В историографии революции отсутствует исследование попыток Временного правительства летом-осенью 1917 г. приступить к реформе государственного устройства на основе областной автономии. Это упущение не случайно. Вопрос об областной реформе является частью проблемы федеративного устройства государства в Февральской революции. Однако эта проблема в историографии подменялась "национальным вопросом". Как отметил М. фон Хаген, в литературе господствуют две модели описания российской истории: либо единое национальное государство, либо конгломерат угнетенных наций1. Это замечание справедливо и по отношению к периоду 1917 года. В данной статье рассматриваются содержание и перспективы федеративного принципа при февральском режиме.
Только летом 1917 г. популярность лозунгов национального самоопределения, федеративного устройства России и областной автономии отразилась в политике Временного правительства. 11 июля оно образовало Особое совещание по разработке областной реформы для представления проекта Учредительному собранию. Председателем совещания был назначен М. А. Славинский2. Такой выбор, казалось, свидетельствовал о серьезности намерений правительства, вызвавших образование Совещания. Славинский - известный деятель украинского национального движения, сторонник устройства России на основе права наций на самоопределение, национально-территориальной и областной автономии, в форме федерации3. Совещание было образовано к тому же во время, когда коалиционное правительство существовало в усеченном составе. Из него ушли 2 июля кадеты, не согласившиеся с итогами переговоров в Киеве правительственной делегации, когда А. Ф. Керенский, И. Г. Церетели и М. И. Терещенко признали образованный Центральной радой Генеральный секретариат высшим краевым органом управления на Украине. Теперь Керенский стал главой правительства. Создание Особого совещания по областной реформе было выполнением намерения, заявленного в новой правительственной декларации: 8 июля правительство обещало, чт ...
Читать далее