М.: Светотон, 2004, 304 с.
История Великой Отечественной войны постоянно находится в центре внимания не только исследователей, но и общественности страны. Социологические опросы, проведенные за последнее десятилетие, показывают, что из предложенных ответов на вопрос анкеты "Какой из периодов отечественной истории вызывает у Вас наибольший интерес?" период Великой Отечественной войны вышел на первое место.
В этой связи представляется весьма своевременным издание рассматриваемой книги докторов исторических наук, профессоров Н. И. Кондаковой и Г. А. Куманёва. Тема, затронутая авторами, освещается впервые. Своеобразен и способ ее раскрытия: сочетание документальных материалов и авторских комментариев к ним. Книга состоит из введения ("От авторов"), двух разделов и заключения.
В первом разделе "Ученые-гуманитарии на фронте и в тылу" освещается вклад представителей общественных наук в общие усилия советского народа по достижению победы над врагом.
Как известно, по своему содержанию труд обществоведов отличается от труда в других сферах науки. Для них всегда было характерным наряду с научными изысканиями непосредственное участие в общественной жизни, в просветительской и воспитательной работе. А во время небывало тяжелой и кровопролитной войны это положение было верным вдвойне.
Авторы стремились рассказать читателям о созидательной творческой деятельности ученых-гуманитариев в обстановке смертельной угрозы, нависшей над Россией. В 40-е годы их численность в Советском Союзе была сравнительно невелика. Обществоведы составляли среди ученых Академии наук СССР примерно 5%, а среди ученых высших учебных заведений - чуть более 7%. При этом количественное преобладание было за историками, которые составляли большинство как в системе Академии наук СССР, так и среди вузовских работников. Их влияние на людей, на духовную жизнь было весьма значительным. Ведь практически каждый из них воспитывал студентов, просвещал и вдохновлял воинов, рабочих, колхозников, да и своих вузовских коллег - ученых других специальностей.
На протяжении всей Великой Отечественной войны работа гуманитариев являлась неотъемлемой частью идеологической деятельности партийных организаций на фронте и в тылу. Роль умного и авторитетного слова ученых в духовной мобилизации народа на защиту Отечества и разгром врага была необычайно велика.
Отдельный параграф первого раздела посвящен непосредственному участию ученых в боевых действиях на фронте, в партизанских отрядах.
По всей стране на фронт призывалась научная молодежь. Если в 1940 г. в СССР насчитывалось 16863 аспиранта, 78% которых обучались в вузах, 15% - в отраслевых НИУ, в НИУ АН СССР, то в начале 1942 г. в вузах страны обучалось всего 300, а в академических институтах - 8 аспирантов.
Коллектив Московского университета также по сложившимся патриотическим традициям обостренно воспринял свою кровную связь с народом, матерью-Родиной.
Первыми подавали заявления о добровольном вступлении в Красную Армию и в ополченческие формирования коммунисты и комсомольцы. Среди добровольцев были представители разных поколений - от убеленных благородными сединами академиков и профессоров до юных первокурсников.
Укомплектование личным составом 8-й дивизии Народного ополчения проходило в родном Краснопресненском районе.
В течение первой недели формирования 8-й дивизии из университетского коллектива в ее ряды вступили 1065 человек, в том числе 213 математиков и механиков, 163 историка, 158 физиков, 155 географов, 148 химиков, 138 биологов, 90 геологов.
В вооруженной борьбе с захватчиками участвовало более 5 тыс. аспирантов, преподавателей и сотрудников МГУ. В народное ополчение вступило 24 профессора и доктора наук. В первые дни в дивизии оказалась вся профессура исторического факультета во главе с деканом факультета 52-х летним профессором (впоследствии - академиком) С. Д. Сказкиным: И. Д. Удальцов, А. В. Арциховский, Б. Н. Заходер, С. П. Толстов, А. Д. Сидоров, М. С. Зоркий, вскоре, однако, часть ополченцев была отчислена по состоянию здоровья. Кроме того, некоторые профессора, доценты и научные работники нужны были университету для ведения учебного процесса, выполнения исследований по оборонной тематике. Были удовлетворены просьбы лишь троих обществоведов - М. С. Зоркого, А. Ф. Кона и С. П. Толстова: им разрешили остаться в дивизии.
Не отставала от студентов и преподавателей МГУ и другая молодежь. Многие тысячи студентов
стр. 207
вместе с их преподавателями влились в ряды московского ополчения. В боевой строй встали больше тысячи студентов и преподавателей из Московского высшего технического училища. Две трети состава студентов и преподавателей Московского института физкультуры также ушли на фронт, в партизанские отряды и показали себя умелыми и мужественными бойцами.
Во второй раздел книги включены документы и материалы, большей частью извлеченные из архивов центра и регионов России. Особенно интересен материал, найденный авторами в фондах архива Российской академии наук. Читатель получит возможность впервые ознакомиться с текстами общих отчетов гуманитарных отделений Академии наук СССР за 1943 - 1945 гг. Эти документы, имевшие до недавнего времени ограниченный гриф, содержат уникальные итоговые сведения об исследовательской и патриотической деятельности творческих коллективов, входивших в состав Академии. Ценные сведения содержат отчеты институтов, расположенных в разных концах страны: от Ленинграда до Тихого океана. Приведено также немало директивных материалов, относящихся к теме. Документальные материалы сгруппированы по годам.
Приводимые в книге материалы свидетельствуют о том, как в тяжелейших материально-бытовых и психологических условиях кровопролитной войны историки, философы, экономисты, правоведы и другие гуманитарии сумели сконцентрировать интеллектуальный и финансовый ресурс на исследовании актуальных вопросов того времени. У историков - это происхождение, сущность и типы войн, особенности Великой Отечественной войны, способность российского (советского) государства выстоять перед лицом опаснейших завоевателей, славяноведение, источники силы СССР в этой войне и другие. У экономистов среди первоочередных тем были вопросы народнохозяйственного планирования, территориальное размещение производительных сил, особенности развития экономики в чрезвычайных условиях и т.д. У философов велись разработки проблем социально-политического единства общества и моральных факторов войны, проблем отечественной (русской) философии, критики человеконенавистнической философии и идеологии нацизма и т.д. Правоведы трудились над путями укрепления социалистической государственности и его законности, над злободневными вопросами военно-судебного, уголовного и гражданского права, а также международной уголовной ответственности военных преступников. Красной нитью в работе всех обществоведов проходила оборонная тематика.
Знания ученых понадобились и для участия в практической работе различных государственных структур военного времени: Госплана СССР, Центрального комитета ВКП(б), различных экспертных советов и комитетов, в редакциях общественно-политических и теоретических журналов, на дипломатической работе, в системе Главного политического управления Красной Армии и Военно-морского флота.
Авторы одновременно показывают сложность положения ряда ученых-обществоведов, пытавшихся поставить принципиально новые научные проблемы и зачастую встречавших со стороны партийных органов и руководителей научных структур строгий запрет. И, конечно, не все научные выводы и утверждения гуманитариев 40-х годов, явившихся продуктом своего времени, сохранили свою актуальность.
Авторы отмечают, что в годы войны большие творческие усилия потребовались от ученых для выработки содержания контрпропаганды на войска противника и население зарубежных стран. Здесь особенно были востребованы маститые ученые, к тому же в совершенстве владеющие иностранными языками. В книге приведены интересные цифры о размахе контрпропаганды, яркие примеры участия в ней ученых-политологов из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Хабаровска и других центров.
Самостоятельную ценность в книге представляют иллюстративные материалы. Большинство из них впервые вводятся в научный оборот.
В книге имеются некоторые недочеты. В частности, не вполне продумано оглавление. Был бы уместным именной указатель.
Авторы в работе над книгой не ставили задачу исчерпывающе осветить сложную и противоречивую историю развития гуманитарных наук в рассматриваемые годы.
Но в целом в книге Н. И. Кондаковой и Г. А. Куманёва объективно и убедительно показаны место и роль гуманитарных наук в годы Великой Отечественной войны.
М. Н. Кожевников, генерал-лейтенант, д.ю.н., академик РАЕН
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |