Китай относится к числу стран, куда индийские миссионеры-буддисты занесли буддизм более двух тысяч лет назад. С того времени учение Шакьямуни Гаутамы, получившего впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного, твердо вошло в быт, традиции, литературу, философию, искусство, юриспруденцию, архитектуру Китая. Буддизм и сегодня - главная религия, которой придерживается подавляющая часть населения Китая. При этом руководство КНР не только не препятствует распространению буддизма, но всячески пытается поставить его на службу "строительства социализма китайского образца". Согласно данным службы информации Государственного Совета КНР, к концу 90-х годов XX века в Китае насчитывалось 13 тысяч буддийских храмов и монастырей и около 200 тысяч буддийских монахов. В том числе тибетская буддийская община (ламаистская) насчитывает 120 тысяч лам, более 1,7 тысячи живых будд и три тысячи храмов; палийская секта (ветвь) буддизма -около 10 тысяч монахов и настоятелей и 1,6 тысячи монастырей. Организационным и руководящим центром буддизма в КНР считается Китайская буддийская ассоциация (КБА), находящаяся в Пекине, в храме Гуан цзи сы.
Известность городу Аныпань, что на северо-востоке Китая, некогда создал металлургический комбинат, построенный с помощью нашей страны. Но популярен Аныпань прежде всего другой своей достопримечательностью - Парком яшмового Будды ("Юй Фо вань"). Он расположен на возвышении, и к нему поднимаются по широким ступеням. Останавливаясь на них, есть время оглядеться по сторонам и соответственно настроиться, прежде чем вступить в Парк яшмового Будды. На подступах к нему - "Пруд, где отпускают на волю". Благочестивые буддисты выпускают в его воды черепах, лягушек, рыб. На берегу пруда отпускают на волю птиц, которых прежде держали в клетках. Неподвижна темная гладь пруда. Но вот словно засветилось красное пятно: это рыбка напомнила, что в водах пруда есть жизнь. У многих она вызывает в памяти образ Будды и связанную с ним символику. Согласно представлениям буддистов, рыба олицетворяет свободу от всех ограничений. Как в воде рыба движется легко в любом направлении, так и полностью освобожденный от тягот не ведает в полете своих мыслей никаких ограничений или препятствий.
ЭМБЛЕМА РАДОСТЕЙ
Украшение в виде рыбы у китайцев традиционно было среди подарков семье невесты. Рыбы, как полагали в Китае, плавают парами. Отсюда пара рыбок - эмблема радости, союз любящих друг друга людей.
Пара рыб - неотъемлемый элемент на оттиске ступни Будды Шакьямуни, который он оставил на камне. На нем Будда стоял, направляясь в Кусинару, предчувствуя приближение состояния нирваны. Изображение ступни Будды - святыня для исповедующих его учение.
По каменным ступеням, по которым поднимались многие сотни ног, вступаем в пределы Парка яшмового Будды. В центре его -громадный буддийский комплекс, в зале которого глыба яшмы ве-
стр. 62
сом 260,76 тонны. На ее лицевой стороне изображение Будды, на тыльной - богини милосердия Гуаньинь.
Парк яшмового Будды посещали многие руководители КНР. Для перечисления имен всех побывавших здесь понадобилось бы много томов. Люди разных возрастов коленопреклоненно склоняют головы перед Буддой. Немало совсем молодых.
Зал заполнен людьми, но их присутствие не слышно. Благоговейная тишина. А по выходе наружу из бокового придела несутся слова проповеди. На экране телевизора - известный буддийский богослов. Его речь, усиленную громкоговорителем, слушают сидя и стоя.
Парк яшмового Будды расположился у подножия горного массива Цянь шань - Тысяча гор. Они, если верить надписи на арке, самые высокие в Китае. И это ощущаешь, когда идешь по узким горным тропам, поднимаясь к буддийскому монастырю Лунцюань сы ("Монастырь драконова источника"). По поверью он получил свое название от ключа, в котором обитал дракон. В нем ему, очевидно, было тесновато. Поэтому он присутствовал и в Драконовом пруду. Из-за густой растительности, покрывавшей его, следов пребывания дракона не видно. Но необыкновенную свежесть воды в этом пруду связывают именно с драконом. После того, как смочил ею лицо, словно прибавилось сил, чтобы змеящейся тропой подняться к самому храму Лунцюань сы. Здесь опять напоминает о себе дракон чудодейственным, как считают, источником. Из-под каменной глыбы виднеется серебряная голова дракона. Из открытой пасти струится вода. Голова дракона почти у самой земли. И чтобы набрать воды, приходится низко нагибаться, вольно или невольно как бы выражая почтение подателю чудодейственной воды, - дракону.
ПРЕДСКАЗАНИЕ СУДЬБЫ
Почти напротив ключа - ниша. В ней небольшая статуя Будды. Возле нее блюдо с песком, куда ставят курительные палочки. Неприметный монах, с бескровным лицом, негромко читает молитву, сокровенный смысл которой понятен только ему. Он вроде никого не видит, хотя к нему стоит очередь. Иные бросают в узкую щель ящика для пожертвовании деньги, другие с поклоном ставят курительные палочки у изваяния Будды. Но все это - вне внимания монаха. Не прерывая молитвы, он вращает одной рукой барабан. Останавливает движение, когда ты вытаскиваешь бумажную трубочку размером с карандаш. Это - предсказание судьбы. Развернув полоску бумаги с письменами, девчонка запрыгала на месте от радости. Парень, насупив брови, сосредоточенно вчитывается в знаки. Вижу, как у рядом стоящей женщины увлажнились глаза...
Верят или нет в предсказания все те, кто толпится здесь, особенно молодые люди, сказать не берусь. Но от желающих узнать судьбу нет отбоя.
Молодежь в буддийских храмах - повсеместное явление в современной жизни великой восточной страны. И это не случайно. Буддизм - одна из массовых религий в Китае. Споры по поводу точной даты прихода буддизма в Китай ведутся не первый год. Ученые и религиозные деятели склоняются к мнению, что буддизм проник в Китай во время династии Хань (206 год до н.э. -220 год), за два года до рождения Христа.
В 1998 году в КНР отмечался 2000-летний юбилей распространения буддизма в Китае. Этому событию было придано общегосударственное значение. 8 мая 1998 года управление по делам религий при Госсовете КНР приняло специальное постановление "О мероприятиях по проведению юбилея - 2000 лет распространения буддизма в Китае". 15 июня в зале для проведения торжеств Всекитайского политического консультативного совета состоялось совещание представителей средств массовой информации, посвященное празднованию юбилея. Сами торжества состоялись 22 ноября 1988 года в окрестностях Пекина, в горах Сишань. Присутствовали представители всех трех основных течений (школ) буддизма, распространенных в Китае, а также официальные лица: председатель Государственного комитета по делам национальностей, начальник управления по делам религий при Госсовете КНР.
Представители духовенства совершили торжественный обряд у подножия пагоды, где хранится зуб Будды, и помолились за процветание буддизма, благополучие людей, мир во всем мире.
КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ
Выступая с речью на собрании, посвященном 2000-летию буддизма в Китае, председатель Китайской буддийской ассоциации (КБА) Чжао Пучу остановился на нескольких принципиальных обстоятельствах. Во-первых, только в Китае, по его мнению, есть "китайский буддизм". За этим понятием стоит цельный, единый конгломерат ханьской (собственно китайской), тибетской (ламаизма) и палийской (тхеревада) ветвей буддизма. Во-вторых, хотя истоки китайского буддизма связаны с Индией, за 2000 лет он уже стал подлинной и самой распространенной религией Китая, которую воспринимают китайское общество, народные массы страны. Если в Индии буддизм, начиная с XIII века, утратил свою прежнюю значимость, то традиция китайского буддизма за 2000 лет не прерывалась. В-третьих, китайский буддизм не обращен в прошлое, но связан с настоящим, есть у него перспективы и на в будущее. Бывший председатель ЦК КПК Цзян Цзэминь так определил предназначение буддизма: "Защищать государство, помогать народу". Это -одна из главных установок официального буддизма сегодня.
Выступавшие на торжественном заседании, посвященном юбилею, говорили о том положительном влиянии, которое буддизм за 2000 лет оказал на национальную идеологию Китая, его философию, этику, литературу и искусство, а также на нравы и обычаи людей. Выступавшие выразили также надежду, что буддисты будут непрерывно развивать добрые традиции, с тем чтобы в XXI веке буддизм внес еще больший вклад в созидание социалистической культуры.
Распространение и исповедание буддизма в Китае выходит далеко за рамки чисто религиозного явления. С буддизмом прямо или косвенно связано появление новых элементов в китайской культуре: в литературе, языке, философии, архитектуре, скульптуре, живописи и т.д. Вклад буддизма в литературу Китая выразился в появлении литературного жанра "бянь вэнь" или историй о чудесных событиях. По форме "бянь вэнь" были прозаическими или поэтическими произведениями, написанными в манере буддийских сутр.
Буддийские пещерные храмы и скульптуры Юнгана, Лунмэна,
стр. 63
Дунхуана и Майцзишаня -национальные сокровища Китая и в наши дни. Древние буддийские скульптуры зачислены в разряд памятников мировой культуры. Среди них - гигантское лешаньское изваяние Будды (провинция Сычуань). Это самая большая в мире статуя Будды после той, что была в Бамиане (Афганистан). Работы по восстановлению Лешаньского Будды финансировали итальянское правительство и Всемирный Банк - он предоставил беспроцентный займ.
Буддизм и в наши дни вдохновляет творческий поиск народных умельцев. В 2001 году серебряную медаль на фестивале китайского искусства и ремесел получил Лин Цингуан за вырезанную из дерева скульптуру "Солнце, луна и бодхисатва Гуаньинь". Получая награду, умелец сказал: "Для меня бодхисатва - первая женщина, которая, будучи человеком, потом стала божеством".
Буддизм и по сей день играет значительную роль в повседневной жизни населения Китая. Ответа на волнующие вопросы, помощи, которой не получить в казенных учреждениях, люди ищут в буддийских храмах. Буддийским священнослужителям доверяют свои сокровенные помыслы, испрашивают благословения.
Для тибетцев ламаизм (одна из ветвей буддизма) традиционно определяет образ жизни.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Созданная в 1953 году КБ А призвана была "объединить всех последователей буддизма под руководством народной республики, чтобы демонстрировать свою любовь к отечеству и защищать мир во всем мире". Главные направления деятельности КБА, как заявляли партийные и государственные функционеры, заключались в следующем: служить в качестве моста между последователями буддизма и правительством; обучать буддийский персонал; содействовать буддийской культурной деятельности; поощрять международное буддийское сотрудничество.
КБА неизменно выступает как проводник политических установок ЦК КПК и правительства среди буддистов. Так, например, постановление КБА от 9 марта 1963 года гласило: "После глубокого изучения сообщения о работе 10-го пленума ЦК КПК 8-го созыва необходимо осуществлять социалистическое воспитание верующих, поставив в центр социалистический патриотизм и соблюдение политических законов и декретов правительства. Повышая собственные знания, под сенью трех красных знамен (три красных знамени - генеральная линия КПК, народная коммуна, "большой скачок". - В. К.) активно участвовать в социалистическом строительстве".
Китайская буддийская ассоциация, рассказывает один из руководителей КБА преподобный Ю Сян, являясь общенациональной организацией исповедующих буддизм, в то же время считает своей задачей успешное решение экономических и политических проблем, стоящих перед страной. Ассоциация призывает верующих участвовать в общественной жизни и хозяйственной деятельности. КБА призвана содействовать единству народа, сплочению граждан КНР и соотечественников, проживающих за рубежом. Среди многонационального населения Китая 10 национальных меньшинств исповедуют буддизм. С учетом этого обстоятельства КБА способствует по религиозной линии сплочению нации.
"Такие морально-этические заповеди буддизма, - продолжает Ю. Сян, - как то: не убий живое существо, не бери чужого - призваны помогать оздоровлению психологического климата, способствовать поддержанию стабильности в обществе". Буддизм оказал влияние на литературу, искусство, философию. Отсюда, акцентировал Ю Сян, развитие культурного наследия буддизма с учетом требований дня - важный вопрос в деятельности КБА. В изучении буддийской культуры важны международные научные контакты. "И нам приятно, что мы имеем таковые, в частности, с Санкт-Петербургским отделением Института востоковедения РАН. Как и мы, там изучали Дуньхуан, известный памятник буддийской культуры", - отмечал он.
У буддологов из Академии общественных наук провинции Юньнань плодотворные творческие контакты с японскими коллегами.
В КНР есть сеть буддийских учебных заведений, в том числе и высших. На местах функционируют богословские учебные заведения, филиалы Академии китайского буддизма, находящиеся в ведении местных Буддийских ассоциаций и управлений по делам религии.
Все основные секты буддизма, существующие в Китае, имеют богословские учреждения. Известное участие в их содержании принимает государство. "Буддийское образование, - говорил в 1998 году Чжао Пучу, - никогда не получало такой поддержки от правительства, как сегодня".
Не так давно были сооружены новые помещения в Академии китайского буддизма (АКБ) в Пекине. Стоимость работ составила 1,3 миллиона долларов. Средства были собраны монахами и верующими в стране и за рубежом.
Основная установка в учебно-воспитательном процессе в КБА -воспитание образованных людей,
стр. 64
серьезно работающих над собой и "любящих государство, любящих религию", распространяющих веру и приносящих пользу людям. Конкретно речь идет о подготовке кадров в области буддологических исследований, вероучителей, управляющих монастырями и функционеров в сфере международных буддийских контактов.
Специфика "тибетского вопроса" предопределила задачи Академии китайского тибетского буддизма (монастырь Хуан сы, Пекин). Ориентиры этого учебного заведения - защищать единство отечества, укреплять национальное единство, распространять тибетский буддизм. Конкретно задачи заключаются в следующем: в политической сфере воспитывать кадры высшей квалификации, которые поддерживают руководство КПК, горячо любят отечество, идут по социалистическому пути; в религиозной сфере - готовить духовенство высокого ранга. Задачи обучения в том, чтобы воспитывать кадры исследователей тибетского буддизма, работников в области международных буддологических контактов и управленцев для монастырей.
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
КБА имеет свое печатное издание - ежемесячник "Фа инь" ("Голос дхармы"). На его страницах освещается широкий спектр вопросов - от чисто богословских до бытовых. В частности, "Фа инь" популяризирует благотворительные акции со стороны мирян-буддистов. Так, в одном из последних номеров журнала сообщалось о том, что общество светских буддистов города Чжанцзян оказало материальную помощь нуждающимся семьям. Назывались и конкретные имена жертвователей.
"Фа инь" регулярно публикует списки активных подписчиков с указанием конкретной суммы, которую каждый из них внес на счет журнала. Это, с одной стороны, свидетельство связей журнала с читателями, а с другой, - создает определенную репутацию таких подписчиков среди населения: они, выходит, и материально способствуют распространению буддизма в обществе.
В свет вышло более 200 номеров ежемесячника "Фа инь". В статье, посвященной этому юбилею, заместитель председателя КБА преподобный Цзин Хуэй, говорит о задачах, на которых сосредоточит свои усилия журнал.
Он и далее намерен информировать общественность в стране и за рубежом о деятельности КБА, наставлять единоверцев в стране и соотечественников за рубежом, учить их любви к родине, любви к религии.
Специально буддологическими изысканиями занимается Центр по изучению культуры китайского буддизма. Он издает периодические издания "Фосюе яньцзю" ("Буддологические исследования") и "Фоцзяо вэньхуа" ("Буддийская культура").
Даже при беглом взгляде на разложенные на столах и полках книги, брошюры, а также на снимки, развешенные по стенам, мысленно представляешь, сколько нужно знать, чтобы квалифицированно выполнять свое дело, сколь разносторонняя деятельность редакции. "Да, это так", - соглашается улыбчивый Хэ Юнь, ответственный сотрудник редакции.
За стеклянной крышкой шкафа - множество конвертов с разноцветными марками. "У вас, как вижу, большая переписка?" "Да, -говорит Хэ Юнь, - это только малая часть из той почты, что мы получаем. Нам пишут со всех концов страны и из-за рубежа. Мы будем рады сотрудничать и с россиянами". И вот своего рода подтверждение тому. В одном из выпусков "Фосюе яньзцю" воспроизведены портреты ведущих буддологов разных стран мира. Среди них - российский ученый из Санкт-Петербурга Е. А. Торчинов.
С начала основания и по сей день КБА действует в тесном взаимодействии и под руководством партийно-государственного аппарата КНР, проводя его политическую линию. Наглядно это проявляется в участии административных функционеров в работе съездов КБА, заседаниях ее правления. Действуя в целом в соответствии с установками партийно-государственного руководства КНР, высокопоставленные функционеры КБА в свою очередь отмечают, что как в жизни буддийской общины, так и в обществе не должно быть места одностороннему диктату, монополии на истину. Вот суждения, которые излагает на страницах "Фа инь" один из руководителей КБА.
"Нынешняя жизнь говорит нам: "Последствия ошибок в руководстве в вопросах веры крайне серьезны". Например, когда мы в пропаганде делаем крайний акцент на какой-то секте, если выпячиваем ее, тогда трудно избежать того, что обнаружатся ошибки в области руководства верой. Исходя из этого, в общественной жизни важное место занимает плюрализм, он же наличествует в культурной идеологии. Очень важно обрести дух снисходительности, уважительности и стремления к совместному существованию руководящих начал".
Буддийский феномен в повседневной жизни китайского населения - отнюдь не однозначное явление. Здесь тоже есть проблемы, в том числе чисто бытового порядка. Как рассказали в Центре по изучению религий при Государственном Совете КНР, есть случаи неоправданного обогащения отдельных буддийских священников, которые берут непомерно большие деньги за выполнение тех или иных обрядов. Более того, отказываются от их исполнений, если им не заплатят требуемую сумму.
В последнее время КБА активизировала свои усилия в решении такой глобальной проблемы, как охрана окружающей среды.
Коренная заповедь буддизма - сохрани все живое - претворяется в активной деятельности КБА на экологическом поприще. 25 - 27 августа 2001 года в священных для буддистов горах Путошань (провинция Чжэцзян) КБА провела семинар для молодых священнослужителей на тему "Буддизм и защита окружающей среды". Буддийская идеология, прозвучало на семинаре, являет собой глубокую связь рода человеческого с естественной средой и существованием, а такие заповеди, как "не убий", "ешь постную пищу", "отпусти на волю" (живность из клетки) есть идейная основа защиты окружающей среды.
Буддийское духовенство конкретно участвует во многих общегосударственных и региональных экологических мероприятиях. Вероучители показывают личный пример, неизменно сажая как минимум одно дерево в "День посадки деревьев", который ежегодно проводится в Китае. КБА вообще придает очень важное значение посадке деревьев и разведению лесов, озеленению земли. Ежегодно ее члены высаживают большое число деревьев в окрестностях Пекина. В апреле 2001 года сотрудники КБА совместно с буддистами Республики Корея, Японии, Китая провели посадки леса в провинции Аньхуэй.
Буддизм, будучи одной из мировых религий, выступает как
стр. 65
средство укрепления взаимосвязей КНР с внешним миром. КБА взаимодействует с правительством в проведении внешнеполитических установок государства. В частности, КБА, как и государственное руководство КНР, решительно осуждает вмешательство извне во внутренние дела страны под предлогом защиты прав человека. Выступая на международном семинаре по религиям Китая, заместитель председателя КБА "живой будда" Жамьян заявил, что некоторые государства используют свободу вероисповедания как предлог для разжигания сепаратизма в других странах. Эти действия направлены против мировых религий.
Представители буддийской общины КНР разъясняли международной общественности правомерность решения китайских властей запретить секту "Фалунь гун". Буддийский наставник Шэн Хуэй, член религиозной делегации доброй воли, заявил в Лос-Анджелесе, что китайские религиозные общины поддерживают решение правительства КНР запретить секту "Фалунь гун".
КБА - член Всемирной буддийской федерации. Председатель КБА Чжао Пучу избран ее вице-президентом. Упрочению разнообразных контактов между КНР и другими государствами, где есть буддийские оощины, служат периодически проводимые там демонстрации буддийских реликвий, хранящихся в Китае. Кость пальца Шакьямуни, находящаяся в КНР, экспонировалась в 1994 году в Таиланде. Зуб Шакьямуни дважды - в 1994-м и в 1996 годах совершал путешествие в Мьянму, где ему поклонялись местные буддисты.
КОНТАКТЫ С ЗАРУБЕЖНЫМИ БУДДИСТАМИ
Среди внешнеполитических инициатив КБА последних лет особого упоминания заслуживает начинание "Сплести золотые узы, связывающие буддистов Китая, Кореи и Японии". С таким предложением выступил председатель КБА Чжао Пучу на "Первой конференции дружеских контактов буддистов Китая, Кореи и Японии". Инициатива Чжао Пучу объективно имела целью направить коллективные усилия буддистов трех стран как на решение глобальных общечеловеческих проблем, так и социальных проблем регионального масштаба.
Буддийская культура, считают руководители КБА, служит важным связующим звеном между Китаем, Кореей и Японией именно в духовном плане. Морально- этические заповеди буддизма одинаково призваны определять социальное поведение буддистов Китая, Кореи и Японии. В условиях деградации существующих политических систем религия предстает как универсальная, пропитанная духом гуманизма идеология, призванная объединить и примирить социальные группы с различными, а то и противоположными интересами. И в этом отношении буддизм выступает не только как внеклассовая идеология, но и как идеология, способная нивелировать национальные интересы разных стран, предупреждать и гасить конфликты. Буддизм, "сплетая золотые узы", выступает как способ наведения мостов между странами с различным государственным строем, с несхожим социально-экономическим укладом, как средство преодоления обид и недоверия, порожденных прошлым.
Инициатива Чжао Пучу нашла поддержку у руководства буддистов Кореи и Японии.
С 25 июня по 6 июля 2001 года с визитом в России по приглашению Традиционной буддийской сангхи России (ТБСР) побывала делегация буддистов КНР во главе с живым буддой Дань Чжуном из Академии китайского тибетского буддизма. Китайские буддисты посетили храмы в Бурятской республике, буддийское учебное заведение в Улан-Удэ, в Агинском национальном округе. От имени КБА Дань Чжун преподнес ТБСР каноны "Ганьчжур" и "Даньчжур". В информации об этом визите на страницах "Фа инь" говорилось, что он способствовал взаимопониманию буддистов двух государств, укрепил взаимное доверие и внес вклад в дальнейшее развитие дружеских связей между ними.
Буддисты КНР демонстрируют свою причастность к вопросам, волнующим международную буддийскую общественность. И руководство КБА, и простые миряне выразили свое возмущение вандализмом талибов, разрушивших в Бамиане изваяния Будды. Народные умельцы решили собственными силами изготовить в Китае копии бамианских скульптур.
Жизнь внесла много нового в традиционный быт буддийского монастыря. С одной стороны, налицо неизменные уставные требования: бритая голова у монаха и монашки, постная пища в трапезной. С другой - стенгазета, видео- и аудиотехника в учебных аудиториях.
Молитвы теперь не единственное занятие монахов и монашек, ныне они трудятся на земле, занимаются различными промыслами. Рыночные отношения наглядно проявляют себя и в том, что в некоторых монастырях туристам и экскурсантам за вход нужно платить, то есть покупать билет как на выставку или в музей.
Повысился гражданский статус буддийских иерархов. Они в числе других избранников народа заседают в представительных учреждениях. Так, живой будда Пагбала Гелег Намжал, заместитель председателя КБА, был избран заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.
* * *
...В Китае повсеместно в обителях Будд и в конце дня, и на исходе ночи беззвучно и в полный голос возносятся молитвы и славословия.
...После полудня в монастыре Фа юань сы в Пекине... Вот модно одетая девушка зажигает пучок курительных палочек у изваяния Будды. А через какое-то время она же в храмине Гуаньнинь, о чем-то, молитвенно сложив руки, его просит.
...Женский монастырь Чунфусы в окрестностях города Фучжоу. Звукам, напоминающим уханье барабана и приглушенное гудение колокола, вторят женские голоса: "А...а...а...а..." - Время вечерней молитвы - 16 часов. Монашки заполняют молитвенный зал. Сюда они вновь придут в четыре часа утра. И так изо дня в день.
Но монахи и монашки не только молятся - они и учатся тоже. Нашу беседу с молодой монашкой во дворе буддийской семинарии в городе Хайчэн (провинция Ляонин) прерывает приглушенный удар гонга: "Извините, мне пора на занятия". И она присоединилась к стайке наголо бритых девушек в коричневом одеянии, направляющихся в учебный класс.
И все это - тоже свидетельства того, что буддизм органично вошел в жизнь китайского общества, играя в нем свою особую роль показателя душевного здоровья и духовного богатства великой нации Востока.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |