Границы разума иногда совпадают с государственными. "Хождения в беду" психолога Эльвиры Горюхиной
Записывала Елена ДЬЯКОВА
Эльвира Николаевна - профессор Новосибирского педагогического университета. Она не клинический психолог, не психолог катастроф. Она преподает методику эстетического воспитания детей и сама ведет в одной из новосибирских школ литературу и русский. В ее студенчестве, в начале 1950-х годов, любимый профессор вдохновенно говорил: психологию надо бросить и попытаться понять, какими методами воздействует на людей искусство. "В искусство" она не пошла. Но сорок лет спустя ей пришлось идти в нечто совершенно иное... То есть что значит - пришлось... Сама выбрала.
Подобное притягивается подобным: Эльвира Николаевна подошла к майору Вячеславу Измайлову, военному обозревателю "Новой газеты", на вечере, посвященном книге Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва". Вячеслав Яковлевич тогда сказал озабоченно: "Женщина. Просит взять с собой. В Чечню. Зачем?".
...Упросила.
Потом призналась: трудная и горькая поездка в Грозный, к матерям пленных солдат, была много легче прежних ее хождений. С девяносто второго года каждую осень она отправляется туда: в Карабах, Абхазию, Южную Осетию, Ингушетию. Степанакерт, Грозный, Бамут и Ачхой-Мартан. Одна. Без оружия. Без семи пар железных башмаков, семи каменных хлебов, семи посохов. Чаще всего - на рейсовых автобусах. На попутках. Пешком. Идет. Смотрит. Слушает. Спрашивает.
Входит в школы, знакомится с учителями, просит детей написать сочинение о войне - формулировка темы самая простая "Что я видел". Говорит: у меня есть в России, в Сибири ученики, я прочту им...
Подростки Нагорного Карабаха, пошедшие в школу в эпоху сумгаитских событий и заканчивающие ее сейчас, когда мира все еще нет, спрашивают: зачем? Неужели кому-то важно знать, что мы тут есть?
Такое растет - и уже выросло - поколение. Она говорит: поделившись, мы погрузили людей в ощущение одиночества. Ожесточающее. Высасывающее силы.
Еще говорит: была, реально ...
Читать далее