Осваивая побережье реки Св. Лаврентия в первой половине XVII в., французы вступили в торговые и союзные отношения с местными племенами алгонкинской языковой семьи: монтанье (между Тадуссаком и Квебеком) и собственно алгонкинами (кичесипирини и вескарини, обитавшими между Квебеком и Монреалем и по р. Оттава). С 1615 г. эти народы стали объектом миссионерской деятельности монахов францисканского ордена реколлектов, в 1625 г. к ним присоединились иезуиты. Захват англичанами Квебека в 1629 г. на время приостановил деятельность католической миссии в Новой Франции, которая была возобновлена в 1632 г. усилиями только иезуитского ордена.
В результате деятельности миссионеров уже к началу 1630-х гг. многие представители этих племен не только познакомились с христианской доктриной, но и приняли ее. Важнейшим фактором обращения, однако, была не столько убедительность проповедей, сколько стремление к укреплению связей с французской колонией в условиях усиления эпидемий, голода и военных конфликтов с соседними племенами Ирокезской лиги1. Постепенно, в течение 1630-х гг., все большее количество индейцев обосновывалось в непосредственной близости от французских поселений и фортов: в Труа-Ривьер, Тадуссаке и самом Квебеке2. Интенсификация торговых и военных отношений стала мощным стимулом для конверсии: с 1627 г. неофиты считались подданными короля Франции и имели некоторые привилегии в торговле с французами, прежде всего, в приобретении огнестрельного оружия3.
Концентрация значительных масс индейского населения на ограниченной территории препятствовала функционированию традиционной экономики, основанной на сезонном номадизме (кочевничестве), и ставила проблему изменения образа жизни. С монтанье и алгонкинами французами регулярно проводились беседы о переходе к земледелию в постоянных поселениях на территории колонии4. И реколлекты, и иезуиты активно поддерживали колонизацию, призывая колониальное руководство к увеличению количества поселений, которые могли бы стать ...
Читать далее