Ретороманские территории оказались в составе Швейцарской Конфедерации в 1803 г. после присоединения земель Республики трех Лиг на правах отдельного кантона Граубюнден. Тогда ретороманская языковая область занимала западную, центральную и восточную части Граубюндена (преимущественно высокогорья Альп), немецкая - его северные районы, итальянская - южные.
В начале XIX в. ретороманцы составляли половину населения Граубюндена. Ф. Й. Сталдер, ссылаясь на "Helvetischer Almanach" 1806 г., приводит следующие данные: из 73 200 жителей кантона 36 700 говорили на ретороманском языке, 26500 - на немецком, 10000 - на итальянском1.
Первые точные сведения относительно численности ретороманского населения Швейцарии относятся к концу XIX века2. По данным переписи населения Швейцарской Конфедерации 1880 г., ретороманский в качестве родного языка указали 38 705 чел. (1,4% населения страны); из них 37794 чел. проживали в Граубюндене, составляя второе по численности языковое сообщество кантона (45,9% жителей Граубюндена в качестве родного языка указали немецкий, 39,8% - ретороманский, 13,7% - итальянский)3.
Следует пояснить, что термин "ретороманцы", имеющий широкое распространение в научной литературе, является условным. Ряд исследователей отмечает отсутствие или слабое проявление общеретороманской идентичности. Высокогорные условия, разбросанность поселений и ограниченные контакты между ними, отсутствие политического, экономического и культурного центра ретороманской языковой области после германизации города Кур во второй половине XV - начале XVI в. способствовали складыванию и закреплению различий в языке и культуре, формированию региональной идентичности4. Общий литературный язык у ретороманцев Граубюндена исторически не сложился.
Среди ретороманского населения Верхнего и Нижнего Энгадина преобладают протестанты, Сурмейра - католики. Большинство ретороманских общин Сурсельвы являются католическими, за исключением некоторых общин района Иланц. Регион рас ...
Читать далее