Libmonster ID: KZ-2331
Author(s) of the publication: И. АШМЯНСКАЯ

Аутсорсинг - это не модное словечко последних лет, а новый способ производственной интеграции, получивший развитие в последние десятилетия. Аутсорсинг (outsourcing -"использование внешних ресурсов") - это своего рода отношения субподряда на мировом уровне, в которых участвуют две стороны: компания-заказчик из одной страны и компания-исполнитель из другой, при этом заказчик в целях снижения себестоимости или даже улучшения качества продукции делегирует исполнителю разработку и реализацию некоторых производственных процессов.

Аутсорсинг делится на иншоринг (когда работа осуществляется внутри страны, но другой компанией) и оффшоринг (когда разработка направляется в другую страну). Собственно, об этом, последнем, и пойдет речь в настоящей статье.

ПРИРОДА, СУТЬ И ИСТОКИ АУТСОРСИНГА

Аутсорсинг зачастую оказывается для компании-заказчика экономически выгоднее, чем наем собственных высококвалифицированных (часто просто уникальных, а потому весьма дорогостоящих) специалистов или создание полномасштабной дочерней компании за рубежом. Обратной стороной экономической выгоды является риск, связанный с передачей в чужие руки новейших конкурентных технологий и конфиденциальной информации, а также риск недостаточно качественного или оперативного выполнения работы.

Сильный толчок развитию аутсорсинга в форме оффшоринга дал экономический кризис в начале 1980-х гг. Именно тогда ряд американских автомобильных компаний, стремясь в условиях экономического спада в США вернуть себе конкурентоспособность на мировом рынке, впервые начали выводить производства из страны, первоначально в соседнюю Мексику1. В середине 1980-х гг. "Дженерал Моторс" закрыла 10 заводов во Флинте (штат Мичиган), переведя их в Мексику. Это позволило американским автомобилестроителям сохранить доходность своих предприятий.

После подписания в 1990-х гг. Североамериканского соглашения о свободе торговли (NAFTA) этот процесс еще более усилился. Причем он развивался не только в южном, но и в северном направлении. Американские компании стали переводить производство и на территорию своего северного соседа. Канада привлекала не только относительно более низкими, чем в США, зарплатами, но и высококвалифицированными англоязычными специалистами.

С 1990-х гг. американские компании стали проявлять свое внимание уже не только к соседним, но и к более отдаленным странам мира, к таким, например, как Тайвань и Сингапур, которые заинтересовали американские компании своим благоприятным инвестиционным климатом и дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силой.

Окончательное становление аутсорсинга как универсальной производственной системы эпохи глобализации произошло к середине 1990-х гг. на фоне бума в сфере информационных технологий и быстрого развития в передовых странах все более сложного и дорогого программного обеспечения. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в этой сфере заставил компании США, а затем и других развитых стран переводить разработки за границу. И здесь на передний план выдвинулись Индия и Китай, которые, как оказалось, обладают существенными преимуществами по сравнению с другими регионами мира.

МИРОВОЙ РЫНОК АУТСОРСИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ

Главным заказчиком по линии аутсорсинга выступают сегодня США. Крупными странами-заказчиками являются также Канада и страны ЕС. Исполнителями являются в основном страны Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и СНГ. Разные страны-исполнители обладают своими специфическими преимуществами, которые обеспечивают их более высокую конкурентоспособность в том или ином сегменте мирового рынка аутсорсинга. Так, страны Латинской Америки - Мексика, Бразилия, Коста-Рика, - исторически связанные особыми отношениями с Соединенными Штатами, стали первым регионом, на котором система международного субподряда была опробована. Страны Юго-Восточной Азии - Сингапур, Филиппины, Малайзия - с развитой инфраструктурой и высокотехнологичной культурой способны обеспечить высокое качество исполнения заказов. Россия, Белоруссия, а также такие страны ЕС,

стр. 6


как Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, привлекательны невысокими зарплатами своих высокообразованных и высококлассных специалистов. В качестве исполнителей внешних заказов нередко выступают Канада, ЮАР и Израиль. Хотя стоимость выполнения заказов здесь гораздо выше, чем в других странах, но к их услугам прибегают, когда нужно обеспечить гарантированное качество и безопасность данных.

Помимо наличия квалифицированного персонала и относительно низкой стоимости выполнения работ, для развития аутсорсинга в той или иной стране важны следующие факторы: поддержка государством создания свободных экономических зон, либеральное инвестиционное законодательство, благоприятный налоговый климат, наличие учебных заведений, готовящих необходимые кадры, юридическая база, обеспечивающая защиту авторских прав и передаваемых конфиденциальных данных, наличие соответствующей инфраструктуры и отсутствие между исполнителями и заказчиками непреодолимых языкового и культурного барьеров. Значительную роль играет деловая репутация компаний-исполнителей, которая завоевывается многолетней качественной работой и подтверждается соответствующими международными сертификатами качества.

С учетом всех вышеперечисленных условий признанным мировым лидером аутсорсинга, по данным The Global Outsourcing Report 2005, является на сегодняшний день Индия2.

ИНДИЙСКИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

Аутсорсинг в Индии начинался с контрактного программирования, т.е. с программирования на контрактной основе по спецификациям заказчика. Контрактное программирование было вызвано потребностью заказчиков в большом количестве разовых или специальных программных работ.

Определяющей предпосылкой для успешного развития в Индии аутсорсинга в сфере программирования стал фактор высокого качества трудовых ресурсов при их низкой стоимости. С одной стороны, это свободно владеющий английским языком квалифицированный персонал, ежегодно пополняющийся новыми специалистами. С другой - зарплаты индийских программистов на порядок ниже зарплат аналогичных специалистов в развитых странах (например, в Канаде или Ирландии средняя зарплата в данной отрасли составляет 38 тыс. долл. в год, а в Индии она пока не превышает 8 тыс. долл.). Именно стоимостный фактор играл для заказчика главную роль, когда аутсорсинг в этой стране только начинал развиваться.

В последние 6 лет, начиная с 2000 г., именно сектор информационных технологий и электроники развивался в Индии самыми высокими темпами (30 - 35% в год)3. Доля электронной продукции и программного обеспечения в общем экспорте Индии выросла с 4% в 1991 - 1992 гг. до 14% в 1999 - 2000 гг., а в 2005 - 2006 гг. составила 20%. Если в 2000 - 2001 гг. общий доход Индии от аутсорсинга составлял только 7 млрд. долл., то к 2005 г. он вырос до 23,6 млрд. долл. По подсчетам экспертов, в 2006 г. общий доход Индии от аутсорсинга составит около 30 млрд. долл. (см. таблицу 1).

Ведущие индийские компании в данной отрасли - "Випро Текнолоджиз" (Wipro Technologies), "Тата Консалтэнси Сервисэз" (Tata Consultancy Services (TCS) и "Инфосис Текнолоджиз" (Infosys Technologies). Следом за ними идут "Сатьям", "Патни" и др. По данным исследования, проведенного компанией "Браун-Уилсон Эдвайзерс" в 2006 г., из 50 наиболее эффективно работающих на мировом рынке аутсорсинга компаний-исполнителей 13 - индийские, причем пять из них - "Сатьям", "Когнизант", "Инфосис", "Патни" и "Тата" - в первой десятке5.

Эти компании ныне объединены в Национальную Ассоциацию предприятий по разработке программного обеспечения и предоставлению услуг (NASSCOM)6. Цель NASSCOM - обеспечить необходимые условия для дальнейшего стимулирования разработок в сфере программного обеспечения и новейших технологий в Индии7. Достижения NASSCOM очевидны: она уже способствовала принятию ряда мер государственной поддержки аутсорсинга в Индии (создание технопарков, учреждение Национальной рабочей группы по информационным технологиям и разработке программного обеспечения - о чем ниже). Сейчас NASSCOM активно участвует в разработке законодательных актов по защите прав интеллектуальной собственности иностранных компаний в Индии.

Государство готово всячески поддерживать отрасль, уже сейчас являющуюся весьма доходной для бюджета страны. В 2005 г. доходы от аутсорсинга составляли 5% ВВП Индии. В том же году, выступая на открытии 16-й Международной инженерно-технологической ярмарки в Дели, министр иностранных дел Индии К. Натвар Сингх заявил, что "к 2008 г. в этой индустрии будут заняты 4 млн. человек, которые будут давать 7% индийского ВВП и 30% экспортных доходов Индии"8.

Еще в 1998 г. администрация премьер-министра Индии учредила Национальную рабочую группу по информационным техноло-

Таблица 1

Совокупный доход индийских компаний от аутсорсинга

Годы

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 - 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

Аутсорсинг

$7 млрд.

$8 млрд.

$9,5 млрд.

$17 млрд.

$23,6 млрд.

$ 30 млрд.




* По данным Datamonitor and Gartner Inc4.

стр. 7


гиям и разработке программного обеспечения9. Главная задача этой группы, в состав которой вошли представители правительственных, деловых и академических кругов Индии, - планирование и контроль за реализацией конкретных шагов в области развития IT-индустрии. За выполнение указаний Национальной рабочей группы отвечает Министерство связи и информационных технологий. Оно же реализует программу создания технопарков и регулирует их деятельность.

Первые технологические парки как форма объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений в пределах конкретной территории были созданы в Индии в 1991 г. при Министерстве информационных технологий. Технопарки создавались в целях ускорения разработки и внедрения научно-технических и технологических достижений посредством концентрации в одном месте высококвалифицированных специалистов и обеспечения их самой современной производственной и информационной базой. В индийских технопарках создана новейшая инфраструктура. Они пользуются поддержкой правительства, получают различные льготы и налоговые послабления. Эти факторы делают технопарки привлекательными для отечественных и зарубежных компаний. Первоначально они создавались специально для привлечения иностранных заказчиков и работали только на них. Сейчас города, где располагаются крупнейшие технопарки, являются индийскими центрами аутсорсинга.

В 2006 г. в Индии насчитывалось 44 государственных и 25 частных технологических парков, при этом некоторые полностью принадлежат иностранным инвесторам.

Министерством связи и информационных технологий Индии также выработана и выполняется Программа стандартизации контроля и качества электронной продукции, целью которой является обеспечение электронной промышленностью Индии качественных показателей мирового уровня10.

Два крупнейших в стране вуза, готовящих специалистов по информационным технологиям, - Индийский Институт Технологии и Национальный Институт Технологии (имеют отделения по всей стране) получают государственную поддержку. Надо отметить, что Индия занимает второе место в мире по количеству специалистов, занятых в IT-сфере, - 1 млн. человек и экспортирует свою программную продукцию в более чем 180 стран мира. Основными покупателями индийской IT-продукции являются США, Канада и страны Западной Европы. Такие крупнейшие компании, как "Сиско", "Моторола", "Майкрософт", "Сан Майкросистемс", "IBM", "Hewlett-Packard", "Intel", "Dell Computers", "Yahoo!" и многие другие отправляют свои заказы именно в Индию.

В целом, заказчики довольны качеством индийской программной продукции, хотя некоторые склонны считать, что индийские программисты не вполне справляются с особо трудными или нестандартными заданиями, однако все отмечают их организованность, четкость и аккуратность исполнения, работоспособность, умение общаться с клиентом, что способствует быстрому решению возникающих при выполнении заказа проблем.

В то же время есть ряд факторов, создающих определенные трудности для развития IT-индустрии в Индии. Одной из главных проблем является обеспечение безопасности передаваемых данных, ведь часто аутсорсинг связан с передачей заказчиком разработчикам весьма конфиденциальной, а порой и секретной информации, и ее утечка, разглашение или недобросовестное использование категорически недопустимы. В связи с этим в развитых странах принято законодательство, защищающее пользование и право распоряжения интеллектуальной собственностью.

В Индии действует Закон об информационных технологиях, принятый в 2000 г. и касающийся безопасности передачи и хранения данных, правил "электронной торговли", а также преступлений в сфере IT11. В 2005 г. принят Закон о свободе информации, который также охраняет информацию и данные, касающиеся стратегических и экономических интересов иностранных государств или компаний, в том числе тех, которые могут повлечь нарушение авторских прав иностранных граждан12. Закон запрещает несанкционированное использование такой информации и предусматривает меры соответствующего уголовного наказания. Но, по утверждению специалистов из NASSCOM, этого недостаточно. В своем докладе "Исследование условий информационной безопасности в Индии" они утверждают, что, хотя индийские компании обладают самыми современными технологиями для защиты данных, необходимо более детальное законодательство, которое было бы прямо направлено на обеспечение безопасности данных компаний-заказчиков в сфере аутсорсинга и создание особых органов надзора за его соблюдением13.

Уже сегодня индийские компании проводят для своего персонала особые инструктажи при работе с заказчиками из США или Великобритании (где законодательство о защите интеллектуальной собственности наиболее жесткое), придерживаются законов этих стран (предусматриваемая ответственность за нарушение конфиденциальности оговаривается в контракте между заказчиком и исполнителем).

Еще одним ограничивающим фактором является качество инфраструктуры Индии. Под этим понятием понимается совокупность трех составляющих: транспортная инфраструктура, телекоммуникации и электросети. В разных районах Индии состояние инфраструктуры очень различно.

Даже в Бангалоре (штат Карнатака), ныне прозванном "индийской Силиконовой долиной", еще 10 лет назад заказчикам самим приходилось устанавливать автономные генераторы в местных компаниях, потому как те не могли обеспечить надежную, бесперебойную работу местных электросетей. И сейчас эта проблема окончательно решена только в самых первых центрах IT-аутсорсинга - Бангалоре и

стр. 8


Хайдарабаде, хотя Министерство энергетики совместно с Министерством ядерной энергии прикладывают значительные усилия для полной электрификации страны и устранения перебоев в электросетях.

В отношении телекоммуникаций также наблюдаются существенные диспропорции между различными регионами Индии. Но в целом в последнее время, после прихода на рынок частных интернет-провайдеров, происходит ускоренное развитие Интернет-сетей и наблюдается падение цен в этом секторе.

Современные тенденции развития аутсорсинга в Индии позволяют с уверенностью говорить о том, что не только будут и дальше расти старые центры IT-аутсорсинга (Бангалор, Хайдарабад, Ченнаи (Мадрас), Мумбай (Бомбей), Дели), но в скором времени на арену выйдут новые города "второго звена" (т.е. те центры, в которых располагаются дочерние предприятия или субподрядчики IT-компаний из городов "первого звена") - Белапур, Ахмадабад, Калькутта, Индор, Кочи и др. Перемещение части заказов в эти новые центры позволит снизить себестоимость продукции, ибо в Бангалоре и других городах "первого звена" зарплаты сотрудников заметно выросли и продолжают расти. Впрочем, тенденция роста зарплат IT-специалистов наблюдается по всему миру, и Индия в сравнительном анализе с другими странами и регионами имеет для заказчиков значительные преимущества.

Перспективы дальнейшего развития аутсорсинга в Индии выглядят достаточно оптимистично. В пользу этого говорит более чем десятилетний опыт, впечатляющие интеллектуальные ресурсы - постоянно растущее количество квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы и знанием требований заказчиков - и благоприятная государственная политика.

Аутсорсинг как феномен современной экономики охватил практически все регионы мира. Однако не стихают споры о том, положительное или отрицательное влияние это характерное явление новой информационной эры оказывает на страны-участницы. Для заказчиков несомненны преимущества стоимостного фактора: экономия только на зарплатах составляет от 10 до 40%. Многие из тех, кто поддерживает аутсорсинг, ссылаются также на фактор качества. Индийцы выполняют ту же работу, что и американцы за меньшие деньги и быстрее. А, скажем, российские программисты способны, по отзывам, находить такие нестандартные решения, которые их зарубежным коллегам порой просто не под силу. В числе же основных негативов аутсорсинга называют зависимость заказчиков от исполнителей и, конечно, "утечку" рабочих мест в эти страны. Против "бангалоризации" рабочих мест (словечко, как можно заметить, прямо образовано от имени "столицы" индийского аутсорсинга - г. Бангалора) особенно активно выступают американские профсоюзы14. Законодатели ряда штатов предлагают, например, ввести законы, ограничивающие аутсорсинг для компаний, зарегистрированных в этих штатах. Во время последних президентских выборов обещание "не позволить индийцам забрать работу у граждан США" звучало из уст обоих кандидатов - Джона Керри и Джорджа Буша-младшего15. Но, несмотря на протесты противников и жертв аутсорсинга, правительство США не решается накладывать подобные ограничения на деятельность своих компаний. Сами же американские компании весьма оптимистично настроены в отношении перспектив аутсорсинга и даже пытаются успокоить своих встревоженных сограждан. Так, авиакомпания "Дельта" (Delta Air Lines) сообщила в 2003 г., что, переместив 1000 рабочих мест из центров телефонного обслуживания компании в Индию, она не только сэкономила 25 млн. долл., но и смогла создать 1200 мест агентов по продажам в США16.

Таблица 2

Динамика роста зарплат IT-специалистов в некоторых странах мира

Страны

США

Канада

Россия

Индия

Китай

2004 год

$ 55 - 58 тыс.

$ 35 - 38 тыс.

$ 8 - 10 тыс.

$ 4 - 5 тыс.

$ 4 тыс.

2006 год

$ 58 - 60 тыс.

$ 38 - 40 тыс.

$ 12 - 14 тыс.

$ 6 - 7 тыс.

$ 6 тыс.



стр. 9


Для стран-исполнителей аутсорсинг - тоже не столь однозначно позитивное явление. С одной стороны, это возможность развиваться в области новейших технологий и увеличить число рабочих мест для своего населения. Но с другой стороны, как заявляют противники аутсорсинга, это - обслуживание технологически развитых стран через выполнение наименее престижной в IT-секторе, "черновой" работы, при этом компании-заказчики играют на низком уровне жизни индийцев, которые готовы больше работать за меньшие, чем их американские коллеги, деньги. Именно на этот факт эксплуатации индийских IT-программистов указывают активизировавшиеся в последнее время профсоюзы в Индии, требующие от иностранных компаний обеспечить честный и достойный уровень заработной платы для местных специалистов, не понимая, что если уровень зарплат индийцев сравняется с американским, то аутсорсинг потеряет смысл и исчезнет как явление. Также аутсорсинг предполагает сильную зависимость этого сегмента экономики от тенденций мирового рынка, что означает необходимость для стран-исполнителей постоянно конкурировать с соперниками, предлагая заказчикам набор преимуществ, которые бы привлекали их, - низкую себестоимость, высокое качество, инновационные идеи.

Однако все же перспективы дальнейшего глобального расширения аутсорсинга не подвергаются сомнению.

Объективно, аутсорсинг стал для Индии хорошей возможностью эффективной реализации своего интеллектуального потенциала и привлечения в экономику иностранных инвестиций, в первую очередь в сферу телекоммуникаций. Преобразования, осуществленные в стране для развития IT-индустрии, позитивно сказались как на национальной экономике, так и на развитии страны в целом. Но лидерство на рынке аутсорсинга необходимо постоянно поддерживать, прикладывая к этому немалые усилия. А между тем, конкуренция растет. Например, со стороны Китая.

Тем не менее, Индия имеет хорошие шансы сохранить свои лидирующие позиции на рынке аутсорсинга на ближайшие 5 - 10 лет. По данным совместного исследования, проведенного NASSCOM и консалтинговой фирмой "МакКинси и Ко", индустрия аутсорсинга в Индии будет расти в среднем на 25% в год и к 2010 г. достигнет 60 млрд. долл.17 Однако для этого необходимо решить как ныне существующие, так и возможные грядущие проблемы: по прогнозам "МакКинси", Индия может столкнуться с дефицитом рабочей силы в этой отрасли18. По подсчетам этой компании, если сейчас IT-индустрия предоставляет рабочие места одному миллиону индийцев, то к 2010 г. число IT-специалистов в сфере аутсорсинга составит 2,3 млн. человек. Индии, возможно, предстоит поспорить за первенство в этой сфере с Китаем, где аутсорсинг также быстро набирает обороты. Но при условии поддержки со стороны государства (прежде всего юридической, но также и экономической) и использования местными IT-компаниями накопленного опыта Индия вполне в состоянии сохранить лидерство в этой области.


1 History of Outsourcing. Sudhian Media LLC http://www.sudhian.com

2 The Global Outsourcing Report 2005 - www.dataart.com/down-loads/global-outsourcing-report.pdf

3 Outsourcing in India - http://www.offshorexperts.com

4 http://www.datamonitor.com; http://www.outsourcing.com; http://www.gartner.com

5 The Black Book of Outsourcing - http://theblackbookofoutsour-cing.com/topoutsourcingvendors.htm

6 http://www.nasscom.org, http://www.nasscom.in

7 NASSCOM: Annual Report 2005 - 2006 - http://www.nasscom.in

8 Обращение К. Натвара Сингха, министра иностранных дел, на открытии 16-й Международной инженерно-технологической Ярмарки (Прагати Майдан, Нью-Дели), 9 февраля 2005 http://www.indianembassy.ru

9 National Taskforce on Information Technology and Software Development.

10 Standardization Testing and Quality Certification, STQC - http://www.stqc.nic.in

11 IT Act 2000 - http://www.LegalServiceIndia.com

12 Right to Information Act 2005 - http://www.indialawinfo.com, http://www.mit.gov.in/rti-act.pdf

13 The Study on Indian Information Security Environment, NASSCOM, 2004 - http://www.nasscom.org

14 Outsourcing Outrage as Viewed from U. S., U. K. and India Siliconeer, March 2004 - http://www.siliconeer.com

15 Ibidem.

16 Ibid.

17 McKinsey Global Institute - http://www.mckinsey.com/mgi

18 Ibidem.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЙ-АУТСОРСИНГ-ИЛИ-БАНГАЛОРИЗАЦИЯ-МИРОВОЙ-ЭКОНОМИКИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. АШМЯНСКАЯ, ИНДИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ, ИЛИ "БАНГАЛОРИЗАЦИЯ" МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 06.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЙ-АУТСОРСИНГ-ИЛИ-БАНГАЛОРИЗАЦИЯ-МИРОВОЙ-ЭКОНОМИКИ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. АШМЯНСКАЯ:

И. АШМЯНСКАЯ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alibek Kasymov
Astana, Kazakhstan
154 views rating
06.06.2024 (50 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ, ИЛИ "БАНГАЛОРИЗАЦИЯ" МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android