(ДО КОНЦА XIX В.)
"Европейская идея" породила большую литературу. К ней обращались политические и общественные деятели, дипломаты и журналисты, ученые и теологи, поэты и художники. В дискуссиях о ее истории и сущности затрагивались самые разнообразные сюжеты, переплетались проблемы политики, экономики, идеологии. Обращение к этой теме неизбежно приводило к обсуждению географических, биологических, этнических, языковых и психологических факторов, то есть приобретало комплексный, междисциплинарный характер. Нередко, однако, исследования, казалось бы, специально обращенные к "идее Европы", представляли собой различные варианты истории Европы, ее стран и отдельных регионов.
"Европейская идея", или "идея Европы", - это попытки подхода к европейскому континенту как к общности, когда Европа рассматривается как целое, то есть прежде всего в плане ее внутреннего единства и отличий от других континентов. Известно, что в течение многих веков бушевали страсти вокруг определения географических рубежей Европы и политического содержания самого понятия "Европа". История дала такие реальные проявления европейской общности, как "европейские революции", "европейское Возрождение", "европейское Просвещение", "европейский роман" и т. д. Все эти термины, как правило, сочетают в себе, с одной стороны, совокупность явлений, присущих определенным европейским государствам, а с другой - попытки выявить и определить общеевропейские типологические черты и особенности определенных явлений и процессов. Естественно, и это необходимо подчеркнуть, что определяющие основное содержание развития мировой истории закономерности общественного процесса, присущие всем странам, в полной мере проявлялись и на европейском континенте1 .
В большинстве трудов по истории "европейской идеи", изданных на Западе, она ассоциируется только с планами европейского объединения, по типу проектов "Соединенных Штатов Европы" и пр. Но реальное содержание понятия "европейская идея" представляется более широким. Речь идет о в ...
Читать далее