К началу XX в. востоковедение накопило огромный фактический материал благодаря археологическим открытиям предыдущего века. Были прочитаны древние надписи и тексты. Появилось множество научных трудов самого разного характера. Возникли новые отрасли исследования. В то же время стремительно развивающиеся мировые коммуникации ставили перед наукой задачу выведения ее из узких рамок специализации, а также развития в направлении широкой практической пользы. В этом контексте Ю.Н. Рерих видел насущную необходимость в создании общей истории Востока и считал это приоритетной задачей. Он считал, что востоковедение не должно быть замкнутой на себе наукой, сокровища восточной мысли должны быть открыты всему миру. Кроме того, он указывал, что помимо обобщения уже известных данных "работа такого рода способствовала бы новым открытиям и, может быть, даже открытиям неожиданным, а также помогла бы ученым, специализирующимся в других областях науки" [Рерих Ю.Н., 1999(2), с. 15]. Ю.Н. Рерих стал апологетом единой цивилизационно-культурной азиатской общности, в складывании которой первостепенную роль отводил буддизму.
Ключевые слова: Рерих Ю.Н., метод синтеза в истории, культурное единство Азии, буддизм.
Ю.Н. Рерих выступил основоположником нового направления в исторической науке, в основе которого лежат синтез, обобщение, поиск всевозможного единства и интеграционных связей. В свете этого подхода наука история представлялась лишь частью целого блока исторических дисциплин, в который наряду с ней входят археология, культурология, этнопсихология, история философии и религий, история искусств. История любой страны, любой территории теперь могла быть представлена как часть всеобщей истории мира, а различные этносы выступили субъектами единого исторического процесса. С этой точки зрения, например, Восток и Запад развивались сообща, в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Ю.Н. Рерих поставил перед собой задачу исследования Азии как единого культурно-исторического пространства. Он задумал ...
Читать далее