Глава XXII
Единственный капитальный труд С. Ю. Витте "Принципы железнодорожных тарифов". - Полное противоречие между принципами, развиваемыми автором, и его практической деятельностью при установлении тарифов на Юго-Западных дорогах. - Моя неудача при применении принципов С. Ю. Витте к тарифам Полесских железных дорог. - Моя полемика в печати с НА. Демчинским и С. Ю. Витте. - Первые съезды представителей железных дорог. - Поездка в Киев на пароходе по р. Припяти. - Мое первое знакомство с С. Ю. Витте, управляющим Юго-Западными железными дорогами. - Столкновение с ним, вызванное необходимостью защиты Полесских дорог против вредной конкуренции Юго- Западных дорог, и моя победа.
В начале моей деятельности в должности начальника коммерческой службы Полесских железных дорог в вопросах тарифных я имел только теоретическую подготовку, полученную путем изучения литературы вопроса. На русском языке имелись в те времена лишь различные газетные и журнальные статьи, писанные часто дилетантами, мало знакомыми с вопросом, но писавшими с большою уверенностью в правоте своих воззрений. Поэтому, как я уже раньше упоминал, с 1879 года, когда И. Ф. Кениг поручил мне составить доклад об элеваторном деле в Америке, равно о так называемых "pooling associations", созданных в Америке по инициативе Альберта Финка, каковые ассоциации имели целью регулировать конкуренцию между железными дорогами, я выписывал почти все книги, которые выходили в Америке и Франции по тарифным вопросам. В особенности меня интересовала Америка, где по величине страны, ее малонаселенности, разнообразию климата, громадности протяжений железных дорог, а также больших расстояний, которые приходилось пробегать грузам, часто малоценным, - было много общего с нашими русскими условиями.
Сочинение СЮ. Витте "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", появившееся в свет в 1883 г., было мною очень внимательно изучено. То, что в этом сочинении писал о теории тарифов автор, было мне уже известно из иностранных и ...
Читать далее