23 24 мая в г. Улан-Удэ состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Республики Бурятия (РБ), организованная Правительством республики, Народным Хуралом РБ, Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Российским гуманитарным научным фондом. В работе конференции приняли участие 111 ученых из Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Якутска, Абакана, Кызыла, Уфы, Элисты, Минусинска, Читы, Улан-Удэ, Улан-Батора (Монголия), Дархана (Монголия), Кобдо (Монголия), Пекина (КНР), Хух-Хото (КНР). Было представлено 189 докладов и сообщений. Обсуждались вопросы национально-государственного строительства в Бурятии; социально-экономическое развитие национальных регионов СССР и России; этнокультурные процессы в Бурятии; исторический опыт и современные проблемы модернизации; роль и место современной Бурятии в стране и в мире; деятельность выдающихся политических и общественных деятелей бурятского народа Б.Б. Барадина, Ц.Ж. Жамцарано и Э.-Д. Ринчино в истории Бурятии.
С приветствием к участникам конференции обратились Председатель Правительства РБ В.В. Наговицын и Председатель Народного Хурала РБ М.М. Гершевич. Пленарное заседание
открыл чл.-корр. РАН, председатель Президиума БНЦ СО РАН, директор ИМБТ СО РАН Б.В. Базаров (Улан-Удэ), выступивший с докладом "Республике Бурятия 90 лет". Он отметил, что главным достижением РБ являются сложившиеся за эти годы национальные отношения - комплекс устойчивых контактов и взаимодействий между этносами в едином социальном пространстве в структуре экономических, социальных, политических, культурно-духовных процессов. Существенные демократические преобразования государственной и общественной структуры республики способствовали активизации деятельности коренного населения по возрождению национального языка и культуры, формированию организации и объединений гражданского общества. Одновременно активизировалась деятельность государственных органов в области образования, науки и культуры, творческой интеллигенции по возрождению всех этносов Бурятии. Этому во многом способствовала реализация закона республики "О языках народов Республики Бурятия", который создал нормативную базу и условия для сохранения и развития как государственных языков, так и языков всех народов, проживающих на территории Бурятии.
В докладе председателя Комитета по делам архивов РБ А.А. Елаева (Улан-Удэ) рассматривалась трансформация бурятской национальной автономии в субъект федерации. Автор констатировал, что для создания действенного механизма защиты этнических коллективных прав народов и этнических групп, согласования их интересов и урегулирования межэтнических и межконфессиональных противоречий необходимы определенные внешние и внутренние условия и, безусловно, время. Доклад Л.М. Дамешека (Иркутск) был посвящен изучению процесса инкорпорации территории и населения Агинского и Усть-Ордынского бурятских округов в экономический, хозяйственный и социокультурный механизм Российской Федерации. Округа прочно втянуты в экономический, хозяйственный и социокультурный процессы Иркутской области и Забайкальского края. Тем не менее бурятское население трех субъектов современной России представляет собой единый этнос. Докладчик полагает, что важной задачей органов власти всех уровней, общественности и особенно интеллигенции этих регионов является содействие сохранению и развитию традиционной бурятской культуры, самобытности, родного языка.
В докладе Ч. Дашдаваа (Улан-Батор, Монголия) рассматривалась роль бурятских демократов в монгольской революции, в становлении системы буржуазно-демократической власти в 1921-1928 гг. Докладчик отрицательно охарактеризовал деятельность Исполкома Коминтерна, которая, по его мнению, привела к "государственному перевороту" в Монголии. Доклад К.Б.-М. Митупова (БГУ, Улан-Удэ) был посвящен моделированию государственности во Внутренней Азии. Анализ современной экономики и социального развития Республики Бурятия был дан в докладе Н.И. Атанова (БГУ).
Работа конференции проходила в рамках пяти секций и двух "круглых столов".
Секция "Национально-государственное строительство".
В докладе В.Н. Тугужековой (Абакан) "К вопросу национально-государственного строительства в Хакасии" отмечалось, что за 70 лет развития Хакасская автономная область превратилась в один из самых развитых национально-государственных регионов страны здесь созданы современная промышленность, мощная энергетическая база, сбалансированное сельское хозяйство. К началу 1990-х гг. Хакасия занимала шестое место среди автономий Российской Федерации по уровню экономического развития, сразу за Татарстаном, Башкирией, Удмуртией и Чувашией в европейской части страны и за Якутией в Сибири. Достигнутый социально-экономический уровень развития, рост национального самосознания людей поставили вопрос о повышении статуса автономной области до уровня республики. Законом РСФСР от 3 июня 1991 гг. Хакасская автономная область была преобразована в республику в составе Российской Федерации. После распада СССР становление продолжилось в новых условиях.
Л.Е. Винокурова (Якутск) рассмотрела модернизационные процессы государственного строительства в Якутии в 1920-х гг. Отмечалась особая роль М.К. Аммосова, уполномоченного Сибревкома по организации советской власти и партийной работы в Якутии, в решении вопроса о необходимости выделения Якутской области в качестве самостоятельной губернской единицы. В значительной степени благодаря М.К. Аммосову и его соратникам, считает докладчик, Якутия получила статус автономной республики, что стало прочным фундаментом ее государственности.
В докладе A.3. Бадмаева (Улан-Удэ) обсуждалась роль комсомола в процессах демократизации. Докладчик отметил, что с середины 1980-х гг. в республике при содействии Бурятского об-
ластного комитета ВЛКСМ в недрах различных молодежных центров нарождался новый частнопредпринимательский сектор экономики, который в скором времени подменил собой основную деятельность республиканского комсомола. В 1991 г. ВЛКСМ прекратил свое существование. Его правопреемник в республике ЛКСМ-РСМ-СМБ постоянно терял свою кадровую базу, сокращался количественный состав членов организации. Большинство первичных организаций распалось. Организационно-идейный кризис охватил и коллектив Рескома - союза молодежи Бурятии, который был озабочен собственным выживанием, пытаясь официально легализовать под "вывеской" СМБ коммерческую деятельность.
Доклад И.Н. Трошкиной (Абакан) был посвящен социальному развитию Хакасии в XX - начале XXI в. Анализируя количественные и качественные показатели различных отраслей и направлений социальной сферы Хакасии, докладчик пришел к выводу о том, что социальное развитие Хакасии отмечено периодами подъема в начале XX в., расцвета 1950-1980-е гг, кризиса - 1990 2000-е гг. В настоящее время социальное состояние можно оценить как недостаточно стабильное, но перспективное. Позитивные моменты отмечаются в развитии сферы культуры.
В.В. Базарова (Улан-Удэ) рассказала о деятельности государственного аппарата в национальных районах Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. Одним из важных ее направлений была работа, связанная с совершенствованием бурятского языка (письменности, орфографии, грамматики), что было необходимо не только для общего подъема культуры и грамотности населения, но и для осуществления делопроизводства в государственных учреждениях на бурятском языке.
Секция "Социально-экономическая и культурная модернизация национальных районов Сибири: исторический опыт и современные проблемы".
Тема выступления A.M. Плехановой (Улан-Удэ) - экономическое развитие Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг. в контексте модернизационных процессов.
Е.Н. Бадмаева (Элиста) исследовала процесс социально-демографических изменений в калмыцкой деревне в 1930-х - начале 1940-х гг. Отмечалось, что численность сельского населения сокращалась, при этом значительно росло число их жителей. В дальнейшем осуществляемые в тот период модернизационные процессы в стране привели к подъему аграрного производства, но в основном за счет расширения посевных площадей в ущерб качественным, интенсивным факторам роста.
Развитие просвещения и культуры в Бурятии в 1920—1930-е гг. тема доклада Т.В. Будаевой (Улан-Удэ). В 1930-е гг. был проведен ряд мероприятий по бытовому и культурному строительству. Колхозы, совхозы и производственные объединения стали первыми очагами преобразования быта крестьян, центрами общественной и культурной жизни улусов. В колхозах выписывались журналы, газеты, показывались кинофильмы, проводились спортивные состязания. Проводились мероприятия по внедрению в быт санитарии и гигиены, благоустройству домов, строительству бань, детских яслей и садов, школ, изб-читален, красных юрт, домов буряток и клубов.
В докладе И.В. Гарбуз (Улан-Удэ) были исследованы категории забайкальского крестьянства в конце XIX в. Крестьянское сословие Забайкалья в этот период представляло собой разнообразную социальную группу, в состав которой входили: крестьяне-старожилы, крестьяне-новоселы, крестьяне из поселенцев и поселенческих детей, ссыльные, казаки коренные и казаки позднего происхождения, а также оседлые инородцы. Общее число крестьян-старожилов и оседлых инородцев, заключает докладчик, преобладало в Западном Забайкалье; переселенцев, поселенцев, казаков коренных и позднего происхождения было больше в Восточном Забайкалье; ссыльные же были равномерно расселены по всей области.
М.Н. Балдано (Улан-Удэ) основное внимание в своем выступлении уделила индустриализации в Бурятии. Доклад С. Чулуун (Улан-Батор) был посвящен исследованию материальной и духовной культуры хотогойтов Монголии в XIX начале XX в., доклад Т. Доржа (Улан-Батор) - проблемам российско-монгольского экономического сотрудничества, в выступление С.В. Балдано (Улан-Удэ) - провинциальной интеллигенции как объекту репрессивной политики советского государства. Н.А. Данькина (Абакан) привела новые данные о репрессиях в отношении интеллигенции национальных регионов Южной Сибири. По ее подсчетам, в Хакасии в период массовых репрессий пострадали 318 человек, в 1937-1938 гг. было репрессировано 78 представителей национальной интеллигенции.
В докладе Р.Ш. Харунова (Кызыл) рассматривался вопрос о подготовке в 1930-е гг. специалистов для Тувинской Народной Республики на Монгольском рабочем факультете г. Улан-Удэ. Докладчик отметил, что в то время подготовке иностранных студентов Правительство СССР уделяло большое внимание, преследуя цель укрепить свое влияние в странах Азии.
Роль колхозов в становлении и развитии аграрного сектора Хакасии исследовалась в докладе Г.М. Шапошникова (Абакан). На долю колхозов в 1940 г. приходилось 73.8% посевной площади. С организацией колхозов посевная площадь в Хакасии выросла до 61.3 в 1930 г. и до 220 тыс. га к 1940 г. по сравнению с 3 1 тыс. га в 1917г. Доля посевной площади, обрабатываемой колхозами Хакасии, составляла от общей посевной площади в 1950 г. 67.8%, а в 1956 г. она уменьшилась до 47.8%. До 1957 г. колхозные поля продолжали обрабатывать тракторы и комбайны МТС. Между тем количество крупного рогатого скота в колхозах в течение 25 лет оставалось практически на одном уровне. Курс правительства на преобразование колхозов в совхозы докладчик считает направленным на усиление рычагов административного воздействия, чтобы иметь возможность изымать производственную продукцию у крестьян.
М.М.-Б. Харунова (Кызыл) проанализировала роль российского фактора в модернизации традиционного тувинского общества. На первом этапе его модернизации (конец XIX - середина XX в.) роль России была определяющей. В результате ряда преобразований в Туве - установление протектората, образование Русской самоуправляющейся трудовой компании и других модернизация набирала темпы. Основным фактором изменений стал рост новой инфраструктуры, связанный с оседлым образом жизни, с новыми видами хозяйственной деятельности, промышленным освоением края. Не менее важным являлся фактор распространения европейской системы образования, науки, здравоохранения, досуга.
Доклады В.К. Петонова, Н.Н. Хоженоевой, Л.В. Бадмаевой, Е.Ю. Башкуевтой, А.С. Бреславского (все Улан-Удэ) были посвящены исследованию современной миграционной ситуации в Бурятии, внешней трудовой миграции, сельско-городской миграции и ее влиянию на формирование пригородной зоны Улан-Удэ.
Секция "Этнокультурные процессы в Бурятии" (подсекция Т).
Академик РАН А.П. Деревянко (Новосибирск) подвел итоги исследования палеолита Центральной Азии в свете находок и открытий последних десятилетий. В докладе Цюань Жун (Хух-Хото, КНР) был проведен сравнительный анализ различных исторических изданий "АлтанТобчи". Доклад Сицинменгэ (Пекин, КНР) был посвящен изучению источников тибетского и монгольского Гэсэра. В докладе Суяалату (Хух-Хото, КНР) рассмотрены материалы по Гэсэру, найденные во Внутренней Монголии. В.Б. Игнатьева (Якутск) обсуждала проблему этнокультурного многообразия в контексте региональной модели национальной политики.
Тема выступления Б.С. Дугарова (Улан-Удэ) - "Присаянье как сакральный центр бурятмонгольской этнической общности". Он отметил общие этнические истоки и этнокультурное единство в прошлом монголов и бурят Саяно-Хубсугульского региона на основе анализа общих генеалогических мифов и исторических легенд.
И.Я. Селютина, Н.С. Уртегешев, А.А. Добрынина, Т.Р. Рыжикова (все - Новосибирск) исследовали общность и специфику артикуляторных баз монгольских этносов.
Б. 3. Нанзатов (Улан-Удэ) предпринял картографический анализ истории Бурятии (конец XIX первая половина XX в.). Были впервые введены в научный оборот неизвестные ранее карты. ВВ. Ушницкий (Якутск) рассмотрел исторические судьбы тюркских народов в Байкальском регионе, а О.И. Чарина (Якутск) - бытование русских песен, М.М. Содномпилова (Улан-Удэ) - символику и семантику традиционной одежды монгольских народов в соответствии с ее использованием в ритуале, Е.В. Сундуева (Улан-Удэ) - топонимию Окинского района Республики Бурятия. О. Самбуудорж (Улан-Батор) - культурные связи монголоязычных народов в контексте разрабатываемых в разное время систем письменности, Ц. Оюун (Кобдо, Монголия) факторы, влияющие на изучение монгольского языка в этнических группах в Монголии. В. Бямбасурен (Дархан, Монголия) представил обзор культурологических исследований в монгольских университетах. Д.А. Бурчина (Улан-Удэ) исследовала семантику образа стрелы в бурятских улигерах, Н.Н. Николаева (Улан-Удэ) классифицировала демонологические персонажи в бурятском эпосе.
Проблеме изучения социального статуса персонажа в русской исторической прозе и исторических преданиях были посвящены доклады А.Г. Игумнова и Е.Л. Тихоновой (оба Улан-Удэ). Устные рассказы в системе жанров бурятского фольклора - тема выступления Е.Ю. Дамдиновой (Улан-Удэ). А.И. Бураев (Улан-Удэ) сделал обзор антропологических исследований в Бурятии.
С.В. Васильева (Улан-Удэ) проследила, как в региональной литературе отразились различные аспекты культуры и образа жизни старообрядческого населения Байкальского региона.
АД. Гомбожапов (Улан-Удэ) проанализировал образ кочевника-животновода современной Монголии. Ж.Ш. Санжанов (Улан-Батор) посвятил доклад анализу общественно-политической лексики и ее роли в публицистическом дискурсе (на материале газеты "Buriyad-Mongol-un Unen"). С. Хувсгул (Улан-Батор) рассмотрел современные подходы прг изучении словообразовательной системы монгольского языка.
Секция "Этнокультурные процессы в Бурятии" (подсекция 2).
М. Гантуя (Улан-Батор), основываясь на результатах проведенных за последние десятилетия социологических исследований религиозности современных монголе в, отметила рост влияния шаманизма и различных христианских конфессий в современной Монголии. Ч. Заясурен (Улан-Батор) рассказала об обряде призывания счастья "Даллага".
И.С. Урбанаева (Улан-Удэ) в докладе "Буддизм в сравнительном контексте" рассмотрела проблему аутентичности буддийского учения японских и китайскиx буддологов в 1980-х гг., а также различные современные интерпретации буддизма и отметила усилившуюся тенденцию к сближению современной буддийской философии и западной науки.
А.К. Хабдаева (Хух-Хото, КНР) изложила исторические аспекты формирования института Пандидо Хамбо-ламы в России. Т.Е. Манзанов (Улан-Удэ) рассказал о религиозных представлениях русского населения Республики Бурятия, отметив усиление влияния РПЦ за последнее десятилетие. Н.Д. Болсохоева (Улан-Удэ) посвятила доклад жизни и деятельности выдающегося тибетского медицинского деятеля Кьенраб Норбу (1883-1962) - основоположника медицинского института Мэнцзикхана в Лхасе.
Л.Л. Абаева (Улан-Удэ) обратилась к вопросу традиционных и нетрадиционных религий и вероисповедания в этнической Бурятии на рубеже XIX-XX вв. Был сделан вывод о появлении ряда новых верований, не характерных для бурят. Д.В. Аюшеева (Улан-Удэ) отметила особенности развития тибетского буддизма в Америке, а Д.С. Жамсуева (Улан-Удэ) исследовала семантику обрядов в бурятских дацанах.
Л.Е. Янгутов (Улан-Удэ) выявил особенности развития буддизма в Бурятии в 20-30-х гг. XX в., обусловленные гражданской войной, коллективизацией и репрессиями против буддийского духовенства, а также внутренними изменениями в бурятской буддийской сангхе того времени.
В.М. Митыпов (Улан-Удэ) проанализировал деятельность Совета по делам религий при Совете Министров СССР в контексте общей государственной политики в отношении буддийской церкви. Тема выступления Б.П.-Д. Ринчинова (Улан-Удэ) влияние православных монастырей на культуру современных Бурятии и Монголии, А.А. Савельева (Улан-Удэ) - историческая динамика становления и развития христианских церквей в Бурятии.
Секция "Современная Бурятия в стране и мире".
В.Г. Жалсанова (Улан-Удэ) подвела итоги социологического исследования бурят в структуре сельского населения Бурятии (конец XX начало XXI в.). Уровень жизни большинства сельского населения находится на низкой пороговой черте в сочетании с высоким уровнем бедности и низкой заработной платой. Наблюдается ухудшение общей демографической ситуации из-за сокращения численности населения за счет усиления миграции молодых людей, оставшаяся же часть населения переходит к ведению натурального личного подсобного хозяйства, возвращается к номадному скотоводству.
И.Н. Дашибалова (Улан-Удэ) на основе кинодокументов Восточно-Сибирской студии кинохроники проследила динамику изменения образа сельчанина в кинохронике с 1920 г. по 1980-е гг. Ю.Г. Бюраева отмстила особенности территориальной организации населения Республики Бурятия, Д.Д. Бадараев (Улан-Удэ) - особенности и тенденции становления среднего класса в регионе. Г.Б. Эшматова (Горно-Алтайск) изучила такие социальные факторы, как духовно-нравственное и политическое единство, являющиеся, по ее мнению, основой стабильности социума.
Проблемам изучения идентичности в контексте межэтнических отношений были посвящены доклады Н.Э. Елаевой (Улан-Удэ) и Л.В. Намруевой (Элиста).
Е.В. Петрова, Я.П. Ламажапова к Д.Б. Бадмаева (все - Улан-Удэ) затронули тему функционирования органов самоуправления и самоорганизации общества Республики Бурятия; Т.Н. Бояк (Улан-Удэ) - проблемы молодежи в контексте развития и образования; Т.Л. Трифонова (Улан-Удэ) аспекты формирования межнациональных семей в Бурятии.
В рамках конференции были организованы два "круглых стола": "Базар Барадин - выдающийся политический и общественный деятель бурятского народа" и "Элбек-Доржи Ринчино в истории национально-демократического движения монгольских народов".
На первом "круглом столе" обсуждались проблемы исторического опыта социально-культурной модернизации, просвещения и культуры Бурятии в 1920 1930-е гг., роль Б.Б. Барадина в общественно-политической жизни республики и становлении академической науки Бурятии. Дискуссия состоялась по вопросам периодизации становления государственности республики; позиции дацанского духовенства по отношению к бурятской автономии. Были подняты актуальные вопросы современной историографии национально-государственного строительства 1920-1930-х гг. в Бурятии. Обсуждалась роль в этих процессах Ц.Ж. Жамцарано, одного из основателей Бурятского ученого комитета, который наряду с Б.Б. Барадиным стоял у истоков создания современной академической науки, учреждений просвещения, культуры, искусства, здравоохранения. Принято решение о необходимости разработки и продолжения работы по созданию электронной базы данных "Базар Барадин".
Второй "круглый стол" был посвящен обсуждению роли и значения Э.-Д. Ринчино в становлении бурятской и монгольской государственности, проблеме государства и национальной государственности в общественном дискурсе современной Бурятии, вопросам терминологии бурятского автономистского движения 1917-1919 гг. Участникам "круглого стола" была представлена электронная презентация "Документы о деятельности Э.-Д. Ринчино из фондов ГАРБ" (В.Ц. Лыксокова).
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |