В I-II вв. процветали две великие империи - Ханьская и Римская. В связи с их большой отдаленностью и, учитывая ряд географических факторов, жители этих государств получали очень скудные сведения друг о друге. Это являлось одной из причин, благодаря которым в Китайской и Римской империях сформировалась идея о собственной уникальности.
Раннее упоминание о Китае в европейской литературе встречается еще в античных произведениях после открытия шелкового пути в I в. до н.э. В начале нашей эры у греческих и римских географов можно найти информацию о стране, которая носит название Син, Сина, Синай. В Римской империи знали, что далеко на Востоке за Индией существует страна Серов (так окрестили жителей Китая воины Александра Македонского. Китай и китайцев они называли Серес, что значит "шелковый" или "страна шелка"). Вероятнее всего, это слово происходит от китайского "сы" (шелк). О производстве и производителях шелка пишет, в частности, Плиний Старший в своем труде "Естественная история". Еще до того, как Аристотель упоминал о существовании шелковичных червей, которые делают шелковичную нить, думали даже, что шелк происходит от неких деревьев, и является пухом, который вычесывают. Позже, когда стали осваиваться дороги Центральной Азии, появились слухи о существовании королевства Цин или Сина (что, скорее всего, связано с империей Цинь). Это название сначала перекочевало в Индию, а затем и к берегам Средиземного моря.
В Китае заканчивался сухопутный маршрут, описанный Плинием и Птолемеем. "Миновав бескрайние пустыни, вы попадете в эту далекую страну, где ткут шелк, получаемый из деревьев; хотя они широко торгуют этим товаром, но избегают личных контактов с иностранцами и оставляют шелк на речных берегах, чтобы оттуда его могли забрать те, кто желает его получить"1.
Из Китая в Рим везли главным образом шелк - товар, который ценился в Европе на протяжении многих веков на вес золота. Это была легкая, но прочная материя, в которой никогда не заводились насекомые-паразиты. "...Серы знамениты шерстью из своих лесов, они срывают белые части лис-
Цисельская Елена Сергеевна - аспирант Российского университета дружбы народов.
тьев, поливая их водой, затем женщины выполняют двойную работу, сматывают нити и ткут материю, благодаря этой сложной работе, выполненной в далекой стране, наши почтенные женщины могут появляться на публике, облачившись в столь прозрачные ткани"2. Жители Европы долгое время не имели представления о том, как изготовляют шелковые ткани. Лишь в VI в. в Византию странствующие монахи принесли спрятанные в посохе коконы тутового шелкопряда.
Известный исследователь Китая В. В. Малявин считает, что даже самые образованные римляне практически не имели представления ни о Китае, ни о китайцах. Может быть поэтому, римляне, а вслед за ними и византийцы представляли "серов" очень странными, непохожими на цивилизованных людей: считалось, что "серы" лишены дара речи3.
Недостаток достоверных знаний способствовал распространению среди римлян всякого рода домыслов о нравах и обычаях этого восточного народа. Страна загадочных серов считалась затерянной на диких окраинах мира и населенной разными человекоподобными чудищами, вроде людей с песьими головами. Геродот строил предположения о том, что "Азия заселена до Индии, и территория дальше к востоку представляет собой пустыню, никому не известную"4. Он также выдвигал теорию о том, что чем дальше расположены друг от друга государства, тем более непохожи народы, населяющие эти страны.
Скудная информация в большинстве своем имела отношение только к чудесной ткани, вывозимой из Китая. Греческие и латинские тексты, в которых упоминался Китай, условно можно разделить на две группы. К первой относятся литературные произведения, в которых есть мимолетные цитаты, из которых вытекает историческая или географическая информация о Китае. Это своеобразное "эхо" познаний о Поднебесной, которые существовали в культурных кругах того времени. Вторая группа представляет собой отрывки из произведений географов и историков, которые обладают большей степенью точности, но и они, к сожалению, "написаны второй или третьей рукой" в связи с утерей первоисточников. Этот факт предполагает путаницу имен собственных, а также появление информации, далекой от достоверной. Между тем, нельзя умалять ценность этих источников и то, какое влияние они оказали на представление европейцев о Китае в те далекие времена.
Страбон в "Географии" сообщает о китайцах: "Считается, однако, что серы живут еще дольше (чем музиканьены, которые живут до 130 лет), а серы живут до глубокой старости, до 200 лет"5.
В византийских хрониках VII в. была собрана информация, принесенная людьми, вернувшимися из Центральной Азии, которые описывают страну под названием Тогас. Это название, скорее всего, имеет связь с китайским властителем династии Вэй, которая правила на территории северо-западного Китая в VI веке.
Мифы и легенды о Востоке, которые существовали в Европе еще до походов Александра Македонского, продолжали завоевывать Европу. В XIII в. появляется версия сбора урожая шелка с деревьев. Речь идет о "Книге о сокровищах", написанной во Франции в 1262 - 1266 гг. флорентийцем Брунетто Латини, в которой эти далекие земли относят к королевству небывалой роскоши, где правил замечательный суверен.
Что касается Китая, то китайцы делили мир на две части: с одной стороны был Китай - единственное в мире цивилизованное государство, а с другой - все остальные страны. Те из них, которые лежали за пределами Срединного государства, воспринимались как нечто единообразное. "Зарубежные страны могли отличаться друг от друга по природным и климатическим условиям, населяться различньми народами... но это разнообразие не явля-
лось существенным с точки зрения официальной концепции построения внешних связей"6.
Примерно за несколько десятилетий до монгольского нашествия по Европе поползли слухи, что где-то на Востоке находится христианское царство пресвитера Иоанна, который одержал победу над персами. Стало распространяться ложное письмо, адресованное византийскому императору пресвитером Иоанном, который стоял во главе трех Индий и 70 королевств. В письме было указано, что правивший на Востоке царь был могущественен и окружен роскошью. В его дворце, как гласило письмо, ежедневно развлекались 3 тыс. человек, окна дворца были сделаны из хрусталя, столы - из золота и аметиста7. Считалось, что его столица располагалась на одной из четырех рек Рая, что в одном направлении его территории простирались на расстоянии четырехмесячного пути к Вавилону, а в другом были неизмеримы человеком. В своем письме Иоанн заявлял, что богатством и мощью он превосходит всех царей света. В этом царстве, изобилующем молоком и медом, много удивительного: здесь реки приносят золото и драгоценности, здесь собирают перец, здесь находится источник юности; и здесь же - таинственное море, в которое впадает каменная река, за ним обитают десять еврейских племен, которые хотя и имеют собственных царей, но тем не менее подчиняются могущественному христианскому правителю. Он также отмечал добродетельность, милосердие и христианское благочестие обитателей своей страны, где нет ни лжецов, ни прелюбодеев, не существует никаких пороков и преступлений. В одной ранней латинской рукописи "Письма", написанной, вероятно, в Англии, сообщалось, что при дворе пресвитера Иоанна имеются люди со всех стран мира. Это письмо приняли как достоверное, а страну пресвитера Иоанна добавили к картам Азии.
В течение XIII в. папы и христианские короли тщетно пытались установить союзнические отношения с какой-либо сильной державой на Востоке: монголами или пресвитером Иоанном, чтобы противостоять мусульманам. Возможно, начало этой политики обнаруживается в письме папы Александра III Иоанну, датированном 1177 г., где папа сообщает, что слышал о его благочестии от некоего магистра Филиппа, которому удалось беседовать со знатньми людьми, пришедшими из этого царства. Поэтому, папа посылает к нему Филиппа, чтобы тот объяснил пресвитеру догматы западного христианства и обратил его в истинную католическую веру. Король Франции Людовик IX тоже, в свою очередь, выдвинул идею обращения к монгольским императорам и Иоанну в надежде найти союзников в борьбе против ислама. Иннокентий IV послал монахов-францисканцев на поиски Иоанна. Хотя они его и не нашли, в Европу стали поступать первые сведения о чудесной стране, расположенной восточнее Персии, названное великой Катайей, с самыми большими городами, реками и долинами, где широко использовались уголь, бумажные деньги, печатание и порох. Считалось, что населяли эту страну идолопоклонники, однако ходили слухи о том, что при дворе великого хана жила христианская община. Из этих докладов в Европе сформировалось представление о том, что Китай возможно христианизировать.
Одним из первых, кто принес сведения о Китае в Европу, был Плано Карпини. (Плано Карпини - латинизированный перевод фамилии итальянца из города Перуджи Джованни дель Пьяно-Карпини). Он являлся одним из основателей ордена нищенствующих монахов (францисканцев) и его особого подразделения миноритов.
Сочинение Плано Карпини явилось первым оригинальным европейским произведением о тех отдельных областях Азии, о которых до него вообще не было достоверных сведений.
Карпини отправился в путь по велению папы Иннокентия IV. Данная миссия поставила перед собой цель: разведать насколько велика была опасность, исходящая от Монгольской империи, и насколько было реально распространение там христианства. В 1246 г. монах-францисканец достиг столицы монголов Каракорума, где у него была уникальная возможность присутствовать на возведении на Великий трон хана Гуюка. В самом Китае Карпини не побывал, зато он принес сведения о том, что на восточных рубежах Монгольской империи лежит богатая страна Катайя, где люди могут производить шелк. Описывая самих китайцев, путешественник отмечает, что по внешности они схожи с монголами, то есть имеется в виду узкая форма глаз и отсутствие бороды. Из рассказа Карпини понятно, что китайцы казались ему невероятно искусными ремесленниками: "В целом мире нельзя найти лучших мастеров во всех делах, в которых обычно упражняются люди"8. От Карпини европейцы узнали, что в Китае с древних времен существует письменность. Францисканец считал китайцев язычниками, у которых есть храмы, где те молятся, однако, в монгольской столице он услышал о том, что "они уважают и чтут наше Писание, любят христиан... они кажутся людьми кроткими и человечными"9. Информация о том, что в Китае уважительно относятся к христианам, заинтересовала не только религиозных деятелей, но и политиков. Король Франции Людовик IX, "который первым выдвинул идею о сотрудничестве с монгольскими императорами и пресвитером Иоанном для борьбы с исламом"10, отправляет посольство к монгольскому хану, во главе которого ставит члена ордена миноритов Гильома де Рубрука.
Несмотря на то, что Рубрука отправил к монголам не папа римский, а Людовик Святой, цели были одинаковыми: попытаться договориться с Ордой о ненападении на Западную Европу, а также установить связи для совместной борьбы с арабами.
Из всех европейских путешественников только Рубрук оставил достоверное описание Каракорума периода его расцвета. Считается, что он первым в Западной Европе в своем сочинении отождествил жителей Китая с "серами", известными из трудов древних географов. Рубрук сделал ценное замечание о том, что к тому времени монголы покорили не весь Китай. Он также принес первые сведения о Китайской стене, поведал Европе о хождении в Китае бумажных денег. Он сообщил, что из достоверных источников ему известно о некоем китайском городе с золотыми башнями, окруженном серебряной стеной, и перешел к описанию внешности китайцев: "Эти Катай люди маленького роста, при разговоре они усиленно дышат ноздрями; у всех жителей востока есть то общее, что они имеют небольшое отверстие для глаз". Гильом де Рубрук подтверждает слова Карпини о том, что китайцы - искусные ремесленники, однако он добавляет, что каждый ремесленник должен обязательно продолжать профессию своего отца. Единственное, что не фигурирует в рассказах Карпини и Поло, а присутствует в записях Рубрука - упоминание о чудесной китайской медицине: "Их медики хорошо знают действие трав и отлично рассуждают о пульсе". Рубрук первым приносит в Европу описание буддийских монахов, которые брили голову и одевались в желтые материи. Он писал, что они вели себя очень целомудренно, в храме сидели молча, лишь изредка повторяя "on many baccam". Он также отмечал, что помимо монахов в желтых капюшонах есть другие, живущие в горах и лесах в удивительной строгости. В монгольской столице он также услышал, что в пятнадцати китайских городах живут несториане, которые проповедуют неправильное учение, т.к. совершенно не знают грамоты и во время службы используют "сирийский" язык. "Прежде всего они лихоимцы и пьяницы; некоторые из них, живущие с татарами, имеют даже, подобно татарам, мно-
гих жен". Европейский монах-францисканец сообщил также и о китайских иероглифах. По мнению Рубрука китайцы использовали для написания иероглифов кисть, который писали справа налево, ведя строку вниз: "В одном знаке они заключают несколько букв, образующих одно слово"11. Необходимо отметить, что своими глазами он ничего из выше сказанного не видел, это были записи со слов китайцев, которых он встретил в Каракоруме, и, похоже, Рубрук верил услышанному. Что касается следующего отрывка, то европейский монах относится к этим сведениям более чем скептично. Речь идет об услышанной им истории, согласно которой в восточном Китае среди гор, высоко вздымающихся к небу, обитают волосатые существа, которые ходят подпрыгивая, не сгибая ног. В Китае, по словам Рубрука, очень ценится кровь этих животных, поэтому жители Срединной империи опаивают этих существ рисовым вином, и когда они засыпают, охотники извлекают три или четыре капли крови, которые, якобы, участвуют в приготовлении пурпурной краски. Рубрук дважды подчеркивает, что эту историю он услышал от одного китайского монаха, которого он встретил в Канбалыке, однако, сам он этому ничуть не верит.
В связи с поступлением новой информации загадочная страна Серов постепенно стала занимать в сознании европейцев того времени более приоритетные позиции. Теперь Срединная империя могла быть не только потенциальным торговым, но и достойным стратегическим партнером в области политики.
Что касается страны, которую однажды назовут Китаем, то люди, населявшие ее, уже не первое тысячелетие жили по своим, характерным только для них, законам и этическим нормам, согласно которым их страна была центром мироздания, а все, что находилось за ее границей, считалось варварским. Л. Ю. Кроль считал, что "основное направление рассуждений древних мыслителей по поводу взаимоотношений Китая с соседями, воспринятых конфуцианцами, содержит две мысли: 1) о принципиальной разнородности и неравноценности китайцев и варваров; 2) о том, как те и другие меняются под влиянием мироустроительной действительности"12.
Древнекитайские мыслители представляли себе и Землю, и императора как космические силы, которые можно сопоставить друг с другом и которые оказывают на людей в значительной мере магическое действие. Для конфуцианцев земное пространство складывалось из отрезков, которые были неравноценны друг другу. Так, например, земля центра империи противопоставлялась окраинным землям, которые граничат с "варварскими", как более совершенная. Первая считалась областью гармонии, вторая, наоборот, областью дисгармонии космического начала, подчеркивалось плодородие первой и бесплодность второй. Считалось, что каждая местность имела свое дыхание "ци", и каждый человек, родившийся в том, или ином районе, имитирует это дыхание. Сыма Цянь в своих "Записках историка" говорит о том, что дыхание "ци" в виде испарений поднимается над землей и образует фигуры из существ и предметов, характерных для той или иной местности. Так испарения северных "варваров" по его мнению принимают очертания скота и юрт, а испарения южных - лодок и знамен. Историк утверждает также, что "каждое облако и испарение (ци) имитирует то, что собрано и накоплено тамошними горами и реками [или] людьми"13.
Иерархия народов, населяющих землю, согласно конфуцианским взглядам складывалась следующим образом. На верхушке шкалы стояли китайцы, жившие в центре земли, и обладавшие человеколюбием, справедливостью и выполнявшие нормы поведения. В самом низу находились звери, которым уподобляли "варваров", рожденные в бесплодных землях, у которых полнос-
тью отсутствовали все вышеперечисленные добродетели. Поэтому китайские мудрецы зачастую считали бессмысленным ведение войн за "варварские" бесплодные земли, в результате которых существует риск потери центральных земель.
В обобщенном виде итоги размышлений древнекитайских ученых можно свести к следующему: Земля разделяет людей (так как многообразна и ведет к их многообразию), император же их объединяет (то есть ведет к единству), уподобляясь в этом Небу.
Пропагандируя идею единства всех народов под эгидой Китая, китайские властители выделяли Китай как центр Вселенной, а все остальные народы рассматривали как внешнее (вай), периферию, подчеркивая пренебрежение к этим народам. Вся Вселенная, которой управляли китайские императоры, с древнейших времен называлась "четырьмя сторонами света" (сы фан). Уже в надписях на бронзовых сосудах периода царствования Чэн-вана (1024- 1005 гг. до н.э.) для обозначения некитайских народов используются унизительные названия - "южные варвары" (нань и), "восточные варвары" (дун и), "страна дьяволов" (гуй фан) и т.д., которые впоследствии применялись на протяжении всей истории. "Отрицательное отношение к некитайским народам при дипломатических связях определялось тем, что они, в представлении китайцев, - полулюди - полузвери, которые не поддаются цивилизации, вероломны и не заслуживают доверия"14.
Информация о западных странах стала поступать в Китай благодаря контактам с остальной частью Евразии. До Поднебесной стали доходить сведения, иногда правдивые, однако большей частью надуманные, о далеких странах, которые в обмен на шелк, мускус, корицу, рубины поставляли золото и серебро, шерстяные ткани, краски и стеклянные предметы, которые китайцы ценили не меньше, чем нефрит. Информация становилась более правдоподобной после консолидации китайской династии Хань (206 до н.э. - 221 гг.). "В результате было сформировано китайское посольство, которое дошло до Амударьи на западе центральной Азии (в районе современного Афганистана. - Е. Ц.) и вступало в контакт с греческими и римскими форпостами, которые располагались там". Китайские источники также говорят, что "в 165 г. до н.э. посольство, отправленное императором Марком Аврелием, было принято в столице китайской империи Чанань (современная Сиань)"15. По предположению западных исследователей китайцы уважительно называли Рим (а потом и Византию) "Да-Цинь" что значит "Большая Цинь".
До наших дней дошли китайские античные труды, которые дают возможность проанализировать информацию о западных странах.
В "Каноне гор и морей", принадлежащего перу неизвестного автора (предположительно его составляли несколько человек на протяжении многих веков), можно найти описание земель и более ста государств, расположенных за пределами Срединной империи, и много другой информации. Данный источник свидетельствует о том, что кроме Китая под Небом есть еще и другие страны.
Западным краем (Си Юй) древние китайцы называли все земли, расположенные западнее их страны. В то же время этот термин употреблялся, начиная с периода правления династии Поздняя Хань (I-III вв.), и для обозначения небольших государств, расположенных в бассейне р. Тарим. Именно посредством торговли с ними в Китай были завезены пшеница, арбузы, виноград, дыни.
Дорога через Таримский бассейн, по которой китайцы главным образом экспортировали шелк, стала известна как Великий шелковый путь. Исследователь экономических связей ханьского Китая Инши Юй отмечает, что "Шелк
так высоко ценился народами Западного края, что в некоторых местах китайцы должны были использовать его наравне с золотом при обмене на продукты питания"16.
Помимо правителей Западного края и кочевой знати потребителем шелка стал Рим. По мнению многих исследователей, впервые китайский шелк появился на территории Римской империи в период правления императора Августа (27 до н.э. - 14 гг.). Основным поставщиком этого товара были Средняя Азия и Парфия, которые способствовали возникновению и функционированию торговли шелком между Востоком и Западом. Спрос определял предложение: Китай, государства Средней Азии, Ближней Азии и Римская империя оказались вовлеченными в активную международную торговлю.
Китайская бюрократия учитывала постоянно растущий спрос и умело использовала шелк в своей внешней политике. Шелк был включен в число стратегических товаров, которые должны были "работать" на внешнеполитическую доктрину. Так называемой чистой государственной торговли не существовало: все товары, как поставляемые двором, так и получаемые им, должны были быть оформлены в виде подарков. Иностранные державы и их торговые представители могли получить шелк лишь в виде китайских подарков в обмен на предоставленную дань, иной формы торговли не существовало. Впоследствии специалисты охарактеризуют этот вид внешнеэкономических связей как "данническую торговлю". Этот институт, возникший в глубокой древности, просуществовал вплоть до XIX века. Торговля шелком помогла китайскому двору превратить в своих "вассалов" многих иностранных правителей, включая римского императора Марка Аврелия Антония17. Существует мнение о том, что один из итальянских купцов даже открыл целую серию "фальшивых посольств", состоявших из купцов западных государств, которые, усвоив китайский дипломатический ритуал, подделывали государственные послания от имени королей, дабы получить от Китая подарки. Такая "данническая" система существовала на протяжении многих столетий.
Одним из результатов активной внешней политики Китая, начиная с эпохи Цинь (221 - 207 гг. до н.э.), было знакомство с неизвестньми ранее землями и живущими там народами. Мир китайцев благодаря этому раздвинул свои границы и ко времени Троецарствия (220 - 280 гг.) охватил практически всю ойкумену (имеется в виду Старый свет) того времени в ее протяженности с запада на восток от средиземноморской страны Да-Цинь (или Лицзянь) до японского государства Во.
Сведения о других странах, в том числе и западных, можно встретить в "Ши цзи". В этом источнике содержится много информации о западной стране Аньси, а также сообщается, что "к западу от Аньси, в нескольких тысячах ли, существует страна Тяочжи, которая граничит с Западным морем"18. Долгое время в западной историографии под Западным морем подразумевали Персидский залив и Красное море, однако некоторые современные китайские исследователи говорят о топографичекой ошибке, вызванной некоторой путаницей, возникшей при переводе данного источника. Они отождествляют Западное море со Средиземным. Таким образом, под Тяочжи подразумевали государственное образование, которое находилось на территории современной Сирии, а Аньси - это существовавшая на территории Иранского нагорья Парфия.
В более поздних источниках начала нашей эры "Вэй люэ" (III в.) и "Хоу Хань шу" (V в.) сообщается новое название Да-Цинь и говорится о том, что Да-Цинь - это страна, которая во время правления династии Хань называлась Лицзянь19.
В 97 г. 70-тысячная ханьская армия во главе с Бань Чао, намереваясь наказать тревоживших торговлю по Великому шелковому пути степняков, перевалила через Тянь-Шань и разорила Среднюю Азию вплоть до Мерва. Судя по всему, она действовала в союзе с парфянским царем. В Рим был направлен посланник по имени Гань Ин, однако, введенный в заблуждение парфянами относительно продолжительности морского пути в Рим, он не продвинулся далее Месопотамии. В "Хоу Хань шу" приведены собранные им сведения о Да-Цинь, в частности, речь идет о производившихся там изделиях и о назначаемости императоров в эпоху Нервы.
О том, что некоторые морские посольства достигали и самой столицы ханьских императоров, известно из "Хоу Хань шу", которая упоминает о прибытии послов из Да-Цинь в 161, 284 и 230-х годах. Впрочем, описания их приношений императору (например, изделия из кости носорога) свидетельствуют о том, что приобретались они где-то по дороге, скорее всего, в Индокитае. В этом же источнике существуют данные о расположении государства Да Цинь (восточные провинции Римской империи, а позже Восточная Римская империя) на крайнем западе20. "Территория (этого государства. - Е. Ц.) занимает несколько тысяч ли, на которой расположено более четырех тысяч городов". Из этого источника мы также узнаем, что Да-Цинь подчинено около десяти малых государств, что городская стена сделана из камня, город диаметром больше ста ли, внутри города есть пять дворцов (в обход каждый по десять ли), в каждой из комнат есть столбы из чистой воды (фонтаны), в одном из этих дворцов живет их правитель. Далее источник повествует о тридцати шести генералах, которые собираются для решения государственных дел, о том, что их правитель не может править пожизненно, а народ этой страны ведет праведную и мирную жизнь. Земля здесь богата серебром и многочисленными драгоценностями, " есть яшма цвета ночи, лунный жемчуг, кораллы...", жители этой страны золотом расшивают материи и используют его для позолоты. Здесь также даны сведения о материях из тонкой шерсти и шелка, описана растительность (сосны, кипарисы, тутовые деревья и многотравье). Сообщается также что в Да-Цинь в качестве денег используют золото и серебро, зерно дешевое, а казна богата21.
О Да-Цинь знали то, что ее жители стригут волосы, ведут морскую торговлю с Ань-си (Парфией) и Тяньчжу (Индией), получая десятикратную прибыль. Они простодушны и честны, в торговле назначают только одну цену, зерно у них всегда дешево, а казна богата. Когда послы соседних стран прибывают к ним на границу, то они едут до самой столицы, пользуясь услугами почтовых станций, а когда прибывают в столицу, то им дают золотые монеты.
В тексте о Да-Цинь из "Сан го чжи", говорится, что Да-Цинь объединяет более четырехсот малых городов, резиденция правителя страны расположена у устья реки на берегу моря, городские стены сложены из камня. Народ этой страны сеет хлебные злаки, держит лошадей, мулов, ослов, верблюдов, разводит тутовицу и шелковичных червей. "У этого народа очень распространено [искусство] фокусников. Они могут изрыгать огонь изо рта, сами себя связывать и развязывать, подпрыгивая [жонглировать с помощью ног] двенадцатью шарами, [и делают все это необыкновенно] ловко и искусно". Говорится о том, что люди Да-Цинь страны высоки, статны, похожи на китайцев, но одеваются как варвары. "Они сами говорят, что [их народ - это] одна из ветвей, идущая от китайцев. Они постоянно желали наладить связь с Китаем и направить послов, но пройти через страну Ань-си им не удавалось, так как страна Ань-си была заинтересована [в том, чтобы] извлекать выгоду от посредничества в торговле между ними и Китаем"22. Далее источник повествует о существовании в этой стране грамоты "варваров", строительстве
многоэтажных казенных домов и богатых природных ресурсах. Сообщается, что правитель сам собирает и разбирает жалобы от народа.
Информация о Да-Цинь встречается также в источнике под названием "Вэй шу": "[Да-Цинь] с двух сторон омывается морем и простирается на 6 тысяч ли. Там земля ровная, а население велико. Их столица состоит из пяти городов, каждый по 5 ли, а по периметру 16 ли. В среднем (центральном) городе проживает их царь"23. "Их люди стройные и высокие, их одежда, повозки и флаги сделаны по китайскому образцу. Поэтому эту страну называют Да-Цинь"24. Из другого древнего китайского источника, "Хань-шу", мы узнаем что до Да-Цинь "от Тяочжи надо идти больше 200 дней". "Если из Ань-си, по суше идти по кромке моря на север, а потом на запад, то можно попасть в Да-Цинь". "Хань шу" повествует о том, что на дорогах нет воров и жуликов, но очень много свирепых львов и тигров, которые мешают путешествовать.
Европейские исследователи отмечают, что в "Сань го чжи" и "Хоу Хань шу" упоминается еще об одном названии государства Да-Цинь - "Хай си" (Заморский Запад). Они считают, что "Хай си" - это район, расположенный между горами Ливана и Средиземным морем (под морем подразумевается северная часть Индийского океана с Персидским заливом и Красным морем).
В свою очередь, некоторые китайские исследователи считают, что под "Хай си" на самом деле подразумевали территории на западе от большого моря, таким образом у них сформировалась концепция, не совпадающая с мнением западных коллег, и сводящаяся к следующему: Да-Цинь - это могущественное государство Мидия, которое находилось на территории современного Азербайджана, "Си хай" - это каспийское море, а "Хай си" - это город, который существовал в те времена на территории современного Баку. Одним из доказательств своей теории они считают отрывок из "Вэй люэ", в котором говорится о сходстве китайцев с жителями Да-Цинь. Они аргументируют это следующим фактом: с 653 - 625 гг. до н.э. Мидия находилась под скифским господством, а как известно, скифы имели азиатскую внешность.
Расширение контактов между Китаем и Средиземноморьем привело к появлению в китайских источниках III-VI вв. качественно новых сведений о территориях, расположенных на противоположном конце шелкового пути.
Крайним западным пунктом трансконтинентальной торговли были восточные провинции Римской империи, а затем Византия. Область восточного Средиземноморья китайцы именовали страной Да Цинь или Лицзянь. С VI в. появилось название "Фулинь" (искаженное греческое "polin" - дательный падеж от слова "polls", как называли Константинополь в Византии). О существовании Рима китайцы узнали еще в I в. до н.э., однако огромные расстояния, противодействие Парфии мешали установлению контактов между двумя империями.
Несмотря на скудность информации, загадочное государство на окраине мира возбуждало в Китае живой интерес. Образ Да-Цинь в китайских источниках выполнял особую функцию: он служил своеобразной проекцией традиционных китайских представлений об идеальном государстве. Да и само уважительное название Да-Цинь, то есть Великая Цинь, они объясняли величием и авторитетом, которым по их мнению, она пользовалась среди сопредельных народов. За редким исключением все китайские описания Да-Цинь утверждали, что по манерам и даже внешности ее жители не отличаются от китайцев, что коляски, флаги и почтовые станции Да-Цинь сходны с китайскими, а на дорогах нет грабителей. Если персы слыли в Китае "развратнейшими" из всех народов, то жители Да-Цинь традиционно изобража-
лись трудолюбивыми и добродетельными. Смена правителей в Да-Цинь также трактовалась чисто по-китайски - как добровольное отречение от престола в пользу более достойного императора. Вероятно особую симпатию к Да-Цинь питали даосы. Известно приписываемое Гэ Хуну (IV в.) даосское сочинение, где прославляются скромность и мудрость жителей Да-Цинь и порицается жадность китайцев.
Да-Цинь слыла в Китае "страной искусных фокусников и местом, откуда прибывают все драгоценные вещи земной тверди и морской пучины"25. Хроника III в. "Вэй Люэ" приводит 59 наименований товаров из Да-Цинь, и почти все они оправдывают ее славу "страны чудес".
Одним из важнейших товаров, поступавших в Китай из Египта и Сирии, было стекло всевозможных видов. Славился в Китае ближневосточный хрусталь, жемчуг, кораллы, янтарь, шерстяные ткани, ковры и тонкий шелк, переработанный из китайского шелка-сырца. Подтверждением интенсивных торговых связей между Китаем и Византией могут служить находки византийских золотых монет (солидов) на территории Китая.
Западные, в том числе и российские, исследователи утверждают, что китайцы знали другие страны, находящиеся западнее Китая, и Рим, который, по их мнению, в китайских источниках указывался под названием Да-Цинь. Отношение китайцев к этой стране было почти паритетным. Об этом говорило само название Да-Цинь (Великая Цинь). В свою очередь, китайские ученые говорят о том, что нет никаких оснований утверждать, что под Да-Цинь подразумевается именно Римская империя, а не какая-либо другая страна. Они аргументируют это некоторой путаницей, которая могла возникнуть у европейских исследователей при переводе древних текстов. Дело в том, что некоторые названия, которые встречаются в источниках, имеют не конкретное, а абстрактное значение.
Хочется отметить, что сведения о Западных странах (в том числе о Греции, Римской империи и др.), в Китай безусловно поступали. Маловероятно, чтобы в Китае в данный период времени не знали о походах Александра Македонского, о Египте, о Римской империи. Нужно также учитывать тот факт, что в поздние источники попадали сведения из более ранних, которые обогащались новой информацией, поступавшей с западных рубежей Китая. Можно поставить под сомнение концепцию отождествления Римской империи с Да-Цинь, так как абсолютно во всех источниках сообщается о наличии в Да-Цинь тутовых деревьев. Однако, достоверно известно, что Рим всегда являлся потребителем шелка, который поставляли извне. Также стоит отметить, что установлению прямых контактов между Китаем и Да-Цинь мешали государства-посредники (Парфия), которые получали баснословную прибыль от торговли между этими двумя государствами и тем самым мешали их сближению. В связи с этим, вполне возможно, что под Да-Цинь в Срединной империи подразумевали те западные страны (цивилизации), которые в данный период времени (ко времени написания того или иного источника) находились на пике своего могущества. Вполне возможно, что это название могло относиться и к Античной Греции, и к Римской империи, и даже к Мидии.
В заключение следует отметить, что сведения о Китае в Европу и о Западных странах (в том числе и о Европе) в Китай, разумеется, поступали. Однако нужно учитывать, что воспринималась информация по-разному: в Европе она являлась стимулом к новым предприятиям и путешествиям, к определению нового политического курса, а в Китае она воспринималась как данность и лишь подтверждала его традиционные морально-этические нормы.
Примечания
1. Цит. по: РАЙТ ДЖ. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М. 1988, с. 255.
2. Pline Ancien. Histoire naturelle. In: Textes d'auteurs grecs et latins relatifs a l'extreme Orient depuis le IV siecle av. J. -C. jusqu'au XIV siecle. Chicago. 1910, p. 13 - 14.
3. МАЛЯВИН В. В. Книга путешествий. М. 2000, с. 8 - 9.
4. ГЕРОДОТ. История. СПб. 1972, с. 489.
5. STRABONE. Geogfaphie. In: Textes d'auteurs grecs et latins relatifs a l'extreme Orient depuis le IV siecle av. J. -C. jusqu'au XIV siecle, p. 7 - 8.
6. БОКЩАНИН А. А. Особенности внешних отношений империи Мин и вопросы преемственности. В кн.: Китай: традиции и современность. М. 1976, с. 131.
7. WILE B. Unfinished encounter: Christianity of China. London, Collins. 1988, p. 10.
8. ДЖИОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. История монгалов. М. 1957, с. 41.
9. Там же.
10. WILE B. Op. cit, p. 10.
11. ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК. Путешествие в восточные страны. М. 1957, с. 132, 133.
12. КРОЛЬ Л. Ю. Китайцы и "варвары" в системе конфуцианских представлений о вселенной (II в. до н.э. - II в. н.э.) - Народы Азии и Африки. 1976, N6, с. 45.
13. СЫМА ЦЯНЬ. Ши цзи. http://www.my285.com/shishu/shiji2/123.htm.
14. ДУМАН Л. И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с древности до нового времени). Китай: традиции и современность. М. 1976, с. 39.
15. NINETTE BOOTHROYD, MURIEL DETRIE. Le voayage en Chine: autologie des voyageurs occidentaux du moyen age a la chute de l'empire chinois, p. 3.
16. Китай и его соседи. М. 1970, с. 126.
17. Там же, с. 127.
18. СЫМА ЦЯНЬ. Ук. соч.
19. ВЭЙ ШОУ, БЯНЬ ЧЖУАНЬ. Вей шу. Льечуань ди Цзюши сиюй. Книга династии Вэй, 90 сказание, Западный край, http://www.my285.com/shishu/weishu/108.htm.
20. ФАНЬ Э. Хоу хань шу. История династии Поздняя Хань. Сказание о западном крае, http://www.my285.eom/shishu/hhs/118.htm.
21. Там же.
22. Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Китайские источники ранее IX в. М. 1978.
23. ВЭЙ ШОУ, БЯНЬ ЧЖУАНЬ. Ук. соч.
24. Там же.
25. КРЮКОВ М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М. 1979, с. 104.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |