В конце XVIII в. в Великобритании развернулись масштабные общественно-политические дебаты о бедности - о ее природе, причинах и наиболее приемлемой государственной политике в отношении тех, кто попал в нужду. Революция во Франции и вовлечение Британии в "революционные войны", неурожайные 1794 - 1795 гг., повлекшие за собой высокие цены на хлеб и продукты первой необходимости, безработица среди ушедших в города крестьян и низкие заработки простых трудящихся - все это накаляло социальную обстановку. В условиях экономической и социальной нестабильности в английских и валлийских графствах выросли налоги на бедных, тяготившие не только состоятельных лендлордов и фермеров средней руки, но и простых прихожан, имевших землю в пользовании.
Дебаты о бедности и нищете строились вокруг двух противоположных точек зрения. На одном "дискуссионном полюсе" находились Джозеф Тауншенд, Томас Мальтус, Иеремия Вентам и их последователи. Они проповедовали принцип "личной обусловленности" бедности (люди сами виноваты в своей нищете) и считали, что любые налоговые отчисления в пользу неимущих приводят лишь к ухудшению положения последних, т.к. ставят их в ловушку зависимости от общественной щедрости. Сторонники этого подхода призывали государственных деятелей перестать помогать бедным и ориентировать последних на самопомощь. На другом полюсе располагались те, кто смотрел на проблему нищеты с общефилософских, гуманистических позиций. Уильям Годвин, Чарльз Холл, Уильям Хэззлитт писали, что бедные, одинокие, пожилые, немощные люди, которым нужна помощь, заслуживают ее, напротив, потому, что не виноваты в своей плачевной участи. Сторонников этого подхода объединяла критика в адрес последователей Тауншенда и Мальтуса, "морально-нравственный" уклон в аргументации и довольно абстрактные предложения относительно решения проблемы нищеты.
В этих дискуссиях выделялся трехтомный труд, опубликованный в 1797 г. английским аристократом Фредериком Мортоном Иденом. Полное название работы - ...
Читать далее