Libmonster ID: KZ-2340
Author(s) of the publication: О. А. МЕРКУШЕВА
Educational Institution \ Organization: МГУ им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова: Япония, Окинава, региональные проблемы, политика, городское планирование

Своеобразие Японии в мире определяется ее географическим положением, историко-культурными особенностями и экономическим развитием. В самой Японии таким же своеобразием выделяется префектура Окинава - особый регион.

Префектура Окинава расположена в южной части архипелага Рюкю - островов, растянутых между Кюсю и Тайванем. Окинава - самый крупный из них (см. карту). В целом же, архипелаг - это 160 островов и островков (из них, по данным 2010 г., лишь 48 населены, а остальные безлюдны), раскинувшихся на протяжении 400 км с севера на юг. От столицы Окинавы, города Наха, до Токио - 1550 км, а до Шанхая почти в два раза меньше - 820 км; до Тайваня же - всего 630 км1.

Такое географическое положение во многом и предопределило особенности Окинавы, которую нередко называют "неяпонской" Японией. В чем же состоят эти особенности?

ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА...

Российские ученые отмечают 4 основных аспекта, предопределивших развитие Окинавы:

- географический (периферийное расположение по отношению к центру страны и близкое соседство с Китаем, Тайванем и странами Юго-Восточной Азии);

- природно-климатический (субтропики, мягкий курортный климат);

- историко-культурный (особенности истории присоединения к Японии и отличающаяся от нее идентичность);

- геостратегический (мощное военное присутствие США на островах в силу их близости к потенциально опасным источникам региональных конфликтов)2.

До 1879 г. эта территория представляла собой самостоятельное королевство Рюкю, находившееся в вассальной зависимости от Китая и простиравшееся от южной Японии до Тайваня. По историко-культурным особенностям и языку острова, входящие в состав префектуры Окинава, значительно отличаются от остальной Японии, которую называют "Хондо", т.е. "основной территорией". Коренные жители островов даже внешностью иные, так же как значительно отличается от японского их язык - диалект намари. И хотя в наши дни местными диалектами владеет лишь небольшая часть населения Окинавы - в основном старшее поколение, а остальные ее жители говорят на "стандартном" японском языке, культурные отличия региона сохраняются. На Окинаве до сих пор сильны традиционные верования - они значительно отличаются от японского синтоизма3. Большее распространение получили буддизм и христианство - особенно после Второй мировой войны.

Многим элементам традиционной культуры Окинавы свойственна двойственность: в коро-

Карта Японии.

стр. 60

левстве Рюкю существовал закрытый мир придворных и иных знатных людей, которые поддерживали тесные связи с Китаем и переняли многие китайские традиции - в стиле одежды, музыке, кулинарии, в то время как быт простых людей сохранял свою самобытную культуру.

Своеобразны кулинарные пристрастия островитян. Окинава окружена океаном, но рыбные блюда не имеют там большого распространения: в условиях жаркого климата рыба быстро портится. Основные ингредиенты местного стола иные - свинина, тофу (соевый творог) и водоросли, по потреблению которых Окинава первенствует в стране4.

Своеобразен и знаменит традиционный элемент здешней культуры - танец рюкю. В королевстве Рюкю существовало "Одори-бугё" - специальное учреждение для совершенствования танцевального мастерства и постановки представлений для развлечения китайских послов. Не менее известен и другой народный танец - эйса, сопровождающийся выступлением барабанщиков.

Окинава славится на весь мир и как родина каратэ - искусства самозащиты без оружия. Считается, что на традиционные боевые искусства Окинавы оказали влияние китайские методы кулачного боя, в результате чего и родилось каратэ5.

Японское влияние на традиционную культуру Окинавы сильнее всего проявилось в XVII-XIX вв., когда королевство Рюкю оказалось в сфере влияния могущественного клана Сацума. В этот период королевство активно импортировало различные японские технологии. Здесь процветали живопись, каллиграфия, изготовление тканей, лаковых изделий, керамики и др.6

Сразу же после присоединения к Японии в 1879 г. Окинава стала объектом целенаправленной политики "японизации" - превращения островов в южный форпост империи. Основной отраслью хозяйства на островах в то время стало выращивание сахарного тростника. На главном острове была построена железная дорога для вывоза тростника в порт Наха. Падение цен на тростник на мировом рынке в 1920-х гг. привело к глубокому кризису на Окинаве. Многие жители покинули остров и уехали в центральную Японию и за границу7.

...И ФАКТОРА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО

Важный этап в современной истории Окинавы - период во время и после Второй мировой войны. Южная часть основного острова, ставшая местом наиболее ожесточенных сражений в 1945 г. во время битвы за Окинаву, ныне превращена в тематический парк и Музей мира.

После войны Окинава перешла под опеку США. 600 тыс. человек, проживавших тогда на островах, превратились в людей без гражданства. В обращении был американский доллар, вместо левостороннего движения на дорогах было введено правостороннее, для поездки в Японию требовались паспорт и специальное разрешение.

Американцы не занимались ни экономикой, ни социальными проблемами архипелага. Он имел для них сугубо военно-прикладное значение и активно использовался во время войн в Корее (1950-1953 гг.) и во Вьетнаме (1957-1975 гг.). Формально США вернули Японии эти острова в 1972 г., а реально - в 1975 г.8

Окинава стала 47-й префектурой Японии. Но и сейчас здесь размещено большое число военных баз США, и развитие префектуры во многом определяют взаимоотношения с американцами.

Базы занимают около 19% территории основного острова, правда, на них работает лишь 1,6% населения. В отдельных городах, таких, как Гинодза и Кин, более 35% доходов связаны с базами: они формируются за счет налогов от аренды земли, трудоустройства местного населения9.

Присутствие вооружённых сил США на острове вызывает среди жителей Японии протесты, которые усиливаются после инцидентов с участием американских военных. Так, массовые протесты разразились в 1995 г. после изнасилования американскими солдатами 12-летней школьницы, и в 2004 г. - после крушения американского вертолета на территории Международного университета Окинавы.

стр. 61

Летом 2004 г. США приняли решение о масштабной реорганизации своих вооруженных сил, дислоцированных за рубежом10. Оно предусматривает сокращение военного присутствия и на Окинаве. Но жители острова добиваются полного вывода американских баз.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ОКИНАВЕ

Как отмечает американский исследователь Г. Мак-Кормак, развитие префектуры Окинава зависит от четырех основных факторов: политики японского правительства, существования военных баз США, наличия туристов и от действий местных властей11.

В силу исторических причин население префектуры всегда отличалось особой местной идентичностью и более сильным, по сравнению с другими регионами Японии, протестным уровнем. Некоторые жители Окинавы считают колониальной не только политику американцев на островах, но и политику японцев, начиная с эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.). Поэтому японскому правительству после присоединения Окинавы приходилось любые реформы проводить очень деликатно.

Среди всех префектур Японии выделяются две, для развития которых власть принимает специальные меры: Хоккайдо, на севере страны, и Окинава. При этом Окинава - единственный регион, упомянутый не только в региональном разделе общегосударственного плана развития Японии "Гранд дизайн XXI века"12, но и в главе "Особые цели и их достижение".

Речь идет о необходимости сокращения числа американских военных баз и занимаемой ими площади, а также о стратегическом положении Окинавы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о ее возможной роли в развитии международных связей Японии со странами Юго-Восточной Азии. В плане отмечаются уникальные природные и культурные богатства островов, предусмотрено развитие Окинавы как центра туризма и рекреации, торговли - за счет создания свободной экономической зоны, НИОКР и инноваций в сфере здравоохранения, пищевой промышленности, IT-технологий, телекоммуникаций.

В рамках министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта существуют специальные управления по развитию регионов. Управление по развитию Окинавы было создано в 1972 г. после принятия 31 декабря 1971 г. закона о специальных мерах в отношении Окинавы.

Тогда были поставлены комплексные задачи: повысить качество и уровень жизни населения, улучшить состояние инфраструктуры (дорог, энерго- и водоснабжения), развивать промышленность и сельское хозяйство региона, охранять окружающую среду. Отдельная задача - улучшение транспортной доступности и инфраструктуры на небольших островах, удаленных от главного о. Окинава.

На основе упомянутого закона к настоящему времени принято уже 5 десятилетних планов развития Окинавы. При реализации первого (1972-1981 гг.) основное внимание уделялось ликвидации перекосов, возникших в годы американского господства в экономической и социальной сферах. Второе десятилетие ушло на формирование сбалансированной структуры развития островов. Действие третьего плана совпало с затянувшейся рецессией, выход из которой страна искала на путях либерализации хозяйственных отношений, предоставлении больших свобод органам местного самоуправления13.

Эти идеи развивались и углублялись и в 4-м плане развития Окинавы (2002-2011 гг.), и в действующем общегосударственном плане "Видение Окинавы XXI века"14. Последний отличается от всех предыдущих тем, что он был разработан самостоятельно правительством Окинавы на базе концепции, предложенной правительством Японии еще в 1997 г. (во время празднования 25-й годовщины возвращения Окинавы).

С тех пор цели и задачи плана претерпели ряд изменений, поскольку за прошедшие годы значительно изменилась ситуация в мировой экономике, как и в экономике стран Юго-Восточной и Восточной Азии: обострилась конкуренция и в промышленности, и в сфере услуг15.

Основная отрасль экономики на Окинаве - туризм. Его развитие сопряжено с рядом проблем. Во-первых, несмотря на попытки властей в последние годы увеличить число иностранных туристов, посещающих префектуру, по-прежнему около 95% из них японцы16. Во-вторых, большинство владельцев отелей, а также часть сотрудников этой сферы жители других японских префектур. Значительная доля сувенирных товаров также поставляется из других регионов Японии. Это свидетельствует о том, что развитие туризма требует принятия необходимых дополнительных мер.

Кроме того, развитие туризма затрудняют нехватка воды и проблемы с канализацией. Решить проблему недостатка пресной воды можно только путем строительства дорогостоящих, опресняющих морскую воду, станций17.

План "Видение Окинавы XXI века" составлен на период до 2030 г. В его основе - следующие цели:

- обеспечение сохранности природы и традиционной культуры Окинавы, безопасности ее жителей, развитие промышленности и человеческого потенциала, вовлеченности граждан в жизнь своего региона;

- решение наиболее серьезных

стр. 62

проблем, связанных с безработицей, военными базами США, удаленными островами, транспортом, образованием и депопуляцией сельских районов;

- вклад в устойчивое развитие и международные связи Японии.

Особое внимание должно уделяться небольшим удаленным островам.

Отличительной особенностью этого плана стало то, что для его создания проводились опросы местного населения. Выполнение плана ежегодно проверяется и корректируется по принципу цикла PDCA (Plan Do Check Act Планировать - Делать - Проверять - Действовать). Развитие Окинавы оценивается по 247 показателям, один из ключевых вовлечение граждан, общественных и туристических организаций в жизнь префектуры.

Во время встречи автора в марте 2014 г. с представителями префектуры они сообщили, что, несмотря на успехи последних лет (создание зоны свободной торговли, крупнейших в Японии колл-центров* и центров хранения цифровой информации, стабильное увеличение числа туристов), до сих пор в развитии региона есть ряд проблем. Прежде всего, это отсутствие финансовой независимости: около 80% бюджета префектуры составляют поступления от японского правительства; недостаточное развитие промышленности**; наличие американских военных баз; отсутствие железной дороги. Окинава единственная префектура, где нет железной дороги, пока планируется лишь продолжить единственную на о. Окинава линию монорельса, которая охватывает только г. Наха и соединяет его с аэропортом. Протяженность линии составляет около 13 км, на ней 15 станций.

Профессор Международного университета Окинавы Х. Маэдомари, эксперт по вопросам регионального развития Окинавы, в беседе с автором назвал еще несколько перспективных проектов в регионе. Так, с 2012 г. реализуется проект авиакомпании ANA по созданию узла грузоперевозок в аэропорту Наха. В 2013 г. грузооборот аэропорта составил около 70 тыс. т, что в 7 раз превосходит значение 2009 г. Через этот аэропорт 9 самолетов ANA осуществляют грузоперевозки по всему азиатскому региону18.

Что касается туризма, то Окинава, помимо японских туристов, ориентируется на китайских - из КНР, Тайваня, Гонконга. С 2013 г. налажены чартерные рейсы из Владивостока и Хабаровска, там же началась рекламная кампания Окинавы для привлечения на Окинаву российских туристов.

В последние годы активно обсуждается предложение губернатора Окинавы, Х. Накаимы о создании в префектуре игорной зоны. Очевиден ее положительный эффект для экономики региона и развития туристической отрасли, поскольку это привлечет инвесторов, туристов, в т.ч. из-за рубежа, и будет способствовать созданию новых рабочих мест. Однако местное население не поддерживает эту идею в связи с угрозой усиления преступности и возникновения серьезных социальных проблем вследствие распространения зависимости от азартных игр.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ ОКИНАВЫ

Для развития Окинавы важен не только префектурный, но и местный уровень планирования и реализации региональной политики. В последние годы японские политики и исследователи особое внимание уделяют именно низовому уровню. Формирование активных местных сообществ, влияющих на региональную политику, получило особое название - "матидзукури", если речь идет о городе, или "мурадзукури" - о деревне (буквально - "создание города/деревни")19.

В марте 2014 г. автор провел полевые исследования и встречи в городских администрациях трех крупнейших городов о. Окинава Наха, Окинава и Наго, в ходе которых была получена информация о местном уровне регионального планирования, ключевых для этих городов проектах и наиболее острых проблемах и путях их решения.

Наха - столица префектуры, с населением более 310 тыс. человек20. В базовом мастер-плане*** Наха, действующем с 2012 г. с расчётом на 10 лет, выделяются районы, прилегающие к морю, старый и новый центры. Для каждого из районов составляется отдельный план.

Ключевые проекты для города - строительство тоннеля между аэропортом и центром города; совершенствование системы защиты от цунами; развитие экономики за счет информационных технологий и коммуникаций (колл-центров, крупных серверов для баз данных и др.). Их реализация позволит создать много новых рабочих мест, привлечь новые инвестиции. Местные жители активно участвуют в городском планировании благодаря ежегодно проводимым семинарам. К сожалению, как отметили эксперты, в таких семинарах участвуют, в основном, пожилые люди, располагающие свободным временем.

Один из наиболее динамично развивающихся районов города -


* Колл-центр (англ. - call center) - центр обработки звонков и обращений. На Окинаве сосредоточено более 80% таких центров в Японии. Они размещены преимущественно в г. Наха, Наго, Окинава, Гинодза (прим. авт.).

** Доля вторичного сектора экономики в префектуре составляет не более 14% валового регионального продукта. Преобладают пищевая промышленность и производство стройматериалов - https://www.jetro.go.jp/en/invest/region/okinawa/ (прим. авт.).

*** Мастер-план - базовый по отношению к другим планам развития города, составляется на наиболее длительный срок и подразумевает постановку концептуальных целей и задач (прим. авт.).

стр. 63

Синтосин ("Новый центр"). Он расположен к северу от центральной части города. Его население более 20 тыс. жителей. Новый район возник в 1987 г. на месте бывшей военной базы США. Здесь были построены крупные торговые центры и жилищные комплексы. С 1990 г. цены на недвижимость в этой части города выросли в 3 раза21. Многие японцы и китайцы, не живущие постоянно на Окинаве, приобретают здесь недвижимость с целью вложения денег.

Для Наха очень важны инфраструктурные проекты - модернизация порта и продолжение строительства монорельсовой дороги.

Совсем другие проблемы у города Окинава (Окинава-си), второго по численности жителей около 140 тыс., расположенного в центре острова. Он возник в 1974 г. в результате объединения двух городов - Кодза и Мисато22. Наиболее крупным и значимым был г. Кодза. И сегодня Окинаваси нередко называют этим именем.

На территории города размещены шесть американских военных объектов, включая такие крупные, как воздушная база Кадета и морская Кэмп Фостер.

Благодаря близости военных баз возникла своеобразная культура Кодза, которая во многом определяет образ города и сейчас: на центральных улицах располагались бары, где играли особую музыку - смесь джаза, рок-н-ролла и народных окинавских мотивов "эйса".

Сейчас же центр Окинава-си наиболее проблемная территория города. Расположенный далеко от моря и пляжей, он неинтересен большинству туристов, большая часть баров и магазинов пустует. Об истории Кодза напоминает только небольшой музей с подборкой фотографий и предметов "американского" периода в истории Окинавы.

Большой проблемой для города стал и построенный недалеко от центра торговый комплекс "Коринда": его местоположение оказалось настолько неудачным, что все магазины комплекса закрылись, здание перешло в ведение городского правительства. В скором времени здесь планируется открыть библиотеку.

Окинава-си - музыкальная столица региона. Городские власти планируют его развитие, прежде всего, за счет усиления его культурной роли: продвижения культуры Кодза среди туристов и местных жителей, проведения ежегодного детского и молодежного музыкальных фестивалей "эйса" и т.п.23 В городе находятся офисы нескольких радиостанций, вещающих на весь регион, в музыкальном центре каждые выходные проходят концерты. Только в Окинава-си введен бесплатный проезд на автобусах и почти повсеместный свободный доступ в Интернет.

Однако у Окинава-си есть ряд проблем, касающихся его экономики и инфраструктуры. Именно этот город острее других страдает от нехватки пресной воды. Наблюдается большой отток его населения: еще 10 лет назад Окинава-си был "самым молодым" в Японии, но сегодня многие молодые люди уезжают в Наха, где больше возможностей найти хорошую работу.

Туристической столицей региона Окинавы считается город Наго. Он насчитывает около 60 тыс. жителей и занимает весьма большую площадь - более 210 км2. Наго был образован в 1970 г. в результате слияния ряда небольших городков и деревень. Территория города включает в себя пляжи, портовую зону, леса и практически незаселенные территории. Ежегодно его посещают более 3 млн. туристов24.

В западной части Наго идет активная застройка прибрежных территорий. Большое внимание уделяется созданию зеленых зон и повсеместному строительству велосипедных дорожек. Есть проект - закрыть рекреационную прибрежную территорию для автомобилей: альтернативой им может быть велосипед.

Как и в г. Окинава, центр Наго испытывает сейчас отток населения и капитала. Такая же проблема и с портом, который занимает слишком большую территорию. Эту зону планируется перестроить и использовать для массовых мероприятий и фестивалей.

Ежегодно в феврале в Наго проводится кинофестиваль, а в ноябре - велосипедные гонки. В 2000 г. здесь прошел саммит

стр. 64

"Большой восьмерки". Город знаменит ананасовой фабрикой, а также пивоварней "Орион", которая производит фирменное окинавское пиво.

* * *

Будучи самым необычным регионом Японии, Окинава стремится всячески подчеркнуть это своеобразие и использовать его в качестве импульса для развития. Однако многие обстоятельства, формирующие это своеобразие, для Окинавы одновременно, скорее, источники проблем: удаленность префектуры (в особенности отдельных небольших островов) от остальной части Японии; исторически сложившаяся неразвитость промышленности, инфраструктуры; нехватка пресной воды; наличие американских военных баз.

Существуют большие диспропорции в развитии различных районов на Окинаве, ее западного и восточного побережья, туристических зон и старых городских центров, постепенно "умирающих" в связи с оттоком населения и уходом бизнеса. По-прежнему сохраняется финансовая зависимость региона от правительственных субсидий и поступлений от военных баз США.

С другой стороны, в Окинаве на префектурном и на местном уровнях реализуется множество проектов - в промышленности, финансах, социальной сфере, культуре, туризме; отчетливо ощущаются местный патриотизм, гражданская активность жителей, их заинтересованность в развитии своего региона.

Слаженные действия государства, префектуры, местных властей и населения постепенно приносят свои результаты: идет застройка новых городских районов, таких, как Синтосин в Наха и прибрежная зона в Наго, ведется строительство монорельсовой дороги, развитие информационных технологий, реализуется ряд культурных инициатив, таких как музыкальные и танцевальные фестивали, создаются тематические парки и музеи.

Все это лишь подчеркивает уникальность имиджа префектуры Окинава в общем своеобразном облике Страны восходящего солнца.


1 Тихоцкая И. С., Саркисов К. О. 47-я префектура Японии: страноведческий портрет Окинавы // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2005. N 6, с. 54-59. (Tikhotskaya I.S., Sarkisov K. O. 47 prefektura Yaponii: stranovedcheskiy portret Okinavy // Vestnik MGU. Seria 5. Geoaraphiya. 2005, N 6) (in Russian)

2 Тихоцкая И. С., Саркисов К. О. Географический фактор в социально-экономическом развитии Окинавы // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 2006. С. 254. (Tikhotskaya I.S., Sarkisov K.O. Geographicheskiy factor v sotsialno-ekonomicheskom razvitii Okinavy // Voprosy ekonomicheskoi i politicheskoi geographii zarubezhnykh stran. 2006.) (in Russian)

3 Тихоцкая И. С., Анин К. "Неяпонская" Япония: Окинава в начале XXI в. // Японский калейдоскоп. 2006. С. 247. (Tikhotskaya I. S., Anin K. "Neyaponskaya" Yaponiya: Okinawa v nachale 21 veka // Yaponskiy kaleidoskop. 2006) (in Russian)

4 Там же, с. 252.

5 Окинава: остров улыбок // Окинава. Комитет по обслуживанию конвенций и гостей. 2010. С. 6.

6 Тихоцкая И. С., Анин К. Указ. соч., с. 253.

7 Bhowmik D.L. Writing Okinawa: Narrative Acts of Identity and Resistance. NY, Routledge, 2008, p. 48.

8 Тихоцкая И. С., Анин К. Указ. соч., с. 254-255.

9 Там же, с. 90.

10 Там же, с. 258.

11 McCormack G. Okinawa and the structure of dependence // Japan and Okinawa: structure and subjectivity. New York, Routledge, 2003, p. 93.

12 Ministry of Land, Infrastrucutre and Transport. The 5th Comprehensive National Development Plan "Grand Design for the 21st Century" - http://www.mlit.go.jp/kokudokeikaku/zs5-e/

13 Тихоцкая И. С., Анин К. Указ. соч., с. 261.

14 Okinawa prefecture government - http://www.pref.okinawa.jp/21vision/htmlver2/about21.html

15 Okinawa: the challenges ahead thriving locally in a globalized economy. ODPC Report. Okinawa, 2013, p. 52.

16 Ibid., p. 56.

17 McCormack G. Op. cit., p. 101.

18 ANA: Embracing a new business model - http://www.ana.co.jp/eng/aboutana/corporate/ir/pdf/annual/08/08_09.pdf

19 Подробнее см.: Меркушева О. А. Новые тенденции в региональной политике Японии // Материалы Международного молодежного научного форума "Ломоносов-2014" / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. М., МАКС Пресс, 2014. (Merkusheva O.A. Novye tendentsii v regionalnoi politike Yaponii // Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma "Lomonosov-2014". M., MAKS Press, 2014) (in Russian)

20 City of Naha - http://www.city.naha.okinawa.jp

21 Okinawa: the challenges.., p. 90.

22 http://www.city.okinawa.okinawa.jp/site/view/index.jsp

23 City of Okinawa - http://www.city.okinawa.okinawa.jp

24 City of Nago - http://nagocity.com


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ОКИНАВА-СВОЕОБРАЗИЕ-РЕГИОНА-И-РЕГИОНАЛЬНОЙ-ПОЛИТИКИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. А. МЕРКУШЕВА, ОКИНАВА: СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 07.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ОКИНАВА-СВОЕОБРАЗИЕ-РЕГИОНА-И-РЕГИОНАЛЬНОЙ-ПОЛИТИКИ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. А. МЕРКУШЕВА:

О. А. МЕРКУШЕВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
"РУССКАЯ ГРАММАТИКА" ГЕНРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛУДОЛЬФА
11 minutes ago · From Alibek Kasymov
"MY FRIEND ARKADY, DON'T SPEAK BEAUTIFULLY..." About lexical errors in modern public speech
3 hours ago · From Alibek Kasymov
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ОКИНАВА: СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android