Задача возрождения советского флота на Черном море1 как первостепенная встала на повестку дня практически с первых дней перехода страны от гражданской войны к миру. Однако решение ее в тот период было связано с большими трудностями. "Одни корабли погибли в боях, - вспоминал адмирал Н. Г. Кузнецов, - другие по приказу В. И. Ленина потопили сами моряки, чтобы не отдавать в руки врага, третьи были уведены белогвардейцами в Бизерту - французскую базу в Африке"2 . Советские черноморские порты лежали в руинах. В начале 1921 г. только к 29 из 62 существовавших ранее одесских причалов могли пришвартовываться суда. В Николаеве было выведено из строя две трети причальных линий3 .
В апреле 1921 г. на Юг страны выехала группа водников и путейцев во главе с начальником Главного управления путей сообщения И. Н. Борисовым. 19 мая 1921 г. по распоряжению Ленина Наркомату по морским делам было выделено 77 млн. рублей. На восстановление и содержание южных портов ассигновались значительные средства4 . Первостепенное внимание уделялось восстановлению Одесского, Новороссийского и Мариупольского портов. В мае - июне того же года Ф. Э. Дзержинский, возглавлявший тогда Наркомат путей сообщения, побывал в Одессе, Николаеве, Херсоне и детально ознакомился с ходом восстановительных работ.
20 ноября 1921 г. Ленин рассмотрел докладные записки члена Реввоенсовета Черноморского флота (с мая 1920 по январь 1935 г. он носил название - Морские силы Черного и Азовского морей) А. В. Баранова, главного командира и комиссара военных портов Черного и Азовского морей И. Ф. Измайлова и др. в ЦК РКП(б) с предложениями по укреплению флота и реорганизации его управления. А на следующий день принял представителей командования Черноморского флота и имел с ними часовую беседу5 . На Черноморский флот были направлены квалифицированные специалисты, закаленные в революционных боях командиры и военморы, прежде всего представители Балтийского флота.
В апреле 1922 г. в Петроград для обучения на Центральных политкурс ...
Читать далее