НОВЫЙ ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ БРИКС
В. В. КЛИШИН
Кандидат экономических наук
АО "Банк Русский Стандарт"
В. В. ПАВЛОВ
Доктор экономических наук
Институт Африки РАН
Ключевые слова: БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС
Коллективные региональные и субрегиональные банки развития, контролируемые странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), формируют важнейшие периферийные звенья новой глобальной экономической и финансовой структуры мирового хозяйства. В перспективе реальная роль этих институтов БРИКС, очевидно, еще больше усилится. Они все чаще непосредственно содействуют более эффективному проведению государственной экономической политики стран-участниц в области повышения их собственного промышленного потенциала, развития частного сектора, поиска новых внешних рынков сбыта товаров, в т.ч. нетрадиционного экспорта, использования в них более современных технологий.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется углублением процессов глобализации в ее различных формах. Одной из доминирующих тенденций стало прямое вовлечение в процессы финансовой глобализации национальных экономик многих развивающихся стран с переходной экономикой1. Среди них лидирующие позиции занимают страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Годы устойчивого опережающего роста экономик развивающихся стран АТР обусловили существенное повышение роли этих стран в мировой экономике. Между тем, эти сдвиги до недавнего времени не находили адекватного отражения в наднациональных коллективных банках развития Группы Всемирного банка (ВБ)*.
Формирование нынешней институциональной структуры БРИКС, по сути, в форме четырехугольной звезды с центром, которым стала Китайская Народная Республика, повлекло за собой постепенное развитие периферийных элементов в форме субрегиональных банков развития. Главные акционеры их капитала - отдельные страны БРИКС. Так, в Евразийском банке развития (ЕАБР) государств Таможенного союза ими стали Россия и Казахстан, к которым присоединились и некоторые другие страны СНГ. А главный акционер Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) - Китай (см. ниже).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ
Роль региональных и субрегиональных банков развития, которые в функциональном плане выступают уже не только и не столько как ключевые институциональные финансовые посредники в отношениях на региональных кредитных рынках между отдельными странами и их группами, объективно возрастает. Они как активные субъекты мировой экономики напрямую взаимодействуют с национальными правительствами стран-участниц, с транснациональными корпорациями и ведущими международными финансовыми организациями и фондами.
Региональные банки развития непосредственно осуществляют финансирование крупномасштабных долгосрочных инвестиций в капиталоемкие проекты развития реального сектора экономики и ее твердой инфраструктуры (транспорта, энергетики, управления водными ресурсами, коммуникаций, переработки отходов). Их роль в мировой экономике особенно важна, когда в силу различных причин финансовые, технические, валютные, инвестиционные и другие подобные проекты не могут быть профинансированы местными коммерческими
* В Группу ВБ входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) (прим. авт.).
банками стран-участниц (как частными, так и государственными).
Роль региональных банков развития заметно усиливается, поскольку они могут успешно софинансировать крупные инвестиционные проекты совместно с ведущими международными институтами, банками развития и фондами (в их числе институты Группы ВБ, мощные кредитные институты Германии, Франции, США, Китая и ряда других стран). Практика такого софинансирования основана также на том, что индустриальные страны стремятся одновременно поощрять и страховать экспорт своего капитала и товаров в развивающиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки, в т.ч. государственного инвестиционного капитала. Одновременно они содействуют созданию региональных банков развития и расширяют свое долевое участие в них.
Это участие в подписном акционерном капитале банка может преследовать также некоторые другие цели. Региональные страны-члены стремятся обеспечить себе привлечение из этих банков регулярного финансирования, в т.ч. преференциального, для реализации национальных инвестиционных программ и коллективных трансграничных проектов.
Уже в 1960-х гг. становлению сети региональных коллективных банков развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки способствовало стремление большинства стран этих регионов к развитию кооперационных связей, внутрирегиональному сотрудничеству, углублению экономической и финансовой интеграции для коллективного решения проблем развития их национальных экономик и борьбы с бедностью и нищетой.
Свою роль, безусловно, сыграли и приоритеты политики регионализма, которую реализовывали индустриальные государства. В соответствии с их интересами, следствием этой политики стало экономическое, а позднее и политическое объединение развивающихся стран отдельных регионов, находящихся в сфере постоянного влияния индустриальных стран, в т.ч. бывших метрополий.
Примером такого объединения может служить валютная зона франка КФА, включающая в себя и западноафриканскую, и центральноафриканскую зоны. На базе первой был создан Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС), а на базе второй -Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС)2.
Различия в деятельности региональных банков развития обусловлены уровнем экономического развития региональных стран-участниц. Однако у этих банков сходные цели их кредитно-ссудной политики, а также состав и структура их уставного и подписного капиталов. Приблизительно треть их акционеров - промышленно развитые страны. В результате, им принадлежит значительная доля подписного акционерного капитала таких банков, и индустриальные государства оказывают постоянное воздействие на их кредитно-ссудную политику и инвестиционную деятельность. Например, США могут свободно заблокировать любое решение Межамериканского банка развития (МаБР). Азиатский банк развития (АзБР) подвержен существенному влиянию двух главных стран-доноров - США и Японии.
АБИИ: ПРИОРИТЕТНАЯ РОЛЬ КИТАЯ
Подписание в октябре 2014 г. Меморандума о взаимопонимании но учреждению Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ)3, а в июне 2015 г. Соглашения об учреждении АБИИ4 ознаменовало новые сдвиги в структуре многосторонних институтов развития в АТР. Определяющую роль в этом банке будет играть Китай.
В числе стран-участниц АБИИ - 57 государств: помимо КНР, 36 региональных стран5, а также 21 нерегиональная страна (большинство из них - члены Европейского Союза). Примечательно, что США не вошли в число учредителей банка.
Уставный капитал банка составит $100 млрд, около четверти которого внесет непосредственно Китай, а остальную часть - другие страны-участницы в размере, пропорциональном своему ВВП. При этом доля азиатских государств в сумме не должна превышать 75%, в то время как на участников из других регионов мира приходится 25% капитала. Штаб-квартира банка будет постоянно находиться в Пекине.
В результате, Китай становится одной из ведущих держав6, подобно США, Японии, России, контролирующих кредитно-ссудную политику и инвестиционную деятельность определенных региональных банков развития. Более того, как подчас пишется в различных аналитических материалах, "китайский" АБИИ становится важнейшим элементом периферийной структуры БРИКС.
Стоит отметить, что Россия станет третьим крупнейшим акционером АБИИ после Китая и Индии. По словам председателя правительства РФ Д. Медведева, "участие России в этом проекте позволит привлекать средства банка для того, чтобы выполнять инвестпроекты в нашей стране, прежде всего, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, и, конечно, будет способствовать укреплению отношений с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона"7.
Впервые идея создания АБИИ как коллективной региональной финансовой организации, на регулярной основе занимающейся финансированием инфраструктурных проектов, была поставлена на повестку дня Китаем еще в октябре 2013 г. В ходе визита на саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Индонезию председа-
тель КНР Си Цзиньпин объявил о намерении создать АБИИ8.
Предполагалось, что он будет на регулярной основе заниматься финансированием инфраструктурных проектов, прежде всего в отраслях твердой инфраструктуры, и развитием реального сектора экономики региона, что соответствует базовым потребностям региональных стран-участниц. В первую очередь - для углубления субрегиональной интеграции КНР и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) путем финансирования инвестиционных вложений в транспортные, телекоммуникационные и энергетические, в т.ч. коллективные и трансграничные проекты в регионе.
В дальнейшем идея получила более реальную поддержку ряда государств региона - как валютно-финансовую, так и техническую, и организационную. В результате, к заметному по объему долевому участию в АБИИ удалось привлечь Индию, а главное - Бруней, Кувейт и Оман, богатые природными ископаемыми ресурсами и финансовыми активами. Предполагается, что АБИИ сможет в некоторых сферах конкурировать с активно функционирующим Азиатским банком развития (АзБР), при этом основная часть мобилизованных АБИИ средств будет затем выделяться странам-заемщицам Китаем, либо - по его одобрению и согласию - в форме целевых займов на финансирование региональных инфраструктурных инвестиционных проектов, главным образом коммерческих.
Речь идет о том, что АБИИ, очевидно, будет концентрировать свои кредитно-ссудные операции и особенно долгосрочную инвестиционную деятельность в высокодоходных (по терминологии АБИИ - коммерческих, или чисто коммерческих) инвестиционных проектах, объектах с достаточно быстрой, по меркам банков развития, окупаемостью (5 - 10 лет).
Одним из перспективных проектов АБИИ на первом этапе его регулярной деятельности может стать долгосрочное инвестиционное финансирование строительства объектов Нового Шелкового пути в рамках глобального трансграничного проекта ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), который свяжет напрямую провинции Западного Китая со странами Центральной Азии - Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном, а через них в последующем - со странами Европы9.
Ряд проектов РФ также сможет претендовать на получение финансирования АБИИ, наряду с финансированием Евразийского банка развития и Нового банка развития БРИКС. В их числе, по словам министра РФ по развитию Дальнего Востока А. Галушки, инвестиционные проекты транспортных коридоров из северо-востока Китая на юг Приморья, строительство мостов через реку Амур10.
РОЛЬ АБИИ В УКРЕПЛЕНИИ СТАТУСА ЮАНЯ
Одной из задач Китая при создании АБИИ стало стремление укрепить статус юаня как базовой валюты международных расчетов и платежей на основе расширения кредитно-ссудных и инвестиционных операций АБИИ в национальной китайской валюте. Предполагается, что АБИИ как региональный, а ныне все более по своему функциональному назначению международный финансовый институт будет осуществлять регулярные выпуски еврооблигаций в юанях, что, в свою очередь, будет объективно содействовать дальнейшему укреплению позиций китайской денежной единицы в качестве мировой резервной валюты, расчетного и платежного средства.
Уже в конце 2014 г. начала устойчиво и, как свидетельствует практика, весьма эффективно функционировать Система торгового и корпоративного финансирования на базе эмиссии, выпуска и размещения еврооблигаций, номинированных в юанях. Основным управляющим банком в данной системе, обеспечивающей инвестиционное финансирование заемщиков, будет, в первую очередь, китайский банк ICBC (Industrial and Commercial Bank of China Limited, Пекин).
В 2012 - 2014 гг. КНР заметно ускорила действия по разворачиванию Китайской международной платежной системы (CIPS), призванной обеспечивать возможность трансграничных расчетов в юанях. Внедрение данной системы состоялось в октябре 2015 г. CIPS является полновесной альтернативой международной системе межбанковских платежей SWIFT и системе CHIPS (Clearing House Interbank Payments System, Нью-Йорк), обслуживающей до 95% платежей в долларах США.
Своеобразным признанием успехов, достигнутых официальными органами Китая в реформировании денежно-кредитной и финансовой систем, стало состоявшееся в декабре 2015 г. включение юаня в корзину SDR (Special Drawing Rights) - международного платежного средства, эмитируемого Международным валютным фондом (МВФ). Таким образом, юань пополнил список мировых резервных валют МВФ, в который наряду с ним входят американский доллар, евро, фунт стерлингов и иена.
В этой связи весьма вероятно, что в будущем АБИИ будет предоставлять странам-заемщицам займы, номинированные, в т.ч., и в юанях, которые затем они смогут беспрепятственно использовать, прежде всего, в отраслях твердой инфраструктуры для приобретения основных капитальных средств в Китае. При этом не следует забывать, что возврат всех связанных займов также будет производиться в юанях, что в долгосрочной перспективе увеличит внешний (международный) оборот юаня (вне Китая).
Некоторые западные экономисты справедливо усматривают в этом серьезные риски для заемщиков в случае, если накопленные заемщиками-дебиторами для выплаты займов в юанях прибыли-нетто от реализованных инвестиционных проектов будут номинированы в других, в частности, неконвертируемых замкнутых национальных валютах стран-заемщиков.
К примеру, аналогичная ситуация наблюдалась в период с 1985 по 1995 гг. со странами-заемщиками АзБР, в котором взаимные расчеты и платежи АзБР и стран-заемщиков (дебиторов) осуществлялись по ссудным счетам заемщиков только в японских иенах. В этот период резкое единовременное укрепление курса иены к доллару США с 260 до 84 иены, а, следовательно, и укрепление курса иены к национальным валютам стран-заемщиков, в конечном счете, крайне негативно сказалось на их экономике11.
Поскольку курс юаня к евро и доллару США во многом определяется внутренней финансовой политикой Китая, в перспективе его растущий фактический уровень может весьма эффективно использоваться как дополнительный инструмент прямого экономического, а главное, политического давления Китая на страны-участницы АБИИ.
ПРОТИВНИКИ И НАБЛЮДАТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ АБИИ
Учитывая это немаловажное обстоятельство, а также ряд других факторов, против учреждения АБИИ резко выступили США. Они полностью оправдывали решительный отказ от участия в банке своих наиболее зависимых и поэтому самых верных субрегиональных союзников, включая страны, не подписавшие первичный меморандум о создании АБИИ, в числе которых Япония, Австралия, Южная Корея, а также Индонезия.
Последняя, между тем, объявила, что готова выступить одним из первичных учредителей АБИИ и подписала 26 ноября 2014 г. Меморандум о подготовке к созданию этого банка развития, став 22-й страной, объявившей о своем намерении принять долевое участие в данном инвестиционном проекте.
Этот факт свидетельствует, что учреждение нового паназиатского "китайского" банка развития устойчиво находит поддержку страны, экономика которой по объему ВВП по ППС устойчиво входит в десятку крупнейших экономик мира. С другой стороны, он свидетельствует о совпадении долгосрочной стратегии макроэкономического развития Индонезии, нацеленной на расширение объемов строительства объектов твердой инфраструктуры в стране и углубление взаимного экономического сотрудничества, в первую очередь, непосредственно со странами своего субрегиона.
Противники концепции учреждения "китайского" АБИИ выделяют ряд основных недостатков создания АБИИ. В первую очередь, это попытка соперничества с существующими банками развития вместо увеличения инвестиций в их операции, дополнительные траты на руководящий аппарат нового банка. По мнению авторов, этот аргумент не существенен, поскольку, как будет показано далее, совокупные финансовые возможности действующих институтов явно недостаточны для финансирования потребностей региона12.
Другим аргументом противников АБИИ является неизбежное усиление реального геополитического влияния Китая на все страны субрегиона - получатели кредитов банка. Еще одним аргументом критиков является отсутствие у банка методов и механизмов достаточно эффективного управления, проведения прозрачных тендеров на поставки в рамках финансируемых проектов, экспертизы в области защиты окружающей среды по сравнению с другими устойчиво функционирующими коллективными банками развития (МБРР, АзБР и др.)13. По мнению авторов, данный фактор также не является критичным, поскольку членство в банке немалого числа западных стран и перспективы его сотрудничества с другими коллективными банками развития является залогом соответствия АБИИ мировым стандартам работы банков развития.
Несмотря на скептическое отношение ряда государств, инициатива учреждения нового независимого от стран Запада многостороннего регионального банка развития в рамках БРИКС нашла необходимую поддержку у подавляющего числа стран региона, а также и ряда других международных институтов развития. Например, АзБР, по выражению его президента Т. Накао (Япония), с пониманием относится к учреждению АБИИ и готов участвовать в софинансировании проектов с ним, учитывая растущую потребность субрегиона в привлечении ресурсов внешнего финансирования в крупномасштабные инфраструктурные проекты14. Заинтересованность в тесном сотрудничестве с АБИИ подтвердили также руководители Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка15.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИИ
В настоящее время, безусловно, стала очевидной неспособность действующих кредитных институтов Группы Всемирного банка, а, главное, АзБР, финансировать долгосрочные процессы модернизации, прежде всего целенаправленную прогрессивную индустриализацию в странах-участницах АБИИ.
АзБР, капитализация которого достигла в 2014 г. $153 млрд16, безусловно, полностью подконтролен США и Японии. Решения о дол-
госрочном финансировании любых крупных инвестиционных проектов этим банком во многом принимаются, очевидно, в интересах, прежде всего, этих двух стран. Размер ежегодно выдаваемых кредитов АзБР странам-участницам составляет не менее $20 - 25 млрд. Объявленный капитал МБРР достиг в 2015 г. $252 млрд. (в т.ч. $15 млрд. - оплаченный капитал)17, на практике же банк предоставляет в форме своих займов $15 - 25 млрд. в год. В частности, совокупный объем финансирования Группой ВБ всех типов проектов в регионах Южной и Восточной Азии и Тихоокеанском регионе составил в 2015 г. $20 млрд18.
По экспертным оценкам АзБР, для обеспечения устойчивого развития странам зоны АТР необходимы прямые иностранные инвестиции в отрасли твердой инфраструктуры в размере не менее $8 трлн с 2010 по 2020 гг.19 Ясно, что доля средств, выделяемых эффективно действующими многосторонними институтами развития в субрегионе, составляет ныне лишь крайне малую часть совокупных потребностей азиатских стран в жизненно важных инфраструктурных инвестициях20.
Предоставление займов этими ныне устойчиво действующими институтами и фондами развития полностью зависит от конечного распределения их голосующих акций - в подавляющем большинстве международных коллективных банков развития они принадлежат индустриально развитым государствам запада. Главой ВБ, как известно, всегда избирался представитель США, а главой АзБР - представитель Японии.
В условиях резкого роста совокупной долговой нагрузки (как внутренней, так и внешней) и стагнации экономики стран Запада в 2010 - 2015 гг. они вовсе не стремятся к радикальному увеличению своих прямых инвестиций в развивающиеся страны-реципиенты в Азии, не говоря уже об Африке и Латинской Америке21.
Этот фактор и стал основной предпосылкой к учреждению независимых от Запада ряда новых многосторонних банков развития. В их числе АБИИ, Новый банк развития БРИКС (соглашение о его учреждении принято на июльском саммите БРИКС в 2014 г.)22 и Евразийский банк развития (ЕАБР) с учредителями - Российской Федерацией и Казахстаном, а также странами-участницами - Арменией, Беларусью, Таджикистаном и Кыргызской Республикой.
Учреждение таких многосторонних институтов и фондов развития стало своего рода ответом развивающихся стран Азии на отказ индустриально развитых государств Запада от поэтапного реформирования действующей международной валютно-финансовой системы (Ямайского валютного соглашения 1976 г.), чтобы она учитывала нынешние жизненно важные интересы стран этой группы в мировой экономике и реальное повышение их статуса в современной системе мирохозяйственных связей.
По словам председателя КНР Си Цзиньпина, "старт АБИИ имеет особое значение в плане реформирования и совершенствования глобального экономического управления. Это адаптация к переменам и развитию структуры мировой экономики и шаг к продвижению системы глобального экономического управления в более справедливую, рациональную и эффективную сторону"23.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ РОЛЬ АБИИ
Для углубления внутрирегиональной интеграции и устойчивого развития базовых отраслей твердой инфраструктуры, отвечающих жизненным интересам стран субрегиона, АБИИ придется в кратчайшие сроки регулярно увеличивать объемы своего подписного акционерного капитала и активных операций, расширять сферы и масштабы своих текущих кредитно-ссудных и инвестиционных операций высокими темпами, а также внедрить эффективную систему отбора и оценки экономической эффективности финансируемых проектов.
В перспективе конечное влияние АБИИ на развитие национальных экономик большинства стран субрегиона, в первую очередь, отраслей их твердой инфраструктуры, может оказаться даже более значительным, чем воздействие кредитно-ссудных и инвестиционных трансакций АзБР и кредитных институтов Группы ВБ. Особенно в том случае, если эти институты кардинально не пересмотрят свою ссудную политику в отношении инвестиционного финансирования стран региона АТР, которая заключается в предоставлении им прямых займов и ссуд на чисто коммерческих рыночных условиях.
Приоритетная цель деятельности АБИИ -долгосрочное финансирование крупных инфраструктурных проектов. Поскольку подобные инвестиционные проекты в отраслях твердой инфраструктуры, как правило, требуют привлечения льготного долгосрочного финансирования по низким субсидируемым преференциальным ставкам, банку будет достаточно сложно найти ресурсы для рефинансирования своего текущего инвестиционного портфеля. Поэтому АБИИ необходимо интенсивно сотрудничать с действующими международными институтами и фондами развития для обеспечения самофинансирования и экспертизы крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.
* * *
Активная деятельность китайского руководства с непосредственным участием первых лиц государства по учреждению АБИИ, прежний опыт успешного участия КНР в ряде реги-
ональных банков развития, в первую очередь, в Азиатском банке развития и Африканском банке развития, а также в других международных финансовых институтах, позволяет сделать вывод о том, что инициатива Китая, безусловно, стала серьезным шагом по практической перестройке международной валютно-финансовой системы и совершенствования сформировавшейся мировой кредитно-банковской структуры.
Страны, которые в недавнем прошлом назывались не иначе, как странами третьего мира, развивающимися странами либо странами с переходной экономикой, теперь стремятся встать в один ряд с ведущими экономиками мира. В частности, в первой десятке экономик мира по размерам ВВП по ППС в 2014 г., по данным МВФ, устойчиво фигурируют - Китай (1-е место), Индия (3-е), Россия (6-е) и Бразилия (7-е место)24.
Есть все основания полагать, что эти страны продолжат путь стимулирования развития своих национальных экономик, расширения международного и внутрирегионального экономического сотрудничества на качественно новых принципах. Что они будут также использовать для инвестирования и долгосрочного финансирования национальных экономик высокоэффективные валютно-финансовые инструменты, в т.ч. независимые от стран Запада коллективные региональные банки развития, объединяющие страны по чисто региональным признакам и по ряду других базовых критериев их взаимного сотрудничества, промышленной и финансовой кооперации.
В силу этих причин объективный долгосрочный процесс формирования периферийных сегментов институциональной структуры БРИКС продолжится. Более того, в перспективе роль этих сегментов (АБИИ, ЕАБР и др.) в мировой экономике и современной системе мирохозяйственных связей еще больше возрастет.
1 Абрамова И. О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. М., 2013. С. 23. (Abramova I.O. 2013. Novaya rol Afriki v mirovoi ekonomike XXI veka. M.) (in Russian)
2 Международная торговая политика (под. ред. Р. И. Хасбулатова). М., ЮРАЙТ. 2014, с. 411.
3 Страны Азии создали альтернативу Всемирному банку // РИА Новости. 25.10.2014 - http://ria.ru/economy/20141024/1029904184.html
4 Делегаты 57 стран прибыли в Пекин для подписания соглашения о создании АБИИ // ТАСС. 29.06.2015 -http://tass.ru/ekonomika/2078231
5 Австралия, Азербайджан, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Грузия, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Республика Корея, Кувейт, Киргизия, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Шри-Ланка, Таджикистан, Таиланд, Турция, ОАЭ, Узбекистан, Вьетнам.
6 Фитуни Л. Л. Дифференциация развивающихся стран и новая архитектура мировой экономики (Вопросы теории) // Азия и Африка сегодня. 2012. N 10. С. 9 - 18. (Fituni L.L. 2012. Differentsiatsiya... // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian)
7 Медведев Д. А.: Россия станет одним из трех крупнейших акционеров АБИИ // ТАСС. 16.11.2015 -http://tass.ru/ekonomika/2440757
8 An Asian Infrastructure bank. Only connect // The Economist. 04.10.2013 - http://www.economist.com/blogs/analects/2013/10/asian-infrastructure-bank-1
9 Подробнее см.: Гельбрас В. Г. Геоэкономическая стратегия Китая. Опыт реконструкции // Азия и Африка сегодня. 2016, N 1. (Gelbras V.G. 2016. Geoekonomicheskaya strategiya Kitaya... // Aziya i Afrika segodnya. N 1) (in Russian)
10 Александр Галушка: сокращение расходов не отразится на создании инфраструктуры ТОР // ТАСС. 26.01.2016 - http://tass.ru/opinions/interviews/2613395
11 Катр van der J. New Asia bank part of China's agenda // South China Morning Post. Hong Kong, 25.10.2014. P. 1.
12 Steinbock D. Time for an Asian Infrastructure Investment Bank // China US Focus. 22.10.2014 -http://www.chinausfocus.com/finance-economy/time-for-an-asian-infrastructure-investment- bank/
13 Ibidem.
14 China's $50 Billion Asia Bank Snubs Japan, India // Bloomberg Business. 12.05.2014 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2014 - 05 - 11/china-s-50-billion-asia-bank-snubs-japan-india-in-power-push
15 World Bank, IMF chiefs say willing to cooperate with AI1B // Xinhua. 16.04.2015 - http://news.xinhuanet.com/english/2015 - 04/17/c_134157903.htm
16 Asian Development Bank. Annual Report, 2014 -http://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/158032/adb-annual-report-2014 .pdf
17 International Bank for Reconstruction and Development. Management's Discussion & Analysis and Financial Statements. June 30, 2015. - http://siteresources.worldbank.org/EXTABOUTUS/Resources/29707 - 1280852909811/IBRD_Jun_15.pdf. P. 32.
18 Всемирный банк. Годовой отчет 2015, с. 5 -https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/22550/WBAnnualReport2015 RU.pdf
19 Infrastructure for Asian Connectivity / Asian Development Bank Institute and Asian Development Bank. Northampton, Massachusetts, USA, 2012.
20 Why China is creating a new "World Bank" for Asia // The Economist. 11.11.2014 - http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2014/11/economist-explains-6?zid=301 &ah=e8eb01e57f7c9b43a3c864613973b57f
21 Steinbock D. An Asian Infrastructure Investment Bank's Time May Have Come / Economy Watch, 2014 -http://retailbankwww.economywatch.com/features/An-Asian-Infrastructure-Investment-Bank s-Time-May-Have-Come.l0 - 22 - 14.html
22 Подробнее см.: Клишин B.B., Павлов В. В. Новый банк развития БРИКС: проблемы создания и перспективы деятельности // Азия и Африка сегодня. 2015, N 9. (Klishin V.V., Pavlov V.V. 2015. Noviy bankrazvitiya BRICS... // Aziya i Afrika segodnya) (in Russian)
23 Си Цзиньпин: запуск АБИИ - шаг к реформированию глобального управления // РИА Новости. 16.01.2016 - http://ria.ru/economy/20160116/1360437278.html#ixzz40BBxnPfA
24 IMF. World Economic Outlook Database. 2015 -http://www.imf.org/
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |