В. В. КАРЛУСОВ
Доктор экономических наук
МГИМО (У) МИД России
Институт Дальнего Востока РАН
А. П. КУДИН
Президент "MZB ADVIZER", член Совета директоров "ESM GROUP"
Ключевые слова: Китай, власть и бизнес, ретроспективный анализ отношений
В 1980-е - 2000-е гг. под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, в русле радикализации рыночных реформ государство в Китае постепенно переходит от политики вынужденного допуска частного предпринимательства и его социальной дискриминации к политике сбалансированного поощрения и поддержки бизнеса в интересах ускорения роста совокупной экономической мощи страны в условиях глобализации.
Мировая практика на примерах разных стран и эпох убедительно доказала, что ключевым фактором становления и развития национальных рыночных экономик и соответствующих им общественных систем - т. н. рыночного системогенеза1 - является конструктивное взаимодействие государства и частного предпринимательства.
Является ли современный Китай с его переходной экономикой национально-специфичной иллюстрацией этого правила либо, напротив, своеобразным исключением из него?
Данный вопрос - далеко не праздный, ведь согласно действующим и поныне политическим установкам, страна продолжает строительство "социализма со спецификой Китая", а само понятие приватизации, как и прежде, фактически остается за рамками официального политического лексикона. К тому же в период нынешнего глобального финансово-экономического кризиса в мировом сообществе весьма настойчиво зазвучали голоса о якобы имеющем место возврате китайских политиков к концепции безусловного приоритета госсектора, о ренессансе в КНР соответствующей разноплановой дискриминации частника, о том, что под предлогом борьбы с кризисом "Китай подмял частный бизнес"2.
Кратко рассмотрим в этой связи в среднесрочной исторической ретроспективе эволюцию политики Китая в отношении частного предпринимательства, структурируя развитие национального бизнеса и его отношения с властью по базисно-экономическому и институци ...
Читать далее