Libmonster ID: KZ-1654
Автор(ы) публикации: П. Е. ИЛИЕВА

С 10 по 12 июля 2000 г. в Маниле состоялась шестая международная конференция по изучению Филиппин, которая была посвящена теме: "Начало века: Филиппины в 1900 - 2000 гг.". Проходящая каждые пять лет, конференция была организована Ассоциацией по изучению Филиппин, Министерством по науке и технологии. Филиппинской национальной комиссией ЮНЕСКО, Филиппинским Советом по изучению социальных наук, Университетом Филиппин, Университетом Атенео и многими другими учебными и исследовательскими центрами страны. В организации конференции активное участие приняли: Международный Комитет по изучению Филиппин (объединяющий в своих ряда известных филиппинистов различных стран мира), Осакский университет международных отношений. Центр по изучению Филиппин Колледжа Гавайских, Азиатских и Тихоокеанских исследований Университета Гавайев в Маноа. К открытию конференции был выпущен сборник тезисов докладов.

В работе конференции участвовали более 70 иностранных ученых со всех континентов и около 40 филиппинцев. С вступительным словом к участникам конференции обратился президент Ассоциации по изучению Филиппин Исагани Р. Крус (Ун-т де ля Салль).

Затем пленарное заседание продолжил президент Университета Атенео де Манила Биенвенидо Ф. Небрес докладом "От политики к технологии: смещение мирового контекста по отношению к Филиппинам и изучению Филиппин". Отметив, что современная мировая ситуация характеризуется постоянно происходящими изменениями, он сказал, что для Филиппин это время кризиса и поиска национального самосознания. В настоящее время на Филиппинах бурное развитие получили информационные и высокие технологии. Обладая достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, Филиппины смогут в скором времени выйти на передовые рубежи в этой сфере.

Работа конференции проходила в 43 секциях. Основными их темами были: 1) филиппино-американская война и филиппинское сопротивление в начале американского колониального периода; 2) столетие филиппинских социальных, экономических и политических институтов;

3) развитие филиппинской культуры; 4) государственное управление; 5) международные отношения; 6) экономическое развитие; 7) филиппинская диаспора; 8) изучение женского вопроса;

9) перспективы развития: образование, медицинское обслуживание, условия жизни, рост населения, защита окружающей среды; 10) поиски национального самосознания: Филиппины и филиппинцы в новом тысячелетии.

В первый день конференции был организован "круглый стол", на котором председательствовала Белинда Акино (Ун-т Гавайев), и где было обсуждено состояние изучения Филиппин в разных странах. С сообщениями выступили: Киичи Фудживара (Токийский ун-т). М. Пинчес (Ун-т Западной Австралии), С. Сонсри (Ун-т Тамассат, Таиланд), Ч. Мак-Дональд (Ун-т Прованса), Ф. Родао (Ун-т Комплутенсе, Мадрид), Р. Руттен (Ун-т Амстердама), Адельвиса Агас Веллер (Мичиганский ун-т), Э. Мак (Ун-т Гавайев).

В секции "Война за свободу" М. Кулинаном (Ун-т Висконсина-Мэдиссон) был прочитан доклад "Защита Yutang Natawhan ("Родной земли"): себуанцы как филиппинцы в войне против американцев: 1899 - 1902 гг.". В нем выдвигается тезис о том, что филиппино-американская война явилась решающим фактором для многих себуанцев в осознании ими себя частью филиппинской нации. Очень немногие себуанцы участвовали в руководимом илюстрадос реформаторском движении конца XIX в. Многие из них либо оставались лояльными Испании, либо не присоединялись к революционным силам. Филиппино-американская война стала своеобразным водоразделом для себуанцев: те, кто с оружием в руках выступили против американцев, связывали свою судьбу с революционной армией и правительством, коллаборационисты же пришли к осознанию своих позиций, исходя из националистического контекста и связывали их с группами и лидерами, действовавшими в Маниле. После того как война закончилась, себуанцы стали частью общества, во многом изменившегося в результате их борьбы за защиту "Родной земли", которая теперь включала в себя всю нацию.

Несколько секций рассматривали различные аспекты филиппинской культуры. Так, в секции "Политика культуры" А. Гилермо (Ун-т Филиппин-Дилиман) в докладе "Искусство протеста в период режима Маркоса" осветила историю группы "Kaisahan" ("Единение"), основанную

стр. 157


в 1976 г. Ее члены, в основном выпускники художественных институтов, отрицали лозунг "искусство для искусства" и проповедывали социалистический реализм. Г. Банкофф (Ун-т Окленда, Новая Зеландия) в докладе "Экспо Пилипино и реколонизация прошлого" проанализировал роль выставки, представлявшей историю страны и проходившей в рамках празднования столетия провозглашения независимости Филиппин.

Интересная тема была затронута в докладе Г. Атиенса (Ун-т Филиппин-Дилиман) "Актеры и политика", в котором рассматривались статус и роль актеров в филиппинском обществе.

Несколько секций затрагивали проблемы экологии: политика окружающей среды - загрязнение воды в Маниле в период испанского правления в XIX в. (Ксавье Хьюэ ду Лемпс, Ун-т Ниццы); угрозы наводнений для беднейших слоев населения в Маниле ( Дораси Б. Солета-Нантес, Ун-т Филиппин-Дилиман); деградация окружающей среды и стратегия выживания людей - вырубка лесов, развитие горных местностей, причины миграции рабочей силы.

Доклады секции "Роль туризма в сохранении окружающей среды и трудоустройстве" касались, в частности вопроса, как развитие туризма на местном уровне будет способствовать процветанию общин (М. Мена, Ун-т Филиппин-Дилиман) и поможет проведению в жизнь их интересов в сфере окружающей среды и социального развития.

Отдельные секции обсуждали вопросы коренных народностей Филиппин, их адаптации к вызовам современного общества. Так, Р. Пертиера (Ун-т Атенео де Манила) в докладе "Глобальные условия в местных общинах", представленном в секции "Современное общество на Илокосе и в Кордильерах", развил идею о творческой адаптации традиционного общества Илокоса к новым условиям, вызванным глобализацией. Одна из секций "Историческая и современная перспективы Кордильер" была посвящена проблемам самоуправления района Кордильер и неудачным попыткам создания там автономного района.

На секции "Этничность и самосознание" Ч. Мак-Дональд в докладе "Контраст между горными и равнинными народами в будущем веке", основываясь на исследованиях, проведенных на Филиппинах и во Вьетнаме, рассмотрел взаимоотношения между горными и равнинными общинами (upland/lowland). По мнению докладчика, несмотря на их взаимопроникновение и значительное уменьшение контрастов, нельзя говорить об их идентичности и нивелировании.

Семь секций рассматривали роль женщины в истории Филиппин, борьбе за свободу, их литературные образы. Так, в докладе "Женщины и народное движение: опыт Габриэлы" сестра Мэри Джон Мананзан (Колледж Св. Сколастика) рассказала о коалиции женских организаций, названной в честь национальной героини Филиппин Габриэлы Силанг. Задачей этой организации является эмансипация женщин в контексте социальной трансформации. В докладе Милагрос Герреро (Ун-т Филиппин-Дилиман) "Религиозное покорение женщин в конце XVII в.: приспособление и сопротивление" была исследована роль женщин - религиозных лидеров ("ba-baylan"), оказавших сопротивление испанцам в XVII- XVIII вв. Будучи лидерами восстаний в отдельных частях Бисайев и Лусона, они утверждали, что приход испанцев приведет к потере народом свободы. После того как их сопротивление было сломлено превосходящими силами противника, они либо уходили в подполье, либо сотрудничали с монахами, направив свои усилия к обращению коренного населения в христианство.

В докладе "Женский пол и революция: женщины в рядах хуков" В. Ланзона (Ун-т Висконсина - Мэдиссон) отмечалось, что впервые в революционной истории Филиппин такое большое количество женщин было мобилизовано в ряды хуков (через семейные, общинные, организационные связи). Эти женщины стали революционерками, выполняя одновременно свои обычные хозяйственные обязанности и типично женские функции в отрядах хуков (медицина, связь, секретарское дело). Хотя большинство их находилось в подчинении у мужчин, некоторые из них создавали угрозу социальным устоям общества, становясь лидерами политбюро и командирами. Несмотря на эгалитарную идеологию, движение хуков, где мужчины играли главную роль, было подорвано их собственными патриархальными представлениями о роли женщины.

Б. Мидина (Ун-т Филиппин-Дилиман) в секции "Семья и образование" в докладе "Семья: параллели и контрасты между прошлым и будущим" отметила тенденцию последних лет - филиппинские семьи стали численно меньше из-за снижения уровня рождаемости и увеличения возраста вступающих в брак. Семья теперь в большинстве случаев включает в себя только родителей с детьми, где мужчина продолжает оставаться главой. Однако количество родителей-одиночек увеличивается в результате разводов (хотя и не официальных), а также усыновления и незаконнорожденных детей. Несмотря на все изменения и проблемы филиппинская семья остается

стр. 158


стабильной "ячейкой общества", в которой сохраняются тесные связи, где уважают и заботятся о старших, помогают родственникам.

Три секции были посвящены обсуждению вопросов государственного самоуправления и развития гражданского общества. Так, П. Хатчкрофт (Ун-т Висконсина-Мэдиссон) в докладе "Колониальные хозяева, национальная политика и провинциальные лорды, 1900 - 1913 гг.", прочитанном на секции "Создание государства, местное управление и политические кланы", рассмотрел уникальную систему государственного управления, сложившуюся в эти годы, когда административные и политические структуры были в значительной степени децентрализованы, а те, кто имел в своих руках власть на местах, обладали большим влиянием на всех уровнях государственного управления в Маниле - от местного до центрального. Он выдвинул тезис о том, что условия, в которых происходило создание государства в "период правления Тафа" являются основными для понимания слабостей центральной власти на Филиппинах.

Доклад Пиа Беннаген (Ун-т Филиппин-Дилиман) "Облегчение бремени бедности и гражданское общество", представленный в секции "Гражданское общество и управление", касался созданной администрацией президента Рамоса "Программы социальной реформы", в выработке которой приняли участие негосударственные организации. В программе были определены различные задачи социального развития. При этом финансовая помощь правительства на ее реализацию была весьма ограниченной, а законодательная - неадекватной. В результате, некоторые негосударственные организации потеряли веру в программу, другие же придерживались линии "критического участия". К концу правления президента Рамоса цель программы по улучшению жизни филиппинцев не была достигнута. Однако этот опыт очень важен с точки зрения вовлечения гражданского общества в процесс формулирования и проведения в жизнь социальной политики, особенно в то время, когда нынешняя администрация страны предпринимает схожую инициативу, создавая "Совет против бедности".

В секции "Незаконченная революция" с докладом "Институты аграрной реформы: тогда и сейчас" выступил Д. Верфель (Ун-т Торонто). Он проанализировал шесть периодов создания и изменения бюрократических институтов и законов, которые должны были способствовать проведению аграрной реформы: позднеиспанский, американский, 1930 - 1940 гг., 1950 - 1960 гг., чрезвычайного положения и период после его отмены. Хотя изменения в аграрной сфере были значительными, они не принесли ожидаемых результатов, так как рыночные силы и демографическая ситуация нередко шли вразрез с политикой.

А. Маккой (Ун-т Висконсина-Мэдиссон) на секции "Вспоминая Маркоса и чрезвычайное положение" представил доклад "Филиппинская национальная полиция - наследие периода чрезвычайного положения". Он отметил, что централизация полицейских сил в результате чрезвычайного положения достигла значительной степени. До этого в течение более века филиппинская полиция была поделена на муниципальную полицию, контролируемую местной элитой, и централизованные полувоенные силы. Маркос положил конец балансу местного и центрального политического контроля: местная полиция перешла под контроль Констабулярии, которая была ответственной за репрессии и пытки. Во время правления президента Рамоса (1992 - 1998) Констабулярия была упразднена и соединена с местной полицией, образовав новую Филиппинскую национальную полицию - потенциальный инструмент исполнительной власти.

В двух секциях дискутировались проблемы филиппинской диаспоры, в частности вопросы ассимиляции, национального самосознания, сохранения культурной самобытности. Так, в секции "Диаспора сегодня" Д. Алегадо (Ун-т Гавайев) в докладе "Изучая диаспору" отметил, что сейчас более 5 млн. филиппинцев работают в 140 странах, причем в это число не включены 2.5 млн. филиппинцев, постоянно проживающих в США, Канаде и Австралии. Можно ли назвать их диаспорической общиной? Докладчик дал положительный ответ на этот вопрос, так как филиппинская диаспора представляет собой общину, появившуюся в результате движения людей, капиталов, товаров и информации с Филиппин и обратно. Это движение происходит в результате отправления на родину, посылок ("balikbayan"), посещения родственников, перевода денег, трансатлантических переговоров, использования Интернета.

На секции "Транснациональные общины" рассматривались судьбы индийских, русских, китайских иммигрантов на Филиппины. П.Е. Илиева (Ун-т Калифорнии, Беркли) рассказала о лагере беженцев на острове Тубабао (Бисайи) в 1949 - 1953 г., среди которых преобладали русские. Незадолго до взятия Шанхая революционными войсками Мао Цзедуна Русская эмигрантская ассоциация обратилась к мировой общественности с просьбой о помощи, так как ее члены

стр. 159


боялись насильственной репатриации в Советский Союз. В январе 1949 г. более 5500 беженцев были эвакуированы на Филиппины - единственную страну, согласившуюся их принять. Несмотря на все трудности и лишения, беженцы построили церкви, создали скаутскую дружину, открыли школы. В докладе были проанализированы взаимоотношения беженцев с филиппинскими властями и местными жителями.

В секции "Этнические китайцы" развернулась дискуссия по вопросам участия этнических китайцев в бизнесе и политике, о межкультурных отношениях филиппинцев и китайцев. Так, Э. Паланка (Ун-т Атенео де Манила) выступила с докладом "Этнические китайцы. Филиппинская элита в бизнесе: исторический анализ". Она отметила, что ранее китайцы занимались торговлей и мелким производством, а владевшая землей филиппинская элита - производством и экспортной торговлей. После получения независимости филиппинское правительство реализовало импортозамещающую модель индустриализации. Национализация розничной торговли и других отраслей промышленности ограничила экономическую активность китайцев. Политическая сила филиппинской элиты значительно ослабла в период чрезвычайного положения. Китайцы воспользовались либерализации процедуры натурализации. Во многих сферах, особенно в пищевой промышленности, банковской системе, в строительстве филиппинские хуацяо конкурируют с представителями национальной элиты. Однако в последние годы обе группы ощущают конкуренцию, связанную с глобализацией и программой правительства по экономической либерализации, вследствие чего стали происходить слияния крупных филиппинских и китайских фирм. Такие деловые альянсы и возрастающая социальная интеграция этнических китайцев должны привести к размыванию этнических различий в крупном бизнесе между коренными жителями и филиппинцами китайского происхождения.

Немалый интерес вызвала секция "Известные пары: филиппино-американское сотрудничество", посвященная изучению его характера и последствий. Так, в докладе Р. Паредеса (Ун-т Висконсина-Мэдиссон) приводился ряд примеров взаимоотношений филиппинских лидеров-националистов с главами американской колониальной администрации. Б. Акино (Ун-т Гавайев) посвятила свой доклад анализу взаимоотношений Рамона Магсайсая и Эдвара Лэндсдейла (американского генерала) в контексте "холодной войны" и их общей задачи борьбы с коммунизмом на Филиппинах. Именно американцы способствовали избранию Магсайсая на пост президента с помощью представления его как "человека народа" и долгожданной альтернативы коррумпированному Кирино. В.В. Сумский (Россия) в докладе "Диктатура США-Маркоса: заметки о том, что отражает и чего не улавливает клише" остановился на некоторых особенностях филиппино- американских отношений в период правления Ф. Маркоса. Не опровергая сложившегося представления об этом лидере как о диктаторе, чей режим был бы невозможен без военной, политической и финансовой поддержки США, докладчик подчеркнул, что филиппинский президент умело манипулировал своим старшим партнером. Пользуясь богатейшими личными связями в официальных и деловых кругах Америки, играя на противоречиях между законодательной и исполнительной властью, он обретал степень автономии, не характерную для марионетки в буквальном смысле слова, проводил более гибкую и диверсифицированную внешнюю политику, чем его предшественники. Отметив, что двум важнейшим событиям в политической карьере Маркоса - введению чрезвычайного положения в 1972 г. и досрочным президентским выборам 1986 г. - сопутствовали особенно активные маневры на "американском направлении", докладчик объяснил это тем, что в первом случае эти усилия увенчались успехом, а во втором - обернулись полнейшей неудачей.

Проблемам международных отношений и внешней политики Филиппин были посвящены две секции. Рассмотрены отношения с Китаем, США и Японией, а также состояние филиппинской дипломатии. М. Магадана (Ун-т Филиппин-Дилиман) проанализировал Парижский договор от 10 декабря 1898 г. о передаче Филиппинского архипелага США.

В секции "Вопросы мира" рассматривались проблемы мирного урегулирования на юге страны. Так, в докладе "Закон коренной земли в эпоху постмодернизма" Мари Констанси Баррамеда (Ун-т Филиппин-Дилиман) выдвинула тезис о том, что в процессе национального строительства должны использоваться новые подходы, обеспечивающие основу для аутентичного представления, определения и построения нации, т.е. должен использоваться филиппинский местный закон (Philippine indigenous Law).

На заключительном пленарном заседании был показан короткометражный фильм "Anino" молодого филиппинского режиссера Раймонда Рэда, завоевавший золотую пальмовую ветвь

стр. 160


среди короткометражных фильмов на Каннском фестивале в 2000 г. Фильм затрагивает такие насущные проблемы, как бедность, унижение и безысходность "маленького человека". Затем было обсуждено состояние филиппинского кинематографа и подведены итоги конференции.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/НАЧАЛО-ВЕКА-ФИЛИППИНЫ-В-1900-2000-гг

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. Е. ИЛИЕВА, НАЧАЛО ВЕКА: ФИЛИППИНЫ В 1900 - 2000 гг. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 03.02.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НАЧАЛО-ВЕКА-ФИЛИППИНЫ-В-1900-2000-гг (дата обращения: 23.12.2024).

Автор(ы) публикации - П. Е. ИЛИЕВА:

П. Е. ИЛИЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
524 просмотров рейтинг
03.02.2022 (1054 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПАЛЕОЛИТ ДЖУНГАРИИ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ЛОТОШИ
Каталог: История 
18 минут назад · от Urhan Karimov
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
15 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

НАЧАЛО ВЕКА: ФИЛИППИНЫ В 1900 - 2000 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android