Менее чем за две недели до того, как последний министр финансов Временного правительства М. В. Бернацкий оказался о своими товарищами в Петропавловской крепости, он вместе с председателем правительства подписал закон о реформе промыслового налога. Был ликвидирован дополнительный раскладочный сбор с неотчетных предприятий - одна из составных частей промыслового налога. На фоне обостряющегося политического кризиса, на фоне голодных хлебных карточек в столице и невосполнимых бюджетных дыр, лихорадочно затыкаемых свежеотпечатанными "керенками", эта мера осталась незамеченной.
Состояние налоговой системы в предреволюционной России - один из показателей кризиса системы власти. "Пьяный" бюджет демонстрировал явную неспособность прямых налогов выполнить свою главную задачу - обеспечить потребности казны. Министерство финансов постоянно предлагало реформаторские проекты, касавшиеся прямого обложения; во второй половине XIX в. реформы, хотя и ограниченные, проводились в 1865, 1885, 1898 гг., но в начале XX в. промысловый налог не реформировался ни разу. Реформа давно назрела и была разработана, но не проводилась в жизнь.
Стержень налоговой политики Временного правительства - проблема повышения налогов с богатой части общества1. Мысль о дополнительном обложении предпринимателей еще в начале апреля 1917 г. высказал министр торговли и промышленности А. И. Коновалов. При этом руководители ведомства учитывали как финансовую выгоду такой меры (пополнение бюджета), так и политическую (шаг навстречу требованиям рабочих и солдат). При очередном политическом обострении от споров, наконец, перешли к делу. 12 июня были изданы три закона: о повышении ставок подоходного налога (предполагалось, что тогда его станут платить только богатые) и временного (военного) налога на прирост торгово-промышленных прибылей, о единовременном налоге на сверхприбыли. В последующие месяцы, как показал П. В. Волобуев, новые законы подвергались нападкам с двух сторон: революционеров не устраива ...
Читать далее