Libmonster ID: KZ-2925

На вопросы журнала "Ориентир" отвечает подготовки Вооруженных Сил РФ начальник Главного управления боевой генерал-полковник Анатолий ГОЛОВНЕВ

Анатолий Андреевич Головнев родился в 1942 году в Смоленской области. Окончил Московское ВОКУ в 1963 году, Военную академию имени M. В. Фрунзе в 1975 году и Военную академию Генерального штаба а 1980 году. Проходил службу на различных командных и штабных должностях. Был начальником Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск, затем первым заместителем Главнокомандующего СВ.

С мая 1998 года - начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУБП ВС РФ).

- Товарищ генерал-полковник, более года прошло после образования Главного управления БП ВС РФ. Какие можно сделать выводы о целесообразности и действенности созданной структуры? Какие коррективы были внесены для повышения ее эффективности?

- Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации существует с 1 января 1998 года. Оно создавалось для разработки основных направлений оперативно- тактической и боевой подготовки Вооруженных Сил, совершенствования ее системы, координации боевой подготовки видов ВС, родов войск и специальных войск, военно-учебных заведений и контроля за ее проведением в войсках, руководства боевой подготовкой Сухопутных войск, разработки уставных и программных документов и других задач. Однако после структурных изменений Вооруженных Сил, уточнения функций органов военного управления и порядка их подчиненности возникла необходимость в частичном пересмотре сферы деятельности ГУБП ВС РФ. Кроме того, за истекшее время рельефно обозначились как положительные, так и отрицательные стороны в работе нового главка.

Несомненным достоинством является то, что впервые за многие годы сделана реальная попытка скоординировать боевую подготовку видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск в интересах выполнения единых задач по ведению общевойскового боя. Проведенные недавно совместные тактические учения ВВС и ВДВ "Воздушный мост-99", на которых присутствовал министр обороны Маршал РФ И. Сергеев, убедительно доказали правильность выбранного стратегического курса.

Что же касается пробелов, то за год с небольшим стало очевидным, что в ГУБП ВС РФ есть подразделения, которые выполняют задачи, сходные с задачами других центральных органов военного управления. При этом целый ряд проблем боевой подготовки войск (сил) оказался вне нашего поля зрения.

Опыт показал, что функционально и структурно ГУБП ВС РФ ориентировано в основном на Сухопутные войска, а видовые и межвидовые вопросы боевой подготовки охвачены все же недостаточно. У нас нет на данном этапе подразделений, которые могли бы эффективно влиять на содержание и организацию боевой подготовки в видах Вооруженных Сил, родах войск и специальных войсках.

Серьезным упущением нам представляется то, что, являясь непосредственным организатором обучения личного состава на учебно-тренировочных средствах (УТС) и их эксплуатации, мы не участвуем в выработке политики развития направлений и планирования разработки перспективных УТС, а также заказах на их производство.

Наконец, мы сегодня фактически отстранены от работы по подбору, подготовке и расстановке кадров. Назначение на руководящие должности в органы боевой подготовки происходит без согласования с руководством ГУБП ВС РФ. Взаимодействие с органами военного образования в плане уточнения программ подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях не организовано. Курсанты в военных училищах получают объем знаний без учета реальных потребностей войск.

Таким образом, объективно назрела необходимость дальнейшего совершенствования организационно-штатной структуры ГУБП ВС РФ.

- Начальный этап реформирования Вооруженных Сил практически пройден. Можно ли говорить о каких-то его положительных достижениях сегодня в сравнении с 1997 - 1998 годами?

- К сожалению, что-либо говорить о положительных сдвигах в боевой выучке войск сегодня не приходится. Все усилия органов боевой подготовки в текущем периоде обучения были направлены на поддержание существующего уровня обученности военнослужащих, соединений, частей, подразделений, органов управления и их способности выполнить задачи в соответствии с предназначением. Основной упор при этом делается на малозатратные формы боевой учебы.

Сразу же хочу отметить, что самой серьезной проблемой при организации боевой подготовки для командиров всех степеней является проблема обеспечения топливом. Конечно, "пеше по- машинному" или "по-танковому", стрельба с места, без движения - это тоже элементы учебы. Но настоящей выучки они не дают.

В целом укомплектованность войск личным составом, вооружением и военной техникой позволяет проводить мероприятия боевой подготовки в полном объеме. Однако ввиду отсутствия ГСМ практические занятия проводятся со значительными упрощениями. Стрельба из танков и БМП, проводимая с места, с использованием внешних источников питания позволяет поддерживать навыки обучаемых в действиях при вооружении боевых машин только на минимально допустимом уровне. Занятия по вождению боевых машин проводятся в основном на тренажерах, а практическая подготовка водителей и механиков-водителей фактически свернута.

По этой же причине в 1998 году проведено только 33 процента из запланированных полковых, 55 процентов батальонных и 69 процентов ротных тактических учений. При этом 30 процентов батальонных и 59 процентов ротных тактических учений, а также 59 процентов боевых стрельб взводов проводилось "пеше по-машинному", то есть без вывода техники.

Здесь мы обманываем сами себя, создавая видимость благополучия. При этом военнослужащие не приобретают необходимых знаний и умений, командиры утрачивают навыки в организации боя на местности и управлении подразделением в бою, а подразделения, части и соединения не достигают требуемого уровня слаженности.

По этому поводу мне хотелось бы обозначить такую проблему, как объективность оценки сути проводимых мероприятий. Действующие руководящие документы определяют порядок организации и проведения различных форм боевой учебы, минимальные нормы вывода техники, вооружения, расхода боеприпасов и других материальных средств. Эти нормы вырабатывались десятилетиями, а их корректировка осуществлялась лишь по мере совершенствования техники, вооружения и тактики. Давно известно, что для подготовки любого специалиста, подразделения, части существуют научно обоснованные программы и нормы, четкое и полное выполнение которых позволяет достичь желаемого результата. И если на тактических учениях, боевых стрельбах взводов техника не используется, то это не тактические учения и боевые стрельбы, а другие формы боевой учебы. Надо называть вещи своими именами. Попытка выдать желаемое за действительное ничего, кроме вреда, не приносит.

- На протяжении долгого времени Пресс-служба МО РФ регулярно через газету "Красная звезда" доводила сведения о финансировании Вооруженных Сил. По графе "боевая подготовка" шли сплошные прочерки. Между тем проводились учения, организовывались занятия на различном уровне. Расскажите, пожалуйста, как командующие, командиры, должностные лица выходили из положения.

- Финансирование - это самый больной вопрос. Тенденция сокращения расходов на боевую подготовку сохраняется, в 1998 году на этот период мы получили только 6 процентов от необходимых средств, в текущем поступило пока только 5 процентов.

Но боевая учеба должна осуществляться. Поэтому командующие, командиры, чувствуя ответственность за поддержание боевой готовности, решали эту проблему за счет перераспределения средств с других статей сметы Министерства обороны с последующим их восстановлением. Кроме того, увеличивали количество проводимых мало-затратных мероприятий, а также за счет упрощения существующих форм боевой учебы.

Сразу же хочу оговориться, что упрощенчество, за которое мы раньше строго спрашивали, не их вина, а наша общая беда, вызванная сложившимися обстоятельствами. Командиры готовы заниматься день и ночь, их самих угнетает застой в этом вопросе. Но если вам положено провести 22 стрельбы, а ресурсы выделены только на 10, то здесь, как говорится, выше головы не прыгнешь.

Решение этой проблемы лежит вне пределов нашей компетентности. У нас имеется ровно столько, сколько нам выделяют. Я думаю, что в нынешней военно-политической обстановке, сложившейся в Европе, руководство страны примет решение, направленное на повышение уровня боевой выучки Вооруженных Сил. И чем быстрее это будет сделано, тем меньшие потери, в том числе и политические, ожидают нас при возникновении какой-либо напряженности как вблизи наших границ, так и непосредственно на нашей территории.

- Анатолий Андреевич, в прежние времена под пристальным вниманием находились инициаторы соревнования, были части и соединения, добившиеся отличных результатов. Как выглядит картина сегодня?

- Соревнование, на мой взгляд, служило достаточно серьезным стимулом в повышении боевой выучки войск. Конечно, и здесь не обходилось без издержек, но пользы было, несомненно, значительно больше, чем вреда. Борьба за высокие показатели в боевой и политической подготовке стимулировала вскрытие значительных резервов, мобилизовывала дополнительные психологические ресурсы военнослужащих. Я вспоминаю, как мы работали, оставляя время только на сон, для того чтобы подразделение, часть, соединение вышли в число лучших. И когда все удавалось, то это приносило огромное удовлетворение.

Сейчас обстановка изменилась. Прежние моральные ориентиры по-тихому "похоронены", а новые пока не созданы. Поэтому необходим поиск других, отвечающих требованиям времени стимулов, способных поднять и воодушевить людей.

Однако нельзя сказать, что в этом вопросе все плохо. Сейчас также определяются отличные подразделения, части, корабли, военнослужащие участвуют в состязаниях на звание лучшего специалиста, определяются лучшие по профессии. Правда, это происходит в несравненно меньших масштабах и, как правило, ограничивается частью, соединением, изредка удается выйти на окружной уровень.

До последнего времени мы практиковали проведение всеармейских состязаний специалистов, экипажей, командиров. Это были настоящие праздники боевого мастерства. К сожалению, сейчас из-за отсутствия средств проведение подобных мероприятий весьма проблематично.

Теперь что касается отличных соединений и частей. По итогам прошлого года один полк РВСН и 12 кораблей 1 ранга ВМФ стали отличными. Хороших результатов достигли соединения Сухопутных войск под командованием генерал-майора Д. Бугаева (СКВО) и генерал-майора И. Грицкова (ДВО). Можно отметить бригады и полки, которыми командуют полковники С. Дерепко, X. Калоев, С. Семенов, Б. Беликов, В. Мельников, подполковник Ю. Павелко.

При этом 60 процентов дивизий, 86 процентов баз хранения военной техники, 65 процентов бригад, 55 процентов полков и 46 процентов кораблей 1 ранга получили только удовлетворительные оценки. Как видите, результаты не впечатляют.

Здесь следует учесть, что в прошлом году подавляющее большинство соединений и частей проверялось без активного участия центрального аппарата. Как ни странно, но ГУБП ВС РФ было фактически отстранено от участия в итоговой проверке из-за отсутствия денег на командировочные расходы. Ранее офицеры-"боевики" проводили в командировках по 150-200 дней в году, а на период контрольных и итоговых проверок главк вообще "вымирал". Сегодня в командировки для проверки хода боевой учебы мы стали выезжать значительно реже, а если выезжаем, то, как правило, в соединения и части, дислоцированные недалеко от Москвы. Поездка в отдаленные округа - целое событие. Поэтому при подведении итогов в основном опираемся на сведения, подаваемые из округов (флотов).

- В какой стадии находится формирование и налаживание полноценной боевой учебы в частях и соединениях постоянной боевой готовности?

- Ведя разговор об организации боевой подготовки, я в первую очередь как раз имел в виду соединения и части постоянной готовности, так как именно на них в настоящее время обращается особое внимание. Повторяться, я думаю, не стоит. Что касается соединений и частей сокращенного состава, то там обстановка еще сложнее.

- В сложившихся условиях финансирования Вооруженных Сил акцент должен, видимо, делаться на организацию учебы на учебно-тренировочных средствах. Приведите, пожалуйста, данные, сопоставляющие расходы по обучению на УТС и организации занятий в реальной обстановке на местности.

- Проблема обучения войск при помощи современных учебно-тренировочных средств сегодня как никогда актуальна. Ее решение позволит повысить эффективность боевой учебы, сэкономить значительные материальные и финансовые ресурсы.

В ГУБП ВС РФ разработана концепция подготовки Вооруженных Сил с максимальным использованием тренажерных средств. Ее суть заключается в отработке военнослужащими, подразделениями и частями до 80 процентов учебно-боевых задач при помощи современных УТС. Однако ее реализация упирается в набившую оскомину проблему - отсутствие денег.

Я уже как-то приводил пример бесспорной экономической выгоды при использовании в боевой учебе тренажеров.

Для того чтобы экипажи танкового батальона выполнили в полевых условиях по одному разу упражнение контрольных стрельб, необходимо двое суток времени и:

125-мм снарядов - 200 шт.;

7,62-мм патронов - 23400 шт.;

дымовых гранат ЗД6 - 67 шт.;

пробега танков - 500 км;

пробега автомобилей - 1000 км.

Для осуществления всего этого необходимо 636 тыс. рублей.

На тренажере ТКНТ-ЗБ танковый батальон это упражнение отрабатывает в классных условиях за 5 часов без расхода боеприпасов и моторесурсов. Стоимость самого тренажера составляет 350 тыс. рублей и срок его службы 7 лет.

Выгода, как видите, налицо.

Если говорить о состоянии имеющейся базы тренажеров, полигонного и учебного оборудования, то картина такова. На полигонах Сухопутных войск практически не осталось материальных средств, необходимых для организации учебного процесса. Под угрозу срыва были поставлены даже неотложные, запланированные приоритетные мероприятия боевой подготовки.

В РВСН 38 процентов тренажеров выработали плановые сроки эксплуатации и требуют дополнительных затрат на их содержание. Недостает 15 процентов войсковых стрельбищ в частях запуска и управления космическими аппаратами и в соединениях ракетно-космической обороны.

В ВМФ укомплектованность учебной материально-технической базы вооружением и военной техникой по основным базовым проектам кораблей составляет 87 процентов, однако в основном устаревшими образцами, а по ряду направлений (современные ракетные комплексы подводных лодок, энергоустановки) отстает от оснащения флота на 5 лет.

В ВВС, особенно в радиотехнических войсках, обстановка в этом плане просто критическая.

Обучение при помощи учебно-тренировочных средств дает зримый экономический эффект. Кстати, это давно поняли и реализовали в странах НАТО. У нас ситуация осложняется тем, что экономия ожидается только в перспективе, а деньги для создания новой тренажерной базы и поддержания в рабочем состоянии имеющейся необходимы сейчас.

- Анатолий Андреевич, нередко в выступлениях начальников высокого ранга встречаются противоречивые заключения: "Планы в основном выполнены, но положение дел в войсках неуклонно ухудшается". Так говорил генерал-лейтенант А. Герасимов, выступая в "Красной звезде" 16 февраля 1999 года.

- Здесь нет никакого противоречия. Мы требуем, чтобы планы были реальными, то есть составлялись исходя из имеющихся возможностей. А они, как вы понимаете, весьма ограниченны. Зачем планировать мероприятия, когда заранее знаешь, что не выполнишь их?

Например, ранее в Сухопутных войсках дивизионные тактические учения планировались и проводились один раз в два года, сейчас при ухудшении материально-технического снабжения и финансирования они вообще не планируются, полковые ТУ планировались один раз в год, сейчас - один раз в два года.

Уже в первом квартале текущего учебного года из трех запланированных полковых тактических учений проведено только одно. Два других из-за недопоставок топлива и отсутствия денежных средств перенесены на более поздние сроки.

Старая истина: для того чтобы научиться летать, водить, стрелять, надо летать, водить и стрелять. Закон перехода количественных изменении в качественные объективен, его указом или приказом не отменишь.

Мероприятий стало меньше, хотя планы и выполняются, результаты соответственно стали ниже.

- В Российской армии давно не было крупных учений. Изменит ли ситуацию год нынешний?

- Действительно, крупные учения в нашей армии не проводились давно. Однако, когда из-за недостатка материальных и финансовых средств срываются ротные и батальонные тактические учения, говорить о проведении стратегических учений не приходится.

Что касается крупных командно-штабных учений и военных игр, то они планируются и проводятся в соответствующие сроки. Но это уже задачи оперативной, но не боевой подготовки.

Подводя итог сказанному, можно сделать такой вывод: последние события в Югославии убедительно доказали, что у России остался один надежный защитник - это ее армия, которую необходимо хорошо одевать и кормить, своевременно оснащать и усиленно обучать. Безусловно, для этого нужны немалые деньги. Но экономить на армии уже нельзя, поскольку, как видно, "прятать меч в ножны" пока преждевременно.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Военная-реформа-оптимизация-эффективность-качество-УЧИТЬСЯ-ПО-НАСТОЯЩЕМУ-ВСЕГДА-ТЯЖЕЛО

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Военная реформа: оптимизация, эффективность, качество.УЧИТЬСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВСЕГДА ТЯЖЕЛО // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 09.03.2025. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Военная-реформа-оптимизация-эффективность-качество-УЧИТЬСЯ-ПО-НАСТОЯЩЕМУ-ВСЕГДА-ТЯЖЕЛО (дата обращения: 14.04.2025).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
437 просмотров рейтинг
09.03.2025 (36 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
The first of the selected thousand
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Вспомогательная матрица души, способствующая развитию человека в земном мире.
Каталог: Филология 
2 дней(я) назад · от Валерий Панин
Матрицы сознания и подсознания входят в структуру души.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Валерий Панин
Совершенствование любой формы невозможно без нарабатывания ею понятий своего Уровня развития.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Валерий Панин
TWO SIDES OF A CERTIFICATE ORDER
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Качества души - это способности, знания, которые использует индивид для преобразования окружающего мира.
Каталог: Философия 
5 дней(я) назад · от Валерий Панин
Время - высокоорганизованная Суть, способствующая развитию всего, и в этом заключается развитие ее самой.
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Валерий Панин
Мироздание существует на основании Законов.
Каталог: Философия 
7 дней(я) назад · от Валерий Панин
Человеку впервые дается конструктивное построение души, наиболее полное для данного этапа развития.
Каталог: Философия 
8 дней(я) назад · от Валерий Панин
Существа не способные прогрессировать не заслуживают вечности.
Каталог: Философия 
9 дней(я) назад · от Валерий Панин

Новые публикации:

507 Insufficient Storage

Insufficient Storage

The method could not be performed on the resource because the server is unable to store the representation needed to successfully complete the request. There is insufficient free space left in your storage allocation.

Популярные у читателей:

Initializing RSS Display Box...

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Военная реформа: оптимизация, эффективность, качество.УЧИТЬСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВСЕГДА ТЯЖЕЛО
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2025, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android