие вопросы решались большинством голосов 5 .

Преобразования, осуществленные Али и Типу, обнаруживают немало сходных черт с петровскими реформами в России. Тут и замена феодального ополчения регулярной армией, и ведомственная бюрократизация государственного аппарата, и разделение властей, и заимствование западноевропейского опыта в технологии и военном деле, и строительство флота. Осуществляя свои замыслы в условиях постоянной внешней угрозы, эти реформаторы стремились одновременно учиться у своих противников, чтобы потом победить их. И им всем было присуще стремление к познанию нового, интерес к достижениям других народов. Ненависть к колонизаторам не помешала Типу собирать в своей библиотеке европейские книги, интересоваться научными новинками Запада. Сохранилось его письмо французскому губернатору Пондишерри с просьбой прислать сочинения о новом методе европейской медицины - измерении термометром температуры тела больного. Правда, в письме майсурский правитель ошибочно назвал этот прибор барометром. Добавим, что и в России начала XVIII в., и в Май-

стр. 157


суре конца того столетия модернизация проходила в экстремальных условиях и часто осуществлялась жесткими, принудительными мерами.

Реформы Типу, как и реформы Петра I, были писаны кнутом. И там, и тут преследовалась цель создать сильное абсолютистское государство. Но результаты оказались далеко не тождественными. Политика Али и Типу сделала Майсур одним из самых богатых и благополучных государств Индии. Даже смертельные враги Типу, плененные и потом отпущенные им английские офицеры, признавали, что эта "страна процветала, земля была прекрасно обработана и населена трудолюбивыми жителями, возникали новые города, росла торговля. Крестьяне были защищены, труд их поощрялся". Недаром майсурские крестьяне и ремесленники поддерживали правителей и стали превосходными воинами. Их отвагу и преданность своей стране высоко ценили даже враги. Зато в верхних слоях общества все обстояло сложнее. Реформы не нашли себе опоры у общественной верхушки. Несмотря на осмотрительную религиозную политику Хайдара Али и Типу, покровительствовавших всем конфессиям, индусская знать не могла простить тех, кто сверг древнюю династию Водеяров; мусульманская же знать не хотела мириться с плебейским происхождением Али и его сына.

Отмена земельных пожалований и феодальных привилегий, а также приоритет, который в новой армии отдавали пехоте, дополнительно оттолкнули знать. "Поскольку Султан больше всего верил в мушкеты и артиллерию,- писал хронист Кирмани,- благородные люди, искусные во владении мечом и копьем, были разочарованы". Они, принадлежа к различным кастам, религиозным общинам и этносам, зачастую не считали Майсур родиной и становились легкой добычей англичан, обещавших им возвращение отнятых привилегий и наделов. Уже высказывавшаяся мысль, что "на Востоке не оказалось социальной среды (типа европейского дворянства) для формирования офицерского корпуса, сплоченного духом сословного и национального единства, подобно, скажем, командному составу русской или прусской армии, которые окончательно складываются как регулярные именно в XVIII в.", явно применима к Майсуру 6 .

Именно измена части высших военных сановников, равно как некоторые стратегические ошибки Типу, привела к тяжелому поражению Майсура в войне с новой коалицией, включившей Ост- Индскую компанию, маратхов и Хайдарабад. Огромная армия союзников осадила Шрирангапаттинам. Типу был вынужден подписать в 1792 г. унизительный договор, по которому он лишался трети земель, уплачивал крупную контрибуцию и на время ее выплаты отдавал в заложники двоих младших сыновей. Разбитый и униженный, "Лев Майсура" не сложил оружия. Он вновь реорганизовал армию, укрепил экономику, и вскоре председатель Контрольного совета Ост-Индской компании лорд Дандас с тревогой писал генерал-губернатору Индии Р. Уэлсли: "Типу опять наслаждается полным благополучием. Наши союзники обескровлены, а он укрепляет налоговую систему и собирает армию". Снова и снова обращался Типу со страстными призывами к индийским князьям, к правителям Афганистана, Ирана и Турции объединиться, чтобы "очистить Индию от этих негодяев". Наполеоновские войны воскресили у Типу надежду на союз с Францией. Надежду поддерживали в нем и французские офицеры и инженеры, служившие в Майсуре и учредившие в Шрирангапаттинаме якобинский клуб под покровительством "гражданина Султана".

Англичане чувствовали опасность в укреплении Майсура, в его связях с наполеоновской Францией. Когда в 1797г. Типу напрямую обратился к генералу Бонапарту с предложением военного союза и отправил посольство на французский о-в Маврикий, в Лондоне и Калькутте началась истерика: "Наш закоренелый враг Типу, укрывший в своей столице якобинский клуб французских республиканцев, открыто вступил в сговор с Францией с целью нашего уничтожения!" 7 . Хотя Бонапарт потерял флот в битве при Абукире, не достиг своих целей в Египте и отбросил планы экспедиции в Индию, контакты Типу с Францией стали поводом к очередной англо-майсурской войне, которую Уэлсли начал в 1799 г. с открытой целью "уничтожить майсурского тирана". На сторону англичан перешли почти все высшие военачальники Майсура во главе с вазиром Мир Садыком, который некогда был арестован за взятки, но потом прощен. Столицу Майсура осадили; Типу предъявили ультиматум - выдать служивших у него французов, на что он ответил отказом. Хотя майсурские солдаты дрались с мужеством, вызвавшим восхищение даже у Уэлсли, силы были неравны. Столица Майсура пала и подверглась разрушению. Тяжело раненный Типу, сражавшийся бок о бок с простыми солдатами, отказался сдаться в плен и был убит. Но награду от новых хозяев изменник Мир Садык не получил: его зарезал кто-то из осажденных, когда результаты предательства стали уже ясны.

Так погибло Майсурское государство, в котором попытались осуществить героическую попытку социального прорыва. Спустя 18 лет после поражения Майсура англичане стерли

стр. 158


с лица земли маратхскую конфедерацию, а Хайдарабад в виде марионеточного княжества - британского вассала дожил до 1947 года.

Сегодня от города Майсур, новой столицы штата Карнатака, до иссеченных английскими ядрами развалин Шрирангапаттинама около получаса езды. Некогда богатая и красивая старая столица так и не оправилась после страшного разгрома, учиненного в 1799 г. победителями. Немыми свидетелями трагических событий остаются развалины мощных стен, система редутов, соборная мечеть, индусский храм, в котором мать свергнутого с престола раджи Водеяра молилась о гибели узурпатора-мусульманина, летний дворец Типу с изящными резными колоннами, балконами и верандами. Стены дворца некий художник еще при жизни Типу расписал батальными картинами. Яркие, полные жизни и экспрессии, эти рисунки воссоздают панораму боя: вот построенные в строгое каре красномундирные батальоны англичан; вот пышная, но тяжеловесная и плохо организованная армия низама; на них наступает майсурская пехота в униформе тигровой расцветки; летят в атаку кавалеристы, их встречает картечью артиллерия... Близ ворот у северной стены обелиск отмечает место, где было найдено тело Типу; Уэлсли, коснувшись его шпагой, заявил: "Теперь Индия - наша!" Строгий, изящный мавзолей Гумбаз, построенный когда-то для Хайдара Али, стал последним пристанищем и для его сына. Тысячи людей со всех концов Индии доныне съезжаются сюда поклониться праху национального героя. А в день и час его гибели звучит гром больших военных барабанов.

Примечания

1. НАЗИР АКБАРАБАДИ. Избр. соч. Аллахабад. 1953, с. 29 - 36 (на урду).

2. RUSSELL R., ISLAM К. Three Mughal Poets: Mir, Sauda, Mir Hasan. Lnd. 1968, p. 68.

3. The Dreams of Tipu Sultan. Calcutta. 1952, p. 84.

4. Select Documents of the British Period of Indian History. Calcutta. 1958, p. 113 - 116; English Records of Maratha History: Poona Residency Correspondence. Bombay. 1937, p. 9 - 11.

5. Select Letters of Tippoo Sultan to Various Public Functionaries. Lnd. 1811, p. 138 - 186, 371 - 467; GOPAL M. H. Tipu Sultan's Mysore: an Economic Study. Bombay. 1971, p. 19, 21, 33, 54 - 89.

6. E. M. ЖУКОВ, M. А. БАРГ, E. Б. ЧЕРНЯК, В. И. ПАВЛОВ. Теоретические проблемы всемирно- исторического процесса. М. 1979, с. 248; CHOKSEY R. D. A History of British Diplomacy at the Court of the Peshwas (1786 - 1818). Poona. 1951, p. 47; MIR HUSAIN ALI KARMAINI. History of Tipu Sultan. Calcutta. 1958, p. 70.

7. АНТОНОВА К. А. Борьба Типу Султана против английских колонизаторов (новые архивные документы).- Народы Азии и Африки, 1962, N 4, с. 125;Two Views of British India: the Private Correspondence of Mr. Dundas and Lord Wellesley, 1798 - 1801. Bath. 1970, p. 36; Review of the Affairs in India from the Year 1798 to the Year 1806: Comprehending a Summary Account of the Principal Transactions during That Eventful Period. Lnd. 1807, p. 10.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ГИБЕЛЬ-МАЙСУРСКОГО-ГОСУДАРСТВА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. Ю. Ванина, ГИБЕЛЬ МАЙСУРСКОГО ГОСУДАРСТВА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 09.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ГИБЕЛЬ-МАЙСУРСКОГО-ГОСУДАРСТВА (date of access: 23.12.2024).

Publication author(s) - Е. Ю. Ванина:

Е. Ю. Ванина → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
953 views rating
09.06.2021 (1293 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"КОННОГОЛОВЫЕ" ЖЕЗЛЫ И КУЛЬТ КОНСКОЙ ГОЛОВЫ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ ВО II ТЫС. ДО Н. Э.
10 hours ago · From Urhan Karimov
НОВОЕ ИЗВАЯНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ИЗ САРЫ-АРКИ
10 hours ago · From Urhan Karimov
ПАЛЕОЛИТ ДЖУНГАРИИ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ЛОТОШИ
Catalog: История 
10 hours ago · From Urhan Karimov
визит Президента в Смарт-центр
Yesterday · From someone
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
2 days ago · From Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 days ago · From Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ГИБЕЛЬ МАЙСУРСКОГО ГОСУДАРСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android