Libmonster ID: KZ-181
Автор(ы) публикации: В. И. ТИТКОВ

Дореволюционная Монголия представляла собой одну из наиболее отсталых стран азиатского континента. Господство феодально-крепостнических отношений было серьезным тормозом в развитии страны. Монгольское общество состояло из двух антагонистических классов - светских и духовных феодалов-эксплуататоров и крепостного аратства, лишенного всяких прав. В экономике страны преобладало натуральное хозяйство. Все это создавало благоприятную почву для ограбления аратов иностранным торгово- ростовщическим капиталом, в руках которого находилась фактически внутренняя и внешняя торговля. Наряду с этим иностранные колонизаторы и местные феодалы активно вовлекали в сферу своей деятельности ламаистскую церковь, которая своей реакционной идеологией оказывала пагубное влияние на сознание трудящихся. Длительное господство в стране реакционных сил - колониализма, феодализма и ламаизма, тесно сотрудничавших между собой в эксплуатации страны, привело монгольское население на грань вымирания. Социальный и политический кризис монгольского общества принял угрожающие масштабы. Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция указала монгольскому народу выход из этого кризиса.

Правительство Советской России в августе 1919 г. в своем обращении к монгольскому народу и правительству Внешней Монголии заявило об аннулировании всех кабальных договоров, соглашений и долгов, навязанных царизмом Монголии1 . В этом обращении Монголии предлагалось немедленно вступить в дипломатические отношения с Советским государством и торжественно заявлялось, что ни один иностранец не вправе вмешиваться во внутренние дела Монголии. Однако стоявшая в то время в стране у власти феодально-теократическая верхушка не торопилась с ответом на обращение, более того, она в тесном сотрудничестве с местной реакцией и ламаистской церковью пыталась ослабить влияние идей Октября и дискредитировать ленинскую миролюбивую политику Советского государства.

Под непосредственным воздействием Октябрьской революции и при интернациональной поддержке рабочего класса Советской России в Монголии в 1921 г, победила народная революция, в результате которой страна обрела свободу и независимость. Таким образом, 1921 год стал переломным в истории монгольского народа. "Монгольская народная революция, явившаяся неотъемлемой частью мирового революционного процесса, - говорится в программе Монгольской народно-революционной партии (МНРП), - означала коренной поворот в истории монгольского народа. В результате ликвидации колониального режима и создания независимого народного государства Монголия отпала от ми-


1 "Очерки истории Монгольской народно-революционной партии". М. 1971, стр. 19 - 20.

стр. 54


ровой системы империализма и примкнула к новому, рожденному Октябрем миру - миру социализма".2

По своим целям и задачам народная революция в Монголии была антиимпериалистической, антифеодальной, народно-демократической. В ее развитии четко прослеживаются два важных этапа: общедемократический (1921 -1940 гг.) и социалистический, начавшийся с 40-х годов. Организатором и вдохновителем народной революции выступила МНРП, созданная 1 марта 1921 г. Д. Сухэ-Батором и его соратниками. Огромное значение имели встречи и беседы В. И. Ленина с монгольскими революционерами, в том числе с Сухэ- Батором. В этих беседах Ленин подчеркивал: "Единственно правильным путем для всякого трудящегося вашей страны является борьба за государственную и хозяйственную независимость в союзе с рабочими и крестьянами Советской России. Эту борьбу изолированно вести нельзя, поэтому создание партии монгольских аратов является условием успешности их борьбы" 3 .

Созданное в марте 1921 г. Временное народное правительство Монголии сразу же приступило к осуществлению основной задачи - освобождению страны от оккупировавших ее китайских милитаристов и белогвардейских банд и установлению тесных связей с Советской Россией 4 . Руководствуясь принципами пролетарского интернационализма и искренним стремлением видеть Монголию свободной и независимой, идя навстречу просьбе Временного народного правительства Монголии, Советская Россия оказала братскому монгольскому народу непосредственную помощь в освобождении страны от иностранных колонизаторов.

После победы народной революции Монголия взяла курс на развитие равноправных отношений со всеми народами, В сентябре 1921 г. ее правительство заявило о своей готовности установить нормальные дипломатические отношения со всеми странами мира 5 . На это обращение вскоре откликнулось правительство Советской России, остальные государства организовали заговор молчания, надеясь на реставрацию в Монголии прежних феодальных порядков. 5 ноября 1921 г. в Москве было подписано первое равноправное соглашение об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией 6 . В его разработке принял непосредственное участие Ленин. Этот исторический документ был пронизан принципами пролетарского интернационализма, духом равноправия и уважения независимости и суверенитета. Он заложил основы совершенно нового типа межгосударственных отношений, которые явились прообразом тех братских связей, которые ныне успешно развиваются между социалистическими странами. В соответствии с советско-монгольским соглашением 1921 г. Советское правительство официально признало народное правительство Монголии, ее государственную независимость.

В состоявшейся в ноябре 1921 г. беседе с монгольской правительственной делегацией, в составе которой был Сухэ-Батор, Ленин высказал идею о возможности некапиталистического пути развития Монголии к социализму7 . Руководствуясь этим положением, III съезд МНРП (1924 г.) принял генеральную линию на развитие страны по некапиталистическому пути, опираясь на интернациональную помощь и поддержку Советского Союза. Одновременно III съезд МНРП защитил генеральную линию партии от нападок со стороны нарождавшихся эле-


2 "XV съезд Монгольской народно-революционной партии". М. 1966, стр. 168 - 169.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 232.

4 "Революционные мероприятия народного правительства Монголии в 1921- 1924 гг.". Документы. М. 1960, стр. 9 - 10.

5 "Советско-монгольские отношения 1921 - 1974". Документы и материалы. Т. I. 1921 - 1940. М. 1975, стр. 46.

6 Там же, стр. 58 - 61.

7 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 233.

стр. 55


ментов национальной буржуазии и разгромил контрреволюционную группу Данзана, которая, получая помощь со стороны империалистических держав, ставила своей конечной целью реставрацию в стране феодального режима. Большое внимание съезд уделил становлению и укреплению народной кооперации как важнейшего условия для обеспечения перехода от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Важное место в истории Монгольского государства занимает 1-й Великий Народный Хурал, состоявшийся в ноябре 1924 г. в Улан-Баторе. Он одобрил внешнюю и внутреннюю политику народного правительства. Его основные решения были направлены на окончательную ликвидацию класса феодалов, устранение экономической зависимости от иностранного капитала и создание необходимых условий для осуществления генерального курса МНРП на некапиталистическое развитие страны. Одновременно 1-й Народный Хурал принял первую демократическую конституцию, в которой Монголия провозглашалась народной республикой и в законодательном порядке закреплялись революционные завоевания монгольского народа. Основная задача МНР, указывалось в конституции, заключается в уничтожении остатков феодально-теократического строя и укреплении нового, республиканского порядка на основе полной демократизации государственного управления. Конституция объявляла общенародным достоянием землю и ее недра, отменяла частную собственность на них. Церковь отделялась от государства, провозглашалось равноправие мужчин и женщин, равенство всех национальностей8 .

После победы народной революции стране предстояло преодолеть колоссальные трудности, связанные с ее крайней отсталостью, отсутствием современных производительных сил и национального рабочего класса. Создание экономического базиса МНР практически началось на пустом месте. Положение усугублялось еще и тем, что строительство нового общества осуществлялось в условиях ожесточенной классовой борьбы: свергнутый класс феодалов упорно сопротивлялся и не хотел сдавать своих позиций. К тому же международная реакция, всячески поддерживая внутренние контрреволюционные силы, представляла собой угрозу для государственной безопасности Монголии. Империалистические агрессоры неоднократно пытались посягнуть на ее независимость. В силу этих обстоятельств республика вынуждена была держать в постоянной боевой готовности многотысячную регулярную армию, расходовать на оборонные цели больше половины своих бюджетных средств и использовать много других материальных и людских ресурсов.

В процессе осуществления генерального курса МНРП на развитие страны по некапиталистическому пути монгольскому народу пришлось преодолеть также трудности, вызванные появлением в партии в конце 20-х годов правого уклона и в начале 30-х годов - "левых" перегибов. Социальной базой как правого, так и "левого" оппортунизма в МНРП была мелкобуржуазная стихия. Партия не имела еще настоящего пролетарского ядра, необходимой марксистско- ленинской закалки и политического опыта.

Оказавшись в руководстве партии и государства, правые открыто выступили с ревизией генеральной линии партии. Суть их позиции состояла в том, чтобы путем всевозможных уступок нарождавшейся национальной буржуазии, бывшим феодалам и реакционному духовенству попытаться реставрировать в стране прежние феодальные порядки. Одновременно в области внешней политики они стали проводить курс на сближение с капиталистическими странами и ослабление дружествен-


8 "Революционные мероприятия народного правительства Монголии в 1921 - 1924 гг.", стр. 191 - 200.

стр. 56


ных отношений с Советским Союзом. Истоки правого оппортунизма заключались прежде всего в отходе от классового анализа социальных проблем страны, а его идейной базой был мелкобуржуазный национализм.

Большой вред успешному развитию антифеодальной революции причинили "левые", которые грубо исказили генеральную линию МНРП и навязали стране проведение сплошной коллективизации не на основе добровольности, как это вытекает из ленинского кооперативного плана, а путем декретирования. В частности, они в административном порядке стали создавать сельскохозяйственные артели и даже коммуны. В результате кооперативному движению был причинен огромный вред, что отрицательно сказалось на развитии национальной экономики в целом. "Левые" глубоко заблуждались в оценке этапа, характера и движущих сил народной революции, не учитывали конкретные социально-экономические условия и специфические особенности развития МНР. Состоявшийся в июне 1932 г. III Чрезвычайный пленум ЦК МНРП и Центральной партийной контрольной комиссии исправил левацкие перегибы. Пленум указал на необходимость ускоренного развития основной отрасли экономики - животноводства. Наряду с этим он признал целесообразным создание на добровольных началах простейших форм производственных кооперативов 9 . Таким образом, благодаря верности принципам марксизма-ленинизма и идейной помощи со стороны Коминтерна МНРП успешно преодолела правый уклон и "левые" перегибы и сумела защитить свою генеральную линию. Неуклонное развитие и укрепление МНРП на основе марксистско-ленинских принципов, расширение и упрочение ее интернациональных связей, творческое освоение ею всемирно-исторического опыта КПСС, подчеркивает Первый секретарь ЦК МНРП, Председатель Президиума Великого Народного Хурала МНР Ю. Цеденбал, явились "важнейшим фактором, обеспечившим завоевание нашим народом исторических побед в строительстве нового общества" 10 .

В первые же годы народной революции были осуществлены такие важные социально-экономические мероприятия, как отмена крепостного права, национализация земли и введение налогообложения на основе классовой политики, в частности предоставление льгот беднякам и середнякам и обложение прогрессивными налогами хозяйств феодалов и капиталистических элементов. В деле ликвидации феодальных отношений большую роль сыграла осуществленная поэтапно экспроприация феодальной собственности: в 1932 г. завершилась конфискация скота и другой собственности у светских, а в 1939 г. - у духовных феодалов и монастырских хозяйств. Эти мероприятия народного государства явились важнейшим этапом на пути к завершению ликвидации феодальных отношений в экономике. Одновременно велась борьба по устранению засилья в экономике иностранного торгово-ростовщического капитала. "На демократическом этапе, - отмечается в программе МНРП, - был сначала ограничен, а затем полностью вытеснен из экономики страны иностранный торгово-ростовщический капитал, который носил хищнический характер и являлся серьезным препятствием в развитии производительных сил страны. В борьбе с иностранным капиталом важное значение имело установление государственной монополии внешней торговли"11 .

Не менее трудной проблемой была ликвидация засилья ламаистской церкви и пагубного влияния ее реакционной идеологии на жителей страны. Используя религиозность населения, ламаистские монастыри пытались отвлечь его от борьбы за социальный прогресс и новую жизнь.


9 "Очерки истории Монгольской народно-революционной партии", стр. 135.

10 См. Ю. Цеденбал. Избранные статьи и речи. 1962 - 1973 гг. М. 1974, стр. 339.

11 "XV съезд Монгольской народно-революционной партии", стр. 170.

стр. 57


Они препятствовали проведению в жизнь практически любых мероприятий партии и правительства. Более того, церковь серьезно тормозила развитие производительных сил и была помехой в укреплении обороноспособности страны, поскольку отвлекала каждого четвертого мужчину в стране от сферы материального производства и заставляла его вести паразитический образ жизни в монастыре. Учитывая религиозность подавляющей массы населения, МНРП и народное правительство проводили в отношении религии и духовенства политику постепенного расслоения ламства, с тем, чтобы шаг за шагом изолировать его низшие и средние слои от реакционной верхушки и приобщить их к общественно полезному труду. Такая политика принесла свои плоды: ламаистская церковь к концу 30-х годов уже не представляла собой серьезной опасности, практически она потерпела крушение как в организационном, так и в идеологическом отношении, а многие ламы, отказавшись от духовного сана, стали работать в различных отраслях народного хозяйства.

Осуществление всех указанных мероприятий позволило значительно укрепить материальную базу государственно-кооперативного сектора, повысить материальное благосостояние и культурный уровень жизни монгольского народа.

Еще в начале 30-х годов в МНР были заложены основы национальной промышленности, вместе с которой зародился и рос молодой рабочий класс, ставший к 40-м годам ведущей политической силой монгольского общества. "На основе проведения последовательных антифеодальных мероприятий, завершившихся экспроприацией феодальной собственности, - указывается в программе МНРП, - был окончательно ликвидирован класс феодалов. В ходе создания и развития новой экономики и культуры возник национальный рабочий класс и выросла народная интеллигенция. Сформировался союз рабочего класса и трудового аратства - политическая основа народно- демократического строя. Революционно-демократическое государство трудового народа Монголии, представлявшее собой разновидность революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, постепенно перерастало в диктатуру рабочего класса" 12 .

К 1940 г. в МНР в целом завершился первый общедемократический этап народной революции, и с 40-х годов начался второй ее этап - социалистический. Состоявшийся в конце марта - начале апреля 1940 г. X съезд МНРП констатировал, что страна вступила в новый период - период создания основ социализма 13 . Строительство основ социализма съезд выдвинул как главную задачу. Для ее осуществления необходимо было всемерное развитие и укрепление социалистического сектора народного хозяйства, производительных сил страны, постепенная социалистическая перестройка сельского хозяйства при одновременном повышении товарности аратских хозяйств, обеспечение количественного и качественного роста национального рабочего класса, дальнейшее развертывание культурной революции, неуклонное повышение материального благосостояния трудящихся. Однако решению этих задач помешала вторая мировая война, в годы которой монгольский народ оказал советскому народу братскую помощь в борьбе с германским фашизмом и японским милитаризмом.

На социалистическом этапе революции неизмеримо возросла руководящая и направляющая роль МНРП, о чем свидетельствует разработка ею основных направлений движения МНР по пути социализма. В рамках этого этапа четко прослеживаются два периода: первый (1940 - 1960 гг.) ч второй (1961 г. - настоящее время). Рубежом между ними служит завершение социалистического преобразования сельского


12 Там же, стр. 171 - 172.

13 "Очерки истории Монгольской народно-революционной партии", стр. 178.

стр. 58


хозяйства в конце 50-х годов. Для каждого из указанных периодов МНРП была разработана программная установка с учетом общих закономерностей и накопленного опыта братских стран по социалистическому строительству, конкретных исторических условий и специфических особенностей развития МНР.

С окончанием второй мировой войны и образованием мировой социалистической системы создались наиболее благоприятные условия для строительства в МНР основ социализма. В феврале 1946 г. был подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и МНР14 , а также Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между двумя странами. Установилось и стало расширяться сотрудничество МНР и с другими социалистическими государствами. С 1948 г, экономика Монголии начала развиваться на базе перспективных планов, что положительно сказалось на росте производительных сил страны.

В годы первых двух пятилеток (1948 - 1952, 1953 - 1957 гг.) и последующей трехлетки (1958 - 1960 гг.) МНРП большое внимание уделяла вопросам социалистического переустройства сельского хозяйства, руководствуясь при этом положениями ленинского кооперативного плана и опытом колхозного строительства в СССР. Производственное кооперирование сотен тысяч мелких единоличных аратских хозяйств представляло собой одну из сложнейших проблем в условиях Монголии. МНРП творчески, с учетом местных специфических условий решала вопросы социалистического переустройства сельского хозяйства и добилась в этом деле больших успехов: в 1959 г. было завершено производственное кооперирование индивидуальных аратских хозяйств. Это означало, что во всем народном хозяйстве одержали победу социалистические производственные отношения. Таким образом, восторжествовала генеральная линия МНРП на некапиталистическое развитие МНР.

Социалистическое переустройство сельского хозяйства явилось базой для успешного решения другой важной проблемы - обеспечения страны хлебом собственного производства благодаря широкому развитию новой отрасли экономики - земледелия на основе освоения больших площадей целинных земель. Если до недавнего времени МНР удовлетворяла свои потребности в хлебе главным образом путем импорта, то начиная с 60-х годов благодаря большим успехам в земледелии она не только полностью обеспечивает себя зерном, но и экспортирует его. Наряду с этим успешно развивается новая отрасль сельскохозяйственного производства - овощеводство. Широкие мероприятия осуществляются и в области животноводства.

В послевоенные годы дальнейшее развитие получило советско-монгольское сотрудничество, что значительно содействовало укреплению экономики страны и превращению МНР из чисто животноводческого в социалистическое аграрно- индустриальное государство. В корне изменился экономический базис монгольского общества, принципиально иной стала его социальная структура. Теперь монгольское общество представлено двумя дружественными классами - рабочими и кооперированными аратами, с которыми активно сотрудничает народная интеллигенция. В ходе демократических и социалистических преобразований в МНР произошли глубокие изменения в духовной жизни народа, в развитии культуры, народного образования, здравоохранения и науки, Осуществлена культурная революция, создана социалистическая по содержанию и национальная по форме культура монгольского народа. Теперь каждый четвертый гражданин МНР учится в каком-либо учеб-


14 "Советско-монгольские отношения 1921 -1966 гг.". Сборник документов М. 1966, стр. 156 - 158..

стр. 59


ном заведении. С 1961 г. в стране функционирует Академия наук, в составе которой 12 научно-исследовательских институтов 15 .

В результате происшедших коренных социально-экономических преобразований МНР начиная с 60-х годов вступила в новый период социалистического строительства - всемерного развития и завершения создания материально-технической базы социализма. Основные задачи этого периода были намечены в решениях XIV (1961 г.) и XV (1966 г.) съездов МНРП и всесторонне разработаны в новой программе партии, принятой XV съездом. В этой программе с марксистско-ленинских позиций обобщен опыт борьбы партии и народа по обеспечению некапиталистического пути развития Монголии к социализму, намечены конкретные пути и методы осуществления задач по завершению создания материально-технической базы социализма, совершенствованию социалистических общественных отношений и воспитанию нового человека, четко разработаны внешнеполитическая линия и интернациональные задачи партии. "Главной задачей МНРП на период завершения строительства социализма в МНР, - говорится в программе партии, - являются всемерное развитие производительных сил социалистического общества на базе достижений современного научно-технического прогресса, обеспечение высоких темпов роста экономической мощи страны и подъема социалистической культуры, совершенствование социалистических общественных отношений, усиление коммунистического воспитания трудящихся, достижение на этой основе дальнейшего повышения материального благосостояния и культурного уровня народа... Партия ставит перед собой цель превратить МНР в ближайшем будущем в индустриально- аграрную страну, имеющую рациональную структуру добывающей и перерабатывающей промышленности, правильное и целесообразное сочетание основных отраслей социалистической экономики" 16 .

Как видно из итогов четвертой (1966 - 1970 гг.) и пятой (1971 - 1975 гг.) пятилеток, эти программные задачи партии успешно выполняются. Экономическое развитие страны приобретает все большую индустриальную направленность. "Об этом свидетельствует тот факт, - отмечалось в Отчетном докладе ЦК МНРП XVII съезду партии, - что в 1975 г. социалистическая промышленность произвела почти 40% совокупного общественного продукта МНР. В суммарной чистой продукции сельского хозяйства и промышленности она занимает ныне 52% против 47 в 1970 году. За этими показателями уверенная поступь страны по пути индустриального развития, важные изменения в структуре нашей экономики" 17 .

XVII съезд МНРП, состоявшийся в июне 1976 г., подвел итоги выполнения пятой пятилетки и утвердил "Основные направления развития народного хозяйства и культуры МНР на 1976 - 1980 годы".

Монголия в годы пятой пятилетки сделала крупный шаг вперед в развитии своей экономики и культуры 18 . Были перевыполнены намеченные XVI съездом МНРП (июнь 1971 г.) задания по росту общественного производства. За пятилетку совокупный общественный продукт увеличился на 44,5%, а национальный доход - на 38% против 23% в годы четвертой пятилетки. Повысилась на 25% производительность общественного труда, что позволило обеспечить за этот счет около 3/4 прироста национального дохода 19 . Характерно, что высокие темпы развития общественного производства сопровождались также улучшением каче-


15 "Монгольская Народная Республика". М. 1976, стр. 87.

16 "XV съезд Монгольской народно-революционной партии", стр. 177.

17 "XVII съезд Монгольской народно-революционной партии". М. 1977, стр. 33.

18 Там же, стр. 23.

19 Ю. Цеденбал. Важный рубеж в строительстве социализма. "Проблемы мира и социализма", 1976, N 8, стр. 15.

стр. 60


ства продукции, выпускаемой важнейшими отраслями народного хозяйства. Активно внедрялась во многие области экономики новая система планирования и экономического стимулирования, что положительно сказалось на увеличении объема производства и повышении его эффективности. Свыше 40% получаемой валовой продукции промышленности поступало в конце пятой пятилетки от предприятий, работающих по этой системе.

За годы: пятилетки значительно укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства. Государство вложило в его развитие 1,8 млрд. тугриков, или в 1,4 раза больше, чем за предыдущую пятилетку. В частности, сельское хозяйство получило 4,5 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении), 1,5 тыс. зерноуборочных комбайнов, свыше 3 тыс. грузовых и специализированных автомашин и много другой сельскохозяйственной техники. Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 26% по сравнению с уровнем четвертой пятилетки20 . Большая работа была проведена по увеличению производства кормов, обводнению пастбищ и строительству теплых помещений для скота. Это позволило обеспечить сравнительно стабильный уровень развития животноводства. Общее поголовье всех видов 'скота достигло 24,3 млн. голов (в 2,5 раза больше, чем в 1920 году). Теперь МНР занимает первое место среди социалистических стран по количеству скота и объему животноводческой продукции, приходящихся на душу населения 21 . Получила дальнейшее развитие новая отрасль сельского хозяйства - земледелие. Посевные площади расширились за 1971 - 1975 гг. на 12%, главным образом благодаря освоению целинных земель, повысилась урожайность основных культур, производство кормов выросло в 2 раза. Среднегодовое производство зерна за пятилетие увеличилось на 47%, картофеля и овощей - на 40 процентов 22 . В результате МНР стала полностью удовлетворять свои потребности в хлебе за счет собственного производства и значительно укрепила кормовую базу животноводства. МНРП и народное правительство принимали меры по дальнейшему совершенствованию экономики имеющихся в стране 259 сельскохозяйственных объединений и 45 госхозов, в том числе 11 кормовых. Сельхозобъединения и госхозы являются основными производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции. В среднем одно сельхозобъединение располагает 452 тыс. га земельных угодий и 69 тыс. голов общественного скота, а один животноводческий и земледельческий госхоз в среднем имеет 11 тыс. га посевных площадей и 36 тыс. голов скота 23 .

В центре внимания МНРП и правительства МНР в годы пятой пятилетки оставались важнейшие проблемы развития промышленности, повышения эффективности производства, использования производственных мощностей и улучшения качества выпускаемой продукции, а также вопросы совершенствования управления промышленностью, подготовки квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников. В результате были успешно решены задачи, поставленные в этой области XVI съездом МНРП. Общий объем валовой продукции промышленности за 1971 - 1975 гг. увеличился на 55,2% при среднегодовом темпе ее прироста в 9,2%, а производительность труда в промышленности повысилась на 37%. Значительно возросло производство основных видов промышленной продукции на душу населения, в частности электроэнергии - на 29%, угля - на 17%, шерстяных тканей - на 26%, хлебобулочных изделий - на 18%, муки - на 10 процентов. Особенно быстрыми темпами развивались такие отрасли промышленности, как


20 "XVII съезд Монгольской народно-революционной партии", стр. 117 - 118.

21 Ю. Цеденбал. Важный рубеж в строительстве социализма, стр. 16.

22 "XVII съезд Монгольской народно-революционной партии", стр. 27.

23 Там же, стр. 25 - 26.

стр. 61


энергетическая, шерстеобрабатывающая, стройматериалов. Экспортная продукция промышленности возросла в 2,4 раза 24 . Добились серьезных успехов все виды транспорта и связи. В целом грузооборот повысился на 45%, перевозка грузов - на 46%, а пассажиров - на 65 процентов 25 . Увеличился парк самолетов гражданской авиации, что имеет большое значение в специфических условиях МНР с ее огромными расстояниями.

Объем капитальных вложений в народное хозяйство за 1971 - 1975 гг. увеличился в 1,3 раза, достигнув 7 млрд. тугриков, из них в сферу материального производства было направлено 70 процентов26 . Были построены и сданы в эксплуатацию десятки земледельческих, животноводческих и кормовых хозяйств, молочных и племенных ферм, предприятия по производству ковров, овчинно-шубных изделий, биопрепаратов, заготовке и обработке древесины, мясокомбинат и пищевые комбинаты, предприятия по добыче плавикового шпата, производству стройматериалов. Проведены реконструкция и расширение действующих предприятий легкой, пищевой и топливно-энергетической промышленности.

Одновременно была осуществлена широкая программа социальных мероприятий, что значительно повысило материальное благосостояние и культурный уровень жизни монгольского народа. По сравнению с предыдущей пятилеткой на социально-культурные нужды государство выделило в 1,5 раза больше финансовых средств. Это позволило увеличить реальные доходы на душу населения на 17%, повысить на 7% среднюю заработную плату рабочих и служащих. Средние денежные доходы членов сельскохозяйственных объединений от общественного хозяйства и личных подсобных хозяйств возросли на 27 процентов 27 . В годы пятой пятилетки была решена одна из важных социальных проблем - повышение заработной платы ряду категорий низкооплачиваемых работников, освобождение большой группы рабочих и служащих от уплаты подоходного налога с заработной платы и существенное снижение ставок этого налога при одновременном увеличении пенсий и пособий рабочим и служащим. За те же годы была усовершенствована система дополнительной оплаты труда членов сельскохозяйственных объединений. Повысился на 33% максимальный размер их пенсий. Заметно улучшились жилищные условия и коммунально-бытовое обслуживание трудящихся. Большие успехи имеются и в деле медицинского обслуживания населения.

Новых рубежей достигли народное образование, культура и наука. Успешно осуществляется охват всеобщим неполным средним образованием детей школьного возраста. Для отраслей народного хозяйства подготовлено за годы пятой пятилетки свыше 23 тыс. специалистов, в том числе более 8 тыс. с высшим образованием. Профессионально-технические училища выпустили за то же время 28 тыс. молодых квалифицированных рабочих для многих отраслей народного хозяйства.

"Главная социально-экономическая задача шестой пятилетки, - говорится в "Основных направлениях развития народного хозяйства и культуры МНР на 1976 - 1980 годы", - состоит в обеспечении дальнейшего подъема общественного производства, повышения его эффективности, улучшения качества работы во всех отраслях народного хозяйства и культуры, достижения на этой основе неуклонного роста материального благосостояния и культурного уровня жизни народа" 28 .


24 Там же, стр. 32-33.

25 Там же, стр. 118.

26 Там же, стр. 119.

27 Там же, стр. 119 - 120.

28 Там же, стр. 123.

стр. 62


Новым пятилетним планом предусматривается значительное увеличение капиталовложений в народное хозяйство. Их общий объем превысит почти в 2 раза соответствующий показатель пятой пятилетки. В итоге сильно возрастут основные производственные фонды народного хозяйства, увеличатся трудовые ресурсы и число занятых в сфере материального производства, повысится совокупный общественный продукт и национальный доход. Предполагается, что свыше половины последнего будет произведено промышленностью, строительством и связью. Предусматривается значительное повышение общественной производительности труда.

МНРП и правительство МНР уделяют большое внимание дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства, обеспечению устойчивого его роста, всемерному укреплению кооперативного строя и совершенствованию производственных отношений на селе, дальнейшему подъему производительных сил сельского хозяйства. Главная задача шестого пятилетнего плана в этой области состоит в том, чтобы обеспечить дальнейший стабильный рост производства продукции животноводства и земледелия для удовлетворения растущих потребностей населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. Намечено выделить более половины всех капиталовложений на развитие сельского хозяйства. Планируется увеличить на одну треть среднегодовой объем производства сельскохозяйственной продукции. Разработаны и осуществляются мероприятия по увеличению производства мяса, молока, шерсти и другой продукции. К концу пятилетки намечается также увеличить общее поголовье скота. Значительно расширятся посевные площади за счет освоения целинных земель. Государство выделяет сельскому хозяйству в годы шестой пятилетки 7,5 тыс. тракторов, 2 тыс. комбайнов, свыше 1,6 тыс. автомашин и много другой сельскохозяйственной техники29 .

Шестая пятилетка явится периодом решения крупномасштабных задач хозяйственного и культурного строительства, которые имеют важное значение в деле превращения МНР в индустриально-аграрную страну и дальнейшего повышения уровня ее экономического развития. В решении этих проблем основную роль будет играть промышленность. Ее главная задача в новой пятилетке состоит в дальнейшем, более полном удовлетворении всевозрастающих потребностей народного хозяйства и населения в промышленной продукции необходимого ассортимента, в увеличении экспортных ресурсов путем неуклонного наращивания промышленного потенциала страны, значительного улучшения качества выпускаемой продукции, повышения эффективности производства 30 . К концу текущей пятилетки значительно увеличатся валовая продукция промышленности и доля промышленной продукции в национальном доходе. Разработаны мероприятия по ускорению темпов развития таких ведущих отраслей народного хозяйства, как топливно-энергетическая, горнодобывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов. Характерно, что капиталовложения на развитие промышленности будут в три раза больше, чем в предыдущей пятилетке. Намечается сдать в эксплуатацию почти в два раза больше новых энергетических мощностей, произойдет соединение центральной энергосистемы МНР с энергосистемой Советского Союза, в результате чего существенно возрастет энерговооруженность труда в народном хозяйстве республики и повысится расход электроэнергии на душу населения. Увеличатся производственные мощности в угольной промышленности за счет расширения и реконструкции основных угольных карьеров и шахт и сооружения новых угольных карьеров. Возрастет объем продукции горнорудной промышленности31 .


29 "Новости Монголии", 31.XII.1976.

30 "XVII съезд Монгольской народно-революционной партии", стр. 136, 162.

31 "Новости Монголии", 31. XII. 1976.

стр. 63


На основе роста общественного производства, эффективности и качества продукции будет обеспечено дальнейшее повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни монгольского народа. Политика МНРП в этой области исходит из того, что увеличение реальных доходов трудящихся должно основываться на непрерывном повышении производительности общественного труда. Новым пятилетним планом предусмотрено осуществить систему мер по дальнейшему улучшению материального благосостояния монгольских трудящихся. За пятилетие значительно увеличится фонд потребления 32 .

Большое внимание МНР уделяет развитию братских отношений со странами социалистического содружества, особенно с Советским Союзом, а также активному участию в Совете Экономической Взаимопомощи, членом которого она состоит с 1962 года. Это дает ей немалый экономический эффект и содействует ее поднятию до уровня экономически развитых стран - членов СЭВ. Например, за последние 15 лет основные фонды промышленности Монголии увеличились в 3,7 раза, объем промышленного производства на душу населения - в 1,9 раза, среднегодовые темпы роста промышленности составили 8,6 процента33 . Положительное влияние на развитие экономики МНР оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Этой долговременной программой предусматривается создание оптимального комплекса в народном хозяйстве МНР и оказание ей помощи в этом деле другими странами - членами СЭВ 34 . Шестая пятилетка предусматривает ряд мероприятий, осуществление которых позволит обеспечить выполнение заключенных с Советским Союзом и другими социалистическими странами соглашений на двусторонней и многосторонней основах по вопросам развития экономического и научно-технического сотрудничества на период 1976 - 1980 годов. Произойдет значительное увеличение товарооборота МНР, главным образом за счет расширения торговли со странами - членами СЭВ.

В шестой пятилетке большое внимание уделяется вопросам дальнейшего расширения и углубления братского всестороннего сотрудничества между МНР и СССР. "Подытоживая достигнутые успехи и намечая очередные задачи, - подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК XVII съезду МНРП, - мы всегда с чувством глубокой признательности и гордости отмечаем великую созидательную силу монголо-советской дружбы, замечательные плоды нашего тесного многогранного сотрудничества с Советским Союзом. Исключительно важное значение в жизни монгольского народа имеет братская, подлинно интернационалистская помощь СССР" 35 . Огромное значение для ускорения экономического развития МНР имеют подписанные в октябре 1976 г. советско-монгольские документы, в частности соглашение об экономическом сотрудничестве и товарообороте между СССР и МНР на 1976 - 1980 годы. Эти документы воплотили основные направления дальнейшего расширения и углубления хозяйственного, научно-технического и культурного сотрудничества между обеими странами. К концу пятилетки при технико- экономической помощи Советского Союза в МНР будет построено около 300 промышленных, сельскохозяйственных, жилищно-коммунальных и других объектов. Непосредственно силами советских строительных органи-


32 Там же.

33 Ц. Давадорж. Что дает Монголии участие в СЭВ. "Проблемы мира и социализма", 1976, N 10, стр. 71.

34 "Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ". М. 1971, стр. 13 - 15.

35 "XVII съезд Монгольской народно революционной партии", стр. 9.

стр. 64


заций намечено возвести около 80 промышленных и сельскохозяйственных объектов. Будут сооружаться также школы, больницы, жилые дома (общей площадью 450 тыс. кв. м) и другие коммунально-бытовые объекты 36 . Осуществляя тесное сотрудничество с Советским Союзом и другими социалистическими странами, МНР вносит важный вклад в укрепление мировой системы социализма, в борьбу с империализмом, активно выступает за упрочение мира и международной безопасности, за развитие и углубление процесса разрядки.

Исторические свершения МНР за 57 лет ее существования неразрывно связаны с укреплением нерасторжимых уз братской дружбы советского и монгольского народов, рожденной Великим Октябрем. Крупным вкладом в дальнейшее развитие и укрепление братской дружбы между СССР и МНР были состоявшиеся в 1966 и 1974 гг. дружественные визиты в Монголию советских партийно-правительственных делегаций во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым. Подписанный 15 января 1966 г. в Улан-Баторе Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и МНР 37 явился еще одним свидетельством укрепления тесных связей между советским и монгольским народами. "Дружба с народной Монголией, нашим старейшим соратником по борьбе за социализм, - говорил Л. И. Брежнев 26 ноября 1974 г., - это для нас, советских людей, дело чести и интернационального долга" 38 .

Под руководством своего боевого авангарда - МНРП монгольский народ добился за первые два года шестой пятилетки значительных успехов. Заметно расширилась и укрепилась материально-техническая база народного хозяйства страны, повысился уровень материального благосостояния и культуры трудящихся. По сравнению с 1975 г. национальный доход возрос на 7,1%. Валовая продукция промышленности в 1977 г. увеличилась на 3,3% 39 ; ряд отраслей промышленности, такие, как топливно-энергетическая, горнорудная, металлообрабатывающая, швейная, текстильная и кожевенная, перевыполнили годовые плановые задания. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, труженики сельского хозяйства сумели собрать в 1977 г. неплохой урожай зерновых и предотвратить немалые потери скота. Все это свидетельствует о том, что задания шестой пятилетки претворяются в жизнь.

Монгольская Народная Республика в наши дни - это динамично развивающееся социалистическое государство, располагающее современной промышленностью, развитым сельским хозяйством, передовой культурой и наукой и уверенно идущее вперед, по пути прогресса, мира и социализма.


36 "Новости Монголии", 31.XII.1976.

37 "Советско-монгольские отношения 1921 -1966 гг.", стр. 320 - 322.

38 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 5. М. 1976, стр. 206.

39 "Новости Монголии", 24.XII.1977.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЕ-СВЕРШЕНИЯ-НАРОДНОЙ-МОНГОЛИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. ТИТКОВ, ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕРШЕНИЯ НАРОДНОЙ МОНГОЛИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 24.12.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЕ-СВЕРШЕНИЯ-НАРОДНОЙ-МОНГОЛИИ (дата обращения: 22.11.2024).

Автор(ы) публикации - В. И. ТИТКОВ:

В. И. ТИТКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
945 просмотров рейтинг
24.12.2017 (2525 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕРШЕНИЯ НАРОДНОЙ МОНГОЛИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android