Совсем недавно, менее двух месяцев назад, в отношениях Соединённых Штатов и государств, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) произошли важные изменения. В ходе состоявшейся 23 июля на таиландском о. Пхукет очередной сессии форума АСЕАН по вопросам региональной безопасности (АРФ) госсекретарь Хилари Клинтон и министры иностранных дел десяти стран-членов подписали Протокол о присоединении США к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор). Этот акт был охарактеризован Х. Клинтон как "возвращение Соединённых Штатов в ЮВА"1. Это, безусловно, историческое событие является тектоническим сдвигом в американской стратегии международной безопасности, способным внести серьёзные коррективы в политику Вашингтона во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, присоединение США к Балийскому договору трудно назвать неожиданным. Факторы, подтолкнувшие американскую дипломатию к этому шагу, вызревали не одно десятилетие.
Развитие процесса институциализации ассоциации и выдвижение её к середине первого десятилетия 2000-х годов на позиции общепризнанного модератора макрорегионального диалога в рамках Большой Восточной Азии2, сделали взаимодействие Соединённых Штатов с ассоциацией более сбалансированным, целеустремлённым и многоплановым.
К настоящему времени отношения между США и АСЕАН сочетают в себе интересы и противоречия в области дипломатии, региональной безопасности, экономики и торговли, находясь в сложной взаимозависимости с политикой других диалоговых партнёров ассоциации, прежде всего, КНР.
Для самой АСЕАН взаимодействие с Соединёнными Штатами в конце 1990 - 2000-х годах стало испытанием на прочность её декларируемого единства, способности выступать в качестве самостоятельного субъекта международных отношений в условиях становления нового, постбиполярного миропорядка и глобализации мировой экономики.
* СЕНИН Роман Александрович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ...
Читать далее