Революция 1911 - 1913 гг. в Китае оказала огромное влияние на международные отношения на Дальнем Востоке. Причины, приведшие к созданию революционной ситуации в Китае, определялись не только его внутренним социально-экономическим развитием, но и международной ситуацией, сложившейся вокруг этого государства в начале XX в., и ролью великих держав в экономике и внутренней политике.
Иностранный капитал контролировал железные дороги Китая, значительную часть торговли, важные отрасли промышленности, страховое дело и т.д. В 1911 г. протяженность железных дорог Китая достигала 9618 км, из которых только 6,9% находилось под управлением китайцев; 39,1% железных дорог принадлежали иностранному капиталу и 54% эксплуатировались под контролем иностранных компаний1. В 1914 г. иностранные капиталовложения в Китае составляли 1610 млн. долларов, из которых 496 млн. составляли правительственные займы2.
На первом месте по капиталовложениям в Китае стояла Англия, затем шла Россия. Причем из 269,3 млн. долларов русских капиталовложений в Китае 189,3 млн. составляла стоимость КВЖД, 32,8 млн. приходилось на правительственные займы Китая и в 4,1 млн. долларов определялась стоимость торговых предприятий русских купцов в Монголии. Следовательно, на долю русских капиталовложений в различные отрасли промышленности и торговли Китая приходилось около 44 млн. долларов. Из прямых деловых капиталовложений России в Китае в 1914 г. 98% приходилось на Маньчжурию. Поэтому в ходе китайской революции российское правительство стремилось прежде всего оградить свои экономические интересы в Северной Маньчжурии. Что касается Японии, то 68,9% ее деловых капиталовложений приходилось на Маньчжурию, где были созданы крупные японские железнодорожные и горно-рудные предприятия3. Японские монополии имели значительные вложения в обрабатывающую промышленность и внешнюю торговли Южного Китая.
Наибольшие капиталовложения в южных и центральных районах Китая, ставших основными центрами революционного движения, принадлежа-
Макарчук Ольга Ивановна - доктор исторических наук, НИИ Федеральной службы исполнения наказаний.
ли Англии, Германии, Франции и США. Следует отметить, что США, имевшие в Китае меньшие вложения капиталов по сравнению с другими великими державами, оказывали большое влияние на цинское правительство, а затем правительство Юань Шикая. С этой целью американская дипломатия использовала либеральную фразеологию и через средства массовой информации и многочисленную агентуру стремилась внушить населению Китая, что Соединенные Штаты защищают суверенитет и территориальную неприкосновенность этой восточной страны.
Большие доходы приносили предприятия иностранного капитала и отделения иностранных компаний, открытых в Китае. В благоприятные годы доходы иностранных компаний от вложений в частные предприятия Китая достигали 10 - 15%4.
В 1912 г. "Японский финансовый и экономический ежемесячник" опубликовал сводную таблицу, посвященную итогам хозяйственной деятельности 52 иностранных компаний в Китае. Все компании выплачивали ежегодные дивиденды держателям акций не ниже 5%, а у большинства компаний дивиденды колебались от 10 до 40% вложенного капитала. Прибыли страховых компаний были наиболее высокими. Их дивиденды составляли 20 - 50%. Японский журнал отмечал, что большинство компаний либо принадлежали англичанам, либо контролировались их Гонконг-Шанхайским банком. "Действительно завидно видеть, - писал японский автор, - как британцы всегда полны энтузиазма в осуществлении своего финансового империализма"5.
В 1913 г. фабрика английской компании "Джардайн-Мэтисон", основной капитал которой превышал 2 млн. юаней, дала прибыль свыше 772 тыс. юаней, что составляло 36,8% вложенного капитала6. С 1902 г. сумма прибылей и проценты по займам7, ежегодно вывозившихся из Китая превышали ввоз капитала из-за границы.
Положение цинского правительства в стране все больше подрывалось его непрерывными уступками в пользу великих держав. Большое возмущение вызывали: захват железных дорог Китая иностранными компаниями, деятельность консорциума, уступки маньчжурской династии в пользу Японии, агрессивные действия Англии в Тибете и на Бирмано-китайской границе. В июне 1911 г. американский посланник в Китае Кальхун сообщал в Вашингтон: "В настоящее время нет недостатка в признаках возобновившегося и до некоторой степени широко распространившегося недовольства среди китайцев к их правителям - маньчжурской династии. Это чувство, кажется, возникло вначале вследствие слабости правительства в делах с Россией и Японией о территориальной юрисдикции в Монголии и управлением Маньчжурии и в конфликте с Великобританией о Юньнань-Бирманском разграничении и договорах по торговле опиумом". Затем, коротко осветив события в Китае, Кальхун сделал вывод о том, что положение в стране "легко может стать критическим" и предлагал установить тщательное наблюдение8.
