Б. А. Антоненко (Душанбе), академик АН Таджикской ССР Б. И. Искандаров (Душанбе)
Широкое развитие исторической науки в Таджикистане стало возможным только после победы Великого Октября. Дореволюционная литература, посвященная истории таджикских земель, была крайне ограниченна и в большинстве случаев искажала реальную картину жизни народа. Местные историки идеализировали представителей феодальной верхушки и игнорировали народные массы. В изучение истории таджиков, их культуры значительный вклад внесли в конце XIX - начале XX в. русские ученые и путешественники. Но в их трудах, написанных с позиций буржуазной историографии, явления и события рассматривались вне связи с возникновением, развитием и конкретными историческими условиями; дореволюционные русские востоковеды не могли показать преходящий характер феодальных и тем более капиталистических отношений, их неминуемую гибель.
В первые годы после установления Советской власти в связи с гражданской войной и разрухой, экономической и культурной отсталостью в Таджикистане, по существу, не было условий для организации и проведения научных исследований. В этой обстановке основными центрами таджикской культуры были Ташкент и Самарканд. Здесь подготавливались педагоги, специалисты для народного хозяйства, научные работники. Позднее и в республике стали создаваться школы, техникумы, вузы - начался интенсивный процесс культурного строительства. Огромную роль в подготовке высококвалифицированных кадров для Таджикистана (в том числе научных работников из числа таджиков), в организации и развертывании здесь научных исследований сыграли Академия наук СССР и высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда (в первую очередь Московский и Ленинградский университеты).
Развитие исторической науки в Таджикистане в первое время проходило в ожесточенной борьбе с буржуазными националистами, которые, придерживаясь пантюркистской и панисламистской ориентации, всячески пытались принизить значение дружбы таджикского и русского народов. Особенн ...
Читать далее