В. Н. КИРПИЧЕНКО, Доктор филологических наук Институт востоковедения РАН
Ключевые слова: современная египетская художественная литература, Нагиб Махфуз, "Сны периода исцеления". "Отголоски автобиографии". сюрреализм, суфизм
Публикация книги "Отголоски автобиографии"* непосредственно предваряет собой написание "Снов периода исцеления", однако горький опыт разделяющего их десятилетия и осознание близящегося конца изменили настроение писателя. Перебирая свои воспоминания, Нагиб Махфуз вглядывается не только в свой внутренний мир, но и, с особой пристальностью, - в мир внешний, в котором он прожил долгую жизнь и с которым так не хочется расставаться. Он часто возвращается к одним и тем же мотивам, находя для них все новые слова, новые образы и уподобляясь в этом средневековому арабскому поэту, который добивался более совершенного воплощения традиционного мотива (ма'на), подбирая наилучшие выражения (алфаз).
В "Снах..." можно даже выделить отдельные циклы повторяющихся мотивов, хотя они не сгруппированы в одном месте, а разбросаны по всему тексту. В первом же "сне" возникает мотив быстротечности времени и голода, который невозможно утолить, невозможности насытиться жизнью.
Эти мотивы повторяются неоднократно: то в образе катера, несущегося по Нилу (прогулки вдоль любимой реки были излюбленным отдыхом Махфуза), у руля которого только что стояла прекрасная девушка, а вот уже ее сменил старый хмурый матрос (18)**, то бокала, наполненного "сладким напитком", пить который уже не позволяет здоровье (92), то сверкающего огнями ювелирного магазина, где молодую прекрасную продавщицу сменяет спустя краткий миг женщина в летах (128).
Смерть является сновидцу в образе то "медсестры", по неизвестной причине ненавидящей пациента и желающей видеть его "бездыханным" (16), то в образе "чиновника", регулярно забирающего "лишних" жильцов из перенаселенных квартир и увозящего их, не спросив их согласия, в "подходящее" место (143).
Подобные сны вселяют в "сновидца" печаль и страх. Мотивы же ...
Читать далее