Е. Н. КОМАРИСТЫЙ, кандидат экономических наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации
На конкретном примере работы авиакомпании в статье проанализированы целесообразность и экономическая эффективность такого инструмента, как распродажа. Автор пришел к выводу, что этот способ торговли выгоден и покупателю, и продавцу.
Предприятия, так или иначе занимающиеся продажами, время от времени сталкиваются с необходимостью проведения распродаж. Общий смысл распродажи - в необходимости продать то, что по тем или иным причинам не удается продать в стандартном режиме или по стандартным ценам. В каждом конкретном случае, безусловно, могут быть вариации, в зависимости от внешнего окружения предприятия: поведение конкурентов, потребителей, условия осуществления деятельности и т. д. Распродажа одежды - классический пример распродажи товаров: часть коллекции, не проданная за сезон, по его окончании продается по сниженным ценам. При этом условия распродажи зависят от конкретных условий, а выручка от реализации по такой схеме может быть даже ниже себестоимости распродаваемых товаров. Проведением распродажи продавец ставит целью не столько получение прибыли, сколько конвертацию товара в деньги.
В ситуации снижения спроса на товар и явного превышения его количества на складе продавца над платежеспособным спросом уравновесить спрос и предложение можно лишь путем снижения цены. То есть распродажа обусловлена экономическими причинами. Хотя в некоторых случаях наряду с
стр. 155
этим может присутствовать и рекламная составляющая (для повышения узнаваемости фирмы или товара).
Существуют и другие примеры дисконтной политики в продажах, которые не называются распродажей, но имеют ту же сущность. Они, главным образом, относятся к сфере услуг. Так, например, широко распространен дифференцированный подход к цене билета в кинотеатр в зависимости от времени сеанса - утренние стоят дешевле, вечерние - дороже. Или, например, оплата одного часа в компьютерном гейм ...
Читать далее