Приводится статистика и география пиратских нападений в последние годы, особенности действий современных пиратов, меры, предпринимаемые прибрежными государствами по пресечению пиратской деятельности. Ключевые слова: пиратские нападения, ограбление судов, Южно-Китайское море, охрана кораблей и грузов, местный морской бандитизм.
Всплекс пиратской активности у берегов Сомали, пиком которой стал захват украинского судна "Фаина" с танками, орудиями залпового огня и горами взрывчатки и боеприпасов на борту, привлек внимание всего мирового сообщества. Между тем пиратство в Аденском заливе есть только часть этого всемирного бедствия. По официальным данным в мире ежегодно совершается по несколько сотен пиратских нападений1. И их число неумолимо растет.
При этом наблюдается ряд закономерностей:
1. Пиратские нападения давно уже концентрируются в одном регионе в Юго-Восточной Азии, в морях, омывающих Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Южный Китай, Сингапур, Таиланд, Кампучию, Филиппины.
2. Водоизмещение морских судов растет, поэтому каждое успешное ограбление корабля наносит все больший ущерб владельцам судов, грузов, перевозчикам, страховым компаниям.
3. Изменился характер ограбления: если раньше пираты забирали все ценное, что можно было унести, оставляя в целости судно и команду, то теперь все чаще корабль с грузом и командой просто исчезает, как будто растворяется в тумане.
4. Попытки вооружить команду корабля или посадить на него специальную охрану зачастую кончаются плохо. Хорошо информированные и вооруженные банды нападают неожиданно, начинается бой, часто берут заложников и предлагают сдаться под угрозой их расстрела или затопления корабля. Пираты стали более жестокими, информированными, технически оснащенными.
5. Сокращение числа нападений в 2005 г. и в первом полугодии 2006 г. (127 нападений) частично объясняется природной катастрофой, произошедшей на рубеже 2004 и 2005 г.г. - цунами, унесшей жизни более 300000 человек в странах, у берегов которых особенно активно действую ...
Читать далее