ПРОДАВАТЬ РОССИЙСКИЕ НЕФТЬ, ГАЗ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ БЫСТРОРАЗВИВАЮЩИМСЯ АЗИАТСКИМ ГОСУДАРСТВАМ ВЫГОДНО И ПЕРСПЕКТИВНО
И. МАСКАЕВ
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института внешнеэкономических связей ГУ-ВШЭ
Европейский рынок для поставщиков российской нефти и нефтепродуктов на сегодня - основной. А экспорт газа вообще осуществляется только в западном направлении. Но является ли сложившаяся географическая структура экспорта энергоносителей оптимальной? Не следует ли ее постепенно переориентировать в восточном направлении?
Деловые контакты с быстро развивающимися азиатскими странами приобретают России в последнее время все более важное значение. По данным Федеральной службы государственной статистики, внешнеторговый оборот нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2007 г. достиг 106 млрд. долл. Доля стран АТЭС во внешней торговле России составила 19,2%. Прирост внешнеторгового оборота с ними демонстрирует внушительную динамику. Так, в 2007 г. он составил 41,5% при общем приросте 25,8%, а в 2006 г. - 35,6% при общем приросте 29,1%1.
По данным компании "Бритиш петролеум" (ВР), потребление нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом выросло на 2,3%, в то время как во всем мире этот показатель составил лишь 1,1%. Причем на Китай пришлось 4,1% прироста, на Индию - 6,7%. В Японии потребление нефти сократилось на 3,5%2. Потребление природного газа в АТР в 2007 г. выросло на 6,4% при общемировом показателе 3,1%. В Китае прирост достиг почти 20%, в Индии составил 7,6%, в Японии - 7%, а в Республике Корея - 4%3. Потребление угля в регионе выросло в 2007 г. на 7%, также превысив общемировой показатель - 4,5%. В Республике Корея и в Китае темпы прироста были самыми значительными и составили соответственно 8,9% и 7,9%, на Индию пришлось 6,6% прироста, а на Японию - 5,2%4.
Высокая и растущая зависимость основных стран-потребителей энергоресурсов от импорта осложняется низкой диверсификацией импортируемых энергоносителей. Большая часть энергоресурсов поставляется в АТР из стран Ближнего Востока, а данный регион, как известно, характеризуется повышенными геополитическими рисками. На эти страны в 2007 г. приходилось 68,2% всего импорта нефти и 30,4% импорта газа5. Причем зависимость АТР от импорта энергоносителей из государств Ближнего Востока растет. Так, например, в 1996 г. Республика Корея 64% нефти ввозила с Ближнего Востока, а в 2006 г. доля ближневосточной нефти достигла уже 75% от всего ее импорта6.
Импортируемые нефть и газ доставляются к потребителям в основном морским путем через два сильно перегруженных пролива - Ормузский и Малаккский. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, нагрузка на них в будущем будет лишь возрастать. Международная напряженность вокруг иранской ядерной программы еще более повысила риски, связанные с транспортировкой энергоресурсов через Ормузский пролив7.
АТР: АМБИЦИЙ МНОГО, ЭНЕРГОРЕСУРСОВ МАЛО...
Азиатско-Тихоокеанский регион характеризуется сравнительно низкой обеспеченностью запасами основных видов углеводородного сырья, и поэтому снижение зависимости от импорта в видимой перспективе не представляется вероятным. Так, доказанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи в регионе может хватить на чуть более 14 лет (при общемировом показателе в более чем 41 год), газа - почти на 40 лет (в мире этот показатель превышает 60 лет), угля - на 70 лет (при общемировом показателе - 133 года)8.
Международное энергетическое агентство в своем авторитетном исследовании World Energy Outlook 2007 существенно повысило прогнозные показатели роста мирового спроса на энергоносители до 2030 г., указав, что это увеличение почти полностью вызвано более высоким спросом на энергоресурсы со стороны Китая и Индии. Прогнозируется, что бо-
Зависимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона от импорта основных видов топлива растет, и уже в настоящее время этот показатель у основных потребителей энергии очень высок. Так, 68% нефти поступает сюда по импорту. В Китае этот показатель составляет около 50%, в Индии - 71%. Зависимость от импорта природного газа в целом в регионе довольно низкая - 12,6%. Но Япония и Республика Корея уже сегодня ввозят почти весь потребляемый газ. В Индии зависимость от импортных поставок природного газа составляет пока 24,9%, а Китай добывает газа больше, чем потребляет. Зависимость от импорта угля в этом регионе составляет 24,3%. В Японии и Республике Корея этот показатель достигает 99,4% и 97,8% соответственно. Индия импортирует 13% потребляемого угля, а Китай - 1,7%.
лее 74% прироста спроса на них придется на развивающиеся страны, в основном на Китай и Индию9.
В соответствии с базовым сценарием Международного энергетического агентства (МЭА), повышение спроса на первичные источники энергии со стороны Китая составит в период с 2005 по 2030 гг. в среднем 3,2%10, а со стороны Индии - 3,6% в год11. Причем, прогнозируется, что до 2015 г. среднегодовой прирост спроса на энергоносители в Китае, поддерживаемый бумом в отраслях тяжелой промышленности, достигнет 5,1%.
Предположительно, в долгосрочной перспективе (после 2015 г.), по мере достижения зрелости экономики и внедрения энергосберегающих технологий потребление нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве будет постепенно снижаться. Однако спрос на нефть в транспортном секторе, по прогнозу МЭА, увеличится в период с 2005 г. по 2030 г. в четыре раза, и на него придется около 2/3 всего прироста этого показателя, ведь парк автомобилей за этот срок увеличится в семь раз и достигнет почти 270 млн. единиц12.
Добыча собственной нефти в Китае достигнет пика - 195 млн. т в год - в начале следующего десятилетия, а затем станет постепенно снижаться. Ожидается, что импорт нефти в КНР резко вырастет - с примерно 175 млн. т в 2006 г. до приблизительно 655 млн. т в 2030 г. Зависимость от импорта нефти вырастет с 50% до 80%13.
В 2030 г. чистый ввоз нефти в Индию может достичь приблизительно 300 млн. т. Ожидается, что к 2025 г. Индия займет 3-е место среди крупнейших импортеров нефти, уступая лишь США и Китаю14.
По мнению экспертов Международного энергетического агентства, импорт природного газа в КНР также будет расти быстрыми темпами, так как добыча собственного газа в период до 2030 г. будет заметно отставать от потребностей страны. В Индии недавно открытые месторождения газа позволят увеличить собственную добычу газа. Ожидается, что ее пик придется на период 2020 - 2030 гг., а затем уровень добычи начнет постепенно снижаться. Соответственно возрастут поставки в Индию газа в сжиженной форме15. По мнению экспертов МЭА, газ по трубопроводам в Индию не будет поставляться еще долго16.
Энергетические рынки КНР нуждаются в увеличении мощности по производству электроэнергии более чем на 1300 ГВт, а Индия - на 400 ГВт. Уголь остается доминирующим видом топлива в производстве электроэнергии как в Китае, так и в Индии. Спрос на уголь в Индии, предположительно, увеличится в период с 2005 по 2030 гг. в три раза17.
Имея достаточно крупные запасы угля, Китай в значительной степени удовлетворяет и будет удовлетворять свои энергопотребности за счет этого сравнительно дешевого собственного топлива. Однако следует иметь в виду, что более 90% китайских запасов угля расположены вдалеке от основных центров потребления энергоресурсов - на побережье Желтого и Восточно-Китайского морей, что также способствует развитию его импорта. Впрочем, в 2007 г. Китай стал чистым экспортером угля (т.е. при сохранении импорта некоторого количества угля его экспорт теперь превышает импорт).
СЛАГАЕМЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Энергетическая политика стран АТР предполагает снижение потребления нефти, диверсификацию закупок углеводородного топлива, инвестиции в проекты по добыче энергоресурсов за рубежом, повышение энергоэффективности и развитие регионального сотрудничества в данной сфере.
Именно в рамках регионального сотрудничества в АТР реализуется ряд проектов. Например, в 1992 г. был введен в эксплуатацию газопровод Малайзия-Сингапур. К настоящему времени построено уже 7 международных газопроводов протяженностью более 3 тыс. км и общей пропускной способностью около 19 млрд. куб. м газа в год. Реализуется проект ТрансАСЕАНского газопровода (TAGP). Впервые этот проект был представлен на обсуждение общественности в 1990 г., а спустя 9 лет Советом по нефти АСЕАН была создана рабочая группа для его реализации. Проект предусматривает дальнейшее развитие трубопроводной инфраструктуры, компрессорных станций и обустройство газовых месторождений. Однако есть и нерешенные проблемы, среди которых синхронизация национальных технических регламентов и требований по безопасности, достижение консенсуса в отношении добычи, транспортировки и распределения газа, а также организация совместного управ-
Магистральный нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) свяжет Тайшет с портом Козьмино.
