"БОРЬБА ЗА ВЕРУ И МЕЧЕТЬ" В ЗАЯВЛЕНИЯХ И ЖАЛОБАХ ТАТАР-МУСУЛЬМАН УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1940-1980-х гг.1
В статье рассматривается комплекс воззрений верующих о мечети и ее роли в общественной жизни страны и религиозной общины. Он нашел отражение в многочисленных заявлениях мусульман Ульяновской области 1940-1980-х гг. об открытии новых и возвращении старых мечетей, направленных в местные и центральные органы советской власти. Изложенные в заявлениях представления и аргументы о необходимости нормального функционирования культовых зданий были элементами коллективной идентичности татар-мусульман. Они позволяют раскрыть характер их отношений с государством, восприятие ими существующего строя, их общественную позицию и историко-правовую культуру. Общее количество прошений об открытии мечетей и структура самих доводов со стороны верующих были связаны с изменением положения ислама в стране, его внутренней эволюцией, с колебаниями атеистической политики советского государства. Все изложенные в письменных источниках аргументы подразделены на несколько групп: 1) правовые, восходящие к обеспечению социальной справедливости и равноправия этносов и конфессий, 2) религиозно-бытовые, 3) государственно-ориентированные (этатистские) 4) этнокультурные, 5) патриотические, восходящие к идеям долга и служения мусульман на благо государства и отечества.
Ключевые слова: ислам, татары, мечеть, атеистическая политика, верующие, Ульяновская область, свобода вероисповедания в СССР.
Религиозная идентичность человека - сложная система представлений о вере и ее основополагающих элементах, таких как обязанности верующего, бог, потусторонний мир, святые места. Для татар-мусульман одним из сакральных мест является мечеть, поведение в которой определяется системой религиозно-моральных требований шариата. В частности, в мечети не позволительно шуметь и разговаривать на посторонние (земные) темы, не связанные с молитвой. Сакральное отношение к мечети прослеживается в традициях верующих приходить в мечеть ...
Читать далее