Великобритания, опираясь на тибетскую феодальную элиту, продолжала активно вмешиваться в дела Тибета, добиваясь его отторжения от Китая. В сентябре 1910 г. правительство Великобритании поставило в известность Россию, что оно считает утратившим силу соглашение от 31 августа 1907 г. относительно обязательства двух стран не допускать в течение 3-х лет научных экспедиций в Тибет. Правда, при обмене мнениями по этому вопросу представители двух правительств отметили, что ни та, ни другая сторона не собираются посылать туда экспедиций9. Но, тем не менее, Англия использовала все возможности для осуществления различных интриг в Тибете. В начале 1911 г. правительство Великобритании стало добиваться от Китая разрешения на продолжение английской железной дороги от Бирмы в провин-
цию Юньнань. Британия стремилась укрепиться в пограничном районе между Бирмой и провинцией Юньнань, откуда лежал наиболее удобный путь в Тибет. Встретив сопротивление Китая, английское правительство сосредоточило на бирмано-китайской границе двухтысячный отряд своих войск, разместив их в районах Бамо (Бянь-ма)10. Возник длительный англо-китайский конфликт. В это же время Франция концентрировала свои войска на границе между Индокитаем и провинцией Юньнань и нарушала неприкосновенность китайских границ.
В связи с агрессивной политикой Англии в Тибете и на бирмано-китайской границе в Китае произошел ряд антибританских выступлений. В январе 1911 г. в Ханькоу толпа китайцев, возмущенная действиями английского инспектора полиции, убившего рикшу, напала на английскую концессию. Для защиты концессии были использованы английский и германский десанты, высаженные с военных судов11. По сведениям газеты "Пекин дейли ньюс", патриотические организации в Юньнани обратились к шанхайским коммерческим организациям с призывом организовать бойкот английских товаров12. Китайские студенты, обучавшиеся в Японии, призывали создать народное ополчение для борьбы против английского империализма13. Все чаще вспыхивали революционные выступления в различных провинциях Китая.
Поводом для начала революции в Китае послужила "национализация" частных китайских железных дорог, осуществленная с целью облегчения железнодорожного строительства участникам хугуанского железнодорожного займа14. Эта "национализация" задевала интересы китайской национальной буржуазии, наносила ущерб держателям акций и вызвала взрыв возмущения буржуазных и мелкобуржуазных кругов. В таких условиях Союзная лига подготовила революционное восстание воинских частей в Учане, начавшееся 10 октября 1911 года. Восстание в Учане победило. Вскоре власть цинского правительства была свергнута в Ухани, а затем революция быстро распространилась на другие районы Китая.
Империалистические державы не смогли предотвратить революцию, но они внимательно следили за развивающимися событиями и принимали все меры к тому, чтобы не только отстоять свои позиции в Китае, но и расширить их. Руководители китайской революции, в том числе и Сунь Ятсен, опасались возможной интервенции, в случае если революция примет антиимпериалистическую направленность. Поэтому они принимали все меры к тому, чтобы направить революционные события в русло борьбы против маньчжурской династии и дали заверения великим державам в том, что интересы последних в ходе революции не пострадают. 2 января 1912 г. временное правительство, образованное в Нанкине, обратилось с манифестом ко всем государствам. В документе указывалось, что оно признает все договоры, заключенные цинским правительством с другими государствами и будет "погашать долги по всем займам и контрибуциям, полученным и признанным маньчжурским правительством до революции, оставляя без изменения условия этих займов и контрибуций"15.
Накануне революции представители Англии, США и Германии поддерживали маньчжурскую династию, настаивали на большей централизации Китая, выступали против предоставления значительных прав провинциальным властям, считая, что для осуществления планов консорциума и участников хугуанского займа удобнее иметь дело со слабым цинским правительством16. Однако, вследствие острого соперничества, великие державы не только не смогли сохранить маньчжурскую династию на престоле, но своим наступлением на Китай способствовали ее падению.
Политика Великобритании по отношению к китайской революции определялась интересами торгово-промышленных кругов и банков, имевших
значительные капиталовложения в Китае, а также международным положением Англии, которая к этому времени стала наиболее влиятельной силой в блоке стран Антанты.
Английское правительство стремилось поддержать статус-кво в Китае, что давало возможность сохранить свои зоны влияния и преобладающие экономические позиции. Принцип сохранения статус-кво соответствовал также интересам британской международной политики, так как создавал предпосылки для укрепления союзнических отношений с Францией и Россией на почве дальневосточных дел. Революция в Китае, начавшаяся в сфере влияния Англии, вызвала серьезные опасения правящих кругов Великобритании за судьбу английских капиталовложений. Английская дипломатия с самого начала революции прилагала все усилия, чтобы не допустить ее развертывания. В ходе революции Великобритания отказалась от поддержки маньчжурской династии, так как считала ее дело безнадежным. Английское правительство добивалось того, чтобы революция не пошла дальше свержения цинской династии и оставила в неприкосновенности социально-экономические отношения в полуфеодальном Китае. Победа революции могла бы создать сильное, централизованное китайское государство, способное изгнать иностранное экономическое присутствие из страны.
Победа китайской революции также противоречила интересам других держав, что дало возможность Англии, несмотря на наличие межгосударственных противоречий, отстоять свою политику по отношению к китайской революции. 18 октября 1911 г. консулы иностранных держав в Ханькоу опубликовали заявление о том, что их правительства будут соблюдать нейтралитет по отношению к китайским внутренним событиям17. Сделав формальное заявление о нейтралитете, английское правительство стало поддерживать консервативные и контрреволюционные силы во главе с Юань Шикаем. 15 ноября 1911 г. министр иностранных дел Англии Э. Грей сообщил британскому посланнику в Пекине Джордану о том, что Великобритания готова оказывать помощь Юань Шикаю с целью создания правительства, которое "могло бы поддерживать порядок внутри страны, а также создать благоприятные условия для развития торговли"18. В соответствии с этим указанием Джордан посредничал во время переговоров революционного правительства с Юань Шикаем, добиваясь быстрейшей передачи власти последнему19.
Что касается Франции, то она по основным вопросам политики в Китае сотрудничала с Великобританией и совместно с последней пыталась установить англо-французский финансовый контроль в Китае20. Французские правящие круги добивались прекращения китайской революции для того, чтобы сохранить свои капиталовложения и не дать распространиться революционному движению на Индокитай. Французская дипломатия опасалась, что в случае углубления революции силы ее союзников будут надолго отвлечены на Дальний Восток, что могло бы повести к установлению господства германо-австрийского блока в Европе. Следует учитывать, что революция в Китае началась раньше, чем был урегулирован второй марокканский кризис, заставивший Францию и Англию сконцентрировать силы для борьбы против Германии.
Правящий класс Японии весьма враждебно отнесся к китайской революции. Еще летом 1909 г. премьер-министр Японии Кацура Таро в беседе с английским послом в Токио Макдональдом высказывался против конституционных преобразований, заявив, что "Китай не был достаточно готов для этих учреждений"21. Наиболее непримиримую позицию по отношению к революции заняла военно-бюрократическая группа, возглавлявшаяся Кацура и Ямагата. Правда, буржуазно-помещичья партия "Риккэн кокуминто" (Национальная партия конституционного правления) и представители японских
торгово-промышленных кругов, оперировавших в южных провинциях Китая, поддерживали антиманьчжурское движение на юге Китая, надеясь использовать связи с революционным движением в целях укрепления своих экономических позиций22.
Когда начались революционные события в Китае, японское правительство предприняло энергичные дипломатические меры с целью взять в свои руки инициативу в подавлении революционного движения. Русский посол в Токио сообщал: "С самого начала китайской революции здесь создалось такое настроение, что наступил момент, когда Япония должна пожать в Китае плоды своего союза с Англией и своих соглашений с Россией и Францией"23. В связи с начавшейся революцией, японское правительство довело до сведения американского поверенного в делах в Токио о том, что Япония ожидает просьбы со стороны цинского правительства о помощи в подавлении антиманьчжурских выступлений. Японское правительство стремилось заручиться поддержкой великих держав, поэтому подчеркивалось, что Япония выступит со своими войсками в Китае лишь по поручению заинтересованных государств. Представителю США было указано, что "20 тыс. японских солдат смогут достичь Пекина прежде, чем какие-либо другие страны смогут иметь там хоть одного человека". Исполняющий обязанности министра иностранных дел Японии заявил американскому поверенному в делах, что "Япония и Соединенные Штаты - единственные государства, которые были в состоянии действовать быстро". Несмотря на заверения японского правительства о том, что Япония введет в Китай свои войска лишь с одобрения других государств, американский поверенный в делах сделал вывод, что "Япония будет действовать независимо от других стран"24.
Японское правительство сделало попытку сблизиться с Соединенными Штатами на почве общности интересов в подавлении китайской революции и нашло в этом отношении определенное взаимопонимание со стороны правящих кругов США. Япония усилила свои военно-морские силы в прибрежных водах Китая, подготовила отправку трех канонерских лодок на реку Янцзы и предложила американскому правительству также послать несколько легких канонерских лодок для "сотрудничества с японскими судами, чтобы поддерживать коммуникации" по реке Янцзы открытыми. Министерство иностранных дел Японии заверило американского поверенного в делах в том, что дальнейшие действия в Китае будут предприняты лишь после "предварительного совета" с представителем США25.
Во второй половине октября 1911 г. "The Japan Times" поместил статью, в которой отмечалось, что если китайское правительство не сможет восстановить порядок в стране, то Япония предпримет самостоятельные меры для охраны своих интересов в Китае26. Затем в газетах появились заметки о предстоящем вводе японских войск в Китай с целью поддержания маньчжурской династии. Японское правительство, стремившееся во что бы то ни стало обеспечить благоприятное отношение правительства США к своим действиям в Китае, обратилось через американского представителя в Токио в государственный департамент с необычным в дипломатической практике заявлением. Оно было "очень обеспокоено о том, чтобы правительство Соединенных Штатов признавало Японию абсолютно искренней и прямой в ее китайской политике и в желании защищать только японских подданных". Через несколько дней Нокс поручил сообщить в министерство иностранных дел Японии о том, что государственный департамент положительно оценивает японскую политику в Китае27.
Если в переговорах с госдепом США японское правительство подчеркивало готовность действовать в Китае совместно с американцами, то в перего-
ворах с Россией отмечалась прежде всего общность интересов России и Японии и проявлялось стремление последней подтолкнуть российское правительство на сепаратные действия в Китае для того, чтобы создать необходимый прецедент для японской интервенции. 19 октября 1911 г. японский посол в Петербурге И. Мотоно передал товарищу министра иностранных дел А. А. Нератову памятную записку, в которой говорилось о "необходимости для обоих правительств доверчиво помогать друг другу для защиты их тождественных интересов в Маньчжурии"28. Среди правящих кругов Японии имелись противоречия относительно характера действий в Китае.
Военные круги во главе с Кацура настаивали на интервенции. 1 ноября 1911 г. представитель японского военного министерства поставил в известность русское посольство в Токио о том, что японское правительство предполагает с согласия России и Англии переправить с Квантунского полуострова морем на Таку или Шанхайгуань одну бригаду японской пехоты. Она должна была занять Тяньцзин или Пекин и железную дорогу от Шанхайгуаня. Указывалось, что японский МИД должен согласовать этот вопрос с союзной державой (имелась в виду Англия). Японские войска предполагалось использовать для поддержки маньчжурской династии. Однако ни Россия, ни Англия не одобрили этот план, да и японское правительство считало, что еще не настало время для интервенции. Поэтому два дня спустя министр иностранных дел Японии Утида заявил русскому поверенному в делах, что Япония не намерена посылать войска в Китай и будет выжидать дальнейшего развертывания событий29.
Следует отметить, что Япония в связи с революцией в Китае вела двойную игру, стремясь завоевать симпатии обоих борющихся лагерей для того, чтобы обеспечить свои позиции при любом исходе. 16 января 1912 г. лидер партии "Риккэн кокуминто" Инукаи, выступая в японском парламенте, заявил, что несколько недель тому назад, накануне его поездки в Шанхай и Нанкин, министр иностранных дел Утида дал ему поручение - привлечь симпатии революционного Нанкинского правительства на сторону Японии. Но вскоре после этого стало известно, что японское правительство поддерживает маньчжурскую династию. Сделанный по этому поводу запрос в нижней палате японского парламента вызвал скандал и обсуждался в закрытом заседании30.
Заявляя о нейтралитете, японское правительство передало цинским генералам транспорт оружия стоимостью почти в 2 млн. иен31. Правящие круги Японии опасались, что свержение маньчжурской династии в Китае усилит антимонархическое движение в Японии. 7 декабря 1911 г. министерство иностранных дел Японии просило американского посла в Токио довести до сведения государственного департамента, что в связи с ухудшением обстановки в Китае "японское правительство может считать интервенцию необходимой"32. Правительство США, не возражавшее в принципе против интервенции, считало, что в случае необходимости ее следует осуществить коллективно, путем привлечения войск заинтересованных держав. Однако это противоречило интересам Японии, так как могло подорвать ее позиции в Китае.
16 декабря 1911 г. японское посольство в Петербурге передало в МИД памятную записку, в которой излагался план спасения монархии в Китае. Японское правительство утверждало, что ни маньчжуры, ни революционеры не в состоянии своими собственными силами "восстановить порядок во всех частях империи... Если такое положение продлится в течение некоторого времени, иностранная торговля, без сомнения, пострадает, и враждебные по отношению к иноземцам чувства, еще не проявившиеся открыто, могут снова вспыхнуть, как во времена боксерского восстания". Япония предлагала,
чтобы державы, "имеющие наиболее крупные интересы в Китае", совместно оказали давление на враждующие стороны, заставив маньчжурскую династию соблюдать конституцию и права китайцев, а революционеров принудить к прекращению борьбы. В памятной записке утверждалось, что установление республиканского правительства в Китае "будет фактически невозможно". Японские власти направили свою агентуру не только к цинскому двору, но и в лагерь революционеров для того, чтобы примирить враждующие стороны на выгодных для себя условиях. Однако инициативу "миротворца" перехватила Великобритания, которая таким путем надеялась утвердить у власти Юань Шикая. Японское правительство приняло предложение Англии о том, чтобы "совместно предложить свои добрые услуги двум воюющим партиям в Китае"33.
