Libmonster ID: KZ-2690

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА. ПИСЬМО М.М. БЕРЕЗОВСКОГО Д.А. КЛЕМЕНЦУ ИЗ ФОНДОВ СПФ АРАН*

Вступ. ст. и коммснт. М. Д. БУХАРИНА

Фонды Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук, как и архивные собрания других российских научных учреждений, хранят немало документов, проливающих свет на историю изучения Восточного (Китайского) Туркестана в конце XIX начале XX в. Полевые дневники, карты, планы, рукописи, переписка, различные официальные документы целого ряда значимых представителей российского востоковедения остаются неизданными. Среди тех, чьи труды наименее известны читателю и нуждаются в скорейшем введении в научный оборот, следует назвать Михаила Михайловича Березовского (1848-1912) крупного зоолога и археолога-искусствоведа. Действительно, неизданное научное наследие Березовского лишь недавно стало вводиться в оборот [Воробьева-Десятовская, 2012, с. 176 182]. Однако его фонд из Архива востоковедов ИВР РАН все еще ожидает тщательного исследования: статьи и дневники Березовского содержат важнейшую информацию по археологическому и искусствоведческому изучению округи оазиса Куча в 1905 1907 гг.

Сам Березовский относился к написанию статей и отчетов как к каторжной работе, тем интереснее обнаружить документ, имеющий высокую научную ценность, составленный в форме письма к коллеге-археологу. Речь идет о письме М.М. Березовского к Дмитрию Александровичу Клеменцу (1847-1914) исследователю Сибири и Центральной Азии, организатору одной из первых экспедиций в Турфан в 1899 г., хранящемся в фонде С.Ф. Ольденбурга СПФ АРАН (Ф. 208, on. 3, ед. хр. 718, л. 1 боб.). В нем Березовский реконструирует технику изготовления декора буддийских пещерных храмов: глиняных, гипсовых, деревянных и каменных фигур, а также рельефных изображений. Попутно он дает оценку ходу археологических работ в Центральной Азии, в частности взаимоотношениям с Альбертом Грюнведелем руководителем Третьей Прусской Турфанской экспедиции, с которым М.М. Березовский вступил в конфликт из-за несоблюдения немецкой стороной условий раздела территорий раскопок, а также современной ему политической ситуации в России.

В публикации сохранена пунктуация и орфография оригинала. В правом верхнем углу первой страницы сохранилась приписка простым карандашом "Д.А. Клеменцу М.М. Березовский", сделанная, вероятно, рукой С. Ф. Ольденбурга.

Ключевые слова: архивные собрания, Восточный Туркестан, буддизм, пещерные храмы, археология, востоковедение.

М.М. БЕРЕЗОВСКИЙ - Д.А. КЛЕМЕНЦУ

"18/31 окт[ября]. Куча. 1906 [г.]

Дорогой Дмитрий Александрович,

Повинную голову и меч не сечет. Надеюсь и я на Ваше снисхождение, потому что до сих пор не написал ни строчки. Больно уже писака-то я неважный, и письма для меня вроде каторжной работы. Сам я терплю от этого вдвойне: мной недовольны, и мне не пишут. От друзей я получил

* Публикация подготовлена в рамках работы над проектом РГНФ "Становление и развитие российского востоковедения в свете новых документов из архивных собраний РАН и РГБ" (№ 12-01-00097); искренне благодарю директора Санкт-Петербургского филиала архива РАН л.и.н. И.В. Тункину за оказанное содействие в работе.

стр. 138


Рис. 1

за все время всего три письма и то лишь с месяц назад. Это в порядке вещей. Но меня удивляет молчание С[ергея] Федоровича]1, которому худо ли хорошо, а я писал.

О том, что делал летом, Вы, конечно, знаете от С[ергея] Ф[едоровича], да и Николай2, вероятно, побывал у Вас. По отъезде его рассчитывал на время бросить минг-уи и заняться другим. Вместо того попал в Кизыл. Услыхал я о существовании, в Байском округе, минг-уя с прекрасно будто бы сохранившимися фресками. Бай на большой дороге - знатных иностранцев шляется много. Того и гляди, уволокут их из-под носу, и не узнаешь! И отправился я на розыски. Минг-уев разыскал я не один, а два, - но совершенно без фресок и в таком жалком состоянии сохранности, что даже и фотографии не взял ни одной - нечего снимать. Один из них - к С[евсро-] В[остоку] от Бая, на Карасу, в том месте, где на сорокаверстной карте стоит Лапар (это д[еревня] Лапа). Другой - к Ю[го-]3[апада] от Юая, близ д[еревни] Ок-баш. В последний я-таки опоздал! За неделю или за 10 дней до меня здесь побывал Авган-аксакал, как называют неофициального английского агента, повернул один день и - увез 7 книг и два мешка отрывков и листков. Я перекопал еще раз эту пещерку3 и набрал целую корзинку мелких кусочков. Но цельных листков и крупных лоскутков - всего с десяток, случайно уцелевших в яме на полу. Книг в этой пещере первоначально было, по-видимому, много, - может, с сотню или больше. Но с течением времени кладоискатели изрубили их, мало по малу, кетменями в окрошку. Другие пещеры все перепробовал, но в них - шаром покати.

Не солоно хлебавши в байских минг-уях, я, на обратном пути, заехал и в Кизыльский. Здесь опять подновилось скверное чувство к сантиментальной немецкой каналье, так ловко натянувшей нос друзьям русским. Хоть Грюнведель и писал, что им "оставлены многие самолучшие пещеры невредимыми"4, но это не так. Минг-уй, можно сказать, вывернут немцами наизнанку. Так, как это можно сделать, работая почти три месяца, с 15—20ю рабочими ежедневно.

Возможны, конечно, кое-какие находки и теперь, но это дело чистого случая. Я воспользовался кое-какой дребеденью: несколькими листочками книг (на Камышевых или пальмовых

стр. 139
листьях), бляшками, бусками, монетками, обломками деревянной резьбы и т.п. Самая крупная находка это с десяток гипсовых форм для формовки фигур и орнамента. Но немцы в этом не виноваты! Я наткнулся на них в таком месте, где и ожидать ничего было нельзя и где я поставил моих 2х рабочих, прямо не зная, куда их деть. Из форм - три головы (скорее, лица) в натуральную величину, одна даже с торсом. Одна форма цельная, - другие две разбиты на куски, но их можно восстановить. Остальные формы - для формовки орнамента и деталей фигур: складок одежды, ушей, кистей рук и ступней ног.

Из Кизыла я привез 60 негативов. Очень мало. Дело в том, что в некоторые пещеры, с опасным доступом, я не лазил из страха, чувствуя себя не совсем хорошо. Надо съездить и доснять.

Кизыльский минг-уй один из самых интересных во всех отношениях. И по количеству пещер, и по разнообразию их архитектурных типов, и по фрескам, и даже по сохранности, увы, до немцев! О типах пещер писать не стану, - это длинная канитель. Упомяну лишь о двух вещах, очень характерных для Кизыла. Здесь много пещер, игравших, по-видимому, роль монастырских служб, т.е. складов и т.п. Между ними некоторые пещерки, большей частью полуразрушенные, имеют, около одной из стен, 2 или 3 ящика, высеченных в полу, вместимостью около кубического аршина или больше. Видно, что они были с крышками. Первое впечатление, что это закрома для хлеба. Действительно, в одном ящике, в ямке дна, мой человек нашел несколько щепоток просо. Может быть, монастырь имел здесь свои пашни. Забака между обрывом, в котором минг-уй, и рекой, орошена двумя ключами, и в настоящее время кизыльские крестьяне имеют здесь пашни. Земля хорошая, и ее, по-видимому, десятин 20-30.

Другая особенность минг-уя, это одна пещера, подобной которой не видел нигде. Она расположена в коротеньком ущельице или промоине, всего шагах в 50 от главного фасада минг-уя, где находятся самые крупные пещеры. Вход в нее - как у естественной пещеры, но далее идет узкий, шага в 2, проход, высеченный вглубь скалы шагов на 10 или 12. Проход кончается обрывом в большой ящик или комнату, тоже высеченную в скале, правильной формы, сажени три в квадрате и сажени в две глубиной. По бокам прохода - такие же ящики, немного поменьше, по 2 с каждой стороны. В мраке пещеры рискуешь оборваться в них, т.к. они не отделены ничем. Бросая зажженные листки бумаги, можно было видеть, что на днах ящиков валяется много человеческих костей. По-видимому, это была тюрьма. Тюрьма-могила, из которой, вероятно, уже не было возврата.

Кто же и кого гноил в этих ужасных ящиках? В моем представлении они невольно ассоциируются с закромами. Кто наполнил последние, тот же, вероятно, гнил и в первых. Та божья скотинка, которая на всем протяжении истории строила пирамиды, замки, ступы, высекала пещеры и при этом всегда пахала пашню и гнила в тюрьмах5. Не надо заглядывать в кухню, чтобы не отшибло аппетита. Идеализаторам буддизма не советую осматривать кизыльские застенки. А идеализировать прошлое, осматривая минг-уи, легко. Все даже наталкивает на это. Культ представляется ясным и человечным. На фресках - только малая примесь даже сверхъестественного элемента в виде многоруких и многоголовых божеств, и - полное отсутствие той кошмарной чудовищной чертовщины, соединенной притом с порнографией, которой пропитан современный ламаизм. Храмы уютные, чистенькие пещеры, на настолько большие, чтобы гнести размером человека, в которых притом все свет и блеск. Они увешаны бесчисленными флажками из скромной бумажной материи, но ярких цветов приношение бедноты, и украшены великолепными шелковыми знаменами приношение знати. В этих хорошеньких храмах блестящие князья и княгини (между ними были и равноапостольные) благоговейно приносили приношения Будде под руководством монахов. Сами монахи в их маленьких пещерках - кельях с каминчиком, представляются не аскетами и фанатиками с изможденной плотью и горящими глазами, а уравновешенными жизнерадостными сливками человечества, любителями искусства, просвещения, книг. Эта картина, которую рисует воображение, невольно заволакивает поэтической дымкой прошлое, оттененное жалкой прозой настоящего с его халатниками и несложной мусульманской культурой. Эту последнюю можно, пожалуй, характеризовать в таких прецептах: отдуваться и рыгать на[нрзб.]вшись полау[?] и вздыхать затем со словами "алла керим"; ссать на корточках; срать - упершись носами в стену, и ... носить калоши.

Лет 10 15 назад мингуи, говорят, были еще полным фигурами. Теперь от них остались жалкие обломки, да и тех мало. Много увезли японцы, а окончательно подчистили немцы.

Рельефные изображения играли в украшении минг-уев первенствующую роль. В самой бедной, маленькой бутхане находилась хотя одна фигурка, на самом видном месте, в нише на передней стороне столба. В больших же пещерах-храмах (соборах, как я зову) стены были украшены

стр. 140
крупными лепными фигурами, по нескольку с каждой стороны. Фресками же - только потолок и своды. Задняя комната и боковые проходы были полны меньших размеров полустатуэтками, а стены их покрыты лепным орнаментом. Художественный талант и вкус местных художников должны были выражаться, главным образом, в лепке. В их произведениях заключался не только художественный, но, может быть, и не малый архео- этнографический интерес. Сужу по тем скудным остаткам, что попали мне в руки.

Я поживился только в кизыль-каргинском минг-уе и то в одной лишь пещере. Она также копана-перекопана, и в ней все изрублено кетменями, но ученые исследования ее не коснулись: сохранилась масса обломков. Я воспользовался 3мя женскими (безголовыми) торсами в каких-то корсажах и туниках; четырьмя головками (обломками) в 1/3 натуральной величины и порядочным количеством мелких головок, обломками фигурок и орнамента6. Из головок в 1/3 нат[уральной] велич[ины] одна - обобщенного типа (будда?), замечательна прямо католическою елейностью выражения. Остальные три - по-видимому, этнографического или портретного характера. Одна, к сожалению, раздавленная и измятая вылитый японец. Даже косо поставленные, торчащие изо рта зубы, не редко встречающиеся у этой нации, вставлены деревянные. Другие две головки, судя по манере носить бороду и усы, принадлежат, может быть, людям одной и той же национальности. Одну я собрал из нескольких кусков, к несчастью, не хватает красы человека - носа. Зато у другой, от которой сохранилась лишь правая половина лица, нос достаточно выразителен. Вся компания (кроме японца!) мужчины хоть куда и могли бы вызвать сенсацию между дамами, появись на Невском (конечно, с носом!). Будда же, надень сутану, заставил бы вздохнуть не одну польку. К сожалению, от фигур и одежды не сохранилось ничего, кроме массы измятых обломков, разобраться в которых не представлялось никакой возможности.

Из мелочи меня особенно заинтересовали головки одного типа, которых было больше 20, и у некоторых сохранился даже торс. Это конные и пешие воины. Я собрал 23 фигуры, хотя не полные, но дающие достаточно представление. Головки - вроде наших кукол: все круглолицая безусая и безбородая молодежь. Только выражение лица серьезное, со складкой на лбу. Они оттиснуты не более как в две формы (есть слегка покрупнее и поменьше), и индивидуальность придана раскраской и поворотом. Фигуры - настоящих воинов, широкоплечие, толстовыйные, но притом тончавые, стройные. На головках шишаки. Одеты в длинные кафтаны в талию, поперечно полосатые, красное с синей и белой. На торсе, ниже груди, латы. На некоторых из них сохранились кусочки оловянных листков, которыми они были покрыты. На обеих сторонах груди и на животе круглые выпуклые щиты. Вооружение пехотинцев: сабля и лук, на левом боку; колчан со стрелами на правом. Вооружение всадников - не знаю. Может, и пики, т.к. в мусоре нашлось 3-4 маленьких деревянных наконечника. От лошадей сохранилось лишь 3-4 головки. Они трактованы немного фантастично, с почти человеческими глазами, но эффектно. Кони все с лысиной на лбу, и морды, и ко[нрзб.] были раскрашены в яркие цвета. Позы фигур очень живы. Один фехтует или же высматривает врага (средняя фигура на фотографии), другой - натягивает лук и т.п. Фигуры отделаны и раскрашены, главным образом, с одной стороны, обращенной к зрителю. У одного всадника (часть его на фотографии слева) была, по-видимому, только передняя часть коня. Вероятно, он лишь наполовину выезжал из фона, может - ворот. Некоторые фигуры (головки поменьше) также, должно быть, выдавались из фона только передней7 верхней частью тела. У них только грудь и руки, нижней же части, по-видимому, и не было. Вероятно, все фигуры были соединены в одной воинской сцене.

Здешние художники, как и в Гандхаре, были, по-видимому, по преимуществу барельфистами. Не стесненные камнем и имея под рукой такой покорный материал как лёссовая глина, они развили барельеф до лепной сцены, в которой фигуры переднего плана почти обособились до формы статуэтки.

В связи с этими маленькими находками гипсовые формы, попавшиеся в Кизыле, представили для меня порядочный интерес. Они увеличивали представление об официальном типе лепных фигур8 и иллюстрировали самую технику лепки, о которой, впрочем, можно было и догадываться.

В горах, где расположены Мингуи, да и на равнине, после дождя, когда спадет вода, по логам и оврагам образуются лужи, в некоторых происходит естественное отмучивание глины (лессовка), принесенной водой. По испарению воды остается нежная масса кирпично-красного цвета. Засыхая, она трескается на довольно крупные куски, совершенно ровные, точно отшлифованные, с слегка лишь приподнятыми краями около трещин. Эта глина и служила, по-видимому, главным отделочным материалом при лепке. Смешанная с волокном хлопчатника, она представ-

стр. 141


Рис. 2

ляет великолепный лепной материал, не скоро твердеющий, в полусыром состоянии прочный и гибкий, а при высыхании не дающий трещин9.

Фигуры лепились на остовах, сделанных из дерева, и связанной пучками соломы. Рукам и ногам придавалось должное положение, которое закреплялось перевязкой бичевкой. Весь остров прочно притягивался к стене пещеры, и по нему лепились грубо фигуры из грубого материала, как глина с гравием и соломой10. Затем фигура постепенно обвертывалась пластами (толщиной в зависимости от величины [нрзб.]нного материала), на которых предварительно оттискивались в форме складки одежды. Голова, кисти, ступни, разные аксессуары и орнамент оттискивались отдельно и затем приделывались к фигуре. Голову делали, вероятно, так: форма покрывалась слоем легкой глины толщиной около 1 сант[иметра] и меньше и, когда глина немного подсыхала, эту скорлупку вынимали из формы, укрепляли изнутри более грубым материалом, вставляли палку или насаживали на палку остова и примазывали к нему. Гипсовые формы приспособлены или украшены до материала. Вылить в них из гипса, возможно, нельзя. Он не выйдет без поломки. Но тонкий слой смешанной с хлопчатником глины, немного подсохши, при его гибкости выйдет прекрасно. Остовы фигур прикреплялись к стенам пещер, кажется, двумя способами. Либо в стене, во всю ее ширину, высекался паз, достаточно глубокий, чтобы в него совершенно утонула деревянная балка, укрепленная концами в поперечных стенах. К этой балке и притягивались остовы фигур. Либо каждая фигура прикреплялась отдельно. Для этого в стене вырубалось отверстие, вершка в два в диаметре и такой же глубины или глубже, расширяющееся внутри. В него вставлялась согнутая сырая палка, которая, разогнувшись в широкой части и высохнув, образовала прочную петлю или кольцо. К нему привязывались фигуры (рис. 2).

В Кирише, в одной пещере, сажень 5 с лишком высотой, я видел на самом верху передней стены отверстие почти такого же типа, но крупное, в 3/4 аршин в квадрате (рис. 3).

Тут была прикреплена, вероятно, колоссальная фигура. Обломки самых крупных фигур, какие встречал, это части лица, судя по которым, фигура должна была быть около 4х сажень. Вероятно, это были спящие будды, помещавшиеся, по-видимому, почти во всех крупных пещерах. В них в задней комнате, у задней стены, высечены из камня рундуки с подушкой, служившие, вероятно, постелью для таких фигур.

Каменные изображения я видел только в кумтуринском минуе в 2х, кажется, пещерах. Они составляли часть пещер, были высечены вместе с ними. Фигуры крайне грубые, служившие, может, лишь основой для другого материала. Вообще в минуях вряд ли было много каменных фигур. Здешний песчаник мало пригоден. Он через чур рыхл и часто [нрзб.]. Деревянные фигуры и резьба по дереву, наоборот, были, должно быть, обыкновенны. Слышал, что немцы увезли из Кизыла две крупных деревянных фигуры, будто бы даже позолоченных. Мне попадались лишь настолько ничтожные обломки, что нельзя составить никакого представления о целом. Тем не менее, некоторые из них вызывают жгучее сожаление, что вещи погибли. Судя по ним, в минуях были великолепные резчики. Были, должно быть, и гипсовые фигурки. Мне попадались раза два-три маленькие кусочки золоченого гипса, судя по выпуклостям, кусочки статуэток или ор-

стр. 142


Рис. 3

намента. Может, из золоченого гипса были те, сравнительно небольших размеров, изображения, что помещались в передней нише? Тогда они погибли первыми при разграблении.

Вот, я изложил почти все, что знаю о минуйских фигурах. Не много? Можно, может быть, найти кое-что в степных храмах около Тарима. Но мало надежды встретить что-либо в состоянии мало мальской сносной сохранности. Материал-то очень нежный. Климат же здесь не особенно сухой. Дожди не редки, хотя и небольшие, но случаются иногда и ливни.

До сих пор я почти исключительно таскался по минуям и пещерам и все-таки всех еще не осмотрел. Еще весной, когда был в Тачжите, я слышал о существовании минуя где-то между Тачжитом и Ок-башем. Сведения были очень неопределенны. В Ок-баше о нем никто не знал. Теперь же есть сведения довольно достоверные. Летом туда ходила партия кладоискателей в 5 человек. Им не посчастливилось. Двоих задавило насмерть, а одного искалечило обвалившейся пещерой. Вернувшихся благополучно еще не видел. Надо будет съездить. Слышал еще об минус на с[евер] от Кучи около соляных копий. Но до сих пор не мог найти человека, который там бывал. Кроме того, и по реке, между Кумтурой и Кизилом, есть в одном месте 3, а в другом 5 пещер и в нескольких местах развалины построек. Попасть туда можно только по льду реки. Кроме пещер, есть еще и подземелья. В числе негативов, присланных мною с Николаем, есть снимок маленькой ступы, находящейся к югу от д[еревни] Криш. Говорят, под ней есть большие подземные комнаты с сохранившимися будто бы фресками. Я узнал об этом только сравнительно недавно. Большую часть зимы посвящу, вероятно, Тариму. Это лучшее время года. Летом через чур жарко, а главное - невыносимо от комаров и мошки. Зимой, притом, можно забраться и подальше с [нрзб.] льда. Места, где древние городища - обыкновенно безводны. Городища, по-видимому, стояли некогда на хвостах арыков, которые подтянулись. Причина этого естественное понижение уровня рек, врезание их, не позволяющее, без крупных искусственных сооружений, иметь воду так далеко, как прежде. Играло роль также обезлюдение страны и запускание арыков. Около Кумтуры при выходе Музарт-дарьи из гор, есть еще остатки прежних арыков, по крайней мере, сажени на 2 выше теперешних. Этот вопрос очень интересен, но я его почти не касался. Думаю, однако, сделать нивелировку.

По Вашей части, музейного этнографического материала, здесь почти нет. За последние 20 лет во всем алж[нрзб.]ире произошел экономический и культурный переворот благодаря вывозу сырья, главн[ым] образом кожи и шерсти. Культуртрегерами явились андичжанцы, как здесь зовут вообще жителей Западного Туркестана. Еще 10 лет назад бабье ходило в парчовых кокошниках и расшитых шелком штанах. Теперь они сохранились, в небольших количествах, в сундуках. Я купил несколько шапок и вышивок. Курьезно, что влияние андичжанцсв сказалось даже в Ингуе. Даже порядочный [нрзб.] пришел из Андичжана. Прежде, говорят, под этим названием ели какую-то размазню. Благодаря андичжанцам Россия пользуется здесь порядочными крестьянами. Теперь, когда пишу это письмо, до меня доносятся звуки барабана. Это какой-то ташкенец приехал наживиться во время рамазана. Он поставил, недалеко от меня, мачту, сажень

стр. 143
в 10 высотой и проделывал на верху, на трапециях, сальто-мортале. На верху мачты красуются два больших русских флага с белой, синей и красной полосой.

О роспуске Государственной] Д[умы] узнал лишь из письма. Газеты (Новое время) с того же времени не приходят. Боюсь, что в России творится неладное. На мой взгляд, царское правительство сделало роковой, может, непоправимый шаг, не сговорившись с кадетами и выбрав предлогом к роспуску Г[осударственной] Д[умы] аграрный вопрос. Кадеты совсем для него неопасны. Они, наверное бы, удержали царскую власть, хотя бы только по имени и в цивильном месте. Она нужна им для борьбы с самым своим беспощадным врагом фанатизированным социализмом. Да и что такое кадетская партия? Это вся либеральная, но не социалистическая Россия. Это соль земли. Правда, в этой соли много и горечи, и кислоты, но что прикажете делать, другой у нас нет! Теперь в будущем мне мерещится диктатура, а за ней военный бунт. Ну, я что-то разбежался, простите, если что не так. Не лень, так черкните, хоть строчку. Право, я чувствую крепко потребность в каком-нибудь внешнем возбуждении, а то начну [нрзб.], если уже не начал. А это опасно. Здесь, не волнуясь, греюсь на солнышке, [нрзб.] Танталу и разбираюсь в старых подошвах, [нрзб.] даже приятно. Не заметишь, как от тебя ничего и не останется, кроме комка плесени.

Остаюсь в Куче еще на год или покуда хватит денег. У меня их около 3 т[ысяч] р[ублей]. На выезд надо оставить в тысячу. Проживаю же здесь, на месте, не более 100р[ублей] в м[еся]ц. У меня три коня и 2 человека. Одному плачу 25 р[ублей], другому 2 р[убля] 50. Содержание с квартирой обходится около 50 р[ублей].

Жижиньке[?] - книксен.

Ваш Березовский".

КОММЕНТАРИИ*

1 Имеется в виду Сергей Федорович Ольдснбург Непременный секретарь Петербургской академии наук, заместитель председателя Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении, отправившего экспедицию Березовского.

2 Имеется в виду Николай Матвеевич Березовский (3.XII.1879-1941) - двоюродный брат М.М. Березовского, выпускник Института гражданских инженеров, архитектор и художник, обычно сопровождавший его во время экспедиционных работ. В частности, им был разработан проект Буддийского дацана в Санкт-Петербурге, построенном в 1909-1915 гг. О нем см. в частности: [Андреев, 1995, с. 44-51].

3 Не храм, а келья монаха или отшельника. Они вес более или менее одного типа: узкий проход ведет в рядом расположенную квадратную комнатку с окном. У стены близ входа - камин. Потолки сводом. Он всегда закопчен дымом. Судя но некоторым пещерам, они и первоначально красили черным. Стены част выкрашены белым. В конце прохода иногда маленькая темная пещерка, должно быть чулан. В комнате бывают и нишки, обыкновенно очень низко. Может, они служили полками для вещей домашнего обихода (рис. 1).

4 Здесь Березовский цитирует письмо руководителя Первой и Третьей Прусской Турфанской экспедиции Альберта Грюнвсдсля от 21 го Мая (4 июня) 1906 г., с которым у Березовского вышел конфликт из-за несоблюдения немецкой экспедицией раздела территорий в Восточном Туркестане: "Но я оставил многие самолучшие пещеры совсем невредимыми и только списал фрески важные для меня" (СПФ АРАН, ф. 208, оп. 3, сд. хр. 720, л. 2-2об.). Об этом конфликте и публикацию переписки Грюнвсдсля и Березовского (см.: [Бухарин, 2014 (в печати)].

5 Не было ли у монастырей крепостных? Откуда взялись монгольскис шаби?

6 Обломков головок в 1/3 нат[уральной] вслич[ины] и крупнее было много, но таких мелких и измятых, что собрать что-либо, дающее представление о типе, было невозможно.

7 Зачеркнуто рукой М.М. Березовского (прим. ред. - М.Б.).

8 Фотографию не посылаю. Формы еще не починил. Да и фотография с формы не даст представления о типе. Надо будет оттиснуть. По-видимому, все чистый гандхарский тип, без примеси азиазчины.

9 Для более грубых фигур глину перемешивали и с шерстью.

10 В таком же кизыл-кapгинском минус я нашел в одной пещере фигуру аршин в 1 1/2 вынжной, вылепленную очень грубо из грубой самонной глины. Ни головы, ни кистей, ни ступней еще не было. На их местах из глины выходили длинные пучки соломы. Сзади фигуры около пояса торчали обрывки веревки, которой она была притянута к стене. Фигура валялась на полу, но, очевидно, была оторвана грабтелями минусв. Без всякого сомнения, это первая стадия лепки. Кстати. Пещера, в которой находилась эта фигура, находилась в реставрации. Это старинная пещера с потрсскавимися стенами и обваливиимися фресками. Но на стенах следы, что они очищались и замазывались. В задней комнате, в мусоре, масса связанной пучками соломы, очевидно приготовленной до лепки фигур, и ни одного кусочка старых, разбитых, как

* Комментарии 3, 5- 6, 8-10 принадлежат М.М. Березовскому.

стр. 144
в других пещерах. В том же минус есть одна пещерка, совершенно новенькая, только лишь высеченная в скале, без каких-либо следов обитаемости. Стены других двух пещер (тоже, должно быть, новеньких, уже покрытых слоем вылощенного сомона), приготовлены для раскраски. Но на них только крупные надписи, может, надписи распорядителя работ, указывающие, какие рисунки должны быть исполнены? В Кызилс же видел несколько пещер с черным контурным рисунком, но еще без кроск[?]. Следы пожаров, нередкие в пещерах, еще можно объяснить позднейшими поджогами. Но как объяснить вышеприведенные факты, кроме того, что буддизм окончательно исчез здесь внезапно, катастрофически. Но кем и когда производились эти новые постройки и реставрации? Что поделывали минуи при калмыках, при Даваци и Амурских, ведь они были, кажется, буддистами?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А.И. Об авторе проекта Буддийского храма в Петербурге // Краеведческие записки: Исследования и материалы. СПб. Вып. 3. Акрополь, 1995.

Бухарин М.Д. Новые документы к истории изучения Восточного Туркестана // Вестник древней истории. 2014 (в печати).

Воробьсва-Дссятовская М.И. М.М. Березовский как археолог: (по материалам Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН) // Вестник древней истории. 2012. № 2.

стр. 145


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ИЗУЧЕНИЯ-ВОСТОЧНОГО-ТУРКЕСТАНА-ПИСЬМО-М-М-БЕРЕЗОВСКОГО-Д-А-КЛЕМЕНЦУ-ИЗ-ФОНДОВ-СПФ-АРАН

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М.Д. БУХАРИН, К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА. ПИСЬМО М.М. БЕРЕЗОВСКОГО Д.А. КЛЕМЕНЦУ ИЗ ФОНДОВ СПФ АРАН // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 27.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ИЗУЧЕНИЯ-ВОСТОЧНОГО-ТУРКЕСТАНА-ПИСЬМО-М-М-БЕРЕЗОВСКОГО-Д-А-КЛЕМЕНЦУ-ИЗ-ФОНДОВ-СПФ-АРАН (дата обращения: 28.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М.Д. БУХАРИН:

М.Д. БУХАРИН → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
81 просмотров рейтинг
27.11.2024 (31 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Jadidism as a Paradigm in the Study of Islam in the Russian Empire
10 минут назад · от Mukhamed Sultanov
Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама
7 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Исламское право в ситуации конкуренции правовых систем: случай Северного Кавказа
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Исламская реформация: эвристическая ценность подхода
Каталог: Религиоведение 
9 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Religion and Identity in Buryatia: Competition between Orthodoxy and Buddhism in the Late Imperial Period (based on the materials of the St. Petersburg Archives)
9 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Генерал-майор ветеринарной службы запаса В.П. Ветров в должности инспектора группы инспекторов Штаба МТО Вооруженных сил РФ с 2012 года активно участвует, во всех значимых мероприятиях, проводимых по планам Министерства обороны и Штаба МТО ВС РФ. Работая в ветеринарных организациях, войсках, в высших военных учебных заведениях, полевых выходах и стратегических учениях, оказывает практическую помощь командованию воинских частей и Руководителям органов МТО в совершенствовании ветеринарно-санитарного обеспечения войск, в повышении боевой готовности войск и сил флота, военно - патриотическом воспитании военнослужащих и гражданского персонала.
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Виталий Ветров
Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга
Каталог: Религиоведение 
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov
Русский царь в нехристианских культах Российской империи
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov
Холодная война и идеологическая борьба на "религиозном фронте": о некоторых моделях советской пропаганды
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА. ПИСЬМО М.М. БЕРЕЗОВСКОГО Д.А. КЛЕМЕНЦУ ИЗ ФОНДОВ СПФ АРАН
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android