ВОПРОСЫ:
1. Правовое регулирование обороны Российской Федерации.
2. Правовые основы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Роль офицеров органов военного управления в повышении качества правового воспитания военнослужащих.
Уровень обороноспособности страны во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил, права и обязанности государственных органов и граждан в сфере обороны, порядок применения Вооруженных Сил и т.д. Особую актуальность эти проблемы приобретают в условиях реформирования военной организации общества.
1
Основой нормативной базы обороны страны является Конституция Российской Федерации. Она содержит основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции определяет, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носят общегосударственный характер, что возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества. Так, согласно статье 59 Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В Конституции оговаривается, что гражданин, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной службой.
Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными Силами Российской Федерации, основанное на принципе единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию вышеперечисленных органов и Президента входят рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.
Вторым по значимости после Конституции Российской Федерации законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является Федеральный закон "Об обороне". В нем определены основы и организация обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, говорится об их ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также содержатся другие нормы, касающиеся обороны страны.
Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются также Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел. Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Федеральный закон "Об обороне" определяет задачи, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 данного Закона Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Федеральным законом "Об обороне" определены основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г., Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны.
Федеральным законом "Об обороне" определены понятия и порядок введения состояния войны, военного положения, мобилизации.
Законом установлено, что деятельность политических партий, а также их структур в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях не допускается. Установлен запрет на ведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Запрещено использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.
Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными из которых являются:
- Федеральный закон "О статусе военнослужащих", определяющий в соответствии с Конституцией Российской Федерации права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
- Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.
Суть реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в приведении их в соответствие с военно-политическими реалиями и экономическими возможностями государства, в качественном повышении боевой готовности и боеспособности войск и сил флота за счет оптимизации их структуры, состава и численности, подъема уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, укрепления социального статуса военнослужащих.
Деятельность по реализации этих задач может быть эффективной лишь в том случае, когда будет иметь под собой соответствующую правовую основу, т.е. определенную совокупность правовых норм, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами, определяющих замысел и основные принципы военной реформы, задачи, основные направления, сроки проведения мероприятий по реформированию военной организации общества, а также полномочия, обязанности и ответственность органов и должностных лиц за их реализацию.
Проблемы и задачи военной реформы в Российской Федерации весьма многообразны. Наиболее полно они отражены в утвержденных Указом Президента Российской Федерации "Основах (концепции) государственной политики по военному строительству в России на период до 2005 г.".
Концепция военного строительства исходит из того, что крупномасштабные войны против России маловероятны. Вместе с тем подчеркивается, что предметом особого внимания в деле военного строительства являются локальные войны и конфликты, особенно по периметру границ Российской Федерации и СНГ. В этих случаях от Российской Федерации могут потребоваться решительные и бескомпромиссные действия. Россия утверждает свое право отстаивать свою государственность, в том числе и военными средствами. Сохранение ядерного потенциала представляется как мера сдерживания любого потенциального агрессора.
В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности изменяется и структура Вооруженных Сил. Намечено сокращение числа ведомств, имеющих воинские формирования, усиление роли Генерального штаба в укреплении обороноспособности страны, четкое определение системы мобилизационной готовности, а также системы тылового и технического обеспечения всех силовых структур.
Концепция нацелена также на то, чтобы покончить с организационной разобщенностью силовых структур. Но при этом они сохраняют свою самостоятельность в решении тех задач, которые" определены им законами. Устанавливается единая система военно-административного деления территории Российской Федерации на стратегические направления. Данная реорганизация позволит силовым ведомствам полнее использовать военную инфраструктуру и избежать распыления усилий. Нормативное закрепление указанное положение Концепции получило в Указах Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. "О военно-административном делении Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации".
Намечаемые Концепцией преобразования предусматривается осуществить в два этапа - до 2001 года и далее. На первом этапе Вооруженные Силы закончат переход к четырехвидовой структуре, а на втором - к трехвидовой.
Практическая реализация положений данного документа, определяющего направления военной реформы, осуществляется на основе оперативных нормативных актов - указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказов министра обороны Российской Федерации, руководителей других силовых ведомств. Взятые в единстве и совокупности указанные нормативно-правовые акты составляют правовую базу военной реформы в Российской Федерации.
Президентом, Правительством Российской Федерации издан ряд важных нормативных актов, направленных на реализацию первоочередных задач военной реформы.
Важное значение имеет Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры".
В данном Указе определены меры по изменению организационной структуры Вооруженных Сил, сокращению их численности. Подчеркнуто, что целью данных мер является приведение военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны в ходе осуществления первоочередных мер по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обороне".
Указом установлена штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 января 1999 года 1,2 млн. человек.
Во исполнение данного Указа в 1997 - 1999 гг. осуществлены следующие мероприятия:
- Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск противовоздушной обороны преобразованы в вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения;
- Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны преобразованы в единый вид Вооруженных Сил - Военно-Воздушные Силы;
- управление главнокомандующего Сухопутными войсками реорганизовано в Главное управление Сухопутных войск;
- военным округам придан статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований Вооруженных Сил Российской Федерации на соответствующих стратегических направлениях.
На совершенствование нормативно-правовой базы военной реформы в Российской Федерации направлены также разработка и принятие постановлений Правительства Российской Федерации по реализации Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 г. и от 19 октября 1998 г. утверждены План мероприятий по реализации Федерального закона "О статусе военнослужащих" и План подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации с целью реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Ими предусмотрена разработка около 60 нормативных правовых актов. К настоящему времени около 50 процентов постановлений Правительства Российской Федерации, определенных планами, уже приняты и вступили в действие.
Таким образом, в текущем году Президентом, Правительством Российской Федерации издан ряд взаимосвязанных нормативно- правовых актов, которые в комплексе с актами, принятыми ранее, составляют правовую основу начавшемуся процессу реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы военной реформы продолжается.
3
Реализация задач военной реформы во многом зависит от уровня правовой культуры военнослужащих. В связи с этим работа по повышению эффективности правового воспитания и правового обучения подчиненных становится важнейшим направлением деятельности каждого командира (начальника).
Сущность, основные направления и задачи правового воспитания военнослужащих определены в Концепции правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной министром обороны Российской Федерации 15 апреля 1998 г.
Вопросы организации правового обучения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации изложены в приказе министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1999 г. N 333. Он требует от командиров (начальников):
- считать правовое обучение составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах, совершенствования правовых знаний военнослужащих и гражданского персонала;
- принять меры по обеспечению воинских частей и подразделений необходимым количеством нормативных правовых актов, справочной литературой, подпиской на периодические издания по правовой тематике;
- создать в Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей уголки военного законодательства, в которых должны содержаться нормативные правовые акты, необходимые для изучения правовых минимумов.
Рассматриваемым приказом министра обороны утверждена Инструкция о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации, которая определяет цели, задачи, организацию и основные формы правового обучения в Вооруженных Силах.
Правовое обучение - это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала, направленных на усвоение всеми составами военнослужащих и гражданского персонала установленного правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания.
Организация правового обучения включает:
- анализ состояния правового обучения и правового воспитания в воинской части, выработку направлений дальнейшей работы и разработку программ для проведения занятий;
Ориентир, 1999, N 6, с. 52 - 54.
- изучение нормативных правовых актов;
- разработку и утверждение планов правовой подготовки и правового воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;
- осуществление контроля за проведением мероприятий правового обучения.
В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов директивой министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. N Д-6 установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты.
Офицеры, прапорщики, мичманы один раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму. Военнослужащие, не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности.
Зачет по правовому минимуму включает два этапа:
- проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;
- решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны и норм международного гуманитарного права.
Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.
С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом не реже одного раза в год проводится контрольное собеседование. в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.
Приказ министра обороны 1999 г. N 333 устанавливает две формы правового обучения: обязательную и факультативную.
Обязательное правовое обучение проводится:
- с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки;
- с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в системе общественно-государственной подготовки;
- с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.
Факультативно правовое обучение проводится:
- с офицерами - на курсах подготовки и повышения квалификации при учебных заведениях Министерства обороны, плановых правовых информированиях, лекциях и беседах по правовым вопросам с привлечением военных юристов;
- с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, а также проходящими военную службу по призыву, гражданским персоналом - в рамках лекториев правовых знаний, единых дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов и других мероприятий правового характера.
Организация правового обучения и непосредственное руководство им возлагается на командиров (начальников) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Высокоэффективная, всеобъемлющая нормативно-правовая база обороны страны и реформирования Вооруженных Сил, помноженная на сознательность, высокую правовую культуру, дисциплинированность личного состава, являются той основой, на которой будет создан новый облик Вооруженных Сил Российской Федерации - армии XXI века.
Новые публикации: |
Популярные у читателей:![]() ![]() |
Новинки из других стран:
ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза КУЗНЕЦОВ"▲
17/03/2025
Военные границы Южного округа столицы▲
17/03/2025
|
![]() |
Контакты редакции |
О проекте · Новости · Реклама |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |