Пакистанские эксперты подразделяют историю внешней политики своей страны на пять этапов.
- 1949 - 1965 годы. Этот этап охватывает период с окончания первой пакистано-индийской войны до второй пакистано-индийской войны. На этом этапе Пакистан устанавливает тесные связи с западным миром (в первую очередь, с США), вступает в военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО. Закладывается основа проблемы "Линия Дюранд" между Пакистаном и соседним Афганистаном;
- 1965 - 1971 годы. Между Пакистаном и Индией происходят две войны. В результате восстания в Восточном Пакистане в 1971 г. появляется независимое государство Бангладеш. Пакистан, переживающий определенную напряженность в отношениях с США, расширяет связи с Китаем, СССР и исламскими государствами;
- 1971 - 1989 годы. Пакистан восстанавливает дипломатические отношения с Индией. В Пакистане закладывается фундамент военной ядерной программы. В результате ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. растет значимость Пакистана для США, фактор Афганистана во внешней политике Пакистана приобретает еще большее значение;
- 1990 - 1998 годы. В ответ на расширение ядерной программы Пакистана США применяют против него санкции. При участии Пакистана закладываются основы афганского движения "Талибан". После распада СССР Пакистан устанавливает связи со вновь образованными государствами, в том числе с мусульманскими республиками;
- с 1998 г. и до настоящего времени. Ядерное соперничество между Пакистаном и Индией достигает логического конца: в мае 1998 г. после испытания атомного оружия обе страны становятся ядерными государствами. В октябре 1999 г. в результате военного переворота к власти приходит генерал Первез Мушарраф. После событий 11 сентября 2001 г. Пакистан становится участником второй афганской войны, начатой США. С 2003 г. в отношениях между Пакистаном и Индией наблюдается нормализация отношений.
Исабейли Анар Гашан оглы - диссертант Бакинского государственного университета.
В подразделении на этапы есть своя логика. Но, на мой взгляд, было бы более правильно объединить первые два этапа в один, потому что перелом во внешней политике Пакистана приходится именно на 1970-е годы. В результате политики, проводимой вначале премьер-министром (1971 - 1973), затем президентом (1973 - 1977) Зульфикаром Али Бхутто, относительно уменьшилась зависимость от США, развивались отношения с СССР. Пакистан вышел из блоков СЕАТО и СЕНТО. Во внешней политике укрепился принцип "исламской солидарности", был заложен фундамент ядерной программы.
Было бы целесообразно объединить и 1991 - 2001 годы. Это связано с тем, что в данный период пакистанская дипломатия действовала, в основном, на двух "фронтах" - индийском и афганском и столкнулась с серьезными трудностями, международной изоляцией. В середине 1990-х годов в области внешней политики Пакистан попал в полосу неудач. В этот период фактор "Талибан" оказывал отрицательное влияние на отношения Пакистана с государствами региона и супердержавами. Лишь после событий 11 сентября 2001 г. во внешней политике страны начинается новый этап. На передний план выходит борьба с терроризмом и международным радикальным исламским движением, действующим в Пакистане. Пакистан расширяет связи с мусульманскими республиками бывшего СССР. Страна выходит из международной изоляции.
В первые годы независимости перед пакистанской дипломатией стояли две основные задачи: добиться признания независимости страны со стороны мирового сообщества и естественных границ Пакистана. Однако первую задачу решить было не так-то легко. Это связано с тем, что будущее едва образованного Пакистана выглядело весьма мрачным, в мировом сообществе даже существовало мнение о его скором развале или возвращении в состав Индии. Но спустя несколько лет, достаточно укрепившийся Пакистан справился с первой проблемой. Во время решения второй задачи появились две сложности: конфликт в Кашмире и вопрос "линии Дюранд". Первая из них была связана с Индий, вторая - с Афганистаном. Заключенное между Пакистаном и Индией в 1972 г. в Симле соглашение привнесло определенную ясность в проблему: стороны признали Контрольную линию, разделяющую надвое Джамму и Кашмир. А после интервенции советских войск в Афганистан в 1979 г. вопрос "линии Дюранда" потерял свою актуальность.
После обретения независимости внешняя политика Пакистана носила нейтральный характер. Долгие годы ее ведущим элементом оставался поиск мощных друзей, заинтересованных в безопасности страны. Это обусловливалось напряженностью в отношениях с ближайшими соседями и экономическими трудностями. В Пакистане в этой роли видели страны Запада во главе с США, СССР, Китай, а также исламский мир. Но в 1950-х годах стратегический выбор был сделан в пользу Запада и до 1970-х годов осуществление прозападного курса оставалось ведущей линией во внешней политике Пакистана. Главная причина подобного выбора заключалась в мощи и богатстве США. Из-за того, что коммунистическая идеология представляла опасность для военно-политического истэблишмента Пакистана, СССР и Китай потеряли свою привлекательность как международные покровители. А мусульманский мир, к которому принадлежал и Пакистан, только недавно освободился от колониального гнета. Большинство мусульманских стран занималось решением своих многочисленных проблем. Поэтому мусульманский мир не обладал в достаточной степени силой и влиянием.
В этот период внешнюю политику Пакистана нельзя назвать в целом самостоятельной. Главными препятствиями являлись экономическая зависимость от зарубежных стран и неопределенность, вызванная проблемами
Кашмира и "Великого Пуштунистана", а также членство в организации Наций, возглавляемой Великобританией1.
Теория "панисламизма" занимала важное место во внешней политике Пакистана в первые годы независимости. Существование этой теории связано с тем, что Пакистан создавался как мусульманское государство, а в многонациональном Пакистане ислам рассматривается как объединяющий, солидализирующий фактор. Напомним, согласно теории "двух наций" Мухаммеда али Чинпана, сыгравшего основную роль в создании пакистанского государства, религия рассматривалась в качестве единственного объединяющего нацию элемента. Выступая с этой точки зрения, Чинпан указывал, что в тогдашней Индии жили два народа: индусы и мусульмане.
Впоследствии "панисламизм" заменила теория "пакисламизма". Теория предусматривала укрепление позиций Пакистана, превращение его в государство-лидер в исламском мире и усиление исламского мира проводимой политикой.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. Пакистан выступал активным сторонником объединения мусульманских стран в едином союзе. В те годы в Пакистане даже считали, что необходимо упразднить Лигу арабских государств и вместо нее создать Лигу мусульманских стран. По инициативе руководителей Пакистана в основном в Карачи (тогдашней столице Пакистана) созывались религиозные, политические и экономические конференции с участием представителей мусульманских стран. Например, в феврале 1951 г. была созвана Всемусульманская политическая конференция. На ней премьер-министр Пакистана Лиягат Али Хан призвал мусульманские государства объединиться в военном блоке. Посредством этого блока Пакистан надеялся укрепить свои позиции во внешней политике и успешно конкурировать с Индией. Пакистан также преследовал цель занять ведущие позиции в создаваемом блоке. Однако реализации этих планов помешали ряд внутренних противоречий, а также вмешательство США и Великобритании.
В стратегии внешней политики Пакистана первые изменения проявились в начале 1960-х годов. Они связаны с именем генерала Мухаммеда Эюб Хана, пришедшего к власти в результате военного переворота.
Пакистан, значительно усилившийся с военно-политической точки зрения в 1960-х годах, предпочитал строить заново свои отношения с США. Сближение правительства Кеннеди с Индией, пограничные конфликты между Индией и Китаем, неоправдавшиеся надежды, связанные с участием в военных блоках (СЕАТО и СЕНТО), вынуждали Пакистан внести коррективы во внешнюю политику.
Основньми принципами новой внешней политики М. Эюб Хана являлись установление и расширение сотрудничества с еще большим числом стран, развитие дружеских связей с крупными государствами, повышение престижа Пакистана на международной арене. Министр иностранных дел Пакистана М. Гадир в одном из своих выступлениях раскрыл суть новой стратегии: "Насколько это возможно, обрести больше друзей и меньше врагов". Наряду с этим М. Э. Хан в отношениях с Индией не отказывался от "линии противостояния". На мой взгляд, это была ошибка в его концепции внешней политики. М. Э. Хан считал, что Пакистан с помощью США и Китая способен путем противостояния решить существующие проблемы, связанные с Индией. Другими словами, отношения с Индией он строил с позиций силы.
Начиная с весны 1959 г. в пакистанской печати с целью "защиты мира в Азии от опасности с севера" стали появляться статьи, призывающие к установлению военно-политического сотрудничества между Пакистаном и Индией. Под "опасностью с севера" подразумевалась Китайская Народная Рес-
публика. Дело в том, что в этот период обострились отношения Китая и Индии. Пакистан же хотел воспользоваться трудным положением, в которое попал его противник. Военно-политический истэблишмент страны предполагал, что Пакистан в пику Китаю может оказать военно-дипломатическую поддержку Индии, однако при этом Индия должна пойти на уступки в ряде вопросов (в первую очередь, в кашмирском конфликте). В Пакистане опасались, что Китай, захвативший Ладакхи (территория в Джамму и Кашмире, где проживают буддисты), продолжит наступление и приберет к рукам новые территории. Но Индия отвергла предложения Пакистана2.
В 1960-е годы М. Эюб Хан выдвигает идею применения во внешней политике принципа "байлетаризма". Основу этого принципа составляют развитие на равноправном уровне взаимных связей со всеми крупными государствами с учетом взаимных интересов. Другими словами, Пакистан преследовал цель развития равноправных отношений с каждой сверхдержавой, без затрагивания интересов других крупных государств. На практике это означало, что в условиях конфликта между двумя супердержавами Пакистан придерживается принципа невмешательства. М. Эюб Хан в эту концепцию добавил еще один элемент: "право допустимости". То есть, развитие отношений Пакистана с какой-либо супердержавой не должно выходить за определенные рамки, в противном случае можно столкнуться с конфликтом с другой сверхдержавой. В целом, М. Эюб Хан считал, что крен Пакистана в сторону какого-либо крупного государства и появление зависимости от него трагично для внутреннего и внешнего положения страны3.
В марте 1969 г. М. Эюб Хан отказался от президентства и передал свои полномочия армейскому генералу М. Яхья Хану. Во внешнеполитическом курсе генерала М. Яхья Хана, руководившего Пакистаном в 1960 - 1971 гг., проявились факторы нарушения принципа "байлетаризма" (двусторонности). Ухудшились отношения Пакистана с СССР и Индией, зато расширилось сотрудничество с США и Китаем.
События, случившиеся в 1971 г., - образование независимого государства Бангладеш в Восточном Пакистане, тяжелое поражение Пакистана в новой войне с Индией привели к смене власти в стране и изменению приоритетов внешней политики. Генерала М. Яхья Хана сменил Зульфикар Али Бхутто, возглавлявший Пакистанскую народную партию. ПНП брала на себя обязанность не позволять зарубежным государствам вмешиваться во внутренние дела Пакистана и держать на его территории военный персонал, оказывать поддержку народам, борющимся за свободу, продолжать политику противостояния с Индией до решения кашмирской проблемы и других спорных вопросов. Одной из основных задач ПНП считала укрепление солидарности с мусульманскими странами, оказание полной и ничем не ограниченной помощи арабским народам, сражающимся с Израилем, и Палестинскому национально-освободительному движению.
Свои основные цели в области внешней политики З. А. Бхутто провозгласил в обращении к народу 20 декабря 1970 г. - в первый день прихода к власти: "Внешняя политика государства должна быть заново пересмотрена и разработана. Безусловно, она должна быть позитивна и конструктивна, направлена на обеспечение внешних интересов Пакистана"4.
Внешнеполитическая деятельность Бхутто осуществлялась в отличных от прежних условиях. Появление независимого Бангладеш в Восточном Пакистане изменило стратегические позиции - Пакистан более не являлся составной частью Юго-Восточной Азии. Из-за расправы над бенгальцами значительно снизился международный престиж Пакистана. Это вынуждало предпринять срочные меры в сфере внешней политики. Поэтому в отличие от
правительства М. Эюб Хана, З. А. Бхутто уделял внешней политике основное внимание. В 1972 г. между Пакистаном и Индией было заключено Симлское соглашение. Это соглашение положило конец войне, а также предусматривало решение всех спорных вопросов мирным путем и восстановление двусторонних связей. Соглашение имело огромное значение и с теоретико-психологической точки зрения. Оно продемонстрировало миру, что Пакистан и без содействия крупных государств способен обеспечить свои интересы и прийти к согласию с противником. Дело в том, что первая пакистано-индийская война завершилась в 1949 г. при участии ООН, а вторая - в 1966 г. при посредничестве СССР. В целом одним из основных элементов внешней политики Бхутто являлся отказ от линии противостояния с Индией и нормализация отношений с соседом. Бхутто сознавал, что открытое противоборство с мощным противником не сулит Пакистану ничего хорошего: перед глазами был горький опыт войны 1971 года. Именно в годы правления Бхутто были восстановлены связи с Индией (в том числе и экономические)5.
Бхутто уделял внимание развитию связей со странами Юго-Восточной Азии. Это было связано с изменениями, произошедшими в геостратегическом положении Пакистана. Юго-Восточная Азия являлась регионом с богатейшими нефтяными запасами. Пакистан рассматривал регион с точки зрения рынка реализации товаров и финансового источника. Руководитель Пакистана, используя исламский фактор, стремился укрепить позиции своей страны в регионе и повысить ее экономическую мощь. Надо отметить, что в результате тесных связей с богатыми мусульманскими государствами (преимущественно - страны Залива), зародилось и укреплялось их политико-идеологическое влияние на жизнь Пакистана6.
Бхутто было ясно, что концепция военно-политического блока с США потеряла свою актуальность. Она не удовлетворила в целом военно-политические амбиции Пакистана, усилив зависимость страны от США. Бхутто считал, что в любом региональном конфликте с участием Пакистана, США не будут оказывать немедленную и безоговорочную поддержку его стране, а помощь станет измеряться оценкой последующей пользы и вреда. Поэтому зависимость Пакистана от этой супердержавы не представлялась правильной. Действительно, во время войн Пакистана с Индией в 1965 и 1971 гг. США придерживались нейтралитета.
Бхутто также являлся сторонником принципа "байлетаризма", однако в отличие от М. Э. Хана считал правильным его применение в отношении всех стран, а не только крупных держав. Этот принцип являлся основным в его внешнеполитической деятельности.
В 1976 г. Бхутто обнародовал основные положения своей внешнеполитической концепции: солидарность с исламскими странами, борьба против оккупации, господства и гегемонизма, солидарность с освободительными движениями, борьба за создание нового экономического пространства, неприсоединение к военным блокам, установление взаимовыгодных и стабильных связей с соседними государствами.
В 1970-х годах Пакистан приступил к созданию ядерного оружия. Это повышало престиж Пакистана в регионе и мире, делало его недосягаемым для атак со стороны Индии. Развитие этой программы продолжалось и в последующие годы.
Анализируя правление З. А. Бхутто, можно заметить, что в этот период в результате прагматичной политики усилилась самостоятельность во внешней политике Пакистана, укрепились его международные позиции.
В 1977 г. в Пакистане произошел очередной военный переворот и к власти пришел начальник Генерального штаба армии генерал Зия уль-Хак.
Бхутто был арестован, а в 1979 г. казнен по обвинению в политическом убийстве. Новый глава государства, в целом, продолжил внешнеполитический курс Бхутто. Генерал совершил множество визитов в зарубежные страны, расширил связи с социалистическими государствами (прежде всего с СССР). Наряду с этим, во времена З.уль-Хака еще больше усилилась роль исламского фактора во внешней политике, расширилось военно-политическое сотрудничество с США, Однако отсутствие серьезной поддержки со стороны Соединенных Штатов и Китая во время противостояния с Индией в конце 1980-х годов вынудило Пакистан расширить связи с исламскими странами7. Роль исламской идеологии возросла и в борьбе с атеистическим просоветским режимом в Афганистане8. Интересно, что в конфликтах между исламскими странами Пакистан занимал нейтральную позицию. Это преследовало цель не вызывать недовольство со стороны какого-либо государства, втянутого в конфликт. Например, Пакистан придерживался нейтралитета во время ирано-иракской войны 1980 - 1988 годов. Однако такой нейтралитет больше помогал Ирану, ибо большинство мусульманских государств и страны Запада поддерживали Ирак9.
С другой стороны, Пакистан, поддерживая мусульманские страны в их конфликтах с немусульманскими государствами, нередко нарушал принципы международного права. Например, в 1977 г. Пакистан встал на сторону мусульманского государства Сомали в его агрессии против Эфиопии и оказывал содействие сепаратистам Эритреи - мусульманской провинции, стремившейся к отделению от Эфиопии10.
Во времена Зия уль-Хака пакистанская дипломатия стала придерживаться новой концепцией по некоторым актуальным вопросам. Эта концепция была названа "отдаление в равной степени от двух сверхдержав". Соперничество двух супердержав Пакистан рассматривал как угрозу безопасности зоне Индийского океана. США и СССР считались основными виновниками гонки вооружений. Но в последующие годы отчетливо наблюдалось стремление отдалиться от принципов "байлетаризма". Прежде всего, это было связано с оккупацией Афганистана советскими войсками. После установления прохладных отношений с СССР Пакистан был вынужден начать тесное сотрудничество с США.
После загадочной гибели Зия уль-Хака в авиационной катастрофе в 1988 г. подошел к концу период военной диктатуры в Пакистане (в этой авиакатастрофе погибли и ряд высокопоставленных пакистанских военных). Премьер министром страны стала дочь З. А. Бхутто, Беназир Бхутто (погибшая в результате террористического акта в декабре 2007 г.).
В этот период формировалось новое политическое пространство, вынуждавшее Пакистан внести изменения в свою внешнюю политику. Перестал существовать СССР, наступил конец "холодной войне", на арену вышли новые государства. Приобретали важное значение урегулирование мирными средствами спорных вопросов, принцип перехода в международных отношениях от противоборства к сотрудничеству.
Бхутто продолжила курс на нормализацию отношений с Индией. Она приостановила помощь, оказываемую Пакистаном сикхским11 сепаратистам в Индии, в конце 1988 г. встретилась с премьер-министром Индии Радживом Ганди. На встрече было принято решение об обеспечении безопасности ядерных объектов на территории обоих государств. Пакистан взял курс на нормализацию отношений с СССР. Однако мятеж, начавшийся в 1989 г. в Джамму и Кашмире, поддержанный пакистанскими военными, ухудшил отношения с Индией. Используя напряженность в вопросе Кашмира президент Гулам Исхак Хан отправил Бхутто в отставку. Ее сменил лидер Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шариф.
Он был первым премьер-министром в истории Пакистана, вышедшим из рядов национальной финансово-промышленной элиты. Новый руководитель правительства продолжил в отношении Индии курс своей предшественницы. Между двумя странами начались переговоры на уровне министров иностранных дел.
На арену вышло новое стратегическое направление во внешней политике Пакистана: страна установила связи с республиками бывшего СССР, прежде всего, мусульманскими. На встрече Шарифа с президентом Туркменистана С. Ниязовым в Ашхабаде (1992) была достигнута договоренность о претворении в жизнь нового экономического проекта, предусматривавшего строительство Трансафганского газопровода для вывода туркменского газа на мировые рынки посредством Пакистана. Шариф хорошо понимал роль экономического фактора во внешней политике и старался поощрять зарубежные вклады. Он прикладывал усилия для снижения задолженности зарубежным государствам, сокращения военных расходов12. Шариф, до политической деятельности занимавшийся бизнесом, считал, что нормализация отношений, расширение торговых связей пойдет лишь на пользу Пакистану и Индии. Во время одного из своих выступлений, имея в виду Индию, он сказал: "Мы обязаны выйти из атмосферы противостояния и усвоить уроки прошлого". Однако из-за разразившегося внутреннего кризиса не удалось воплотить в жизнь эту внешнеполитическую программу. В 1993 г. Шариф был отправлен в отставку и его временно сменил Моен Гуреши. Он взял курс на нормализацию отношений с США, которые ухудшились из-за осуществления пакистанской ядерной программы. Чтобы восстановить военно-экономическую помощь США, Гуреши даже подумывал о свертывании ядерной программы. Свою позицию он обосновывал тем, что программы создания ядерного оружия нужны пакистанцам меньше, чем медицинская помощь и образовательные реформы. Но Гуреши всего три месяца исполнял обязанности премьер-министра.
На новых выборах победила Бхутто13. В 1994 г. она выступила с заявлением о развитии военной ядерной программы Пакистана. Обострились отношения с Индией. На этот раз Б. Бхутто предпринимала более радикальные шаги во внешней политике, в результате выросли напряженность в отношениях с соседними государствами. Возможно это связано с влиянием, а может и прямым давлением со стороны военных кругов. Бхутто поняла, что компромиссы в отношениях с Индией отрицательно влияют на ее популярность и политическое будущее. В общественном мнении такая политика оценивалась как предательство национальных интересов .
Одной из отличительных черт внешней политики Бхутто было направление миротворческих военных контингентов в различные регионы мира (Сомали, Гаити). Таким путем она пыталась реализовать ряд своих целей: продемонстрировать заинтересованность Пакистана в уменьшении напряженности в мире; укрепить собственный имидж миротворца и устранить холодность в отношениях с США.
В целом, в период своего второго премьерства Бхутто добилась ряда подвижек во внешней политике: международные финансовые институты увеличили помощь Пакистану, Конгресс США ликвидировал некоторые санкции, введенные в 1999 г., и принял решение об оказании Пакистану ограниченной экономической помощи14. "Талибан" захватил Кабул и укрепился на большей части территории Афганистана.
На парламентских выборах 1997 г. победила Пакистанская мусульманская лига, возглавляемая Шарифом. Едва заступив на пост премьер-министра, Шариф предложил возобновить мирные переговоры с Индией. Стало
ясно, что новый премьер заинтересован не в конфронтации, а сотрудничестве с Индией. В 1997 г. была подписана "Лахорская декларация". В декларации подчеркивалось, что все спорные вопросы между странами отныне будут решаться дипломатическим путем. Два года пребывания Шарифа на посту премьер-министра (1997 - 1999 гг.) ознаменовались сдвигами и по кашмирской проблеме. В этот период одним из основных элементов внешнеполитического курса являлось развитие ядерной программы. Шариф обосновывал это тем, что наука и технология ядерной эпохи важны для модернизации Пакистана. С развитием ядерной программы связывались укрепление национальной независимости и возвышение государства, а также получение дешевой энергии.
Проведенные в мае 1998 г. ядерные испытания ухудшили отношения Индии и Пакистана. А события в Каргиле в мае 1999 г. едва не привели к новой войне.
В тот период поддерживаемые Пакистаном кашмирские исламисты захватили ряд высот в регионе Каргил15. Это еще больше усугубило ситуацию, и лишь после вмешательства мирового сообщества (в первую очередь, США), удалось урегулировать проблему.
Концепция освобождения от влияния США, разработанная Зульфикаром Али Бхутто, составляла важный элемент внешней политики Шарифа. Премьер старался избавить Пакистан от американской зависимости. Он объявил, что желает хороших отношений с США, однако предпочитает независимость страны зарубежному влиянию.
Одним из запоминающихся моментов во внешнеполитической деятельности Шарифа стало признание де-юре режима "Талибан" в Афганистане. Некоторые аналитики подчеркивают, что этот шаг Шариф сделал под давлением ISI (служба внешней разведки Пакистана). По их мнению, этим решением Пакистан еще теснее связал себя с "Талибан", столкнулся с критикой мирового сообщества и завяз в афганском "болоте".
Сохранял свою значимость и принцип "исламской солидарности". Шариф считал, что светская форма управления представляет угрозу прогрессу Пакистана. Поэтому он стал развивать процесс исламизации, начатый З.уль-Хаком. Но в 1990-е годы проявились отрицательные черты применения этого принципа. Пакистан стремился построить свои отношения с молодыми республиками Центральной Азии на верховенстве исламского фактора, однако это беспокоило лидеров стран, воспитанных в духе коммунистической идеологии.
Радикальные исламские группировки, действовавшие в Пакистане, также предпринимали попытки распространить свою идеологию на территориях этих республик. Поддержка Пакистаном группировок исламских сепаратистов в Кашмире вызывала недовольство Индии. В результате радикальной политики, проводимой режимом "Талибан", ухудшились отношения Пакистана со странами региона и супердержавами, таким образом, оказался нарушенным баланс во внешней политике Пакистана. Росла напряженность и внутри страны на религиозной почве, постепенно усиливалось влияние радикальных религиозных группировок. В этих условиях большое значение приобретала борьба с радикальными исламскими силами в регионе и внутри страны. Но правительство Шарифа, столкнувшись с серьезными трудностями в самом Пакистане, не смогло решить эти задачи. К тому же, в результате санкций мирового сообщества, в первую очередь - США, введенных в 1990, 1992 и 1999 гг., Пакистан оказался в политико-экономической изоляции, его престижу в мире был нанесен мощный удар. В 1990-е гг. все еще сильным было влияние военных на внешнюю политику. Особенно укрепились их по-
зиции после первой афганской войны. Пакистанская ядерная программа осуществлялась под контролем военных. Оба премьер-министра старались уменьшить традиционное влияние армии на внешнюю политику, но не достигли поставленной цели16.
Острый кризис в Пакистане привел к военному перевороту в октябре 1999 года. К власти пришел начальник Генерального штаба, генерал Первез Мушарраф. Шариф был арестован и решением суда осужден на пожизненное заключение. Лишь после вмешательства мирового сообщества этот приговор был заменен на ссылку в Саудовскую Аварию17.
Первез Мушарраф пришел к власти в период, когда страна оказалась в международной изоляции, ослаб имидж Пакистана в регионе и мире. Многие наблюдатели предполагали, что приход к власти военных преследует цель защитить Пакистан от грядущей деградации, свернуть его с пути радикального ислама. По их мнению, нахождение у власти исламистов в корне изменило бы взгляды на внешнюю политику Пакистана. Вновь испортились бы отношения с США и Индией (не исключено, что они прервались бы совсем), и напротив, укрепились бы связи с исламскими государствами, прежде всего с Саудовской Аравией. Лишь приход военных к власти перечеркнул эти опасные и нежелательные перспективы.
Суть внешней политики, осуществляемой Мушаррафом сводилась к следующему: в сфере политики - уважать межгосударственные отношения, регулирующиеся международными правовыми нормами и принципами, решать путем переговоров конфликтные вопросы международного, регионального и межгосударственного характера, с уважением относиться к суверенным правам каждого государства; в сфере экономики - стремиться к экономическому сотрудничеству, использовать возможности стран мира для развития экономики Пакистана и возможности Пакистана для обеспечения интересов других государств, согласовывать экономические интересы; в сфере культуры - преодолеть всякие ограничения, препятствующие межгосударственным связям, добиться беспрепятственного, свободного, демократического обмена духовными ценностями.
Одним из неизменных элементов внешней политики Пакистана остался принцип неприятия оккупации чужих земель и вывод зарубежных войск с захваченных территорий. Президент Мушарраф является сторонником вывода войск коалиции с территории Ирака и полного восстановления суверенитета страны.
Основу внешней политики Мушаррафа составляют предоставление предпочтения отношениям с соседними странами, согласование интересов крупных государств, влияющих на мировую политику, со стратегическими целями Пакистана. Радикальные исламские группировки, отличающиеся воинственными призывами и действиями, выступают против любых компромиссов с Индией, пропагандируют идеи джихада. Эти силы, поддерживающие "Талибан" и "Аль-Кайду", одной из основных целей считают борьбу с США и Израилем. С этой точки зрения, они представляют серьезную угрозу для Мушаррафа, являющегося сторонником светской формы управления. Мушарраф начал интенсивную борьбу с ними в конце 2001 - начале 2002 г.: сотни членов радикальных группировок, в том числе и несколько лидеров, были арестованы, ослабла поддержка, оказываемая радикальным группировкам, действующим в Кашмире, были запрещены некоторые группы. На сегодняшний день отношения Пакистана и Индии далеки от линии противостояния, однако тревогу вызывают религиозный экстремизм и терроризм. Как и в прошлые годы принцип "исламской солидарности" остается определяющим во внешней политике Пакистана. Пакистан заинтересован в совер-
шенствовании структуры Организации Исламская Конференция (ОИК), являющейся международной организацией мусульман мира. Мушарраф выдвинул концепцию "просвещенного либерализма". Президент Пакистана озвучил эту теорию на заседании ОИК в Куала-Лумпуре (Малайзия) в октябре 2003 года. Согласно этой концепции решение проблем исламского мира базируется на двух факторах: мусульманский мир должен освободиться от экстремизма и терроризма, вместо этого добиться экономического и общественного развития; государства Запада, в первую очередь США, должны оказывать помощь в урегулировании конфликтов, в которые вовлечен исламский мир, и способствовать общественно-экономическому возрождению исламских стран. Все это в итоге приведет к подрыву корней исламского экстремизма и терроризма, урегулированию политических конфликтов и повышению экономического благосостояния в мире.
Мушарраф добился во внешней политике ряда серьезных успехов: Пакистан освободился от международной изоляции и санкций; положен конец холодности, наблюдаемой в отношениях с Китаем; нормализованы некогда ухудшившиеся отношения с США, Россией и Ираном; в регионе Джамму и Кашмир объявлено перемирие; укрепились связи Пакистана с Азербайджаном и республиками Центральной Азии; взят курс на тесное сотрудничество с крупными государствами, нормализацию отношений с соседними странами, ослабление напряженности в отношениях с Индией, укрепление связей с мусульманскими республиками бывшего СССР.
Примечания
1. МОСКАЛЕНКО В. Н. Внешняя политика Пакистана (формирование и основные этапы эволюции). М. 1984, с. 25, 28, 31.
2. МУКИМДЖАНОВА Р. М. Пакистан, Южная Азия и политика США (1960 - нач. 1970-х гг.). М. 1974, с. 29 - 31.
3. МОСКАЛЕНКО В. Н. Ук. соч., с. 66 - 68.
4. Там же, с. 187.
5. Там же, с. 223.
6. Там же, с. 201.
7. Современные международные отношения. М. 2000, с. 393.
8. ZIRNIG L. Pakistan: at the crosscurrent of history. Lahore, Karachi, Islamabad. 2004, s. 300.
9. МАМЕДЗАДЕ Н. Пакистано-иранские связи. - Возрождение - XXI век. 2002, N 5, с. 116.
10. МОСКАЛЕНКО В. Н. Ук. соч., с. 238.
11. Последователи религиозного учения (сикхизма), зарожденного в Индии в XV-XVI веках. Живут в основном в индийском штате Пенджаб и пакистанской провинции Пенджаб. Сепаратистское крыло индийских сикхов ведет борьбу за создание независимого государства "Халистан".
12. ИСМАИЛ Р. Б., АХУНДОВА Н. Современная история стран Азии и Африки. Баку. 2001, с. 318.
13. ZIRNIG L. Op. cit., p. 232.
14. Ibid., p. 238.
15. Регион Каргил расположен на Контрольной линии, отделяющей индийский штат Джамму и Кашмир от Свободного Кашмира, находящегося под контролем Пакистана.
16. ZIRNIG L. Op. cit., p. 211.
17. ГУСЕЙНОВА Т. Внутренняя и внешняя политика Пакистана в период Первеза Мушаррафа. Баку. 2006, с. 90.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |