1
Казахстан в начале XIX века был раздроблен на самостоятельные орды во главе с ханами, между которыми шла постоянная борьба. Используя междоусобицы казахских ханов, на казахскую степь нападали с востока джунгары, с севера - башкиры, с югозапада - калмыки и среднеазиатские ханы. Казахские орды: Малая, Средняя и Большая - представляли собою своеобразные феодальные союзы, в состав которых входили, кроме казахов, и другие народы: киргизы, узбеки, каракалтаки.
Общественным строем у казахов был феодализм, на который наложило своеобразный отпечаток основное занятие казахского населения - кочевое скотоводство. Основными классами казахского общества были класс феодалов, так называемая "белая кость" (халы, султаны, баи-родоправители, бии), и класс крестьян, эксплоатируемых феодалами кочевников-скотоводов, которых называли "кара", то есть "черная кость". Кроме полузависимых крестьян-скотоводов были и полностью зависимые от феодалов рабы и тюледауты1 . Казахские орды делились на роды, а роды - на колена. Во главе каждого рода стоял родовой старшина-бай, или султан. В руках баев, или султанов, была вся: политическая власть. Феодал собирал со скотоводов налога в пользу хана - "зякет" и "сугум". Крестьяне были обязаны пасти скот феодалов и несли другие повинности.
Особенностью казахского феодализма было то, что феодальные отношения переплетались с пережитками патриархально-родового быта. Феодалы умело попользовали эти пережитки для укрепления своей власти. Пастбища принадлежали как бы всему раду, но действительными хозяевами пастбищ были феодалы. Они устанавливали районы и порядок кочевания родов. Каждому роду отводилась определенная территория, указывались места зимних стоянок и выпасов, путь летнего кочевания и возврата на зимнюю стоянку. Коче-
1 Тюленгуты - военная дружина хана, состоявшая из зависимых людей и военнопленных.
Актюбинское укрепление. С гравюры XIX века.
Музей народов СССР.
вать приходилось на большие расстояния, и бедняки-казахи обязаны были пройти этот путь вместе со своими баями. Если у бедняка не было своего вьючного скота то получал вьючный скот у бая и за это был обязан пасти байские стада.
Сильные роды вытесняли слабые роды с лучших пастбищ. Конфликты между родами, возникавшие из-за пастбищ, чаще всего решались силой.
Общинно-родовое землепользование, связанное с кочеванием, было основой патриархального казахского рода. С кочеванием было связано и сохранение родовых традиций. Используя родовые пережитки, байство закабаляло и политически угнетало трудящиеся массы. Калым (выкуп за невесту) и уплата равноценного калыму приданого были не чем иным, как куплей-продажей девушки. Для эксплуатации трудового казахского населения баи использовали и другие пережитки родового быта, как например родовую помощь, прием в род чужеродца и т. д.
В XIX веке феодальные отношения продолжали развиваться. Появились феодалы и из представителей "чертой кости". Усилились разорение крестьян-кочевников и их зависимость от феодалов. Появилась частная собственность на землю. Пастбища, принадлежавшие ранее родам, захватывались феодалами и превращались в их личную собственность. Появились байгуши, или кедеи, - бедняки, работавшие в хозяйстве баев в качестве батраков. Они пасли байский скот на байских землях. Тюленгуты попали в положение крепостных крестьян. Байское хозяйство превращалось в товарное хозяйство. Баи поставляли скот и продукты своего хозяйства на русские и среднеазиатские рынки.
Развитие товарного и денежного обращения усложняло феодальные отношения, приводило к обострению классовой борьбы между феодалами и крестьянами. Разоренные, лишенные скота казахи вынуждены были идти в кабалу к баям. Бедняки, имевшие мало скота, стремились осесть на землю и заняться земледелием, так как прокормиться с малым количеством скота их семьи не могли.
2
К тридцатым годам XIX вежа царизм завоевал и политически подчинил значительную часть территории Казахстана. Устав Сперанского "О сибирских киргизах" (1822 год) был первым серьезным шагом колонизации казахских степей. "Устав" имел целью известное ограничение политических прав ханов, султанов и других правителей, установление контроля русских чиновников над деятельностью казахских султанов-правителей.
Казахстан был разделен на округа. Округа делились на волости, а волости - на аулы. В волость входило от 10 до 12 аулов, каждый аул состоял из 50 - 70 кибиток. Одни округа назывались пограничными, другие - близлинейными. В "Уставе" Сперанского говорится: "Пограничные округа те, которые имеют соприкосновение с землями, от России независящими. Постановляется правилом, чтобы число сих было сколь возможно менее. Близлинейные округа суть те, кои прилегают к настоящим сибирским линиям. Постановляется
правилам, чтобы число сих округов было сколько возможно более" (статьи 12-я и 13-я).
Целью "Устава" Сперанского являлось продвижение русских границ в глубь степи. Сибирская "линия" (полоса пограничных казачьих станиц) долита была продвигаться вперед, пока она не совпадет с "действительной государственной границей", то есть с Памиром.
Управление округами находилось в руках "Окружных приказов". В состав каждого "приказа" входили старший султан, два российских заседателя, назначаемых областным начальником, и два заседателя из "почетных киргизов", то есть баев. Волостями управляли султаны, аулами - старшины.
Ханское достоинство было упразднено, внутри степи были организованы "приказы". В "Уставе" об'являлось, что "вся степь киргиз-кайсаков принимается под особое покровительство правительства".
В 1801 году была, образована Букеевская, или Внутренняя, орда, расположенная между Астраханской и Саратовской губерниями и землею уральских казаков. Внутренней она называлась потому, что была, расположена на внутренних землях империи, а Букеевской - по имени хана Букея, которому Павел I разрешил перейти из-за Урала на эти земли со своим Баулинским родом. Царское правительство разрешило образование, новой, Букеевской орды, так как этим раздроблялись силы казахского народа и облегчался захват казахских земель.
Букеевская орда имела 5 миллионов 600 тысяч: десятин удойной земли. На этой территории кочевало 10 1/2 тысяч кибиток, - 52 тысячи душ населения обоего пола. В 1823 году ханом Букеевской орды" стал Джангер-хан. Он проводил в степи политику русского начальства. Джангер-хан снимал родоначальников и старшин, неугодных ему, производил из'ятие и перераспределение земель и кочевок, передавал родовые земли своим ставленникам. 4 1/2 миллиона десятин земли попало в руки крупных землевладельцев-феодалов.
Тесть Джангер-хана - Караул-ходжа Бабаджанов - владел 700 тысяч десятин земли. Сам Джангер-хан имел 400 тысяч десятин лучшей земли по реке Торгун. Другие феодалы также захватили по нескольку сот тысяч десятин. Оставшиеся земли попали в руки мелких баев и султанов, а незначительная часть оставалась в общинном пользовании у бедняков-скотоводов.
Русские помещики также захватывали казахскую землю. Помещик Безбородко владел по побережью Каспийского моря 199579 десятинами земли, помещик Юсупов имел 124050 десятин.
Хан, султаны, баи и муллы были и самыми крупными скотовладельцами. Джангер-хан имел 4274 лошади, 232 верблюдов, 17097 овец и кое и 719 голов рогатого скота. Его брат Мингли Гирей имел 2400 лошадей, 80 верблюдов, 3500 баранов.
Русское владычество привело к еще большему разорению трудящихся казахов. Кроме прежних налогов - зякета и сугума - в пользу хана и различных поборов в пользу других феодалов казахские крестьяне несли почтовую повинность и уплачивали обзоры за билеты, выдававшиеся царскими чиновниками. Например билет на отлучку стоил 50 копеек.
Феодальная знать была освобождена от поборов и повинностей. В одном из документов говорится: "От взносов зякета и сугума, равно и других сборов, освобождаются султаны по праву происхождения их от белой кости, то есть от хана Нурали. После них следуют ходжи и бии, почитающиеся также за благородных, затем хан уволил от повинностей мулл, как священнослужителей, и наконец, постепенно позже, уже в 1825 году, создал сословие тарханов (помещиков), которых освободил от таковых повинностей, и старшин, управляющих отделениями"1 .
Диференциация среди кочевников-казахов усилилась. Об этом свидетельствуют
Казах на соколиной охоте. С гравюры XIX века.
Музей народов СССР.
1 КазЦАУ, фонд 78, дело 49, лист 37.
Женщина за домашней работой. Казахстан XIX века.
Музей народов СССР.
данные об имущественном состоянии трудового казахского населения, заимствованные из "Ведомости о киргизах" за 1831 год: по Букеевской орде взято 159 кибиток, или 146 хозяйств, насчитывающих 820 душ. Все эти хозяйства имели 898 голов рогатого скота, 3592 Нравов и 88 коз. 33 хозяйства не имели лошадей, 41 хозяйство имело лишь по одной лошади, 70 хозяйств - до 10 лошадей, 12 хозяйств - более 10 лошадей. Только 2 хозяйства имели по 100 лошадей. 61 хозяйство скота совсем не имело.
Лишенное земли, трудовое казахское население вынуждено было идти в кабалу к баям и русским кулажам - переселенцам. "Многие люди, - говорится в одном из документов, - за недостатком в орде земель или вовсе не имея таковой, принуждены жить у русских в пастухах и работниках. Иные хозяева, особенно по Нижне-Уральской линии, держат их до 100 и более человек".
Обездоленные, лишенные земли трудящиеся казахи платили оброк русским помещикам за пользование пастбищами, захваченными колонизаторами. Земли по реке Уралу были переданы уральским казакам. Казахам не только запрещали пользоваться землями, годными для выпаса и сенокоса: им воспрещалось также брать соль из соленых озер, косить камыш и так далее.
Большинство казахов, живших у города Гурьева, нанималось на поденную работу. Несмотря на ничтожную оплату труда, желающих получить работу всегда было больше чем мест.
Казахи пытались жаловаться оренбургскому генерал-губернатору на притеснения и издевательства со стороны султанов и баев. Вот одна из этих жалоб:
"Ныне положение наше время от времени приходит в худшее состояние от того, что хан Жангер Букеев не делает справедливого суда и мы как бы не ограждены никаким законом, подвергаемые обидами и притеснениями, которые переносить далее не имеем возможности; потому что султаны и баи нас совершенно угнетают: обирают у нас скот, имущество и, кроме оказываемого ими простому народу пренебрежения, причиняют побои и даже наносят раны. Распоряжаются, кто как вздумает; султаны делают свои распоряжения, а баи свои и жалобы на них не принимаются"1 .
Но жалобы не улучшали положения казахов. Чаще всего начальство на жалобы не отвечало.
Царские чиновники помогали хану, султанам и баям угнетать казахский народ. Массы находились под двойным гнетом: "своих" феодалов и русских помещиков, купцов и чиновников.
Колониальный гнет царизма и безудержная эксплоатация баев, помещиков и кулаков вызвали в 1836 - 1838 годах массовое движение казахов.
Восстание 1836 - 1838 годов было по своему характеру национально-освободительным, антифеодальным, антиколонизаторским движением. Оно было направлено против "своих" феодалов и против гнета русского самодержавия.
Во главе национально-освободительного восстания 1836 - 1838 годов стали Исатай Тайманов и его друг народный певец Махамбет Утемисов, сложивший замечательные песни о вожде казахского народа и его героической борьбе.
Эти песни дают нам отчетливое представление о классовом характере и целях движения 1836 - 1838 годов:
"Был тогда я доблестным героем, Находился я при Исатае. Леопардами мы были оба, - И какой тогда казахский войн Состязаться бы посмел со мною? Ханов я хотел, тебе подобных, Биев толстобрюхих - обезглавить, Их орать верблюдом заставляя, Чтобы с поднятою кверху мордой Выли, сан свой прежний вспоминая. Заселить хотел моим народом Берег Волги, что богат лугами, И заполнить поселенья эти Конскими без счета табунами"2.
1 КазЦАУ, фонд 4, дело 2093.
2 "Песни степей". Антология казахской литературы под редакцией Леонида Соболева, стр. 257. Гослитиздат. 1940.
Лагерь казахов в степи. С гравюры XIX века.
Музей народов СССР.
Программа совершенно ясная - перевить ханов, баев, расселить народ на просторах волжских берегов, зажить свободной кочевой жизнью. Как это похоже на пугачевские воззвания: "Жалую вас землями, угодьями, сенокосами и рыбными ловлями, а помещиков казнить и вешать"!
* * *
Исатай Тайманов, организатор и руководитель движения, был старшиной Бершева рода. В звании старшины он был утвержден официально пограничной комиссией в 1812 году. Джангер-хан не любил Исатая за его влияние на массы. В исторической песне Игилмана Шурекова "Исатай и Махамбет" Джангер-хан, обращаясь к Исатаю, говорит:
"Исатай, упорный смутьян, Неблагодарный, вот ты каков! Чернь презренная ты, казах! Если мне поможет аллах, - Изгоню я тебя, злодей, За пределы моих степей!.. Я смирю смутьянов лихих, Задушу в зародыше их! Раз я хан, - покорись царю!"1.
Но когда движение развернулось, хан Джангер, не надеясь на аллаха, просил оренбургского генерал-губернатора о помощи войсками. Хан во всем обвинял Исатая как главного руководителя, "смутьяна", "зачинщика". "Исатай, - писал Джангер-хан, - никогда не отличался хорошей нравственностью, был очень беспокойным человеком, всегда мутил народ".
Махамбет, друг Исатая, писал о нем:
"Орел мой, летящий над цепью гор!.. Мой сокол крылатый, как ты был тверд! В борьбе беспощадной - бесстрашен, горд!.. Как красный китайский шелк, ты сверкал, Толпу, как в Хиве базар, привлекал! Глубок, словно море, ты был умом, Спокоен и тверд на пути своем!"2.
Махамбет Утемисов также принадлежал к Бершеву роду. Он знал арабскую и русскую грамоту, что являлось тогда редкостью.
Джангер-хан назначил его старшиной в. 1834 году, но пограничная комиссия отказалась утвердить это назначение. Царские чиновники не доверяли Махамбету и боялись его, так же как Джангер-хан боялся Исатая. Махамбет славился как искусный акын (народный певец) и агитатор. В своих песнях Махамбет пел об ужасном положении казахской бедноты, о насилиях и произволе ханов, баев, султанов и царских чиновников.
Махамбет раз'езжал по аулам, агитировал, поднимал народ на восстание. Он звал Исатая на путь вооруженной борьбы против хана и всей "белой клети", против российских колонизаторов. Исатай не сразу стал на этот путь: до сближения с Ма-
1 Повстанческие песни казахов XIX века, стр. 14. Казкрайогиз. 1936.
2 Там же, стр. 21.
Допрос пленного казаха царскими чиновниками. XIX век.
Музей народов СССР.
хамбетом Утемысовым он боролся против бесчинств и произвола тестя Джангер-хана - управителя Караула-ходжи, в котором видел виновника всех бедствий казахов. Еще в 1835 году Исатай добивался, чтобы хан снял Караула-ходжу с должности родоначальника и управителя Адаевского рода прикаспийских казахов.
Но, когда в 1836 году восстали народные массы, их возглавили Исатай и Махамбет. Призывая народ к борьбе, они предупреждали, что она будет длительной и упорной:
"Не стреляя наверняка, Не обращая в бегство врата, Не владея фитильным ружьем, Не посылая стрел дождем, Стрел с отточенным острием, Широким, словно лопатки ягнят, Не окровавив клинок стальной Сабли по самый эфес золотой, Не оседлав боевого коня, Не пригибаясь к луке, гоня По степи, копьем о стремя звеня, Не рассекая грудью ветров, Пока не истлеет потник до основ, Чепрак не истреплется до лоскутков, Не насыщаясь шестью малта, Не проводя в походах года (Вернешься - у сына уже борода), Не проскакав всю жизнь на коне, Не голодая в чужой стороне, Не испытав всех лишений вполне, Не позабыв мяса свежего вкус, Не отказавшись от мягких одеял, Не нападая один на врагов, Не унывая в холод и мрак, Не оседлав коня кое-как, Не засыпая на камнях порой, Не превращаясь в бродягу-бойца, - Может ли цели достигнуть герой?"1.
Эту замечательную песню-призыв пели позже казахи, восставшие в 1916 году под руководством Амангельды Иманова.
Восстание Исатая и Махамбета охватило почти всех казахов Букеевской орды. Оренбургский генерал-губернатор Перовский донес о восстании казахов Николаю I. Царь потребовал беспощадной расправы с восставшими.
В 1837 году движение достигло своей высшей точки. Восставшие захватывали земли и скот ханов, султанов, баев и старшин - приверженцев хана Джангера.
Джангер-хан потребовал присылки русских войск и в то же время обратился к султанам за помощью против Исатая.
Отряд Балка-бая - одноаульца Исатая - разгромил его улус.
В степь были посланы русские войска под командой атамана, Покотилова, но этот отряд ничего не смог сделать. Движение росло и крепло. Все аулы вокруг ханской ставки шастали, и хан бежал в Оренбург под защиту генерала Перовского.
1 "Песни степей", стр. 246.
В октябре 1837 года Перовский послал большое количество войск под командой полковника Геке. Царские войска тремя колоннами двигались от Глинского форпоста по направлению к ханской ставке. К первым числам ноября Исатай окружил ханскую ставку и держал ее в осаде. В ноябре вся степь была охвачена восстанием. Началось движение и в Зауральской орде. Перовский послал в степь подкрепления. Полковнику Меркульеву было приказано разгромить аул Исатая. Султан Зауральской орды Айчуваков получил приказание заградить своим отрядом Исатаю путь за Урал.
Возле ханской ставки произошло крупное сражение. Восставшие начали теснить русские войска. Тогда Геке выдвинул вперед артиллерию и начал стрелять картечью. Восставшие не выдержали и отступили к Нарын-пескам. В этом бою Исатай был ранен в руку. Во время боя был убит 20-летний сын Исатая - Ахай.
Царские войска преследовали Исатая.
15 ноября произошло второе сражение в урочище Тас-Тюбе. После этого боя восставшие решили прорваться за Урал. 13 декабря возле Яманхалинского форпоста и Баксайской крепости Исатай прорвался через пограничную охрану за Урал. Начались выступления казахов в местностях Акбулаке, Есиле, Нуре, Кокчатау, Кустанае, Тургае.
Арало-каспийские казахи готовились выступить во главе с батыром Юсупом. Кустанайцы напали на горскую линию и разгромили два укрепления.
Зауральская орда готовилась присоединиться к Исатаю. Казахи Елецкого бассейна создали многочисленную армию во главе с батыром Жаломаном. Северовосточные казахи также готовились выступить. Развертывалось освободительное восстание султана Кенисары Касымова. Вся степь была поднята на ноги.
Николай I послал Перовскому и князю Горчакову письмо, в котором требовал быстрого и решительного подавления восстания. Местные султаны и баи организовали отряды для помощи царским войскам. За голову Исатая была назначена награда в тысячу рублей.
К этому времени движение в Букеевской орде было ликвидировано. Для подавления восстания были брошены значительные силы. Царские войска стягивались в Зауральскую степь. Против повстанцев, боровшихся во главе с Жаломаном, действовал отряд Ядринцева.
Генерал-губернатор Горчаков послал из Омска два отряда через Петропавловск и Акмолинск. Астраханскому губернатору было приказано быть начеку в случай нового выступления букеевцев.
Одноаулец Исатая Балка-бай - предатель казахского народа - вел войска Геке по степи, указывая им путь отступления Исатая. Балка-бай проник в Исатаю и предательски уговаривал его капитулировать. Он уверял, что Геке и Айчуваков намерены вести переговоры и наступать не будут, а тем временем царские войска окружали Исатая. Исатай приказал арестовать Балка-бая, но предатель Каип-Галий Ишимов уговорил Исатая не трогать Балка-бая.
12 июля 1838 года в урочище Киялы, у устья реки Акбулак, завязался бой. Здесь был убит Исатай. Друг Исатая - Махамбет - погиб в 1846 году от рук убийц, подосланных султаном Айчуваковым. Восстание было подавлено.
* * *
Восстание 1836 - 1838 годов было стихийным выступлением угнетенных масс. Оно косило местный характер. Начавшись в Букеевской орде, оно не распространилось одновременно на другие районы, и царские войска могли громить его по частям. Восставшие казахи не могли устоять против хорошо вооруженной регулярной царской армии.
У восставших масс не было тогда союзника и руководителя в липе рабочего класса, а без союза с рабочим классом и без его руководства крестьянское движение не могло победить.
Только в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, под руководством партии Ленина - Сталина, трудящиеся массы Казахстана при помощи великого русского народа сбросили с себя вековой гнет и стали хозяевами в своей стране.
Казахский народ при помощи русского пролетариата превратил отсталый, колониальный Казахстан в передовую социалистическую республику.
Казахский народ не забудет своих героев, поднявшихся в XIX веке против власти ханов, султанов, баев и царя. Восстание казахов, возглавленное Исатаем и Махамбетом, было разгромлено и потоплено в крови, но память о нем живет в казахском народе:
"Мы помним восстание против Джангера. Когда против хана поднял Исатай Степной, изнуренный, истерзанный край"
(Джамбул).
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |