М. Изд-во "Наука". 1976. 344 стр. Тираж 4350. Цена 1 руб. 80 коп.
Работа старшего научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам АН СССР кандидата исторических наук А. В. Валюженича преследует цель дать обобщенную картину развития американского буржуазного либерализма с конца XVIII в. и до наших дней. При этом автор основывается на широком круге источников - документах государственных органов США, статистических материалах, американской печати. Внимательно проанализированы им труды основоположников буржуазного либерализма. Научное и политическое значение такого исследования очевидно.
Прослеживая истоки американского либерализма, автор обращается к европейской - особенно английской - общественной мысли. Такой исторический экскурс позволяет опровергнуть буржуазный миф об "исключительности" общественно-политического и идеологического развития США. "Американскому либерализму, - пишет А. В. Валюженич, - безусловно, присущи свои специфические черты и особенности. Но его основы цементируются теми же теориями и концепциями, которые были разработаны крупнейшими представителями европейской буржуазной мысли - Локком, Смитом, Рикардо, Бентамом, Дж. Миллем, Дж. С. Миллем, французскими физиократами и др." (стр. 25). По мере развития капитализма, подчеркивается в работе, важнейшей функцией буржуазного либерализма вообще и американского в частности становится, как указывал К. Маркс, согласование политической экономии "капитала с притязаниями пролетариата, которых уже нельзя было более игнорировать"1 .
Локковская формула "естественных прав" получила развитие в Декларации независимости. Автор показывает ее буржуазную ограниченность, ибо она фактически санкционировала "рабство цветных рас"2 , освящала право частной собственности. "Для "отцов-основателей" "равенство" отнюдь не означало, что люди рождены равными, - отмечает А. В. Валюженич. - Как и прочие корифеи ранней либеральной идеологии, они считали, что неравенство в обществе является естественным состоянием" (стр. 43).
Эволюцию политики и идеологии американского либерализма автор прослеживает на фоне развернувшейся в США классовой борьбы. Примерно с середины XIX в., особенно после Гражданской войны, центр тяжести буржуазной либеральной мысли перемещается на противодействие экономической борьбе рабочих. Появляется теория "гармонии интересов" (Г. Кэри), ставшая одной из основных догм буржуазной политической экономии в США, абсолютизируется разработанная А. Смитом и Д. Рикардо теория "свободного предпринимательства" ("laissez faire"), которая в начале XIX в. содержалась в зачаточном виде в идеологии фритредерства (Т. Купер, Дж. Тэйлор). Большую роль в обосновании этой теории сыграл социал-дарвинизм Г. Спенсера, получивший чрезвычайно широкое распространение в США в начале XX века. Государственное регулирование, доказывал Г. Спенсер, пагубно скажется на "естественном" выживании наиболее приспособленных, к которым он причислял представителей нарождавшихся монополий (Э. Карнеги, Дж. П. Моргана), заклейменных в трудах так называемых "разгребателей грязи" в качестве "баронов-грабителей".
На развитие либеральной мысли, пишет А. В. Валюженич, решающее влияние оказало обострение в конце 80-х годов XIX в. противоречий между трудом и капиталом, рост рабочего движения. Немалую роль в распространении либерально-реформистских иллюзий среди американских рабочих, продолжавших еще надеяться на возможность стать "свободными фермерами", сыграл Г. Джордж, видевший панацею от всех бед в "едином налоге" на землю, который должен был искоренить нищету, ликвидировать кризисы и безработицу, обеспечить "социальный мир" и "справедливость" (стр. 123- 124). На "нелепость и реакционность идей Г. Джорджа с точки зрения социалистической" обращал внимание В. И. Ленин3 .
Как подчеркивает автор, конец XIX в., когда окончательно складывается господство монополий, - важный поворотный этап в развитии буржуазного либерализма в США. "Концентрация финансового и банковского капитала, усугубление противоречий капиталистического строя, рост рабочего движения, как и общедемократических
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 17.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, стр. 107.
3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 15, стр. 234.
стр. 163
движений в целом, постепенно размывали устои либеральной теории, основанной на принципе "laissez faire" (стр. 129). ЭКОНОМИСТЫ из влиятельной Американской экономической ассоциации во главе с ее основателем Р. Эли выдвинули аргументы в пользу антитрестовского законодательства (в 1890 г. был предпринят первый шаг в этом направлении - закон Шермана), которое, как убедительно показано в книге, служило не столько обузданию деятельности монополий, сколько использованию мощи государственного аппарата против нараставшего забастовочного движения рабочих.
Свою лепту в обоснование "регулирующей" роли буржуазного государства внесли также историки (Дж. Коммоне), социологи (У. Уорд) и философы- прагматики (У. Джеймс, Дж. Дьюи). Они разработали "научные" предпосылки деятельности буржуазных реформаторов XX в., искавших новые средства классового компромисса. Влияние "нового либерализма" сказалось на политике президентов - республиканца Т, Рузвельта и демократа В. Вильсона. Автор определяет характерные черты либерализма эпохи государственно- монополистического капитализма следующим образом: "усиление федерального правительства и уменьшение влияния местных властей; ослабление авторитета конгресса и укрепление исполнительной власти в сфере политики и выдвижения законов; подчинение федерального правительства промышленным и финансовым монополиям; введение некоторых элементов вмешательства государства в экономическую жизнь страны" (стр. 181).
Серьезным испытанием для буржуазного либерализма явилась "великая депрессия" 1929 - 1933 гг., когда он, по словам Дж. Дьюи, очутился "между двух стульев" (стр. 198). Правительство Ф. Рузвельта под давлением борьбы трудящихся было вынуждено пойти на принятие ряда социальных законов, чтобы отвести грозящее взрывом недовольство трудящихся. В конечном счете, однако, не "новый курс" Рузвельта, подчеркивает автор (стр. 216), а вторая мировая война и вызванный ею рост занятости в сфере военного производства и увеличение состава вооруженных сил растворили огромную армию безработных и вывели страну из состояния кризиса. Последовавшая же за ней "холодная война" и гонка вооружений еще более стимулировали развитие государственно-монополистического капитализма в США.
"Холодная война" послужила своего рода катализатором, определившим подлинное лило американского либерализма. За исключением сравнительно небольшой группы сторонников Г. Уоллеса, ратовавших за продолжение сотрудничества с Советским Союзом, основная масса либералов, поддавшаяся антисоветской истерии, сплотилась вокруг вновь созданной в 1947 г. организации "Американцы за демократические действия", которые, но признанию одного из ее членов, Г. Хэмфри, "по всем важнейшим вопросам современности выступали против коммунистов" (стр. 234). Па почве антикоммунизма в 50-х годах фактически исчезли политические различия между либералами и консерваторами. Со всей ясностью обнажилась тщательно скрываемая сущность либерализма, которая была раскрыта Лениным: "Буржуазия боится движения масс более чем реакции. Отсюда - поразительная, невероятная слабость либерализма в политике, его полнейшее бессилие. Отсюда - бесконечный ряд двусмысленностей, лжи, лицемерия, трусливых уверток во всей политике либералов, которые должны играть в демократизм, чтобы привлечь на свою сторону массы, - и которые в то же время глубоко антидемократичны"4 . Приобщившись к реакционному мифу о "коммунистической угрозе", американский либерализм со всей его витиеватой фразеологией, назойливыми претензиями на демократизм и миролюбие окончательно раскрыл свое подлинное обличье. Не случайно поэтому даже буржуазная печать стала писать о "кризисе доверия" американской общественности к федеральному правительству, который способствовал расширению массового движения за гражданские права, усилению организованной борьбы рабочего класса, общедемократических выступлений за прекращение войны во Вьетнаме.
А. В. Валюженич прослеживает, как либералы пытались приспособиться к новым условиям. Вопреки очевидной действительности они рисовали схемы "общества изобилия" и "нового индустриального" (Дж. Гэлбрейт), "постиндустриального" (Д. Белл) и "технотронного" (З. Бжезинский) обществ, установившихся якобы в США. " Модели" эти были направлены на то, чтобы исключить возможность социальной революции. Характерно, однако, что в начале
4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 22, стр. 118.
стр. 164
70-х годов, по мере приближения 200-летнего юбилея независимости США, либералы вдруг начали воздавать восторженную хвалу американской буржуазной революции XVIII века. При этом, конечно, из понятия "революция" выхолащивалось его подлинное социальное и политическое содержание.
В условиях начавшегося в 1974 г. экономического и общественно- политического кризиса либералы, как отмечает А. В. Валюженич, оказались в состоянии разброда. "Либеральным силам свойственна тенденция к распылению", - приводит он слова Генерального секретаря Компартии США Г. Холла (стр. 318). Этот разброд, как представляется, особенно заметен в области внешней политики.
К сожалению, в монографии не в должном объеме отражены философские основы американского либерализма; не во всех случаях прослежена дифференциация между отдельными течениями буржуазно-либеральной мысли. Можно было также более полно разработать проблему соотношения буржуазной и мелкобуржуазной идеологий. В целом же книга А. В. Валюженича представляет собой содержательное и полезное исследование.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |