Libmonster ID: KZ-2609

Alger: Casbah-Editions, 2010. 220 p. + annexes*

Мне уже приходилось неоднократно писать об исламизме, или политическом исламе, вообще и в Алжире в частности. В отечественной специальной литературе имеются интересные исследования С. Э. Бабкина, Б. В. Долгова и В. В. Куделева на эту тему1. Естественно, как эти работы, так и другие, посвященные исламизму в отдельно взятых странах, данную тему не исчерпывают. Тем интереснее опубликованная в 2010 г. в Алжире книга "Аль-Каида в исламском Магрибе", содержащая сведения из первых рук о действиях вооруженного исламистского подполья в Алжире и соседних с ним странах, о руководителях и вдохновителях этого подполья, о методах, ими применяемых за последние годы, об истинных масштабах их операций и связей, распространяющихся вплоть до некоторых регионов России.

Автор книги - алжирский журналист Мохамед Мокаддам, известный под псевдонимом Анис Рахмани, один из первых репортеров, сумевших установить контакт с руководителями вооруженных групп исламистов и взять у них интервью. Основатель и директор алжирской газеты "Ан-Нахар" с 2007 г., он был до этого, с 1999 по 2007 г., корреспондентом выходившей в Лондоне газеты "Аль-Хайят", специально занимавшимся ситуацией в Алжире. В 2002 г. он опубликовал книгу "Алжирские афганцы", посвященную алжирским террористам, сражавшимся в Афганистане (по некоторым данным, более 3 тыс. из них по возвращении на родину образовали наиболее радикальное крыло местных исламистов). В ней он, кстати, предсказал, что руководящая ныне исламистами-боевиками в Алжире "Салафистская группа проповеди и борьбы" (СГПБ) обязательно примкнет к Аль-Каиде, что и произошло в 2007 г., т.е. через 5 лет. В настоящее время Мокаддам - наиболее информированный знаток особенностей и положения вооруженных групп исламистов в Алжире.

В рецензируемой книге, построенной как на личных впечатлениях, беседах и интервью, так и на многочисленных документах, собранных за последние 20 лет, автор обращает внимание не на военный и религиозный аспекты проблемы, которые привлекают внимание наших специалистов прежде всего, а на политическую, личностную и... криминальную сторону описываемых им событий. Достаточно выразительны уже первые заголовки разделов: "Вождь похитителей", "От контрабанды чая до торговли человеческими жизнями", "Заложники рассказывают о тех, кто их похитил", "Посредники Аль-Каиды в передаче выкупа" и т.п. Мокаддам уделяет особое внимание фигуре Абд аль-Хамида Абу Зейда, одного из лидеров боевиков на севере Африки, прозванного "сахарским Бен Ладеном". Автор собрал о нем самые подробные сведения, начиная с детских лет, проведенных в непрерывно кочевавшем туарегском племени Аль-Гадир. Абу Зейд - это боевой псевдоним, а настоящее имя этого персонажа Мохамед Гадир. Как установил автор, все боевики действуют под псевдонимами, дабы сбить с толку полицию и спецслужбы и не дать им "взять в оборот" семьи боевиков. Но, как показывает пример Мокад-дама, не только спецслужбам, но и журналистам удается раскрыть большинство псевдонимов боевиков.


* М. Мокаддам. Аль-Каида в исламском Магрибе. Контрабанда во имя ислама. Алжир: Изд-во Касба, 2010. 220 с. + приложения.

1 Бабкин С. Э. Религиозный экстремизм в Алжире. М., 2001; Долгов Б. В. Исламистский вызов и алжирское общество. М., 2004; Куделев В. В. "Аль-Каида": структуры, союзники, покровители. М., 2008.

стр. 208

Абу Зейд, родившись в малосостоятельной многодетной семье, не получил практически никакого образования, выучив лишь за время эпизодических посещений школы при мечети "рудименты арабской грамматики и несколько сур Корана", после чего "полностью забросил всякое обучение", вынужденный "помогать отцу пасти верблюдов и баранов" (с. 12). Из опросов его родни и окружения явствует, что он - человек нелюдимый, суровый, жестокий и непримиримый, выгнавший одну за другой двух своих жен без видимых причин и примерно с 22 лет занявшийся контрабандой и махинациями на "черном рынке", тем более что селение, в котором он обосновался, расположено было в самом сердце Алжирской Сахары, в 250 км от ближайшего административного центра. Не получив глубоких знаний об исламе, он тем не менее старался не торговать запрещенными для мусульман товарами, не пил вина и соблюдал пост рамадан, за нарушение предписаний которого как-то даже избил своего брата.

В начале 1990 г. Абу Зейд стал членом Исламского фронта спасения (ИФС) - религиозной партии, быстро набравшей популярность. Абу Зейд стал видным активистом ИФС и, после перехода ИФС в январе 1992 г. к вооруженной борьбе с правительством, принялся снабжать террористическое подполье продовольствием, оружием и снаряжением, используя свои каналы контрабанды. За это в 1994 г. он был арестован и три года провел в тюрьме, где познакомился со многими видными исламистами. Освободившись из заключения в 1997 г., он примкнул вместе с тремя своими родственниками к одному из подразделений Вооруженной исламской группировки (ВИГ). К этому времени ИФС практически исчез, расколовшись на множество организаций, наиболее крупными из которых были ВИГ и ИАС (Исламская армия спасения). Однако в 1998 г. возникла упомянутая СГПБ, эмир которой Хасан Хаттаб установил связь с Абу Зейдом, к тому времени уже известным в Сахаре контрабандистом, развернувшим свои операции на территории сразу четырех государств - Алжира, Мали, Нигера и Ливии. С осени 2002 г. Абу Зейд возглавил отряд "Тарик Ибн Зияд" (в честь первого мусульманского завоевателя Испании в VIII в.), в задачу которого входил контроль над Алжирской Сахарой. К этому времени СГПБ, нуждаясь в средствах, стала захватывать в Сахаре европейцев (инженеров, туристов, ученых и др.) с целью получения за них выкупа. В частности, 32 таких заложника были захвачены боевиками в апреле 2003 г. и освобождены через 4 месяца за выкуп в 5 млн. евро (с. 24).

Примерно в конце 2006 г. СГПБ, по данным Мокаддама, сменила название на "Аль-Каида в исламском Магрибе" (АКИМ). Она продолжала свою деятельность, сосредоточившись помимо нападений на силы порядка прежде всего на похищениях, каковых, по информации министра внутренних дел Алжира, только в 2007 г. было 375, из них 115 - дело рук АКИМ (с. 26). Собственно, все эти захваты - часть деятельности Аль-Каиды по добыче средств за счет торговли заложниками, активно ведущейся также в Ираке, Афганистане, Пакистане и (по утверждению Мокаддама) в Сомали. При этом похитители, не признавая легитимности властей, против которых они сражаются, себя считают законными представителями исламского халифата, которые могут поступать с немусульманами на "землях ислама" так, как им вздумается. То, что количество похищенных или взятых в заложники другими организациями или просто бандитами (260 чел.), превышало "улов" АКИМ, говорило лишь о том, что доходность этого вида "бизнеса" привлекала также и конкурентов АКИМ (в разгар войны 1992 - 2002 гг. число только отколовшихся от ИФС групп и тогда же стихийно возникших бандформирований превысило 600!) и вообще была в глазах обитателей Сахары достаточно заразительным дурным примером. В 2007 г. похитители только в Сахаре требовали сумму выкупа за освобождение заложников в 60 млн. евро, а получили за них в общей сложности 12 млн. Но при этом надо учесть, что часть заложников сумела освободиться без выкупа, а еще часть погибла, так и не дождавшись освобождения.

Многие заложники (уроженцы Великобритании, Германии, Франции. Швейцарии, Австрии, Бельгии) были захвачены на территории сопредельных с Алжиром стран и обычно содержались в специально созданных Аль-Каидой лагерях, где условия жизни были весьма тяжелы с точки зрения санитарии, перепадов температуры, нехватки продовольствия, опасности, исходившей от змей и скорпионов. Автор подробно расспросил тех из них, которым удалось освободиться. В их рассказах немало любопытного, в том числе - о самих боевиках-похитителях, которым, как правило, 17 - 25 лет, об особенностях их поведения и отношения к заложникам, особенно к женщинам, о темах бесед между похитителями и похищенными, многих из которых уговаривали перейти в ислам. При этом довольно низкий образовательный уровень боевиков (обычно 2 - 3 класса коранической школы) не мешал им обнаруживать в полемике с теми, кто отстаивал свое право оставаться христианином, весьма обширные познания из истории ислама. Так, в беседе с австрийцами они вспоминали об осаде османами Вены в 1529 г., которая "лишь чудом не

стр. 209

завершилась исламизацией" столицы Австрии (с. 43 - 45, 63 - 64). Боевики все считают "ислам идеальным решением всех проблем мира сегодня" и "совершенно обязательным возвращение к исламу Испании как бывшей Андалусии" (имея в виду не южную область современной Испании, а исчезнувшую арабо-мусульманскую страну Аль-Андалус, занимавшую в VIII-XV вв. территорию Иберийского полуострова).

Но подобного рода беседы, как и проявления заботы о заложниках, вплоть до предоставления им лекарств (получаемых боевиками, как и почти все виды снабжения и продовольствия, по каналам контрабанды), вовсе не определяли положения заложников. С ними нередко обращались грубо или пренебрежительно, не считаясь с их возрастом и состоянием здоровья, достоинством и положением. Некоторых из них убивали, как, например, 78-летнего француза Мишеля Жермано, не особенно себя утруждая как-либо объяснить причину убийства, хотя до сих пор неясно, умер ли он от лишений и болезней или был застрелен. Мокаддам считает, что Жермано был убит в отместку за совместную операцию франко-мавританских войск против одного из подразделений АКИМ в июле 2010 г. (с. 49 - 53, 65).

Обычно АКИМ публикует свои коммюнике, пользуясь услугами канала "Аль-Джазира", по словам автора, "весьма ценимого Аль-Каидой" (с. 49). Однако члены организации на фотографиях и телекадрах обычно маскируются, закрывая хотя бы наполовину свои лица. Тем не менее изображения этих вооруженных до зубов бородачей внушительного вида получили широкое распространение в западных СМИ, а сама АКИМ из небольшой бандгруппы выросла в "значительную военную силу, с которой торопятся начать переговоры правительства великой Европы" (с. 66). Эти контакты обычно налаживаются через малийских и мавританских посредников, не всегда надежных, так как в АКИМ имеются активисты родом из Мали и Мавритании (а также из Ливии, Чада и Нигера). Налицо стремление АКИМ выйти за рамки Алжира и стать "фактором международного значения". В то же время в пределах Алжирской Сахары АКИМ не сумела подчинить себе туарегов, населяющих эту территорию с древнейших времен. С большинством из них АКИМ враждует, хотя и связана с некоторыми "бедными арабскими племенами" в Мали и соседних странах. Главным же примирителем их является мавританский делец (кстати объявленный в розыск властями Мавритании) Мустафа Ульд Лимам Шафи, говорящий на арабском, французском, бамбара, хауса и тамашеке (языке туарегов). Связанный деловыми узами с предпринимателями разных стран, Шафи - одновременно советник президента Буркина-Фасо, партнер многих видных контрабандистов региона и личный друг ряда руководителей АКИМ, что делает его идеальным посредником.

Мокаддам приводит обильную информацию о непросто складывавшихся отношениях между Бен Ладеном и исламистами Алжира. Эмиссар Аль-Каиды йеменец Имад Абд аль-Вахид Ахмед аль-Ямани в июне 2001 г. прибыл в Алжир, где встретился с главой СГПБ Хасаном Хаттабом, после чего изучал возможности начать джихад в Мали, Мавритании, Нигере, Чаде и Нигерии. По возвращении в Алжир он был убит алжирскими военными 12 сентября 2002 г. недалеко от города Батна. Долгое время обстоятельства его гибели были неизвестны, и Бен Ладен, решивший, что аль-Ямани убит боевиками СГПБ, порвал с этой организацией все отношения. Однако постепенно связи были восстановлены, и СГПБ с помощью Аль-Каиды превратила Сахару в "новый Афганистан", согласно заявлению штаба войск США в Штутгарте от 12 мая 2010 г., поскольку вооруженные группы исламистов в регионе, обогатившись за счет торговли заложниками, получили возможность закупать много оружия и формировать новые отряды.

С конца 2001 г. СГПБ перенесла свои операции в Сахару ввиду "возросшего давления" на нее "алжирских сил безопасности на востоке страны". С осени 2002 г. в руководство СГПБ выдвигаются Абу Зейд, Абби Абд аль-Азиз ("Окаша") и Амари Сайфи ("Абд ар-Раззак"), служившие ранее в ВДВ Алжира. Они выработали новую тактику, основанную на связи и тесном сотрудничестве с контрабандистами, похищении европейцев, взаимодействии со сторонниками Аль-Каиды во всех странах, примыкающих к Сахаре, на юге которой, в горах Тассили, обосновалась главная база террористов. К апрелю 2002 г. численность захваченных боевиками европейских туристов, археологов, исследователей, врачей и др. выросла до 34 (р. 73 - 75). С тех пор армия Алжира и АКИМ выслеживают и атакуют друг друга с переменным успехом, тем более, что отряды АКИМ нередко отступают на земли соседних с Алжиром государств. Уже были случаи убийства европейцев боевиками АКИМ на территории Мавритании, в 250 км к востоку от Нуакшота (с. 92).

Масштабы операций АКИМ, как и наносимый ими ущерб, относительно незначительны. Однако эхо этих операций максимально используется Аль-Каидой не только в материальных,

стр. 210

но и в пропагандистских целях. Например, в феврале 2008 г. АКИМ опубликовала на канале татарского телевидения "Аль-Джазира" следующее коммюнике: "Мы счастливы сообщить нашей мусульманской нации об успехе муджахидов в двух больших операциях на территории Нигера". Речь шла о захвате в декабре 2007 г. двух служащих ООН и четырех туристов, с которыми "муд-жахиды будут хорошо обращаться в соответствии с принципами исламского шариата" (с. 98). В мае 2009 г. Абу Зейд казнил британского заложника Эдвина Дайера после того, как его не удалось обменять на палестинского муфтия Абу Катаду, а в июне 2009 г. - американца Кристофера Лангиса, обвиненного в "евангелизации мусульманских стран" (с. 103 - 105).

Этот список можно продолжить, как и еще более длинный список заложников из Европы и Америки, освобожденных за выкуп после долгих препирательств, взаимных угроз и обмена ударами. АКИМ с 2008 г. также приняла активное участие в кампании требований освободить исламских террористов, находящихся в заключении в Алжире, Тунисе, Франции, Италии и Австрии (с. 115).

В завершающих главах автор характеризует основные исламо-экстремистские организации, возникавшие в Алжире: Вооруженное исламское движение (1983 - 1994), Движение исламского государства (1991 - 1998), Движение верных клятве (1991 - 1998), Исламский фронт джихада (1993 - 1997), Исламскую армию спасения (1992 - 2000), ВИГ и СГПБ, а также некоторые мелкие группы. Впервые сведения о них, об их лидерах, взаимоотношениях и соперничестве, как и об отношениях с Бен Ладеном с его заместителем Айманом аз-Завахири, даны столь исчерпывающе, как и данные об алжирцах, участвующих в акциях исламистов в Ливане, Ираке, Сирии, Франции. Последней уделяется особое внимание руководством Аль-Каиды. В приложениях к книге (с. 203 - 220) даны документы и фотографии, иллюстрирующие содержание текста.

В целом книга Мокаддама - ценный источник информации о деятельности и характере исламистских формирований на севере Африки, интеллектуальном и политическом уровне их личного состава. Книга дает представление о полукриминальной морали боевиков, ограниченности их представлений о мире, а также об их готовности перестроить его "под себя". Книга лишний раз подтверждает, что боевики Аль-Каиды - это во многом готовые на все маргиналы, способные на любые преступления во имя торжества исламизма.

стр. 211

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/M-MOKEDDEM-AL-QAIDA-AU-MAGHREB-ISLAMIQUE-CONTREBANDE-AU-NOM-DE-L-ISLAM

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Г. ЛАНДА, M. MOKEDDEM. AL QAIDA AU MAGHREB ISLAMIQUE. CONTREBANDE AU NOM DE L'ISLAM // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/M-MOKEDDEM-AL-QAIDA-AU-MAGHREB-ISLAMIQUE-CONTREBANDE-AU-NOM-DE-L-ISLAM (date of access: 05.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. Г. ЛАНДА:

Р. Г. ЛАНДА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
15 hours ago · From Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
16 hours ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
Yesterday · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
Yesterday · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
Yesterday · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
2 days ago · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
2 days ago · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

M. MOKEDDEM. AL QAIDA AU MAGHREB ISLAMIQUE. CONTREBANDE AU NOM DE L'ISLAM
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android