Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ, кандидат экономических наук
Среди государств Центральной Азии Туркменистан занимает особое положение по запасам природных ресурсов. Его недра содержат самые разнообразные запасы полезных ископаемых, в числе которых природный газ, нефть, сульфат натрия и др. Минерально-сырьевые ресурсы этого государства оцениваются как уникальные не только в рамках региона, но и в мировом масштабе. Только разведанные запасы газа в Туркмении составляют около 3 трлн куб. м1 . Однако большая часть ресурсов природного газа носит оценочный характер и нуждается в доразведке и подтверждении. Экономика Туркмении ориентирована почти исключительно на разработку этих полезных ископаемых. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) занимает ключевое место в экономике страны.
В 2000 г. в Туркменистане была принята Комплексная программа развития экономики страны в целом и топливно-энергетического комплекса в частности, названная "Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года"2 . Предполагается, что ТЭК останется основным источником поступления валютных средств. В программе подчеркивается, что особое внимание будет уделяться созданию более благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и использования современных технологий. Приоритетными направлениями станут на этот период добыча углеводородов на туркменском шельфе Каспия и освоение новых перспективных площадей Амударьинского бассейна.
Согласно Комплексной программе, к 2005 г. предусматривается довести добычу газа до 85 млрд куб. м, к 2010 г. - до 120 млрд куб. м. При этом экспорт газа в 2005 г. должен составить 70 млрд куб. м, а в 2010 г. - 100 млрд куб. м3 . Важнейшим условием для достижения этих высоких показателей является развитие трубопроводной инфраструктуры. Программа предусматривает модернизацию и расширение существующей трубопроводной системы, осуществление новых проектов транснациональных газовых магистралей в направлении Восток - Запад Туркменистана (Шатлык - Туркмен-баши), а также газопроводов для подключения новых месторождений к трассе Туркменистан -Иран (Корпедже - Курт Куй). По соглашению с ГК "Туркмен-газ" голландско-южноафриканская компания "Бейтмен" обязалась реконструировать газотранспортную систему восточной части Туркмении4 .
Следуя принятому принципу многовариантности, руководство Туркмении планирует строительство газопроводов по нескольким направлениям.
Один из важнейших, но и самых противоречивых - Транскаспийский проект. В ноябре 1999 г. на саммите ОБСЕ было подписано соглашение о строительстве нефте- и газопроводов, соединяющих Каспийское побережье с Турцией5 . В феврале 2000 г. президент Туркмении и представитель американского консорциума "Пи Эс Джи Интернэшнл" подписали контракт на строительство транскаспийского газопровода. В консорциум входят такие известные компании, как "Шелл Ойл Компани", "Дженерал Электрик Ком-пани" и "Bechtel Group". Стоимость проекта - 2,7 млрд долл. Трубопровод длиной в 2000 км должен пройти по дну Каспия, затем по территории Грузии и Азербайджана - в Турцию. Предполагается, что объем поставок газа по этому трубопроводу составит 30 млрд куб. м в год.
Межправительственное соглашение между Ашхабадом и Анкарой предусматривает ежегодную поставку в Турцию 16 млрд куб. м туркменского газа в течение ближайших 30 лет6 .
Подписание этого контракта вызвало негативную оценку со стороны России и Ирана. Москва считает, что прокладка газопровода по дну Каспия может отрицательно повлиять на экологическую безопасность в этом регионе. Россия требует от Ашхабада либо согласовать проект со всеми прикаспийскими странами, либо ускорить определение статуса Каспия7 .
Еще более неприятной для Туркмении является негативная реакция на этот проект одного из ближайших партнеров республики - Ирана. Основная причина - Туркменистаном был изменен маршрут прокладки транскаспийского газопровода. Первоначально предполагался экспорт туркменского газа через иранскую территорию. Иран, как и Россия, ссылается в своей оценке на неурегулированность статуса Каспийского моря. Тегеран выступает за совместную эксплуатацию ресурсов Каспия всеми государствами региона и отрицательно относится к идее секторального деления моря8 .
Кроме Транскаспийского, в республике разработано еще несколько проектов газопроводов, имеющих стратегическое значение для экспорта туркменского
стр. 21
газа. Самые важные из них - следующие три9 :
1. Газопровод Туркменистан - Иран - Турция - Европа (Болгария)
Соглашения о строительстве этого газопровода были подписаны в 1997 г. между правительствами Туркменистана, Ирана и Турции. Стоимость проекта оценена в 7,6 млрд долл. В 1998 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Туркменистана и компанией "Шелл", которая должна осуществить строительство. Предполагаемые объемы поставок природного газа по этому газопроводу в 2005 г. должны были составить 23 млрд куб. м, а в 2010 г. - 30 млрд куб. м. В настоящее время реализация данного проекта не представляется возможной ввиду принятой Конгрессом США поправки д'Амато, запрещающей американским компаниям, а также компаниям с участием американского капитала участвовать в любых топливно-энергетических проектах на территории Ирана. Поэтому сейчас любые проекты в топливно-энергетической сфере с участием американских и иранских компаний невозможны.
2. Газопровод Туркменистан -Афганистан - Пакистан
Разработка маршрута и оценка данного проекта выполнена компаниями "Юнокал Корпорейшн" (США) и "Дельта Ойл Компани" (Саудовская Аравия). Соглашение об образовании международного консорциума для строительства газопровода было подписано в 1997 г. Стоимость проекта была оценена в 2 млрд долл. Правительства Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Узбекистана договорились об оказании всемерной поддержки в его реализации. Объем поставок природного газа по этому газопроводу на первом этапе составит 15 млрд куб. м.
Главным препятствием для его строительства стала военно-политическая нестабильность на территории Афганистана. Осенью 1998 г. американцы приостановили свое участие в консорциуме. Государственный департамент США заявил тогда, что обстановка в Афганистане не благоприятствует инвестициям. Таким образом, строительство газопровода по маршруту Туркменистан - Афганистан - Пакистан было заморожено.
3. Газопровод Туркменистан - Китай - Япония
Общая стоимость капитальных затрат оценивается в 11 млрд долл., строительство, как предполагается, будет осуществлять международный консорциум, включающий такие компании, как "Мицубиси" (Япония), "Эксон" (США) и Китайская национальная нефтяная компания.
В 2000 г. возникла идея строительства еще одного газопровода, соединяющего Туркменистан и Европу. Румынская газовая компания "РОМГАЗ" и Румынское национальное агентство по минеральным ресурсам подписали соглашение с компанией "Ройал Дач Шелл" (Великобритания/Нидерланды) о предварительном изучении возможности строительства газопровода из Туркмении в Румынию и далее в Европу через Турцию.
Однако планы строительства газопровода по данному маршруту представляются достаточно призрачными, так как полностью зависят от реализации транскаспийского проекта, который позволит доставить туркменский газ в Турцию. Следует отметить, что ни один из предлагаемых проектов новых транснациональных газопроводов так и не дошел до стадии реализации. Причин тому несколько. Это и финансовые причины - нерешительность иностранных инвесторов относительно вложения средств в данные проекты; и политические - нестабильность обстановки в центрально-азиатском и ближневосточном регионах, противоречивые оценки предлагаемых проектов, а также их маршрутов. Но главное - низкий уровень инвестиционной привлекательности Туркменистана, обусловленный большим количеством факторов, из которых, прежде всего, хотелось бы назвать некоторую неопределенность внешнеполитического курса, проводимого руководством Туркмении, а также нечеткое выполнение им принятых договоренностей и обязательств.
Нерешенность вопросов по строительству новых транснациональных магистралей, а также подписание в апреле 2003 г. соглашения между ГТК "Туркменнефтегаз" и российской компанией "Газэкспорт" (дочерняя компания "Газпрома") выдвинули на первый план задачу модернизации существующей трубопроводной системы.
"Газпром" проявляет заинтересованность в решении этой задачи, так как, начиная с 2009 г., ежегодный объем поставок туркменского газа в Россию составит 70 - 80 млрд куб. м в год10 . В настоящее время четыре ветки газотранспортной системы "Средняя Азия - Центр" могут пропустить 40 - 45 млрд куб. м газа в год по территории Туркмении, Узбекистана и Казахстана и около 70 млрд куб. м - по территории России. С 2009 г. законтрактованные поставки среднеазиатского газа в целом составят около 100 млрд куб. м газа в год с учетом 10 - 12 млрд куб. м газа, закупаемого "Газпромом" в Узбекистане по соглашению, подписанному в декабре 2002 г.11 Из этого следует, что мощность
стр. 22
среднеазиатского участка трубопровода нужно увеличить на 60 млрд куб. м, а российского - на 30 млрд куб. м.
Модернизация и реконструкция существующих газопроводных систем уже запланирована в Узбекистане и Казахстане. Их будет проводить "Газпром", поэтому, как заявила пресс-служба этой компании, "приступая к развитию мощностей в транзитных государствах (Узбекистан, Казахстан) и непосредственно в России, мы должны быть уверены, что в самой Туркмении с транспортом газа будет полный порядок"12 .
С этой целью было проведено совместное обследование объектов газотранспортной системы "Средняя Азия - Центр" на территории Туркменистана, определены оптимальные маршруты новых газотранспортных мощностей, подготовлено обоснование инвестиций по реконструкции, расширению и строительству объектов этой системы. В частности, было определено, что за счет ее модернизации пропускную способность на среднеазиатском участке можно увеличить до 60 млрд куб. м газа в год. Следовательно, необходимо строить новый трубопровод с пропускной способностью 40 млрд куб. м газа ежегодно. С точки зрения "Газпрома", экономически эффективным представляется прокладка газопровода в рамках существующего маршрута. В этом случае инвестиции в проект не превысят 2 млрд долл.13
Туркменская сторона поддерживает другой маршрут прокладки газопровода - из Туркмении по восточному побережью Каспия через Казахстан в Россию. В этом случае его протяженность из Туркмении в Россию сокращается до 700 км, и стоимость проекта составит не более 1 млрд долл.14 - объем, который вполне по силам двум странам. Однако этот маршрут пролегает в обход Узбекистана, что, возможно, не вполне устроит "Газпром" ввиду значительного числа контрактов между Россией и Узбекистаном как:
- соглашение между НХК "Узбекнефтегаз" и ОАО "Газпром" (декабрь 2003 г.) о закупках газа в Узбекистане в 2003 - 2012 гг., совместной реализации проектов в области газодобычи (разработка месторождения Шахпахты), реконструкции и развитии газотранспортной системы республики15 ;
- соглашение между НХК "Узбекнефтегаз" и ОАО "ЛУКойл" (июнь 2004 г.) о разработке месторождений Кандымской группы, а также Хаузак и Шады в Бухаро-Хивинском и Гиссарском регионах Узбекистана16 ;
- покупка в июле 2004 г. российской финансово-инвестиционной группой "Союзнефтегаз" контрольного пакета акций компании "УзПЕК Лтд"17 - дочерней английской компании Trinity Energy, созданной в 2001 г. для геологоразведки и разработки нефтегазовых месторождений на двух блоках в Юго-Западно-Гиссарском и Устюртском регионах Узбекистана*.
Хотя маршрут нового газопровода еще не определен, но модернизация туркменского участка газопровода "Средняя Азия - Центр" уже осуществляется. Так, в августе 2003 г. был подписан контракт между "Туркменнефтегазом" и "Газэкспортом" о встречных поставках оборудования и услуг в счет оплаты за туркменский газ в 2004 - 2006 гг.18 Согласно подписанному ранее, в апреле 2003 г., соглашению, 50% поставленного топлива Россия в этот период будет оплачивать по бартеру19 . За эти три года "Газпром" планирует экспортировать в Туркмению газовой техники и технологий на сумму 461 млн долл.20
* * *
Комплексная программа развития экономики Туркмении до 2010 г. предусматривает активное привлечение инвестиций не только в строительство газопроводов, хотя это направление является одним из приоритетных, но и в газодобычу, геологоразведку газоносных территорий и газопереработку.
Процесс привлечения инвестиций в строительство предприятий газопереработки имеет непродолжительную историю, поэтому число проектов, реализуемых в этом направлении, невелико. Из их числа отметим, прежде всего, недавно начатое строительство газоочистительного комбината на месторождении Корпедже в западном Туркменистане. Строительство ведет иранская компания "Рамшир"21 .
Важным для развития газоперерабатывающей отрасли представляется подписание в апреле 1999 г. контракта на строительство газоочистителей на газоносном месторождении Семантере в южном Туркменистане между ГК "Туркменгаз" и немецкой компанией "Лурджи Кемниц ГМБХ". Предполагаемая произ-
* Эксперты отмечают, что английская компания уступила свою долю в проекте именно по причине масштабного наступления в нефтегазовой отрасли Узбекистана российских компаний "Газпром" и "ЛУКойл". А поскольку весь газ, экспортируемый Узбекистаном, транспортируется по трубопроводной системе "Газпрома", то российской компании "Союзнефтегаз" будет проще договориться с компанией "Газпром".
стр. 23
водственная мощность комплекса составляет 3 млрд куб. м газа в год22 .
