О том, что христианство постепенно проникало на Русь более чем за сто лет до его официального принятия, хорошо известно. В среде феодализирующегося господствующего класса Древнерусского государства сознание необходимости введения новой религии упрочивалось постепенно. При заключении договора с Византией в 944 г. часть знати, окружавшей Игоря, присягнула на верность договору уже по христианскому обычаю1 . Подготовка условий для принятия христианства на Руси как государственной религии в последующем продолжалась, и княгиня Ольга - первой в правившей династии - перешла в новую веру.
Вопрос о ходе и даже хронологической последовательности этих событий в правление Ольги еще далек от удовлетворительного решения и вызывает споры2 . В данной статье предполагается уточнить факты путем критического анализа источников и затем внести соответствующие коррективы в объяснение событий. В уточнении нуждаются такие вопросы, как время, место и обстоятельства крещения Ольги, причины, цели и основные результаты посещения ею Константинополя, статус ее приема в императорском дворце, состав посольства и др.3 .
О времени путешествия Ольги в Константинополь существуют две точки зрения. Согласно одной из них, поездка была совершена в 957 г., уже после того, как в 954/955 (6463) г. она приняла христианство, о чем свидетельствует русская летопись. Рассказ же летописи о крещении Ольги патриархом при участии императора Константина сторонники этого взгляда расценивают как позднюю легенду. Согласно другой точке зрения, Ольга крестилась в Константинополе в 957 году. В этом случае произвольной (ошибочной) признаются лишь указанная летописью дата (954/955 г.) и ряд фактических деталей крещения. Французский византинист Ж-П. Ариньон, признавая датой посещения Ольгой Константинополя 957 год, попытался обосновать более позднюю дату ее крещения (в Киеве): промежуток в два года между концом
1 ПСРЛ. Т. 1, ч. 1. Л. 1926, стб. 53. Примечателен, однако, тот факт, что киевский князь не счел возможным возлож ...
Читать далее