Libmonster ID: KZ-263
Автор(ы) публикации: В. С. ШУМИХИН

В ночь на 21 марта 1919 г. в Будапеште было низложено буржуазное правительство и провозглашена Венгерская Советская Республика (ВСР). На следующий день В. И. Ленин телеграфировал венгерскому советскому правительству: "Рабочий класс России всеми силами спешит к вам на помощь"1 . Наиболее быстрым способом


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 185.

стр. 183


установления прямых контактов между двумя странами могла быть авиация. Между Советской Россией и Советской Венгрией находились тогда войска Антанты и белогвардейцев. Поэтому наладить непосредственные контакты обе республики иначе как по воздуху не могли.

По поручению Ленина Реввоенсовет принимал срочные меры по налаживанию воздушной связи. Политическое руководство делом возлагалось на члена РВСР, нарком-военмора УССР Н. И. Подвойского, организационное и техническое - на начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Действующей армии (авиадарма) А. В. Сергеева, его помощника по оперативно-строевой части М. П. Строева и начальника Воздушного флота УССР Н. В. Васильева. Подготовка к полетам в Советскую Венгрию велась быстрыми темпами. Был создан авиационный отряд международной связи, состоявший из опытных и преданных делу революции летчиков. Местом его базирования избрали аэродром у г. Проскурова (ныне г. Хмельницкий). Одновременно организовывались параллельные полеты с Винницкого аэродрома. Советские летчики должны были доставить в Будапешт дипломатические и военные документы. С ними отправлялись в полет некоторые делегаты незадолго до того закончившегося в Москве I конгресса Коммунистического Интернационала. Над Будапештом предполагалось сбросить с самолетов листовки на венгерском языке со словами привета трудящимся Советской Венгрии от рабочих и крестьян Советской России.

Дальность беспосадочного полета до Венгрии по прямой линии составляла более 600 км, то есть более шести часов полета, что превышало технические возможности самолетов, имевшихся в распоряжении Советской республики. Лишь трофейные немецкие машины "Эльфауге" после ремонта и соответствующего переоборудования могли покрыть такое расстояние. Трудности возникли и с обеспечением горючим. Наша авиация почти не имела бензина, самолеты заправлялись суррогатами, которые преждевременно выводили двигатели из строя. На клапанах цилиндров образовывался нагар, моторы даже при кратковременных полетах нередко "захлебывались". Работники Воздушного флота решили собрать бензин, хотя бы по каплям, в различных ведомствах. Для этого пришлось обратиться за помощью к Ленину. Он принял Строева и обещал дать нужные указания наркомам2 . Через несколько дней горючее было доставлено. Техническое обслуживание самолетов осуществляли специалисты, выделенные из состава Центрального авиационного парк-склада, авиарезерва Московского военного округа, других частей и учреждений: механики и мотористы Г. П. Зайцев, Г. Ф. Николаев, Г. И. Половенко, А. Н. Рябченко, Э. Т. Споон, А. И. Фомин, Г. И. Хитров, И. А. Шевченко, метеоролог А. А. Кулаков и другие.

Первооткрывателем международной воздушной трассы, связывавшей Советскую Россию с Советской Венгрией, стал В. А. Ходорович - инструктор Киевской авиационной школы, опытный летчик, хорошо знавший различные типы самолетов. Ранним утром 9 апреля он вылетел с Винницкого аэродрома, имея пассажиром на борту видного венгерского профсоюзного деятеля, шахтера Иожефа Фодора, а также шифр для радиосвязи Будапешта с Москвой. Самолет нес опознавательный знак - пятиконечную красную звезду. На маршруте безоружная машина неоднократно подвергалась обстрелу с земли и атакам в воздухе: стреляли орудия белогвардейцев, нападали самолеты Антанты. Умелым маневрированием Ходоровичу удалось избежать опасности. Дважды пришлось совершить вынужденную посадку из-за неисправностей в моторе. Несмотря на все трудности, летчик на изрешеченном осколками и пулями самолете и на последних каплях горючего дотянул до Будапешта.

В венгерской столице посланца Советской России встретили с энтузиазмом. 12 апреля в Будапеште открылось первое заседание Совета рабочих и солдатских депутатов, почетным председателем которого был избран Ленин. В сообщении Российского телеграфного агентства (РОСТА) об этом заседании говорилось, что после выступления народного комиссара по иностранным делам Б. Куна слово было предоставлено прилетевшему в Венгрию русскому летчику. Восторженно встреченный присутствовавшими, он передал сердечное поздравление от революционного пролетариата России. В свою очередь, Будапештский Совет постановил товарищески приветствовать Российскую Советскую Республику3 . Имеются сведения, что Ходорович во время этого


2 "Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника". Т. 7. М. 1978, стр. 251; "Звезды на крыльях". Воспоминания ветеранов советской авиации. М. 1959, стр. 30.

3 "Известия", 15.IV.1919.

стр. 184


визита вел начальные переговоры об установлении постоянного воздушного сообщения между РСФСР и ВСР, о чем свидетельствует проект соответствующего договора, хранящийся ныне в Музее транспорта (Будапешт).

Выполнив поручение, Ходорович 20 апреля возвратился тем же путем в Винницу, а 21 апреля поездом прибыл в Киев. Начальник Воздушного флота Украины телеграфировал авиадарму Сергееву: "Военлет Ходорович благополучно вернулся в Киев, выполнив блестяще все поручения, преодолев в пути большие трудности, связанные с опасностями для жизни"4 . Так завершился первый в истории советской авиации полет по международной трассе. Задание Ленина было выполнено.

На 20 апреля намечался отлет летчиков проскуровской группы. Метеорологические условия в тот день оказались неблагоприятными, однако старт решено было не откладывать. Первым поднялся в воздух летчик А. А. Сахно с курьером- интернационалистом Миколашеком. Но этот полет окончился неудачно, ибо самолет, не долетев до Будапешта, потерпел аварию. Второй самолет, пилотируемый заместителем начальника Московской авиашколы И. И. Еарышниковым, попав в густую облачность, вернулся с маршрута в Проскуров. Непогода задержала новый его вылет более чем на неделю. 28 апреля Барышников вылетел вновь. С ним находился австрийский делегат I конгресса Коминтерна И. Грубер (К. Штейнгардт). Наряду с другими документами Барышникову было вручено письмо помощника начальника авиадарма РККА начальнику авиации венгерской Красной Армии: "Уважаемый и дорогой товарищ! От имени Красной авиации Советской России шлю Вам и славной авиации социалистической Венгерской Республики братский привет. Я глубоко верю, что родственные авиации обеих стран смогут наладить поверх враждебных окопов надежную связь между борющимися за общее светлое будущее пролетариями Венгрии и России и углубить этим их духовную связь. С нетерпением жду, когда наши фронты свяжутся и на земле и наши летчики будут обслуживать плечом к плечу общую Красную Армию не только одною служебною связью"5 . Самолет стартовал в полдень и, пробив облака, поднялся на высоту 4 тыс. м; пилот, ориентируясь по компасу и солнцу, провел машину над Карпатами, а далее продолжал полет по земным ориентирам. Уже над территорией Венгрии самолет попал в ливень, начались перебои в работе мотора. Планируя, Барышников повел машину на вынужденную посадку. Ни пилот, ни его пассажир не знали, что г. Шатмар, где они приземлились, был занят войсками интервентов, наступавшими на ВСР. Линия фронта проходила по р. Тиссе. Барышников и Штейнгардт попытались переправиться через нее, чтобы попасть в расположение венгерской Красной Армии, но их обнаружил и арестовал вражеский патруль6 . Подобная участь постигла и красвоенлета бывшего командира 31-го разведывательного авиаотряда Р. Г. Пийра, стартовавшего из Проскурова. Пийр и летевший с ним корреспондент РОСТА Гец тоже совершили вынужденную посадку, не долетев до Будапешта, были схвачены оккупантами и направлены в концентрационный лагерь7 .

Правительство Советской Венгрии, в свою очередь, принимало меры к быстрейшему установлению непосредственных контактов с Советской Россией. В качестве посланца в Москву было решено направить одного из руководителей Наркомата по военным делам, члена ЦК Компартии Венгрии Тибора Самуэли, ранее уже встречавшегося с Лениным. На Матяшфёльдском авиасборочном заводе был подготовлен самолет "Бранденбург-Бенц", специально оборудованный для дальних перелетов, неплохой по тем временам двухместный открытый биплан, применявшийся на фронтах первой мировой войны в качестве самолета-разведчика. Осуществить ответственный полет вызвался ветеран венгерской авиации заводской летчик-испытатель И. Добош. Б. Кун вспоминал: "В конце мая мы договорились, что Тибор поедет в Москву, чтобы проинформировать Ленина и русских товарищей о создавшемся положении. Важнейшей целью поездки мы считали обмен взаимной информацией о военном положении. Именно в таком духе и было изложено наше предложение членам Правительственного Совета. Переправка Самуэли была организована Главным командованием Красной Армии. Тибор хотел


4 ЦГАСА, ф. 25860, оп. 1, д. 14, л. 42.

5 Там же, ф. 30, оп. 3, д. 76, л. 201.

6 И. Грубер (К. Штейнгардт). К перелету в Советскую Венгрию. "Вестник воздушного флота", 1920, N 5, стр. 14 - 15;

7 См. "Вестник воздушного флота", 1920, N 3 - 4, стр. 35 - 36.

стр. 185


совершить намеченную поездку на самолете, преодолеть расстояние в 2000 км над фронтами, тылами противника, территорией вражеских стран. Пока Тибор готовился к поездке, социал-демократические вожаки распространяли сплетню о том, будто Самуэли намеревался бежать за границу с золотом"8 .

20 мая (по другим источникам - 19 или 21) самолет взял курс на северо-восток, пересек линию фронта, пролетел над Карпатами и достиг Подольской губернии. Между Жмеринкой и Винницей, лишь за несколько дней до того освобожденной от белогвардейцев, из-за неисправности мотора пришлось совершить посадку на территории, контролируемой 2-й Украинской повстанческой дивизией, комиссаром которой был И. И. Минц (ныне академик). Самуэли явился в ее политотдел и показал клочок полотна, на котором было написано, что он - нарком ВСР. Комиссар получил указание встретить посланца венгерских рабочих как можно более приветливо9 . На следующий день венгерские товарищи прибыли в Киев. Здесь Самуэли был принят Подвойским. Газета сообщала: "21 мая поздно вечером, при свете костров, в Киеве на Посту-Волынском опустился венгерский летчик т. Добош с пассажиром, комиссаром по военным делам Венгрии тов. Самуэли. Вылетев из Будапешта 19 мая, летчики в тот же день вечером, в 11 часов, опустились в г. Виннице, покрыв расстояние в 800 с лишним верст без спуска в течение 7 часов 30 минут. Потратив весь следующий день на розыск бензина и осмотр мотора, летчики вылетели 21 мая в Киев, где и опустились через 2 часа полета. Третьего дня состоялось чествование русскими летчиками прилетевшего на Украину венгерского летчика. Народный комиссар Самуэли выехал в Москву"10 .

Утром 25 мая он был в столице Советской России. На Киевском вокзале его встретил управляющий делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевич. В Москве в тот день отмечалась первая годовщина Всевобуча. Бонч-Бруевич повез посланца Советской Венгрии прямо на Красную площадь, где в то время находился Ленин, присутствовавший на параде рабочих батальонов, районных коммунистических отрядов и курсантов московских военных школ. После обхода выстроившихся войск Владимир Ильич выступил с речью о роли рабочего класса в защите социалистического Отечества и международном значении Советского государства11 . Затем он предоставил слово Самуэли, который передал трудящимся Москвы горячий, братский привет от Советской Венгрии и заявил, что венгерские рабочие с оружием в руках готовы отстоять в своей стране завоевания социалистической революции12 .

Самуэли находился в Москве еще два дня. 27 мая он был у Ленина, рассказывал о борьбе венгерских рабочих против внутренней и внешней контрреволюции и трудностях, переживаемых ими. В ходе встречи обсуждались важнейшие военно-политические вопросы, в том числе о координации усилий, направленных на защиту двух братских стран от интервенции международного империализма. Итог беседе подвела ленинская статья "Привет венгерским рабочим"13 . Затем Самуэли возвратился в Киев. Там он снова встретился с Подвойским и 30 мая произнес речь на митинге венгерских интернационалистов - бывших военнопленных, после победы Октябрьской революции вступивших в ряды РККА14 . Добош в Киеве установил тем временем тесный контакт с советскими летчиками. На торжественном собрании, посвященном прилету венгерского авиатора, было оглашено привезенное им послание с братским приветом от венгерских летчиков и пролетариата15 . Добошу был преподнесен ценный подарок с дарственной надписью. Вскоре Добош и Самуэли на "Бранденбург-Бенце", отремонтированном в Киеве, поднялись с аэродрома летной школы. Сделав посадку в Проскурове, они после полного опасностей 7-часового полета 31 мая 1919 г. приземлились на будапештском аэродроме Альбертфалва.

Отмечая успешное завершение этого полета, Главнокомандующий венгерской Красной Армией 6 июня издал приказ, в котором говорилось: "За неимением иных


8 Б. Кун. О Венгерской Советской республике. М. 1966, стр. 497.

9 I. I. Minc. A forradalom lovagja. "Tanusagtevok". Budapest 1977, oldal. 258 - 260.

10 "Красная Армия", 28.V.1919.

11 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 383.

12 "Правда", 27.V.1919.

13 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 384 - 388.

14 Л. Рети. Ленин и венгерское рабочее движение. М. 1972, стр. 150.

15 "Венгерские интернационалисты в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР". Сборник документов. Т. 2. М. 1968, стр. 68.

стр. 186


средств сообщения товарищ Самуэли преодолел расстояние в две тысячи километров на самолете. Не считаясь с трудностями, подвергая опасности свою жизнь, он исключительно успешно выполнил возложенную на него миссию... От имени Революционного Правительственного Совета объявляю товарищу Тибору Самуэли благодарность за его достойное высшей похвалы, беззаветное служение нашему делу. Заслуживает быть отмеченным пилот товарищ Иштван Добош, который, проявив твердость духа, беззаветную преданность и мужество, вызвался пилотировать самолет и образцово справился с возложенным на него весьма ответственным поручением. Венгерская Советская Республика никогда не забудет заслуг героических пролетариев, которые, не щадя себя, самоотверженно выполняют свой долг, служа интересам пролетариата"16 .

Вместе с венгерским самолетом из Проскурова вылетел в Будапешт с дипломатической почтой советский летчик А. К. Андерс. Его пассажиром был швейцарский коммунист, делегат I конгресса Коминтерна Ф. Платтен. В связи с блокадой Советской России странами Антанты Платтен не мог выехать на родину поездом. Он решил лететь на аэроплане и посетить Венгерскую Советскую Республику. Полет продолжался пять с половиной часов. Над Карпатами самолеты сбились с маршрута, потеряв друг друга из виду. В баках самолета Андерса заканчивалось горючее. Летчик совершил посадку в 180 км от Будапешта, где находились оккупанты. Андерс и Платтен вместе с группой плененных ранее бойцов венгерской Красной Армии были отправлены в концентрационный лагерь, а затем в военную крепость Жилява, где уже находились Пийр и Гец17 . Позднее летчики Андерс, Пийр и их пассажиры по требованию Советского правительства и мирового общественного мнения были, однако, освобождены из заточения. Судьба же Барышникова и Сахно нам неизвестна.

В дальнейшем правительства Советской России и Советской Венгрии приняли ряд новых мер по поддержанию воздушной связи. 18 июня Ленин в шифрованной телеграмме Куну писал: "Постарайтесь организовать почту с нами посредством аэропланов"18 . 7 июля этот вопрос был обсужден на заседании комиссии авиаработников Советской России в присутствии представителя Советской Венгрии Э. Руднянски. Однако советским и венгерским авиаторам не удалось осуществить намеченные планы. 1 августа 1919 г. в результате объединенных действий интервентов и внутренней контрреволюции, а также предательства правых социал-демократов Венгерская Советская Республика пала. Но остался в памяти советского и венгерского народов подвиг летчиков, которые прокладывали 60 лет тому назад между двумя братскими странами трассы дружбы и пролетарского интернационализма.


16 Цит. по. П. Фёльдеш. Драматическая миссия. М. 1974, стр. 308 - 309, 311.

17 Анчар. Киев - Будапешт. "Вестник воздушного флота", 1920, N 5, стр. 25- 26; Ф. Платтен. Как я летел из Киева в Будапешт. Там же, стр. 31 - 33.

18 В. И. Ленин. ПСС. Т. 50, стр. 354.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТРАССА-ПРОЛЕТАРСКОГО-ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. С. ШУМИХИН, ТРАССА ПРОЛЕТАРСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 10.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТРАССА-ПРОЛЕТАРСКОГО-ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА (дата обращения: 23.12.2024).

Автор(ы) публикации - В. С. ШУМИХИН:

В. С. ШУМИХИН → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1099 просмотров рейтинг
10.02.2018 (2507 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
9 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ТРАССА ПРОЛЕТАРСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android