По словам министра нефтяной и газовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, в республике планируется осуществить также строительство компрессорной станции мощностью 2 млрд куб. м для обработки попутного газа месторождения Корпедже, реконструкцию компрессорной станции Белек мощностью 8,3 млрд куб. м в год, строительство дожимной компрессорной станции на месторождении Довлетабад-3 (будет осуществлять бельгийская компания "ENEX Process engineering"23 ).
Общий объем иностранных инвестиций, который Туркменистан рассчитывает привлечь в разработку газовых проектов, достаточно велик (около 25 млрд долл.24 ), однако большинство крупных инвестиций, в частности в проекты строительства всех крупных газопроводов, пока находится в стадии обсуждения и подготовки.
В газовой отрасли республики наблюдается крайне неравномерное распределение инвестиций. Практически все средства привлекаются на строительство газопроводов, и лишь незначительная часть идет на газопереработку и проведение геологоразведочных работ. Стремление Туркменистана к созданию собственной газопроводной системы определяется желанием обеспечить себе независимость в вопросах транспортировки природного газа, прежде всего, от России. Отметим, что до настоящего момента Туркмения не имеет собственных экспортных газотранспортных магистралей, кроме трубопровода, поставляющего газ в Иран (Корпедже - Курт Куй), и вынуждена использовать газопроводные системы Узбекистана, России, Украины, Казахстана и Беларуси для транзита собственного газа.
Основные проблемы с привлечением иностранных инвестиций в газовую отрасль касаются газодобычи. Добычу газа в Туркмении в настоящее время осуществляют только государственные компании - "Туркменгаз" и "Туркменнефтегаз". Иностранные специалисты считают, что Туркмении настоятельно необходимо привлекать значительные инвестиционные средства в газодобычу и геологоразведку нефтегазовых месторождений. Подтверждением правильности такого мнения служат противоречивые оценки газовых запасов в республике, а также низкие темпы роста показателей добычи и экспорта газа в Туркменистане.
Пока, несмотря на все усилия Ашхабада, иностранные инвесторы не вкладывают свои средства в геологоразведку и газодобычу, считая, что риск потери инвестиций в данном случае слишком велик. Это, безусловно, отрицательным образом сказывается на инвестиционной привлекательности республики.
1 Давыдов А. Партнерство во имя газа // "Время новостей". - www.vremya.ru (30.09.2003).
2 Каменев С. Топливно-энергетический комплекс Туркменистана: современное состояние и перспективы развития // "Центральная Азия и Кавказ", 2001, N 6. - Швеция. - www.ca-c.org.
3 Там же.
4 Инвестиционная политика Туркмении (обзор подготовила Ионова Е. П.). // "Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья", 2001, N 6. - Москва. - www.imemo.ru.
5 Расширение возможностей Туркменистана в области экспорта природного газа (обзор подготовила Ионова Е. П.). // "Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья", 2000, N 5. - Москва. - www.imemo.ru.
6 Там же.
7 Максимов И. "Газпром" и Туркменистан: танго слонов. - www.rusenergy.com (2001, декабрь).
8 Там же.
9 Schriek Daan van der. Turkmenistan Seeks Foreign Capital, Investors Remain Wary. - www.eurasianet.org (06.06.2002); Begjanova Irina. Oil and Gas Sector in Turkmenistan. (Материалы посольства США в Туркменистане.) Ашхабад. - www.usemb-ashgabat.usia.co.at.
10 Гривач А. Нелегкий выбор пути // "Время новостей". - www.vremya.ru (19.08.2003).
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Соловьев И. "Газпром" избрал туркменский вектор? - www.turkmenistan.ru (21.06.2003).
15 Гривач А. "Газпром" "окопался" в Узбекистане // "Время новостей". - www.vremya.ru (15.04.2004).
16 "ЛУКойл" и Узбекистан подписали СРП по Кандымскому газовому проекту. - www.mirtv.ru (17.06.2004).
17 Ребров Д. Узбекистан продался Шафранику // "Время новостей". - www.vremya.ru (14.07.2004).
18 Гривач А. Нелегкий выбор пути...
19 Соглашение между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли от 10 апреля 2003 г. - www.turkmenistan.ru.
20 Гривач А. Нелегкий выбор пути...
21 Каменев С. Экономика Туркменистана на современном этапе // "Центральная Азия и Кавказ", 2002, N 3. Швеция. - www.ca-c.org.
22 Там же.
23 Материалы базы данных сайта www.oilcapital.ru (12.07.2004).
24 Каменев С. Экономика Туркменистана на современном этапе...
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |