Libmonster ID: KZ-1114


Рубрика
  • ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
Место издания Москва, Россия
Объем 17.8 Kbytes
Количество слов 2423
Постоянный адрес статьи http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/20650134

Происхождение и значение титула "хазар-эльтебер"

Автор: И. Г. Семёнов

В литературе высказываются разные точки зрения относительно времени и политических обстоятельств возникновения Хазарского каганата. Например, Д. Людвиг относил создание этого государства к довольно широкому хронологическому периоду - 630 - 653 гг.1, А. П. Новосельцев - к 30-м гг. VII в.2, а К. Цукерман - приблизительно к 670 году3. При этом в реконструкциях Новосельцева и Цукермана отрицается связь между династией хазарских каганов и тюркским родом Ашина4. Наиболее обоснованной представляется гипотеза М. И. Артамонова, согласно которой Хазарский каганат был основан представителем рода Ашина, бежавшим из Центральной Азии в Юго-Восточную Европу около 651 г. - в период противоборства в Западном Тюркском каганате между конфедерациями нушиби и дулу5. Его точка зрения была принята Л. Н. Гумилевым, Я. А. Федоровым, Г. С. Федоровым, А. В. Гадло и другими6. Более сдержанно, но все же положительно она оценивается и П. Б. Голденом7.

Вопрос о государственном устройстве Хазарского каганата также неоднократно рассматривался в литературе8. При этом исследователями не могла не отмечаться как скудость имеющегося материала, так и его фрагментарность. Кроме того, почти все они относятся к IX-X вв., когда в каганате уже успела сложиться система дуализма верховной власти. Наиболее полные сведения о ее структуре приводятся Ибн Фадла-ном и ал-Мас'уди (X в.). Например, ал-Мас'уди рассказывает, что у хазар помимо одного владыки - "хакана" - есть еще и другой царь, который и осуществляет реальное управление государством9. По данным Ибн Фадлана, царь хазар именуется "великим хаканом", а его заместитель - хакан-бех; в руках последнего сосредоточены командование войсками, ведение государственных дел и сношения с вассалами; заместители хакан-беха носят титулы джавишгар и кундур-хакан10. Другие источники также содержит сведения о том, что хазарский каган не обладал властными полномочиями, а реальное управление государством осуществлялось хазарским беком или каган-беком11.

По мнению В. В. Григорьева, "двоевластие" было изначально присуще Хазарскому государству, как и любой другой империи тюркоязычных степняков12. Однако, как было показано Людвигом и Новосельцевым, источники не содержат каких-либо признаков существования в Хазарском каганате системы дуализма власти в ранний период его истории. Напротив, хазарский каган предстает в них полновластным правителем государства13. Никаких других сведений относительно структуры власти в Хазарском каганате в VII-VIII вв. в источниках обнаружить не удается, но, тем не менее, ряд доводов позволил П. Б. Голдену высказать точку зрения о том, что конструкция высшей власти была унаследована хазарами от Тюркского каганата14 (тот, в


Семёнов Игорь Годович - кандидат исторических наук. Дагестанский научный центр РАН.

стр. 160

свою очередь, воспринял государственные традиции, сложившиеся в более ранних степных империях - последовательно в государстве сюнну, державах сяньбийцев и, позднее, жуаньжуаней15). Это касается также низших ступеней иерархии власти, причем они характеризуются следующими терминами, встречающимися в источниках: тудун - "чиновник фискального управления"; ильтебер (эльтебер) - "должностное лицо, назначенное каганом для управления покоренным племенным союзом"; тархан16 - "лицо, освобожденное от уплаты податей за заслуги перед верховным правителем".

О бытовании титула "эльтебер" (eltäbär) в Хазарском каганате известно следующее. Мовсэс Каланкатуаци, рассказывая о правителе Страны гуннов (Honk', Honast'an; на территории современного Дагестана) во второй половине VII в., называет его Алпилитвером (Alp'ilit'uer)17, что, по общему признанию исследователей, соответствует древнетюркскому алп-эльтебер, где алп - тюркск. "богатырь, исполин, герой"18 или, в данном случае, скорее прилагательное "доблестный", как переводит этот термин М. Эрдаль19. Этот же титул в X в. носил правитель волжско-камских болгар: Ибн Фадлан в своих записках о путешествии на Волгу именует его "ылтывар, малик Булгар и амир ас-Славии"20. Ылтывар - это одна из форм титула "эльтебер"21.

Гораздо меньше внимания уделяется еще одному факту, связанному с наличием в титулатуре Хазарского каганата титула "эльтебер". Речь идет об упоминании Левондом (VIII в.) термина "хазар-эльтебер": армянский историк, рассказывая о походе хазарского полководца Раж-тархана в Закавказье (764 г.), указывает на то, что тот принадлежал к роду хатирлитбер22; последнее восстанавливается как хазар-эльтебер23, причем хатир - это искаженная армянская форма этнонима "хазар" - хазир-к'24. Таким образом, можно говорить о том, что в VIII в. хазары имели особого правителя, который носил титул "эльтебер". Данный факт вполне надежен, так как он является, во-первых, синхронным описываемым событиям, во-вторых, сведения исходят от автора, претензий к которому по части достоверности содержащейся в его сочинении информации до настоящего времени не возникало.

По сообщению ат-Табари (IX в.), предводителя хазар, совершивших нападение на Закавказье в 764 г., звали Ас-тарханом, причем он был хорезмийцем25. На этом основании Артамоновым был сделан вывод, что Ас-тархана "и его род нельзя считать собственно хазарским", и что он был правителем асов (то есть, ясов, обитавших, согласно древнерусским источникам, на Северском Донце)26. К. Цегледи, также основывавшийся на сообщении ат-Табари о том, что Ас-тархан был хорезмийцем, предположил, что тот являлся хорезмийским наемником, которому каган поручил управлять гуннами Дагестана27. По мнению Артамонова, "в хазарском правительстве" Ас-тархан мог занимать место, "непосредственно следующее за каганом". "Он был главнокомандующим хазарской армией и предшественником тех беков, которые позже заняли первенствующее положение в Хазарском государстве, возвышаясь над самим каганом". Однако, данному предположению Артамонова противоречит его же выводом о том, что Раж-тархан (Ас-тархан) носил титул "эльтебер"28, что должно подразумевать вассальную зависимость от кагана29. И если говорить о структуре высшей власти в каганате (а не о правительстве), то эльтебер не мог занимать в ней какого-либо места, так как являлся местным династом, правителем одной из областей, входившей в состав каганата.

Ситуацию с происхождением и титулом Раж-тархана позволяет прояснить сообщение ал-Йа'куби (IX в.) о том, что предводителем хазарской армии, совершившей нападение на Закавказье в 764 г., был хазарский царь Рас-тархан30. Поскольку арабский термин "малик" может иметь значение не только "царь", но и "князь", то представляется возможным сделать вывод, что Рас-тархан (Раж-тархан, Ас-тархан) действительно был правителем хазар. Таким образом, удается существенно уточнить сообщение Левонда о принадлежности Раж-тархана к роду хазар-эльтеберов: Раж-тархан не только происходил из этого рода, но и сам был обладателем титула "хазар-эльтебер".

Существование данного титула неизбежно приводит к выводу, что в Хазарском каганате политический статус правителя хазар де-юре был таким же, что и у правителя Страны гуннов и правителя волжско-камских болгар. Этот вывод диссонирует со сведениями других источников, из которых следует, что хазары занимали в Хазарском каганате доминирующее положение. Так, в связи с событиями середины VII в. в сочинениях ал-Йа'куби и ал-Куфи (X в.) о правителе Хазарского каганата говорится

стр. 161

как о "хакане, царе (или владыке) хазар"31. Такое же впечатление производят и сведения краткой редакции "Армянской географии" VII в.: "Царь Севера называется Хаган. Он владыка Хазар"32. Ввиду этого, во всех исследованиях, так или иначе связанных с историей Хазарского каганата, принимается за непреложный факт политическое доминирование хазар в данном государстве.

На этом фоне вывод, следующий из рассматриваемого сообщения Левонда, является очень неудобным для какого-либо интерпретирования: если каган был хазарским, то что могло входить в функции хазарского эльтебера, титул которого подразумевал вассальную зависимость от кагана? Вероятно, по этой причине подавляющее большинство хазароведов обходило и продолжает обходить стороной даже сам факт существования титула "хазар-эльтебер". Между тем, информация о роде (династии, то есть речь идет уже о давней традиции) хазар-эльтеберов неизбежно ломает сложившийся стереотип о значительных преференциях хазар в том государстве, которое в литературе уже привычно именуется "Хазарским каганатом". Но, в таком случае, как же следует относиться к данным тех источников, которые связывают кагана именно с хазарами?

Ответ на данный вопрос может заключаться в том, что де-факто хазары являлись наиболее могущественной этнополитической конфедерацией каганата, а также и в том, что они изначально оказывали всестороннюю поддержку хазарским каганам и проявили себя наиболее последовательными сторонниками той ветви династии Ашина, которая около 651 г. обосновалась в Юго-Восточной Европе.

Существование титула "хазар-эльтебер" позволяет выявить очень важный элемент доктрины власти хазарского кагана: поскольку каган не рассматривал себя в качестве правителя именно хазар, то можно говорить не столько о том, что хазарские каганы сохраняли традиции Тюркского каганата с его претензиями на господство над всем кочевым миром33, сколько о претензиях хазарских каганов на преемственность Западному Тюркскому каганату. В данном ракурсе, такие сочетания, как "Хазарский каганат" и "хазарский каган", становятся в значительной степени условными; правда, они все же необходимы, так как позволяют четко отличать эпоху Западного Тюркского каганата от эпохи "Хазарского каганата". Правомерность использования указанных сочетаний обусловлена еще и тем, что в реальности хазары играли настолько важную роль в военно-политической жизни каганата, что иноземные авторы нередко именовали правителя этого государства каганом хазар.

Таким образом, предположение о том, что в период существования Хазарского каганата происходила этническая консолидация различных кочевых групп Предкавказья вокруг хазар, не вполне соответствует действительности. Правильнее говорить о политической консолидации вокруг трона кагана, главной опорой которого являлись хазары. Только принадлежностью хазарских каганов к династии Ашина можно объяснить копирование ими административно-политической системы Западного Тюркского каганата. Причем сделано это было настолько скрупулезно, что даже правитель хазар, игравших важную военно-политическую роль в каганате, титуловался лишь "эльтебером". Данное обстоятельство можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу гипотезы М. И. Артамонова относительно времени и обстоятельств образования Хазарского каганата. Подтверждают ее и сведения о значительном присутствии в Хазарском каганате западных тюрков34.

Примечания

1. LUDWIG D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen. Munster. 1982, s. 134.

2. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. 1990, с. 89. Гипотеза А. П. Новосельцева в настоящее время отстаивается С. А. Ромашовым, предлагающим новые аргументы в ее пользу (РОМАШОВ С. А. Историческая география Хазарского каганата (V-XIII вв.). - Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vol. XI. Wiesbaden. 2001, S. 303, 304; ЕГО ЖЕ. От тюрков к хазарам. Северный Кавказ в VI-VII вв. - Тюркологический сборник, 2003 - 2004. Тюркские народы в древности и средневековье. М. 2005, с. 196).

3. ЦУКЕРМАН К. Хазары и Византия: первые контакты. - Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VIII. Симферополь. 2001, с. 325, 329, 331; ЕГО ЖЕ.

стр. 162

О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельства их обращения в иудаизм. - Там же. Вып. IX. Симферополь. 2002, с. 524.

4. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч., с. 55, 61, 134 - 135; ЦУКЕРМАН К. О происхождении..., с. 524.

5. АРТАМОНОВ М. И. История хазар. Л. 1962, с. 170 - 171.

6. ГУМИЛЕВ Л. Н. Древние тюрки. М. 1967, с. 238; ФЕДОРОВ Я. А., ФЕДОРОВ Г. С. Ранние тюркские племена на Северном Кавказе. М. 1978, с. 202; ГАДЛО А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л. 1979, с. 136.

7. GOLDEN P.B. Khazar Studies. An Historico-philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Vol. 1. Budapest. 1980, p. 59, 219 - 221; ГОЛДЕН П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. - Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М. 1993, с. 219.

8. DUNLOP D.M. The History of the Jewish Khazars. Princenton (N.Y.). 1954 (Princenton Oriental Studies, vol. 16); АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч.; НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч.; и др.

9. См.: МИНОРСКИЙ В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. 1963, с. 195.

10. КОВАЛЕВСКИЙ А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 годах. Харьков. 1956, с. 146 - 147.

11. Последний по времени разбор источников см.: ГОЛДЕН П. Б. Ук. соч., с. 219 - 223.

12. ГРИГОРЬЕВ В. В. Россия и Азия. СПб. 1876, с. 71 - 72, прим. 25.

13. LUDWIG D. Op. cit., s. 112 - 201; НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя. - История СССР. 1982, N 4, с. 152 - 157; ЕГО ЖЕ. Хазарское государство..., с. 134 - 144. См. также: ПЕТРУХИН В. Я. К вопросу о сакральном статусе хазарского кагана: традиция и реальность. - Славяне и их соседи, вып. 10. М. 2001; ЦУКЕРМАН К. О происхождении..., с. 521, 524.

14. ГОЛДЕН П. Б. Ук. соч., с. 218, 219.

15. Там же, с. 217, 218.

16. Там же, с. 219; GOLDEN P.B. Op. cit. Vol. 1, p. 147 - 155, 176 - 177, 197 - 198, 215 - 216; CLAUSON G. An Etymological Dictionery of the Pre-Thirteenth Century Turkish. Oxf. 1972, p. 134, 457, 539 - 540.

17. МОВСЭС КАЛАНКАТУАЦИ. История страны Алуанк. Ереван. 1984, с. 36, 41, 42, 43.

18. СЕВОРТЯН Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. М. 1972, с. 139. См. также: ФАХРУТДИНОВ Р. Г. Об имени и титуле правителя Волжской Булгарии. - Советская тюркология. Баку. 1979. N 2, с. 67, прим. 39.

19. ЭРДАЛЬ М. Хазарский язык. - Евреи и славяне. Т. 16. Хазары. М. -Иерусалим. 2005, с. 127.

20. КОВАЛЕВСКИЙ А. П. Ук. соч., с. 121, 132; СМИРНОВА О. И. К имени Алмыша, сына Шилки, царя булгар. - Тюркологический сборник, 1977. М. 1981, с. 249 - 255.

21. Ср.: МАЛОВ С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л. 1951, с. 31, 32; КОВАЛЕВСКИЙ А. П. Ук. соч., с. 122; АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 338; ФАХРУТДИНОВ Р. Г. Ук. соч., с. 65, прим. 20; КЛЯШТОРНЫЙ С. Г. Хазарские заметки. - Тюркологический сборник, 2003 - 2004. Тюркские народы в древности и средневековье. М. 2005, с. 108.

22. ГЕВОНД. История халифов. СПб. 1862. IX, с. 92, 93.

23. МИНОРСКИЙ В. Ф. Ук. соч., с. 157, прим. 157.

24. М. И. Артамонов неуверенно сближал элемент "хатир-" с армянской формой этнонима "хазар" - хазир-к' (АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 338).

25. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed. M.J. de Goeje. Ser. III. Lugduni Batavorum. 1901, s. 328. Сообщение ат-Табари дублирует Ибн ал-Асир: Из "Тарих ал-Камиль" (Полный свод истории) Ибн ал-Асира. Пер. П. К. Жузе. - Материалы по истории Азербайджана. Баку. 1940, с. 34.

26. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 338.

27. CZEGLEDY K. Khazar Raids in Transcaucasia in 762 - 764 A.D. - Acta Orientalia Hungaricae, t. XI, fasc. 1 - 3. Budapest. 1960, p. 75 - 88.

28. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 338.

29. Ср.: СТЕПАНОВ Ц. Развитие на концепцията за сакралния цар у хазарите и българите през ранното средновековие. - Българи и хазари през ранното средновековие. София. 2003, с. 225.

30. Ibn Wadhih qui dicitur al Ja'qubi. Historiae. Lugduni Batavorum. 1883, p. 194, 446; Из сочинения Я'куби "История". Текст и пер. с арабск. П. К. Жузе. - Материалы по истории Азербайджана. Вып. 4. Баку. 1927, с. 9. Ал-Йа'куби датирует нападение хазар 858 - 859 годом.

31. Ibn Wadhih qui dicitur al Ja'qubi. Historiae, p. 194; Абу Мухаммад Ахмад ибн А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана VII-IX вв.). Баку. 1981, с. 10.

32. Армянская География VII в. по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). СПб. 1877, с. 38. См. также: ПАТКАНОВ К. Из нового списка Географии, приписываемой Моисею Хоренскому. - Журнал Министерства народного просвещения. 1883, март, с. 28.

33. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 171.

34. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 398; ГУМИЛЕВ Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос). - Вестник Ленингр. ун-та. Сер. геология и география. 1964, N 24, с. 83; ГОЛБ Н. и ПРИЦАК О. Хазарско-еврейские документы X века. М. -Иерусалим. 1997, с. 54.




© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Происхождение-и-значение-титула-хазар-эльтебер

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Г. Семёнов, Происхождение и значение титула "хазар-эльтебер" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.07.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Происхождение-и-значение-титула-хазар-эльтебер (date of access: 06.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. Г. Семёнов:

И. Г. Семёнов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1150 views rating
22.07.2020 (1598 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
А. Д. ВАСИЛЬЕВ. АЭРОПЛАН "ОКТЯБРЬСКИЙ АЛФАВИТ" (НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЕФОРМЫ ТЮРКСКИХ АЛФАВИТОВ 1920-1930-х гг.)
17 hours ago · From Urhan Karimov
КАДИЗАДЕЛИЗМ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ ПО ДАННЫМ МУХАММАДА АЛЬ-КАФАУВИ
19 hours ago · From Urhan Karimov
Yu. I. DROBYSHEV. MAN AND NATURE IN THE NOMADIC SOCIETIES OF CENTRAL ASIA (III century BC-XVI century AD)
20 hours ago · From Urhan Karimov
EXPANDING CHINA'S STRATEGIC HORIZONS: "ONE BELT AND ONE ROAD "
21 hours ago · From Urhan Karimov
ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ 1675-1821 гг.
21 hours ago · From Urhan Karimov
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
2 days ago · From Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
2 days ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
2 days ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
2 days ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Происхождение и значение титула "хазар-эльтебер"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android