Трансформация идеи Москва - Третий Рим в XVII в.
Концепция Москва - Третий Рим, утвердившаяся в первой трети XVI в. в качестве официальной доктрины и включавшая в себя идею Святой Руси, была традиционно интравертной. Она подразумевала, что чистота веры возможна только в пределах Московского царства. Более того, согласно ей, Россия объявлялась последним царством, предваряющим Второе Пришествие, а московский князь - последним благочестивым государем, который сбережет на земле православную веру и вручит свое царство Самому Христу. Русь объявлялась единственным государством, сохранившим неоскверненным драгоценный дар истинной веры. Это настраивало на культурный изоляционизм и негативное отношение к любому внешнему влиянию. Взгляд на Русскую Церковь, как на единственную, которая "сияет благочестием во всей поднебесной", становится, по словам В. О. Ключевского, "верованием образованного древнерусского общества, даже проникает в народную массу..."1. В XVII в. этот взгляд, как и многие другие религиозно-культурные представления и понятия, начинает трансформироваться. Возможность этого была заложена в двойственной природе самой идеи: "С одной стороны, она подразумевала связь с высшими духовно-религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основой государственной мощи Москвы, идея подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, в связанной с этим именем политической символике подчеркивалась имперская сущность - в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи"2. В первом варианте преобладало религиозное прочтение идеи ("благость и священство"), что подразумевало изоляцию от "нечистых земель", во втором варианте - политическое прочтение ("власть и царство"), подчеркивающее аспект всемирной имперской государственности. В первом варианте исходной фигурой становился Константин Великий, основатель Византии и поборник православной религии, во втором - Август-кесарь, прославленный рождением в Римской им ... Читать далее
____________________

Эта публикация была размещена на Либмонстре в другой стране и показалась интересной редакторам.

Полная версия: https://libmonster.ru/m/articles/view/Трансформация-идеи-Москва-Третий-Рим-в-XVII-в
Қазақстан Желіде · 1723 дней(я) назад 0 1975
Комментарии профессиональных авторов:
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Комментарии посетителей библиотеки




Действия
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
07.03.2020 (1723 дней(я) назад)
Ссылка
Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/blogs/entry/Трансформация-идеи-Москва-Третий-Рим-в-XVII-в


© biblio.kz
 
Партнёры Библиотеки

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Трансформация идеи Москва - Третий Рим в XVII в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android