Другие державы также стремились к скорейшему подавлению социальных волнений в Китае, и в этом направлении действовали консулы шести держав в Ханькоу, оказывавшие давление на республиканское правительство. Однако организовать коллективные действия великих держав с целью сохранения монархии японскому правительству не удалось. Против этого выступила Великобритания, желавшая сохранить инициативу в своих руках. Японское правительство официально уведомило Россию о том, что оно берет назад свое предложение о посредничестве34. В Японии выражали большое недовольство тем, что главная роль "в устройстве" китайских дел перешла к Англии, которая действовала в контакте с Францией и США. В Японии опасались, что подобная ситуации приведет к подрыву японского влияния не только в Китае, но и на всем Дальнем Востоке. В связи с тем, что Юань Шикая поддерживали Англия и Соединенные Штаты, Япония отказала ему в протекции. В японской прессе Юань Шикая характеризовали как изворотливого политика, склонного к диктатуре35. В военных кругах Японии продолжали сохранять надежду на то, что развитие событий приведет к интервенции в Китае. Князь Кацура заявил, что китайский вопрос "должен быть разрешен с одобрения иностранных держав, в особенности же Японии, которая имеет в Китае особые экономические, политические и военные интересы"36. Лидеры японского военного лобби добивались раздела Китая между великими державами, надеясь аннексировать Южную Маньчжурию. На этот раз японская дипломатия пыталась достигнуть соглашения с Германией относительно интервенции в Китае37.
Российское правительство стремилось использовать революцию в Китае для сохранения и упрочения своих позиций в Маньчжурии и Внешней Монголии, а также для продления торгового договора 1881 года. Рассматривались несколько вариантов возможных действий. Кроме того, проводились предварительные военные меры на случай, если была бы сделана попытка нарушить сообщение по КВЖД. Приняв предложение Японии относительно координации действий в Китае, Россия в дальнейшем заняла выжидательную позицию. В ответ на запрос государственного департамента о позиции России, Нератов ответил, что интересы России в районах, охваченных революцией, весьма незначительны, и что, по его мнению, в "настоящий момент" нет необходимости во вмешательстве держав в китайские дела38.
15 ноября 1911 г. русский посланник в Пекине И. Я. Коростовец в телеграмме на имя Нератова предлагал установить "дружественные отношения с революционным правительством Китая", указывая, что из этого факта Россия могла бы извлечь значительные выгоды. Коростовец также считал, что России не следует руководствоваться точкой зрения Японии относительно политики в Южном Китае, где у Японии имелись "особые интересы", а у России таковых не было. Предложение Коростовца было одобрено Нерато-
вым, однако последний указал, что и в дальнейшем при определении политики необходимо считаться с ходом событий в Китае и с отношением к этим событиям великих держав39. 13(26) апреля 1912 г. министр иностранных дел С. Д. Сазонов, выступая в Государственной думе, заявил, что Россия с самого начала кризиса в Китае решила "держаться нейтрально по отношению к происходящей там борьбе, стремясь лишь к ограждению" собственных интересов40.
Правительство США изначально выступило инициатором политики коллективных действий в борьбе против китайской революции. 14 октября 1911 г. Нокс направил телеграмму американским представителям за границей, в которой сообщал о том, что правительство США "ввиду серьезности настоящих волнений в Китае" считает желательным, чтобы американские подданные "сконцентрировались в открытых портах, легко доступных для иностранных военных кораблей". Нокс предложил американским дипломатам выяснить, считают ли другие правительства целесообразным такой шаг и "требует ли обстановка дальнейших мер государств для защиты иностранных интересов". Правительства Франции и России высказались против. В дальнейшем США принимали активное участие в совместных акциях империалистических держав в Китае, предпринимавшихся по инициативе Англии. В частности, американское правительство приняло предложение об охране железной дороги, связывавшей Пекин с морем и решило послать один батальон морской пехоты в Тяньцзинь41. В воды Китая были направлены корабли американского военно-морского флота.
Участвуя в коллективных действиях против китайской революции, США продолжали предпринимать попытки занять руководящую роль среди держав, вмешивавшихся во внутренние дела Китая. С этой целью американская дипломатия решила опереться на Германию, правящие круги которой в первые месяцы китайской революции оказывали поддержку Маньчжурской династии (поставками оружия и отправкой инструкторов в армию)42. Однако когда выяснилась неизбежность падения монархии, германская дипломатия попыталась отмежеваться от маньчжурской династии и статс-секретарь по иностранным делам Кидерен-Вехтер стал утверждать, что правительство Германии "с самого начала китайских беспорядков строго придерживалось принципов невмешательства"43.
В первой половине декабря 1911 г. Нокс в беседе с германским послом в Вашингтоне Бернсторфом сообщил последнему, что, по сведениям американского посольства в Токио, Япония ставит вопрос об интервенции в Китае. Затем государственный секретарь сослался на заявление Сазонова, который во время интервью в период пребывания в Париже заявил, что Россия, Япония, Англия и Франция имеют соглашение относительно китайского вопроса и не допустят там преждевременной интервенции. Нокс расценил заявление Сазонова как направленное против США и Германии с целью подрыва их влияния на Дальнем Востоке. По его мнению, Япония добивалась "мандата остальных держав" на проведение интервенции. Государственный секретарь выразил Бернсторфу пожелание американского правительства установить с Германией "тесное сотрудничество и совместные действия" в восточно-азиатских делах44.
Кидерлен-Вехтер отнесся к предложению Нокса настороженно. Германское правительство только что убедилось в своей изоляции на международной арене в связи со вторым марокканским кризисом. Кроме того, германские дипломаты не забыли ранее предпринимавшиеся неудачные попытки достигнуть соглашения с США по вопросам дальневосточной политики. Поэтому германский статс-секретарь по иностранным делам на полях донесения Бернсторфа сделал следующее замечание: "Да, но в таком случае аме-
риканцы должны идти вперед и проводить ясную политику, а не стремиться послать нас вперед, чтобы потом оставить одних"45. Германия и Соединенные Штаты продолжали обмен мнениями. 23-го декабря 1911 г. американский посол в Берлине передал Циммерману записку, в которой заявлялось, что государства, "имеющие важные интересы в Китае", должны рассмотреть вопрос о том, "какие дальнейшие меры могут способствовать созданию устойчивого и ответственного правительства в Китае". При этом правительство США подчеркивало, что оно считает необходимым коллективными мерами добиваться быстрейшей ликвидации революционного движения в Китае и положительно оценивает выступление представителей шести держав в Шанхае, настаивавших на прекращении гражданской войны. В записке указывалось, что с подобной точкой зрения США ознакомило японское правительство в связи с его соответствующим запросом. Циммерман заявил американскому послу, что его правительство будет придерживаться той же точки зрения, что и Соединенные Штаты46.
Государственный департамент, заручившись обязательством Германии выступить совместно с Соединенными Штатами, в то же время получил заверения со стороны России и Англии о том, что названные государства будут придерживаться принципа совместных действий великих держав в Китае47. Тем временем революционные события в Китае продолжали нарастать. Определилась неизбежность падения цинской династии. В ходе революции все больше проявлялась ее антиимпериалистическая направленность. В январе 1912 г. министр иностранных дел Франции Сельв писал о возможности интервенции держав в Китае в связи с выявившейся, по его мнению, "полной дезорганизацией Китайской империи"48. В таких условиях правительство Соединенных Штатов решило публично объявить о достигнутой им договоренности с другими державами относительно проведения политики "согласованных действий". С этой целью было использовано обращение германского посла в Вашингтоне Бернсторфа, который по поручению своего правительства просил дать "конфиденциальную информацию" об отношении США к последним событиям в Китае49.
3 февраля 1912 г. государственный департамент передал германскому послу ноту по вопросам политики в Китае. Затем она была опубликована в американских газетах и передана представителям других держав. Содержание ее сводилось к предложению действовать совместно в борьбе против китайской революции. Кроме того, в этой ноте правительство США выступало против предоставления борющимся сторонам в Китае займов как честных, так и правительственных, без согласования "с другими заинтересованными державами"50.
Правительство США, опубликовав ноту от 3 февраля 1912 г., преследовало, прежде всего, цель оказать давление на революционно-демократическое крыло китайских революционеров, угрожая возможностью интервенции в случае, если революция приобретет неприемлемое для великих держав направление. Это была прямая поддержка Юань Шикая. Нокс убеждал посла Франции в Вашингтоне поддерживать правительство Юань Шикая и в то же время отказался от встречи с Сунь Ятсеном, который был проездом в США51. Государственный департамент, взяв на себя инициативу в определении политики великих держав в Китае, надеялся поднять роль США на Дальнем Востоке. В связи с опубликованием ноты от 3 февраля русский посол сообщал из Вашингтона: "Вся печать гордится "первенствующей" ролью, сыгранной Соединенными Штатами, радуясь, что принцип открытых дверей вновь получил применение "на практике" под лозунгом "руки долой" и под покровительством двух держав, твердо идущих заодно в дальневосточных делах"52.
Вопрос о займах был поднят в американской ноте в связи с тем, что банки из политических и экономических соображений предоставляли займы обоим лагерям, боровшимся в Китае, что подрывало монополию консорциума на предоставление китайских займов. По сведениям русского министерства иностранных дел, германская фирма "Арнольд Карберг" предоставила ссуду Юань Шикаю. Гонконг-Шанхайский банк вел переговоры с представителями пекинского правительства о новом значительном займе. Японский концерн Окура организовал заем для республиканцев юга53.
Все державы с теми или иными оговорками согласились признать за; основу дальнейшей политики в Китае принципы, провозглашенные в американской ноте от 3 февраля. Правительство Германии выразило "особое удовлетворение" тем, что американская позиция в отношении Китая полностью соответствует "немецким целям"54. В данном случае для германского правительства особое значение имело то, что устанавливались более близкие отношения с Соединенными Штатами по вопросам дальневосточной политики. Р. Пуанкаре весьма четко сформулировал суть достигнутого соглашения, указав, что поводом для "коллективной и согласованной интервенции" может явиться "угроза жизни и имуществу иностранцев" или длительная гражданская война. Грей согласился с формулировкой, предложенной Пуанкаре относительно интервенции в Китае55.
Российское правительство в ответе на американскую ноту заявило, что оно сохраняло и будет сохранять нейтралитет по отношению к "двум партиям", борющимся в Китае. Оно выразило согласие вступить в переговоры с другими державами в случае, если интересы иностранцев окажутся под угрозой. Затем указывалось, что Россия выступает против предоставления займов как сторонникам монархии, так и сторонникам республики в Китае56.
Таким образом, по инициативе США, державы достигли соглашения о коллективной интервенции на тот случай, если бы другими путями не удалось сохранить полуколониальное положение Китая. Японское правительство решило использовать ноту Нокса для того, чтобы добиться признания своих захватов в Китае от китайского правительства при помощи совместного выступления держав. 23 февраля 1912 г. японское посольство в Вашингтоне передало меморандум государственному департаменту, в котором предлагалось распространить "принцип совместного действия" держав на признание будущего правительства Китая. Япония предлагала, чтобы державы в вопросе о признании нового правительства выступили коллективно и добились обязательства Китая сохранить право экстерриториальности, соблюдать все договоры и обязательства, заключенные в период правления маньчжурской династии. Великобритания поддержала точку зрения Японии, затем формально с ней согласиться и правительство США57.
Между тем, интервенция в Китае начала осуществляться. Дипломатический корпус в Пекине в начале ноября 1911 г. принял решение довести охранные отряды каждой иностранной миссии в Пекине до предельной нормы - 300 человек на миссию58. В середине ноября в водах Китая было сосредоточено 51 иностранное судно, в Шанхае - 3350 иностранных солдат и офицеров. В 1912 г. вооруженные силы держав в Китае были увеличены. В Пекине, Тяньцзине и Шанхайгуне действовали 2440 японских солдат и офицеров. США перебросили батальон солдат с Филиппин в Китай для охраны железной дороги59. Германское правительство увеличило свои войска в Циндао, Англия в Гонконге, а Франция на границе Китая с Индокитаем, Япония и Россия внимательно следили за событиями в Северо-Восточном Китае.
Когда стало известно о помощи оружием, которую оказала Германия маньчжурам, то в Китае с конца 1911 г. началась пропаганда организации
антигерманского бойкота. После того, как в Шанхае и других южных портах Китая бойкот начал осуществляться, германская пресса стала объяснять его организацию происками японцев. Японские газеты в свою очередь разъясняли, что причиной антигерманского бойкота являются поставки оружия пекинскому правительству, которое решило оплачивать их, передав под контроль Германии доходы с Пекин-Калганской железной дороги60.
Деятельность Японии в Южной Маньчжурии, в том числе пропаганда, которая велась в японской прессе за включение Ляодунской арендованной территории в состав японской империи, привели к антияпонскому бойкоту. Начавшийся в Южной Маньчжурии.летом 1912 г. бойкот японских товаров осенью распространился на Гонконг, Кантон, а также на Сингапур. Газета "Пекин дейли ньюс" писала: "Недалеко то время, когда Китай властно потребует пересмотра всех существующих договоров и соглашений; тогда резко изменится соотношение сил на Дальнем Востоке и отойдут в область предания так называемые принципы наибольшего благоприятствования держав и консульские юрисдикции"61.
Патриоты Китая с большим опасением отнеслись к ноте Нокса от 3 февраля, усматривая в ней подготовку держав к расширению интервенции в Китае. Противоречия между государствами ослабляли их натиск на Китай, однако деятельность американской дипломатии способствовала созданию очень сильного средства давления на китайскую революцию в виде Четверного консорциума и принципа "совместных действий". В ходе революции все более давал о себе знать национальный фактор - стремление населения Китая освободиться от неравноправного положения: "Во всех газетах и на митингах усиленно пропагандируется необходимость прекратить все внутренние раздоры, сплотиться против иностранцев, имеющих намерение разделить Китай"62.
Основная цель, которой добивались великие державы во время Синьхайской революции, заключалась в том, чтобы не допустить ее дальнейшего развертывания и превращения социальных волнений в антиимпериалистические. Для этого правительства держав оказывали активную поддержку тем силам в Китае, которые лояльно смотрели на иностранное присутствие. Несмотря на большую активность, которую проявляла Япония в Китае, ведущая роль в борьбе против революции оказалась в руках Великобритании и США.
Примечания
1. CHANG KIA-NGAU. China'a Struggle for Railroad Development. N.Y. 1994, p. 183.
2. ВЭЙ ЦЗЫ-ЧУ. Капиталовложения империалистов в Китае (1902 - 1945). М. 1956, с. 27.
3. REMER C. Foreign Investments in China. N.Y. 1933, p. 338, 407, 426, 553, 585 - 587, 618, 636, 652.
4. Ibid., p. 336.
5. "The Japan Financial and Economic Mouthy". 1910, N 10, p. 69 - 76, 234 - 235.
6. Ibid., p. 262.
7. Общая сумма задолженности Китая по займам все время изменялась в связи с погашением одних и заключением других. По данным газеты "Чжэнфугунбао" от 14 ноября 1916 г., Китай при цинской династии заключил займов на сумму в 1 млрд. долларов. Газета "China Advertiser" N 39 за 1916 г., ссылаясь на китайские источники, утверждала, что ко времени установления республики в Китае сумма всех правительственных иностранных займов составляла 1358 млн. долларов. См.: "Китай и Япония", N 245, 1916.
8. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). Washington. 1912, p. 46 - 47. Кальхун - государственному секретарю, 5 июня 1911 г.
9. LIU YINGHONG. The Far Eastern international relations and the Northeastern new politics at the end of Qing dynasty, p. 189.
10. "Китай и Япония". 1911, N 24, с. 6.
11. SOOTHILL W. China and the West. L. 1925, с 154 - 155.
12. "Китай и Япония". 1911, N 28, с. 13.
13. "Вестник Азии". 1911, N 9, с. 194.
14. 9 мая 1911 г. был издан декрет о "национализации" железных дорог, а 20 мая этого же года было подписано окончательное соглашение о хугуанском железнодорожном займе, в котором принимали участие Англия, Франция и Германия.
15. "Китай и Япония". 1911, N 28, с. 189.
16. REID J. The Manchu abdication and the powers, 1908 - 1912. An episode in pre-war diplomacy. A study of role of foreign diplomacy during the reing of Hsuan-Tiung. Westport. 1973, p. 29.
17. "Китай и Япония". 1911, N 28, с. 182.
18. REID J. Op. cit, p. 283.
19. HAUSER O. Deutschland und der Englisch-Russische Gegensatz 1900 - 1914. Gottingen, Berlin, Frankfurt. 1958, S. 72.
20. Documents diplomatiques francais, 1871 - 1914. Ser. 3. T. 1, p. 457 - 458.
21. British Documents on the Origins of the War 1898 - 1914. V. VIII, p. 469.
22. История Японии. М. 1999. Т. 2, с. 240 - 241.
23. Архив внешней политики Российской империи, ф. Японский стол, д. 920, л. 254. Малевский-Малевич - Сазонову, 28 декабря 1912 г.
24. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 50.
25. Ibid., p. 163.
26. МО. Сер. 2. Т. XVIII. Ч. II, с. 248.
27. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 51, 52.
28. МО. Сер. 2. Т. XVIII. Ч. II, с. 187.
29. Там же, с. 293, 305.
30. "Китай и Япония". 1912, N 75, с. 3 - 4.
31. МО. Сер. 2. Т. XVIII. Ч. II, с. 183.
32. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 55.
33. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. 1, с. 199 - 200, 214.
34. Там же, с. 265.
35. "The Japan Times". February 9, 1911.
36. "Китай и Япония". 1912, N 69, с. 58 - 59.
37. Documents diplomatiques francais, 1871 - 1914. Ser. 3. Т. 1, p. 259, 562, 588.
38. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 163.
39. МО. Сер. 2. Т. XVIII. Ч. II, с. 13, 56.
40. Стенографический отчет Думы. 3-й созыв. Сессия 5. Ч. III, стб. 2165.
41. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 162, 163.
42. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. 1, с. 182 - 183.
43. Die Groee Politik der Europaischen Kabinette 1871 - 1914. Bd. XXXII, S. 241.
44. Ibid., S. 239 - 240.
45. Ibid., S. 240.
46. Ibid., S. 241 - 242.
47. Ibid., S. 247.
48. Documents diplomatiques francos, 1871 - 1914. Ser. 3. T. 1, p. 457.
49. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 63.
50. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. II, с. 114.
51. Documents diplomatiques francais, 1871 - 1914. Ser. 3. T. 1, p. 576 - 577.
52. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. 1, с. 112.
53. Там же, с. 143.
54. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 66.
55. Documents diplomatiques francais, 1871 - 1914. Ser. 3. T. 1, p. 607, 612.
56. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. 1, с. 144.
57. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (1912 - 1917). 1912, p. 68.
58. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1276, оп. 3, д. 726, л. 568.
59. МО. Сер. 2. Т. XIX. Ч. 1, с. 21.
60. "Китай и Япония". 1912, N 69, с. 45; N 74, с. 28 - 29.
61. Там же, N 112, с. 40; N 113, с. 28.
62. РГИА, ф. 1276, оп. 3, д. 727, л. 200.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |