Ярославль. 2011. 225 с.
Теоретическое наследие и опыт народного образования уже не раз становились предметом пристального внимания историков, политологов, публицистов.
Рецензируемая книга, затрагивающая такие проблемы, как историография середины XIX - начала XX в., характеристика источниковой базы, к которой отнесены законодательные акты, делопроизводственные материалы, статистические источники, периодическая печать и мемуарная литература, имеет несомненный научный интерес и практическую значимость. Ярославские ученые-историки уже не первый год занимаются исследованиями в этой области. Итогом многолетней работы и стала рецензируемая монография, посвященная малоизученной теме.
Первая глава "Историография проблемы" представляет собой реконструкцию работ середины XIX - начала XX в., советской историографии и современной исторической литературы. Авторы анализируют как комплексные общероссийские работы, так и труды по народному образованию отдельных регионов. Привлечение обширных и разнообразных источников позволило не только провести реконструкцию развития научных знаний по проблеме в целом, но и выделить локальные особенности историографических работ, а также динамику их появления и развития на протяжении XIX-XX веков.
В монографии отмечается, что становление отечественной историографии народного образования в XIX - начале XX в. проходило в условиях, когда историческая наука, как и историография отечественной истории в целом, только складывалась. Этот процесс был связан с выработкой методологии исследования, накоплением источников, с поиском соответствующей концепции и, конечно, с проблемой подготовки научных кадров историков и организацией исторической науки. Данное обстоятельство наиболее остро проявилось в отношении исторической литературы дореволюционного периода, существенным недостатком которой является отсутствие аналитической обработки и обобщения всего накопленного материала.
Авторы приходят к выводу, что историографические ...
Читать далее