В 70-е годы в главных странах Западной Европы значительно расширился поток литературы по теоретическому обоснованию одного из важных процессов современности - западноевропейской интеграции. В оформление ее идей внесли свою лепту историки, политологи, политические деятели. Изучение этой литературы необходимо для понимания идейной подоплеки, целей, форм, методов европеизма, особенно в свете его борьбы с атлантизмом, с идеологией "растворения" Западной Европы в Атлантическом сообществе.
Идеология европеизма получила значение важного общественного явления уже после первой мировой войны, которая резко поколебала авангардную роль Западной Европы и вызвала к жизни силы, требовавшие ее единения для сохранения мировых позиций буржуазии этого региона. Однако разделение Западной Европы на противостоящие друг другу политические блоки, неурегулированность германской проблемы и ряд других обстоятельств лишали панъевропейскую идеологию реальных политических оснований. По крайней мере ни одна крупная европейская капиталистическая страна не избрала подобную идеологическую схему в качестве генеральной линии своей внешней политики. Лишь еще более мощное потрясение - вторая мировая война - создало климат для резкой интенсификации идеологии европеизма. Западноевропейская буржуазия попыталась объединить свои усилия как для укрепления внутри- политического положения, так и для поддержания своих мировых претензий.
В ходе послевоенного восстановления в буржуазной историографии выявились две идейные школы: "открытых" европеистов, рассчитывающих на внутренние силы и противостоящих внешнему вмешательству, осуществляемому Соединенными Штатами, и "скрытых", которые в погоне за "социальной стабильностью" и в страхе перед расколом западного мира на фоне роста сил социализма выступали за совмещение процесса западноевропейской консолидации с укреплением связей с США.
Патриархом "открытого" европеистского направления был вышедший из среды политиков распавшейся Австро-Венгерской империи Р. Куденхов ...
Читать далее