ления сетью газопроводов и распределение расходов18.
В марте 1995 г. в Токио прошла первая международная конференция "Северовосточный газопровод", которая положила начало многостороннему сотрудничеству в сфере транспортировки газа между странами Северовосточной Азии. На третьей такой конференции, состоявшейся в ноябре 1997 г., представители Китая, Японии и Республики Корея приняли устав и учредили Северовосточный газовый и трубопроводный форум (NAGPF). В рамках этой организации были изучены и проанализированы энергетические стратегии различных стран, конъюнктура и тенденции газовых рынков, а также проведено исследование "Долгосрочные перспективы развития магистральных газопроводов в Северовосточной Азии" (A Long-term Vision for a Natural Gas Trunk Line in Northeast Asia)19.
В рамках политики диверсификации поставок энергоресурсов с 2006 г. осуществляются поставки нефти в Китай из Казахстана по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу протяженностью более 962 км. Его ресурсная база - кумкольская, западносибирская и актюбинская нефть. По специально построенной магистрали в трубопровод могут поступать углеводороды из Кызылординской области. Своей проектной мощности в 10 млн. т в год он достигнет в 2009 - 2010 гг., с началом поставок нефти с месторождения Кашаган. Предполагается, что общая протяженность нефтепровода Казахстан-Китай составит около 3 тыс. км, а мощность - не менее 20 млн. т в год. Прорабатывается вопрос об увеличении пропускной способности до 50 млн. т в год20.
Экспорт газа в Китай планируется начать в январе 2009 г. по газопроводу Туркменистан-Казахстан-Китай. Его пропускная мощность вначале составит 10 млрд. куб. м газа в год. Планируется, что вторая очередь будет построена к 2012 г., и тогда пропускная способность возрастет до 30 млрд. куб. м в год21.
В отчете о ходе реализации Генерального соглашения о строительстве газопровода Туркменистан-Китай Государственное агентство по управлению и использованию нефтегазовых ресурсов при президенте страны отмечает, что все организационно-технические мероприятия выполняются в соответствии с графиком, и транспортировка газа в КНР с территории Багтыярлык начнется в 2009 г. На первом этапе Туркмения планирует поставлять в Китай 8 млрд. куб. м газа в год; в дальнейшем этот объем может существенно возрасти за счет освоения новых месторождений22.
В Узбекистане также было объявлено о начале строительства газопровода для поставок газа в Китай. Узбекистан и Китай подписали соглашение о строительстве газопровода протяженностью 530 км, который позволит ежегодно поставлять в КНР до 30 млрд. куб. м узбекского газа23.
Китай энергично развивает газопроводную инфраструктуру внутри страны, предназначенную для транспортировки газа, добытого на территории Китая и импортируемого из других стран, включая газ из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и, возможно, из России. Всего за 5 лет - с 2001 по 2005 гг. - протяженность газопроводной системы Китая увеличилась на 6,5 тыс. км24. Ее важная составляющая - газопровод Запад-Восток, введенный в строй в 2005 г. Он начинается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и заканчивается в Шанхае. Его пропускная способность - 12 млрд. куб. м в год. В планах КНР - увеличение мощности этого газопровода в начале следующего десятилетия до 17 млрд. куб. м. Ожидается, что мощность газопровода возрастет к 2010 г. до 30 млрд. куб. м в год за счет ввода в эксплуатацию второй нитки.
ГАЗ СНГ В КИТАЕ И ИНДИИ
Газопровод Запад-Восток считается основой для реализации масштабного плана развития китайской национальной газопроводной системы25. Ожидается, что скоро начнется строительство второго транснационального газопровода Сычуань-Шанхай, протяженностью 1,7 тыс. км. Ввод в строй намечен на 2010 г.
Что касается планов по поставке газа в Индию, то Ашхабадом разработан проект по поставкам туркменского и, возможно, иранского газа на рынки этой страны транзитом через Афганистан и Пакистан. Согласно технико-экономическому обоснованию, трансафганский газопровод (ТАГ, или TAPI) протяженностью 1680 км пройдет по маршруту от туркменского города Довлетабад до пакистанского Мултана (через афганский город Кандагар) и далее в Индию до города Фазилка на индийско-пакистанской границе. Соответствующие соглашения были подписаны в 2002 г. и в апреле 2008 г. Стороны намереваются начать строительство газопровода в 2010 г., а первые поставки осуществить в 2015 г. Пропускная способность газопровода может составить около 30 млрд. куб. м в год, причем около 20 млрд. куб. м планируется поставлять в Индию26. Однако наблюдатели указывают не только на отсутствие гарантий стабильных поставок через территорию Афганистана, но и на сложности в отношениях между Пакистаном и Индией, где после 1947 г. трижды начинались военные действия27.
Основные действующие газопроводы в Китае
Название |
Диаметр (мм) |
Протяженность (км) |
Окончание строительства |
Газопровод "Ya 13 - 1" |
711 |
778 |
1995 |
Газопровод "Шаньцзин" |
660 |
847 |
1997 |
Газопровод "Сэнинлань" |
660 |
953 |
2001 |
Газопровод "Запад-Восток" |
1016 |
3900 |
2004 |
Газопровод "Чжуну" |
711 |
738 |
2005 |
Газопровод "Шаньцзин-2" |
1016 |
860 |
2005 |
Общая протяженность газопроводной сети в Китае - 30,2 тыс. км.
Источник: "Нефтегазовая вертикаль", 2008, N 1.
По сообщениям в СМИ, одновременно с ТАГ Индия продолжает переговоры по строительству газопровода из Ирана через территорию Пакистана28. Проект газопровода Иран-Пакистан-Индия обсуждается с 1994 г. Он предусматривает сооружение магистрали протяженностью 2660 км и мощностью, превышающей 20 млрд. куб. м в год, из которых около 10 млрд. куб. м предназначены для Индии. Существуют и другие проекты поставок газа в Индию из Ирана, Мьянмы и Омана.
В странах АТР с большой заинтересованностью относятся к проектам развития инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа (СПГ). Так, Китай начал интересоваться ввозом СПГ около двух десятилетий назад, но первые поставки по долгосрочному контракту из Австралии в провинцию Гуандун начались только в 2007 г. Причина в высокой цене, которая не устраивает современных китайских потребителей. Однако в Китае быстро формируется средний класс, который, как предполагается, будет готов платить более высокую цену за экологически более чистое топливо.
В Китае в настоящее время уже строятся или планируется строительство более десятка регазификационных терминалов, которые позволят увеличить мощности для импорта СПГ с нынешних 18 - 19 млрд. куб. м до 46 - 47 млрд. куб. м газа в год29.
В Индии мощность двух действующих регазификационных терминалов в настоящее время составляет 10,2 млрд. куб. м в год. После окончания строительства до конца 2009 г. еще двух терминалов возможности Индии по импорту СПГ удвоятся. Планируется строительство еще трех терминалов мощностью 3,4 - 6,8 млрд, 3,4 млрд. и 6,8 млрд. куб. м. Если эти проекты будут реализованы, Индия сможет импортировать в середине следующего десятилетия до 34 млрд. куб. м газа в год30.
"ВОСТОЧНЫЕ ПЛАНЫ" РОССИИ
Россия в поставках своих энергоресурсов на экспорт традиционно ориентировалась на Запад. В Китай она поставляла сравнительно небольшие объемы нефти по железной дороге. По данным ОАО РЖД, в 2007 г. объем поставок снизился примерно до 9 млн. т, что на 12,4% меньше уровня 2006 г.31 Практически вся нефть транспортировалась через пограничную станцию Забайкалье и только 50 тыс. т было поставлено через пограничный переход Наушки32.
Транспортировка нефти через Забайкальск осуществляется в рамках контракта между компанией "Роснефть" и китайской компанией CNPC. Договор заключен в 2004 г. и предусматривает поставку до 2010 г. 48,4 млн. т нефти. Рост рыночных цен на нефть сделал условия контракта с CNPC невыгодными для "Роснефти". По неофициальным данным, российская компания в 2007 г. пыталась добиться повышения цены, зафиксированной в договоре с CNPC, на 40 долл. за каждую тонну нефти, но китайская сторона согласилась поднять цену лишь на 67 центов за баррель (около 5 долл. за т)33.
Российская нефть также доставляется в Китай в порт Далянь морем из трех европейских портов - Гданьска, Приморска и Новороссийска. Ожидаемое расширение мощности Приморского терминала позволит увеличить поставки нефти в Китай из этого порта34.
В связи с отсутствием развитой энерготранспортной инфраструктуры в этом направлении российские компании проявляют интерес к поставкам нефти в КНР с использованием инфраструктуры Казахстана. В ноябре 2007 г. была достигнута договоренность о транзите нефти в Китай по маршруту Атасу-Алашанькоу. В 2008 г. российские компании могут поставить по этому нефтепроводу до 5 млн. т нефти35. Для транспортировки российской нефти до казахстанско-китайского трубопровода Казахстан предлагал использовать нефтепроводный маршрут Омск-Прииртышск-Павлодар-Атасу, позволяющий транспортировать 16,5 млн. т нефти в год36.
В своей энергетической политике Россия принимает во внимание стремительно растущий спрос на углеводороды со стороны стран АТР (прежде всего - Китая) и уже реализует крупнейший проект по созданию энерготранспортной инфраструктуры в этом направлении. Речь идет о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Ресурсной базой проекта ста-
нут главным образом месторождения углеводородов в Восточной Сибири. Основными регионами, снабжающими нефтью новую нефтепроводную систему, будут Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ в Западной Сибири, а также ряд нефтегазоносных провинций Восточной Сибири, из которых самыми крупными являются Лено-Тунгусская и Хатанго-Вилюйская. Основная часть разведанных запасов сосредоточена в Иркутской области, Эвенкии, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).
Протяженность трубопровода около 4,7 тыс. км. Его трасса пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации - Иркутской, Читинской, Амурской областям, Республике Бурятия, Еврейскому автономному округу, Хабаровскому и Приморскому краям. Пропускная способность нефтепровода - до 80 млн. т нефти в год37.
Строительство его планируется в два этапа. Завершить первый этап строительства Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) предполагается в 2008 - 2009 гг. (на этом этапе мощность трубопровода составит около 30 млн. т). В те же годы планируется также сооружение нефтеналивного терминала в бухте Козьмино, куда нефть предполагается поставлять по железной дороге, а также ответвления на Китай. Строительство первого пускового комплекса системы ВСТО началось в апреле 2006 г.
Маршрут второй очереди Сковородино - бухта Козьмино (ВСТО-2) в общих чертах уже определен. Его протяженность составит 1963 км. Трасса пройдет вдоль Транссибирской магистрали по территориям Иркутской и Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев38.
По расчетам "Транснефти", выход системы Восточная Сибирь - Тихий океан на полную проектную мощность будет происходить последовательно: в период 2010 - 2012 гг. - до 30 млн. т, к 2016 г. - до 50 млн. т, к 2025 г. - до 80 млн. т нефти в год с последующим поддержанием объемов на этом уровне39.
В июне 2007 г. компании "Транснефть" и китайская CNPC достигли соглашения о строительстве ответвления от ВСТО в Китай до Дацина. Проект стоимостью 436 млн. долл. профинансирует китайская сторона. На первом этапе в Китай планируется поставлять 15 млн. т нефти в год, а затем мощность ответвления может возрасти до 30 млн. т40.
САХАЛИНСКИЕ ПРОЕКТЫ
Продолжится развитие экспорта нефти в восточном направлении и в рамках проектов "Саха-лин-1", "Сахалин-2". Реализовать другие сахалинские проекты предполагается в ближайшие десятилетия.
Добыча нефти в рамках проекта "Сахалин-1" началась в октябре 2005 г. На мировые рынки сахалинская нефть начала поступать в сентябре 2006 г. В рамках проекта был сооружен трубопровод для транспортировки нефти по территории острова Сахалин через Татарский пролив к терминалу в поселке Де-Кастри в Хабаровском крае. На терминале предусмотрено размещение резервуаров для хранения нефти и отгрузочных сооружений для обслуживания танкеров грузоподъемностью до 110 тыс. т. Наличие ледоколов сопровождения обеспечит круглогодичную транспортировку нефти обычными танкерами41.
В феврале 2007 г. добыча в рамках проекта "Сахалин-1" вышла на максимально возможный уровень - приблизительно 12,5 млн. т нефти в год42. В настоящее время в среднем каждые 3 - 4 дня загружается нефтью танкер вместимостью до 100 тыс. т43.
Добыча нефти в рамках проекта "Сахалин-2" началась в июле 1999 г. на Астохском участке Пильтун-Астохского месторождения. В 2006 г. было добыто около 1,6 млн. т углеводородов, которые экспортировались в Японию, Республику Корея, Таиланд и в США44.
Инфраструктура проекта включает в себя три морских платформы для непосредственно добычи нефти; 300 км подводной трубопроводной системы, соединяющейся в двух местах с нефтегазопроводами протяженностью 800 км, которые пересекают территорию острова с севера на юг; установку для сепарации нефти и газа; подпорные нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции; нефтяной терминал с круглогодичным циклом эксплуатации; завод по сжижению газа с двумя технологическими линиями. Мощность предприятия - 9,6 млн. т газа в год, оно будет расположено в районе поселка Пригородное на побережье залива Анива в южной части Сахалина. Комплекс будет обслуживаться пятью зафрахтованными СПГ-танкерами. Первый сжиженный природный газ планируется получить к 2009 г. 98% мощностей проекта для производства СПГ было законтрактовано на долгосрочной основе. Свыше 2/3 сахалинского СПГ будут поставляться в Японию, значительные объемы - в Республику Корея45. В отношении поставок газа на экспорт в рамках проекта "Сахалин-1" пока нет четкой определенности. Оператор проекта "ЭксонМобил" и китайская компания CNPC подписали в октябре 2006 г. предварительное соглашение о поставках газа, добытого по проекту "Сахалин-1", на северо-восток Китая. Ранее сообщалось о готовности поставлять в Китай 8 млрд. куб. м газа в год46. Пока же добываемый газ реализуется на внутреннем рынке России - ежегодно 1,39 млрд. куб. м газа в год поставляется в Хабаровский край47.
Еще один проект, потенциально нацеленный на азиатские рынки, но, увы, тоже с неопределенными перспективами, - это экспорт газа с Ковыктинского месторождения, что в Иркутской области. Его реализация может потребовать строительства магистрального трубопровода в Китай, не исключается и продолжение газопровода в Корею. В Республике Саха (Якутия) также открыты крупные месторождения, газ которых можно экспортировать в Японию и Китай - как вместе с ковыктинским газом, так и отдельно.
Поставки газа в Китай ОАО "Газпром" планирует начать в
рамках так называемого проекта "Алтай". На первом этапе предусматривается создание новой трубопроводной системы "Алтай". Ресурсной базой газопровода "Алтай" станут месторождения Западной Сибири. Маршрут газопровода проходит по западному участку российско-китайской границы до Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе КНР, где он соединится с китайским трубопроводом "Запад-Восток". Общая протяженность магистрали - 2,8 тыс. км48.
Рассматриваются также два варианта трассы трубопровода в Республику Корея - сухопутный и по дну моря49.
В нашей стране разрабатывались также планы по экспорту электроэнергии в восточном направлении. Так, в 2006 г. РАО ЕЭС России и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали соглашение, согласно которому поставки в Китай составят 3,6 - 4,5 млрд. кВтч в год в 2008 - 2009 гг., 18 млрд. в год - с 2010 по 2014 гг. и 38,4 млрд. кВтч в год, начиная с 2015 г. Для этого планируется построить ряд крупных электростанций, обеспечивающих производство 60 млрд. кВтч в год50.
Предполагается создать энерготранспортную инфраструктуру для поставок энергии, включающую сооружение ЛЭП 500 кВ на северо-востоке Китая. В прессе сообщалось, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта уже готово. Его реализацию, вероятно, сдерживают трудности в достижении договоренности в отношении цены на поставляемую электроэнергию. Кроме того, ведутся переговоры с КНР о возобновлении экспорта электроэнергии по существующим ЛЭП 110 и 220 кВ, по которым ранее российская электроэнергия уже поставлялась в приграничные районы Китая51.
Таким образом, в настоящее время существует ряд проектов, позволяющих России избежать проблем, связанных с поставками наших энергоресурсов в западном направлении. Политика западных стран, ориентированных на снижение доли российского газа на рынках Европейского Союза, активизация Запада в поисках путей использования альтернативных источников прибавляют актуальности проектам, нацеленным на поставки энергоресурсов в страны АТР. Бурно растущая экономика и растущие потребности населения этого региона создают исключительно благоприятные перспективы для роста экспорта российских нефти, газа и электроэнергии в этом направлении.
НЕФТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ХВАТИТ ВСЕМ
Имеющаяся ресурсная база - надежная основа для реализации всех, даже самых смелых и масштабных проектов. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке ждут освоения такие крупнейшие месторождения нефти, как Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское, Талаканское. Огромные перспективы открывает выход на запланированную мощность проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Запасы природного газа здесь также велики.
После создания экспортной инфраструктуры от 11,6% до 26% нефти можно будет отправлять на Восток трубопроводным транспортом. Объем поставок нефти в страны АТР в случае успешной реализации намеченных планов может достичь 80 млн. т в год. А общая доля государств Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, Китая, Республики Корея, Японии и Индии) в экспорте российской нефти может вырасти с 3% в настоящее время до 30% в 2020 г. Реализация разработанной в нашей стране Восточной газовой программы может обеспечить в 2030 г. экспорт 38 млрд. куб. м газа в Китай и 12 млрд. куб. м газа в Республику Корея52.
Однако нельзя недооценивать трудности, с которыми неизбежно предстоит столкнуться в ходе осуществления Восточной газовой программы. В их числе - достижение взаимоприемлемых договоренностей в отношении цены на газ, ориентация на преимущественное использование угля в энергетике Китая и Индии и др. Кроме того, нельзя не учитывать, что даже при снижающейся привлекательности европейский рынок еще долгое время будет оставаться основным для российских экспортеров энергоресурсов.
По этим и ряду других причин существующие масштабные планы развития инфраструктуры для транспортировки энергоресурсов в восточном направлении реализуются весьма неспешно. Выглядит это так, будто стороны руководствуются конфуцианским изречением: "Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь - не добьешься цели, соблазнишься малым - не сделаешь великого"53.
Некоторые аналитики считают российскую переговорную позицию излишне жесткой и выступают за более гибкий подход в
переговорах с нашими восточными партнерами. Они исходят из того, что высокие прогнозные объемы потребления газа могут оказаться мифом, а угольная модель энергобаланса Китая еще долгое время будет сдерживать развитие импорта газа в эту страну. Не исключено также, что спрос на газ в Китае в основном будет покрываться собственной добычей на недавно открытых месторождениях, а импорт будет ориентироваться на СПГ, транспортировка которого по ряду параметров более привлекательна по сравнению с газопроводными поставками54.
Но это все - из сферы "гадания на кофейной гуще". Реалии сегодняшнего дня куда определеннее. Ныне известно, что Китай уже в ближайшее время увеличит закупки российских нефти и электроэнергии - об этом объявлено на заседании глав государств Шанхайской организации сотрудничества 27 - 28 августа 2008 г.55 Буквально через несколько дней после завершения саммита премьер В. В. Путин побывал на строительстве нефтяного порта Козьмино в районе мыса Елизарово под Владивостоком, являющегося конечным пунктом строящегося нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Мощность нефтепорта составит 30 млн. т нефти в год, а глубина - 19,7 м, что позволит принимать супертанкеры и отгружать нефть в Японию, Корею, государства Юго-Восточной Азии. Многие наблюдатели усмотрели в посещении Путиным дальневосточного нефтепорта намек на то, что Россия может переориентировать нефтяные потоки на дальневосточные рынки в случае дальнейшего охлаждения отношений с Европой56.
...Известный российский журналист-международник В. Овчинников как-то предложил формулу, весьма актуально, на мой взгляд, отражающую императивы российской политики экспорта энергоресурсов: "Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада"57. Россия в настоящее время поставляет более 87% нефти в европейском направлении и еще около 6% - в американском. Свыше 81% экспортных поставок российского газа направляется в страны Европейского Союза; оставшийся экспортный газ поставляется в Турцию, некоторые европейские государства, а также страны СНГ58. Но в любом случае уже сегодня для экспортеров российских углеводородов есть не только Запад, но и Восток. Пока еще не совсем понятный, к тому же с явно недостаточно развитой инфраструктурой для экспорта наших энергоресурсов. И, тем не менее, нет сомнения в том, что без российских энергоресурсов никак не обойтись многим восточным государствам, в том числе Китаю, Японии, Индии и Республике Корея. А значит, к выходу на их рынки нам надо готовиться серьезно, упорно, последовательно, повседневно.
1 Россия в цифрах 2007 - www.gks.ru
2 ВР Statistical Review of World Energy June 2008, p. 12 - www.bp.com
3 Ibid., p. 27.
4 Ibid., p. 35.
5 Расчеты автора на основе данных ВР Statistical Review ot World Energy June 2008 - www.bp.com
6 Сайт Управления энергетической информации Департамента энергетики США - www.eia.doe.gov/emeu
7 World Energy Outlook 2007. Chapter 4 - The World's Energy Security. OECD/IEA. Paris, 2007, р. 169.
8 BP Statistical Review of World Energy.., p. 6, 22, 32 - www.bp.com
9 World Energy Outlook 2007. Global Energy Prospects: Impact of Developments in China and India. OECD/IEA. Paris, 2007, p. 74, 42.
10 Ibid., p. 42.
11 Ibid., p. 46.
12 Ibid., p. 44.
13 Ibid., p. 45.
14 Ibid., p. 46.
15 Ibidem.
16 Ibidem.
17 Ibidem.
18 Understanding International Energy Initiatives in the APEC Region. Scope and Elements. APERC. Institute of Energy Economics, Japan, 2007 - www.ieej.or.jp/aperc
19 Ibidem.
20 Транспортировка нефти//Нефтегазовая вертикаль, 2006, N 14, с. 153.
21 Голубкова Е. "Газпром" поборется с "КазМунГазом" за Китай// PBKdaily, 10.11.2006 - www.rbcdaily.ru
22 Строительство газопровода Туркмения-Китай обойдется в 6,5 млрд. долл. // РИА "Новости", 14.03.2008.
23 Красинская А. Все газопроводы ведут в Китай // PBKdaily, 03.05.07 - www.rbcdaily.ru
24 Виноградова О. Китай: близко локоть, да не укусишь // Нефтегазовая вертикаль, 2008, N 1.
25 World Energy Outlook 2007. Chapter 10 - Reference Scenario Supply Projections. OECD/IEA. Paris, 2007, p. 331.
26 Служба новостей НГВ, 23 и 25 апреля 2008 г. - www.ngv.ru
27 Туркменский газ пустят в Индию и Пакистан // Би-би-си, апрель 2008.
28 Есипович Ф. Транзитом из Туркмении // Эксперт-Казахстан, 4 сентября 2006 г., N 32 (88) - www.expert.ru/world_business
29 World Energy Outlook 2007. Chapter 10.., p. 333.
30 Ibid., p. 501 - 502.
31 Красинская А. Окно в Китай // PBKdaily, 25.01.2008 - www.rbc daily.ru
32 Там же.
33 Там же.
34 Якунин В. И., Порфирьев Б. Н., Арбатов А. А., Белова М. А., Сулакшин С. С., Фейгин В. И. Энергетический вектор восточной геополитики России. М., Экономика, 2006, с. 96.
35 Красинская А. Окно в Китай...
36 Транспортировка нефти.., с. 154.
37 Сайт компании "Транснефть" - www.transneft.ru
38 Презентация BCTO-2 в Хабаровском крае. 13.02.2008 -www.tansneft.ru.
39 ЗУ ФСТ представила в правительство РФ оценку тарифов на прокачку нефти по ВСТО//Служба новостей "Нефтегазовой вертикали", 03.03.2008.
40 Шестернина Е. ВСТОповернет в KnTaft//PBKdaily, 28.07.2008 - www.rbcdaily.ru
41 Сайт консорциума "Сахалин-1" - www.sakhalinl.ru
42 Там же.
43 Консорциум "Сахалин-1" объявляет о загрузке 100-го танкера. 27.09.2007 - www.sakhalinl.ru
44 Сайт компании "Сахалин Энерджи" - www.sakhalinenergy.ru
45 Там же.
46 Watkins E. ExxonMobil, CNPC Ink Sakhalin-1 Gas Preaccord. LA, Oct. 23 - www.ogj.com
47 Сайт консорциума "Сахалин-1" - www.sakhalinl.ru
48 Сайт ОАО "Газпром" - www.gazprom.ru
49 Там же.
59 www.regnum.ru. 9.02.07.
51 Медведева Е., Латухина К. РАО ЕЭС не пускают в Китай // Ведомости, 08.02.2008, N 23 (2045) - www.vedomosti.ru
52 Гриб Н., Нетреба П. За газопровод в Китай заплатит Корея // Коммерсант, 18.10.2006 - www.kommersant.ru
53 Беседы и суждения Конфуция /составление, подготовка текста, примечание и общая редакция Р. В. Грищенкова/. СПб., Кристалл, 1999, с. 467.
54 Виноградова О. Китай: близко локоть, да не укусишь...
55 Щеткин А. Конвертируемая победа. МК Экономический вторник. 2008. 02.09.2008.
56 Сайт информационного портала СМИ2 - www.smi2; сайт радиовещательной корпорации ВВС - www news.bbc
57 Овчинников В. В. Калейдоскоп жизни. М., Российская газета, 2003 с. 281.
58 Расчеты автора на основе данных ВР Statistical Review of World Energy June 2008 - www.bp.com
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |